Маршрутный лист по экспозиции музея «Кардиология».
Знать : строение, механизм, регуляцию работы сердца. Уметь: ориентироваться в понятиях и терминах. Научиться : определять работоспособность сердца.
До посещения музея. Вспомните правила поведения в музее: передвигаться тихо; разговаривать нельзя; задавать вопросы можно; трогать экспонаты нельзя. Восстановление в памяти изученного материала: кровь; иммунитет; органы кровообращения.
Во время посещения музея. Обратить особое внимание на: строение; механизм; регуляцию работы сердца; термины и понятия; достижения в области кардиологии. Оформить опорный конспект.
После посещения музея. Выполнить творческое задание оформление методического пособия
Задание 1: 1.Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют - … 2.Жидкая соединительная ткань - … 3.Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, - … 4.Плазма крови без фибриногена называется - … 5.Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин,- 6.Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, - … 7.Человек, дающий свою кровь для переливания, - … 8.Защитная реакция организма, например, против инфекций - … 9.Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов - … 10.Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, - … 11.Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, - … 12.К органам кровообращения относятся - … 13.Сосуды, по которым кровь течет от сердца - … 14.Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями - … 15.Путь крови от левого желудочка до правого предсердия - … (внутреннюю среду организма) (кровь) ( фибриноген) (Сыворотка крови) (эритроциты) (анемия) (донор) (воспаление) (иммунитет) (Вакцина) (антитела) (сердце и сосуды) (артерии) (капилляры) (большой круг кровообращения)
Задание 2: 1.В одной популярной книге по физиологии образно сказано: «в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание». Что подразумевается под «кораблями» и «гаванями». 2. И.П. Павлов сказал: «в организме имеется «чрезвычайная» реакция, при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого». Про что это сказано? 3. Известно, что за сутки у человека заменяется около миллиграмм крови. Сколько крови образуется за 70 лет? 4. Рассмотреть микропрепараты «кровь человека и лягушки». Указать сходство и различие. (Корабли – эритроциты, Гавани – красный костный мозг). (Фагоцитоз). (630 кг.) (Сходство: эрит. чел. и ляг. в середине просвечиваются, нет ядра, двояковогнутая форма, содержат белок – гемоглобин. Различие: кол-во у чел.5 млн., ляг. 400 тыс., размер у чел. 0, 007, ляг. 0,02.Отсюда разная поверхность у чел. 650 мм2, ляг. 220мм2.У чел. транспортируется больше кислорода.)
Стенка сердца имеет три слоя: Эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом); Миокард - средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей. Каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий. Эндокард - внутренний слой (из эпителия).
Сердечный цикл состоит из трех фаз: Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0.1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты. Сокращение желудочков – систола желудочков - длиться около 0.3 сек., при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту. Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, - длиться около 0.4 сек.
Способы регуляции функций в организме. Нервная регуляция. Гуморальная регуляция.
Сердце сокращается: 70 ударов в минуту 100тыс. в сутки 40млн. в год 2.5млд за всю жизнь 1 минута – 5.5 литра В сутки – 8тыс. литров За 70 лет – 200 млн. литров Перекачивает крови:
Задание. Термины и понятие (сопоставление). 1.Перикард –мускульные образования – проталкивают кровь по артериальному пути 2.Эпикард –средний мышечный слой 3.Миокард – наружный серозный слой 4.Эндокард –«середина» 5.Артерии –«прямая артерия» 6.Аорта (греч) – сосуды, несущие кровь от сердца, «гладкие воздухоносители», «воздушные жилы» 7.Капилляры (лат) –«капиллярис» - «волосной» 8. Предсердие сердца (лат) –раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а так же разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики. 9.Желудочки – околосердечная сумка 10.Клапан (нем) –«клаппе» - «крышка, заслонка, закрывание просвета» 11. Сердце – внутренний слой 12.Кардиология – «атриум» - «передний двор»
ВопросыВарианты ответов АКакие клапаны находятся между желудочками и предсердиями? 1Полулунные клапаны БКак называются сосуды, по которым движется кровь от сердца? 2Артерии ВКакая камера сердца наибольшей толщины?3Усиливают работу сердца ГКакие клапаны находятся между левым желудочком и аортой, правым желудочком и легочной артерией? 4Перикард ДКак называются сосуды, по которым движется кровь к сердцу? 5Три ЕЧему способствуют адреналин и соли калия?6Левое предсердие ЖКакова роль парасимпатического отдела Ц. н. с.?7Створчатые клапаны ЗКакая камера выбрасывает кровь в легочную артерию? 8Уменьшает частоту и силу сокращений ИЧем окружено сердце?9Вены КЧто снабжает сердечную мышцу кровью?10Сонная артерия ЛСколько отделов в сердце?11Автоматизм МЧисло фаз сердечного цикла?12Левый желудочек Н Сокращение предсердий13Диастола ОСердечная пауза14 Систола ПСпособность сердца ритмически сокращаться154 ТЕСТ
Ответы АОООООО О ОООООООО БО О ООООООООООООО ВООООООООООО О ООО Г О ОООООООООООООО ДОООООООО О ОООООО ЕОО О ОООООООООООО ЖООООООО О ООООООО ЗООООО О ООООООООО ИООО О ООООООООООО КООООООООО О ООООО ЛОООООООООООООО О МОООО О ОООООООООО НООООООООООООО О О ООООООООООООО О ОО ПОООООООООО О ОООО
Домашнее задание: параграф 22. Задача. Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3. крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?