Презентация повести А.И.Приставкина «Ночевала тучка золотая». Выполнила библиотекарь «ГУ СШ 18» Кузнецова В.С. «ГУ СШ 18» Кузнецова В.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А. И. Приставкин Автор: ученица 6 А класса «СОШ 10» г. Канаш ЧР Егорова Анна Учитель: Егорова Л.Н.
Advertisements

Работа ученицы 6 класса «Б» Распаевой Карины. Учитель: Малахова Елена Васильевна МОУ Красноярская школа 1.
Тема:,,Зачем творить добро?,, (беседа с учащимися нач.школы) Юдина Т.М.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Я ребенок без имени. Смерть забрала меня, прежде чем я родился. Из тьмы, я перешел во тьму, не увидев света. И все-таки, я обращаюсь к тебе со словом.
Учитель МОУ « СОШ 4» Москвичёва Е. А. Реминисценция Реминисценция - повторение, воспроизведение чужого текста ( от латинского - воспоминание ). Выявление.
Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно. А. Приставкин
МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ Маленький принц, мальчишка из сказки, В космос бескрайний глядишь без опаски, Знаешь, что звёзды далёкие греют тех, кто в их свет без сомнения.
Всероссийский фестиваль творческих работ учащихся НПО, СПО и общеобразовательных школ, посвященный 68-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг.
Творческий проект Нет на свете семьи такой, где б ни памятен был герой... Подготовила: учащаяся 1 «а» класса МБОУ ЛСОШ 2 Соскова Дарья Учитель: Ульянова.
Гордиться славою своих предков Не только можно, но и должно. А.С. Пушкин.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Передо мной лежит чистый лист бумаги, на котором пока обозначена пока только тема «Женщина с ребёнком на руках». Перечитываю её и отчётливо осознаю, что.
9 мая 9 мая - это всенародный праздник. Солдаты воевали, а женщины растили детей - будущее страны. Общими усилиями была достигнута победа над врагом!
Было это в одной восточной стране. Люди, живущие в ней, были несчастны, потому что они забыли все наказы и всё, чему их учили в древности мудрые люди.
Родители! Прошу слова …………………. Я обращаюсь к вам: Милые мамы и строгие папы….. «Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня,
Стихи Моя Судьба. Одиночество Вот ты сидишь одна В твоих глазах дрожит слеза И на столе неподалеку догорает не так давно зажженная свеча Но почему ты.
«Во все времена хватало на Руси и убийц, и насильников, и головорезов, и узнавать о них – это только в книжках забавно, а прочитать их дела в жизни или.
FedotoVA Мой предок – участник войны Выполнила: учащаяся ГБОУ СО СОШ 3 г.о.Сызрани Самарской области 4 «А» класса Новоженина Анастасия Куратор: учитель.
Ю.Бондарев. О радистке Верочке. Из повести «Батальоны просят огня» Ольга Михайловна Кылосова Учитель русского языка и литературы НОУ «Школа «Альфа и Омега»
Транксрипт:

презентация повести А.И.Приставкина «Ночевала тучка золотая». Выполнила библиотекарь «ГУ СШ 18» Кузнецова В.С. «ГУ СШ 18» Кузнецова В.С.

«Моя повесть есть факт сопротивления безжалостности, бесчеловечности» А. Приставкин

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в г. Люберцы Московской обл. Родился в рабочей семье. Во время войны остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме. Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г.детском доме В своей книге автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно его обожгло.С 1992 года Анатолий Приставкин – Председатель Комиссии по помилованиям при президенте РФ, а с декабря 2001 года – советник президента РФ по вопросам помилования. За десять лет, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключенных был смягчен приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением. Скончался 11 июля 2008 года в Москве.11 июля2008 года Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.14 июля2008 годаТроекуровском кладбище В августе 2008 года в городе Гудермесе (Чеченская республика, Россия) улице Новосельской было присвоено имя Анатолия Игнатьевича Приставкина.августе2008 годаГудермесеЧеченская республикаРоссия

Н.С.Нухажиев - Уполномоченный по правам человека в ЧР: «Когда по злой воле тоталитарных вождей чеченский народ на долгие годы оказался вырванным со своей родной земли, когда сказать доброе слово в адрес нашего народа считалось преступлением против системы, Анатолий Игнатьевич Приставкин нашел в себе гражданское мужество сказать не только слово, но и написал замечательную повесть «Ночевала тучка золотая». В этом произведении он показал масштаб человеческой трагедии, разыгравшейся на чеченской земле. Наш народ навсегда сохранит в своей памяти благодарность Анатолию Приставкину, человеку и гражданину с большой буквы».

- Вы знаете, что у меня от детдома осталось? Больше ничего, она - единственная. Знаете что? Финка для детской руки. Не игрушечная - ею можно было убивать. Ее ведь специально выточили для руки десятилетнего пацана. Оружие сохраняют, вот и, наверное, я потому сохранил…

Повесть А. И. Приставкина - э то драма о трагической судьбе двух братьев - сирот, в 1944 вывезенных вместе с другими детдомовцами из подмосковного города на Кавказ, откуда было депортировано чеченское население. « Мы были связаны одной судьбой »,- говорит А. Приставкин, имея в виду чеченских детей, увозимых под конвоем в Сибирь, и их сверстников – сирот из Подмосковья, отправленных на Кавказ. Ведь дело в общей судьбе детей. Их страдания - самый горький укор взрослому.

Повесть "Ночевала тучка золотая…» Приставкин опубликовал в 1987 году Это самое значительное его произведение, принесшее автору широкую известность. Написана она была еще в 81-м году, но смогла увидеть свет только в конце 80- х. Эта повесть о страшных в истории нашей страны событиях: депортации в конце войны по приказу Сталина целых народов с территорий освобожденных Красной Армией. Главные герои повести - братья- близняшки Колька и Сашка Кузьмины- Кузьменыши.

- Всмотримся в то страшное время, в котором живут Кузьмёныши. Как складывается их жизнь в детдоме? Сильные пожирали все, оставляя мечты о крохах. Рассказчик подробно описывает железную дверь в хлеборезку, дурманящий запах хлеба для того, чтобы показать – сытая жизнь для детдомовцев была за семью печатями. Постоянное, непереносимое чувство голода, когда мысли только о еде. Как вспоминал сам писатель, однажды, когда он сбежал из детского дома, то прятался в какой-то земляной яме, и от звериного чувства голода пытался грызть свою руку. Тем, кто этого не испытал, трудно представить, что такое нищета и вечный голод для ребенка. Книга потрясает читателей, вызывает в душе боль и сострадание.

И вот пятьсот человек таких же, как Кузьмёныши, сирот военного времени летом 1944 года отправляют на освобожденные земли Кавказа. Ни Кузьмёныши, ни другие дети не знают, почему их везут на Кавказ, но ощущение тревоги, сменяющее радость окончания долгого, изнурительного пути, охватывает и детей, и взрослых во время длительного перехода от станции к подножию гор. Ни один человек не встречается им за весь длинный путь, ни машины, ни подводы. Повсюду - следы человека, но где же сами жители? Кто засевал дозревающие поля, для кого цветут цветы, зреют в садах яблоки? Почему пуста лежащая на пути деревня? Ощущение смутного вначале страха все крепнет у Кузьмёнышей, пытающихся понять: что же творится вокруг?

Куда все-таки делось население, которое здесь было? Почему все, кто живет сейчас в станице,- приезжие? Кого они боятся? Почему не зажигают огней ночами, не выходят на улицу? Наконец до детей дойдет слово "чеченцы", и тогда узнают братья: за что-то их "сгребли в товарняки" и увезли куда-то. А потом узнают и другое: «Некоторые-то не схотели, дык, они в горах запрятались!» Кто стрелял в Регину Петровну? Кто и зачем взорвал грузовик, убив лихую девятнадцатилетнюю шоферицу Веру, еще недавно мчавшую детдомовцев по пыльной дороге на консервный завод? Чудом ушедшие от облавы чеченцы, укрывшиеся в горах, мстят слепо и жестоко, русским и украинским переселенцам.

Но при чем здесь бедные Кузьмёныши? Им-то за чьи грехи отвечать? Им- то почему надо бежать по зарослям кукурузы, слыша за собой топот лошадиных копыт, треск, шум погони, ожидая каждую секунду смерти? За что Колька должен пережить смертельный страх, превращающий его в маленького зверька: зарыться бы в землю от всего этого ужаса!

Братья-близнецы, Сашка и Колька Кузьмины, не мыслят жить друг без друга. Как единый организм, они никогда не разлучались. Сашка больше заботится о других, размышляет о завтрашнем дне, ему кажется неестественной сама смерть. Мысль о том, что человек может убить человека ему не доступна для понимания.

. Воспитательница Регина Петровна первая увидела в детях именно детей и зажгла в душах несчастных ребят искру утраченной радости. Благодаря ей Кузьменыши узнали, что существует мир, в котором нет голода, холода, воровства, и у людей бывают праздники. Регина Петровна вернула мальчишек к жизни, согрела теплом своего сердца, научила улыбаться, напомнила о том, что они дети. Она была не только милосердной, но и самоотверженной женщиной. Регина Петровна проявляет человечность, берет на себя ответственность не только за своих «мужичков» (собственных детей), но и за Кузьмёнышей, когда устраивает для детдомовцев их первый за 11 лет день рождения. Но судьба братьев складывается трагично.Один из братьев, Сашка, гибнет.

Все, что происходило, было будто не с ним, но при этом он все помнил и видел. Рассказчик глазами Кольки рисует ужасающую картину: мучительную, страшную смерть принял Сашка. Он повторяет имя погибшего брата, до конца не веря, что его уже нет в живых. Сашка не стоял, а висел, выражение лица у Сашки ужасно дурашливое, у Сашки нет глаз, в сгустках крови Сашкина требуха, кровь…висела…на грязных Сашкиных пальцах. Колька так потрясен увиденным, что не сразу понимает, что произошло. Не сердце остановилось у Сашки, а из живота у него выпирал пучок желтой кукурузы…, ниже живота и ниже кукурузы…свисала Сашкина требуха. Вот почему так бережно Колька везет на тележке брата – живота он старался не касаться, чтобы не было Сашке больно. Кольке «… не хватало дыхания… Заорал, завыл, закричал…». Колька не хоронит брата. Он отправляет его, как и мечталось, в путешествие, положив в ящик под вагоном.

Колька впадает в беспамятство после жуткой смерти брата. Приходя в себя, он обращается к нему: "Вот, небось, сам слышал, как солдаты – наши славные бойцы говорили... Едут чеченцев убивать. И того, что тебя, тоже убьют. И вот если бы он мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить... Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек? Есть ли в нем живого чего? А если бы я живого увидел, спросил бы его, зачем он разбойничает... Я бы сказал: слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве не видишь ты, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь видишь, как выходит... Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют... А ты солдат станешь убивать, и все: и они и ты - погибнете. А разве не лучше было бы, чтоб ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили? Разве нельзя сделать, чтоб никто никому не мешал, а все люди чтоб никто никому не мешал, а все люди были живые, вон как мы, собранные в были живые, вон как мы, собранные в колонии, рядышком живем?"Спас Кольку колонии, рядышком живем?"Спас Кольку чеченский мальчик Алхузур, который чеченский мальчик Алхузур, который тоже прятался, но от русских солдат. тоже прятался, но от русских солдат.

Маленький Колька увидел причины, заставившие чеченца поднять руку на Сашку. И Алхузур тоже не винит переселенцев (а ведь именно их считают виноватыми в разорении могил взрослые чеченцы). Они не найдут вины друг в друге и назовут себя братьями. Двое сирот - жертвы одних и тех же обстоятельств - противостоят миру взрослых с его бесчеловечной враждой. Для живого Кольки брат воскресает в облике чеченца Алхузура. Он и зовет его Сашкой.

На протяжении всего повествования писатель рассказывает о событиях, которые долгие годы от нас скрывали. Сталинизм стал причиной несчастий миллионов людей. Он породил разногласия между народами, ожесточил человеческие сердца, опустошил души, сделав их безжалостными даже к детям. Зерна национальной вражды, посеянные в эпоху Сталина, уже взошли и укоренились. Но решать проблему национальной розни приходится нам. До сих пор слышны отголоски того времени. Не там ли корни нынешнего братоубийства в Карабахе, Грузии, Чечне?.. Не в том ли, что люди ищут вину в своем брате и не умеют прощать виновных поневоле? Не последствия ли этих разногласий мы пожинаем до сих пор? В книге Регина Петровна мудро заметила: "Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди". С этими словами нельзя не согласиться. Да, есть плохие люди и среди русских, и среди чеченцев. Не будь их, может, не было бы вражды между народами.

«Ночевала тучка золотая» Анатолий Приставкин – вот уж что никогда не забуду…. И жалко детей, и описания их страданий… жуть…но это реально, так и было… ВЕсчь! Читала в школе потом перечитывала несколько раз и каждый раз плакала. Оценка: отлично!

Сочинения Маленькие рассказы, 1959 Мои современники, 1959 Селигер Селигерович, 1965 (очерки) Голубка // «Знамя», 1967, 3-6 На Ангаре, 1975 (очерки) Солдат и мальчик, 1977 (повесть) Ангара-река, 1977 (очерки) Ангара, 1981 (очерки) Возделай поле свое, 1981 (очерки) Большая Ангара // «Знамя», 1981, 1-2 Городок // «Новый мир», 1983, 1-2 Ночевала тучка золотая…, сб Кукушата // «Юность», 1989, Рязанка // «Знамя», 1991, 3-4 Радиостанция «Тамара», 1994 Долина смертной тени, 2000 Золотой палач, 2005 Король Монпасье Мармелажка Первый, 2008 Собрание сочинений в 5 т., 2009

Использованные ресурсы: man/anatoliy_pristavkin/ man/anatoliy_pristavkin/ man/anatoliy_pristavkin/ man/anatoliy_pristavkin/