Система независимой оценки качества профессионального образования Факторович А.А., кандидат педагогических наук, Федеральный институт развития образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования Система независимой оценки качества профессионального образования.
Advertisements

Независимая оценка качества реализации программ профессионального образования Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
2 Основные понятия РСОКО Качество образования – это совокупность свойств образования, определяющих его пригодность удовлетворять запросам потребителей.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Образовательные программы и их профессионально- общественная аккредитация.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
1 Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Транксрипт:

Система независимой оценки качества профессионального образования Факторович А.А., кандидат педагогических наук, Федеральный институт развития образования

СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Совокупность организационных и функциональных структур, норм, правил, обеспечивающих основанную на единых принципах оценку общих и профессиональных компетенций обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг

Объекты и субъекты независимой оценки качества ПО Образовательные программы: профессиональное сообщество, личность, государство Общие и профессио- нальные компетенции выпускников: работодатели, государство Образова- тельные организации и их системы: государство Качество профессионального образования

Актуальность проблемы оценки профессионального образования ПРИОРИТЕТНОСТЬ ВОПРОСОВ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ; НЕОБХОДИМОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ; ПОТРЕБНОСТЬ В РАЗВИТИИ ВЗАИМОВЫГОДНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, К ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ; ВНЕДРЕНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ; НЕОБХОДИМОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА, ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИИ

Новые приоритеты развития ПО Из доклада к совместному заседанию Госсовета и Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России (31 августа 2010 г.) «… Необходимым фактором развития профессионального образования является объективная, достоверная, публичная, понятная, система мониторинга и контроля качества образования, включающая наряду с государственной внешнюю независимую систему оценки качества образовательных учреждений, программ и результатов образования». «В рамках Болонского процесса обостряется необходимость формирования прозрачной, информационно открытой и объективной системы экспертного и общественного мониторинга качества реализации образовательных программ»

Особенности ФГОС НПО, СПО нового поколения Задача: обеспечить соответствие качества подготовки требованиям рынка труда Требования работодателя Требования государства Потребности и возможности личности Компетенции по видам проф. деятельности Уровень квалификации по образованию Возможность построения ИОТ (20-30 % вариативная составляющая)

ФГОСФГОС ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФГОС КАК ИСНТРУМЕНТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ

Условия, обеспечивающие независимость оценки качества образования Дифференциация Субъектов учения и оценки Оценки образовательных достижений и профессиональных компетенций Расширение социального партнерства в экспертизе качества Централизованный независимый контроль – аналог ЕГЭ? Сертификация квалификаций гармонизация государственной и общественной аккредитации Международные исследования (проект ОЭСР AHELO)

Экспертиза и аккредитация программ Устанавливает качество «на входе»; обеспечивает конкурс программ Устанавливает качество «на входе»; обеспечивает конкурс программ Оценивает качество «на выходе»; подтверждает востребованность программ Оценивает качество «на выходе»; подтверждает востребованность программ ПОТЕНЦИАЛПОТЕНЦИАЛ РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ

Отличие общественной аккредитации от государственной Государственная Подтверждение: государственного статуса ОУ; соответствия качества образования требованиям государства Официальный орган управления образованием Деятельность ОУ в целом Общественная Оценка качества подготовки специалистов; способности программы обеспечить качественную подготовку выпускников Общественная (профессиональная организация) Отдельная образовательная программа цели субъект предмет

Особенности общественно- профессиональной аккредитации ФУНКЦИЯ: помощь ОУ в выработке действенных внутренних механизмов совершенствования качества с опорой на собственные традиции и опыт лучших практик отечественного и зарубежного образования Показатели: регламент обновления содержания учебных программ и методических материалов; механизм корректировки целей программ с участием преподавателей и внешних экспертов; качество оценочных материалов; соответствие образовательных технологий компетентностному подходу; степень владения преподавателями современными образовательными технологиями; качество проводимых занятий; условия, которые создаются для повышения профессионально-педагогического мастерства Направленность: не академическая, а профессиональная

Международный опыт аккредитации: США Ключевой принцип: образовательная программа сильна настолько, насколько сильно ее самое слабое звено. Субъекты: Региональные аккредитационные агентства Accreditation Board for Engineering and Technology (ABET) КРИТЕРИИ – ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА знание и понимание современных научно-технических, общественных и политических проблем; умение применять естественнонаучные, математические и инженерные знания на практике; умение применять изученные методы в инженерной практике; способность проектировать процессы или системы в соответствии с поставленными задачами; способность планировать и проводить эксперимент, фиксировать и интерпретировать данные; способность работать в коллективе по междисциплинарной тематике; способность эффективно взаимодействовать в коллективе; профессиональная и этическая ответственность; понимания глобальных социальных последствий инженерных решений; понимание необходимости и способность учиться постоянно.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ: ЕВРОПА ПОДХОДЫ БРИТАНСКИЙ: более высокая степень автономии ОУ; преобладание внутреннего аудита КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ: преобладание внешних форм контроля ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ 1)независимость от государства и ОУ, привлечение внешних экспертов; 2) первичная оценка о стороны самих ОУ; 3) совместная экспертиза; 4) публикация отчетов.

Международный опыт: Великобритания ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Quality Assurance Agency (QAA) Типовые критерии Субъекты оценки, созданные университетами: The Open University (OU) The Open University Validation Services (OUVS) ОСОБЕННОСТИ отсутствие количественных показателей; поощрение академической, исследовательской, профессиональной активности преподавателей в областях, соответствующих преподаваемым курсам; требования к системе гарантий качества образования, мониторинг студенческой академической активности и ее результатов со стороны внутренних и внешних экзаменаторов.

Международный опыт: Германия КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОГРАММ учет новейших тенденций развития науки и производства; эффективность с точки зрения потребностей общества и рационального использования выделяемых государством ресурсов; оптимальное содержание подготовки, учитывающее общественные и профессиональные требования и потребности личности; высокий уровень учебно-педагогического процесса, приносящего удовлетворение и преподавателям, и студентам; обеспечение образовательной среды, мотивирующей на высокое качество деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Аккредитационный совет по оценке программ подготовки бакалавров и магистров: минимальные стандарты Аккредитационные агентства: отраслевые, территориальные

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: - соответствие разработанной программы требованиям ФГОС; - наличие в программе возможности для формирования студентами индивидуальных образовательных траекторий; - участие внешних экспертов (в том числе работодателей) в разработке программ дисциплин, модулей, практик; - технология ежегодного обновления программ, принятая в вузе; - актуальность и периодичность обновления тематики курсовых и дипломных работ студентов; - соответствие программ аттестаций, критериев оценивания студентов принципам компетентностного подхода; - соответствие созданной в вузе образовательной среды требованиям компетентностного подхода; - качество организации самостоятельной работы студентов; - оснащенность баз практик; -востребованность выпускников на рынке труда; -степень владения преподавателями современными образовательными технологиями; предоставляемые вузом возможности профессионального развития и повышения квалификации; Пример показателей для независимой аккредитации программ: опыт АККОРК

Пример показателей для профессиональной аккредитации программ (проект ФИРО) Наименование экспертного показателяЭкспертная оценка данет 1.1Освоение программы будет способствовать повышению качества и (или) эффективности деятельности (производительности труда) на рабочем месте 1.2Программа а) обеспечивает подготовку по востребованным в регионе профессиям / специальностям (для программ переподготовки) ИЛИ овладение дополнительными (новыми) профессиональными функциями (видами деятельности, компетенциями), востребованными на региональном рынке труда (для программ повышения квалификации) б) обеспечивает освоение современных технологий (методов, средств) профессиональной деятельности, в) обеспечивает расширение профессионального кругозора, помогает адаптироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач и профессионального развития. 1.2.Объем и содержание практического обучения (лабораторных и практических работ, практик, самостоятельной работы) достаточны для получения заявленных результатов 1.3.Предусмотренное материально-техническое обеспечение (оборудование учебных кабинетов, лабораторий и (или) мастерских) позволяет обеспечить качественную подготовку 1.4.Форма и содержание контроля результатов освоения программы приближены к условиям профессиональной деятельности и позволяют оценить подготовленность обучающихся к решению новых профессиональных задач

СЕРТИФИКАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ Студент может быть сертифицирован по каждому профессиональному модулю (добровольность + развитие системы сертификации квалификаций + востребованность сертификата на рынке труда и доверие к нему работодателей)

Закон РФ «Об образовании» (п. 25 ст. 33 ); Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»; Приказ Минобрнауки России «Об обеспечении выполнения комплекса межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования» от ; Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (утверждено Министерством образования и науки РФ и РСПП АФ-318/03 от ); Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (утверждено Министерством образования и науки РФ и РСПП АФ-317/03 от ). НОРМАТИВНАЯ БАЗА СЕРТИФИКАЦИИ

Инструменты Общественно-государственный совет системы независимой оценки качества профессионального образования Региональные центры сертификации профессиональных квалификаций (Самарская область, республика Татарстан, Красноярский край и др.) Сложившиеся модели аккредитации образовательных программ и экспертизы результатов профессионального образования с участием социальных партнеров (АИОР, АККОРК).

Документы Общественно-государственного совета независимой оценки качества образования профессионального образования Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах; Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах; Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах; Общие требования к экспертам по оценке и сертификации квалификаций системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, а также другие документы. Протокол 2 от 15 декабря 2010 г

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ Цель: ОБЪЕКТИНАЯ, ПРИЗНАВАЕМАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА ТРЕБОВАНИЯМ ПРОИЗВОДСТВА И БИЗНЕСА, УСТАНОВЛЕННЫМ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВА РАБОТНИКА ВЫПОЛНЯТЬ КОНКРЕТНЫЕ ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТА, ВРЕМЕНИ И СПОСОБА ПОЛУЧЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЗАДАЧИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ ОУ; ФОРМИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕРЕЗУЛЬТАТОВ СЕРТИФИКАЦИИ; ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, КАРЬЕРНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЕЛОВЕКА; ОБЛЕГЧЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ В НОВОМ ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ; ПОВЫШЕНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА; УПРОЩЕНИЕ И СОКРАЩЕНИЕ СРОКОВ ПОИСКА ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ; ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА.

Доступности процедур оценки Добровольности Постоянного обучение экспертов Открытости информации о механизмах и процедурах оценки Комплексность оценки компетентности и достоверности оценок, обеспечиваемых привлечением квалифицированных экспертов, использованием стандартизированного и технологичного инструментария Независимость и объективность оценки Совершенствование управленческой деятельности в ОУ Основные принципы сертификации и оценки квалификаций

Алгоритм формирования системы сертификации и оценки квалификаций Основные мероприятия Формирование организационно- методической базы Формирование инфраструктуры Кадровое обеспечение Адаптация Федеральной нормативно- методической базы Организация разработки ПС по приоритетным ВЭД в соответствии с процедурой РСПП Разработка и реализация программы обучения экспертов Создание и организация сети ЦОСК в соответствии с порядком, определенным ОГС Ведение базы данных экспертов Разработка контрольно- оценочных материалов Создание единой информационной базы

ТППРБМОН РБ Республиканский общественно-государственный совет (ОГС) по независимой оценке качества профессионального образования Функции: - координация разработки профессиональных стандартов по приоритетным для региона ВЭД; - взаимодействие с органами госвласти, объединениями работодателей, профессиональными сообществами; -принятие решений по оптимизации управления качеством профессионального образования на основе анализа результатов ОПА и сертификации квалификаций; -координация конкурсного отбора, аудита аккредитующих и сертифицирующих структур Объединение работодателей Региональное МО Региональный общественно-государственный совет (ОГС) по независимой оценке качества профессионального образования Функции: - координация разработки профессиональных стандартов по приоритетным для региона ВЭД; - взаимодействие с органами госвласти, объединениями работодателей, профессиональными сообществами; -принятие решений по оптимизации управления качеством профессионального образования на основе анализа результатов сертификации квалификаций; -координация конкурсного отбора, аудита аккредитующих и сертифицирующих структур Сертификационный центр профессионального образования базовая организация ОГС. Функция организационное сопровождение деятельности ОГС, ведение реестра экспертов, консалтинг ЭМЦ Экспертно-методический центр(ы): обучение экспертов, КОМы, методобеспечение Региональная сеть центров оценки и сертификации квалификаций