Основные подходы к обновлению образовательных стандартов НПО и СПО Н.Л.Гунявина,начальник отдела Департамента государственной политики и нормативно -правового.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Advertisements

«Внедрение ФГОС профессионального образования третьего поколения» доктор педагогических наук, профессор Блинов Владимир Игоревич Федеральный.
Факторович А.А., кандидат педагогических наук, Федеральный институт развития образования Федеральные государственные образовательные стандарты как основание.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
«Разработка ФГОС СПО и НПО третьего поколения» Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования доктор педагогических наук,
1 О задачах региональных органов управления образованием по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Проблемы и перспективы введения ФГОС нового поколения О.Ф.Батрова, Е.В.Зачесова Центр профессионального образования.
Особенности ФГОС. Новая структура ФГОС: 2 Требования к структуре ОПОП Требования к условиям реализации ОПОП Требования к результатам освоения ОПОП.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Контрольно-оценочные средства. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального.
«Кадры профильного обучения и разработка ФГОС профессионального образования третьего поколения» Федеральный институт развития образования Центр профессионального.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
Вопросы обеспечения образовательных организаций примерными основными профессиональными образовательными программами Олег Евгеньевич Пермяков, д.п.н., главный.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Подготовка образовательных учреждений профессионального образования к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Заместитель директора по учебно - производственной работе Бойцов Николай Валентинович ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОГБОУ СПО Костромской.
Транксрипт:

Основные подходы к обновлению образовательных стандартов НПО и СПО Н.Л.Гунявина,начальник отдела Департамента государственной политики и нормативно -правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России

ГОС СПО до 2005 года: Постановление Правительства РФ 387 от Порядок разработки, утверждения и введения в действие ГОС СПО утверждало перечень документов, входящих в состав ГОС СПО: постановление Правительства РФ 821 от 18 августа 1995 «Об утверждении ГОС СПО» перечень специальностей гостребования по специальности приказ МО РФ об образцах документов

Постановление Правительства РФ 36 от 21января 2005 года «Правила разработки, утверждения и введения в действие ГОС ПО» - ГОС ПО: - Федеральный компонент - Региональный компонент - Компонент образовательного учреждения ГОС ПО разрабатывается совместно с работодателями

Компетенция МОН в части федеральных компонентов: 1.Устанавливает соотношение ФК, РК и КОУ 2. Организует разработку ФК ГОС ПО 3. Утверждает и вводит в действие ФК ГОС ПО 4. Устанавливает порядок внесения изменений в ФК ГОС ПО

Компетенция регионов и образовательных учреждений: Региональный компонент – разрабатывается образовательными учреждениями по инициативе органа исполнительной власти субъекта РФ, утверждаются и вводятся в действие учреждениями Компонент образовательного учреждения – разрабатывается, утверждается и вводится в действие образовательными учреждениями

Совет МОН по ГОС ПО (приказ от ) Первое заседание – 2 октября 2006г. Постановили: Утвердить перечень УМК, состав председателей УМК Разработать примерное положение об УМК Сформировать состав УМК Приступить к разработке перечней НПО и СПО

Приказ о неприменении ряда приказов Минобразования России: Приказ МО РФ от 17 июля 2001 г «О закреплении специальностей СПО за министерствами РФ, имеющими ОУ» Приказ МО РФ от 29 января «Об утверждении Положения об УМС по группе специальностей СПО» Приказ МО РФ от 20 ноября 2003 г «Об УМК по группам специальностей СПО»

Обновление перечней НПО и СПО Методы сбора информации: 1. Сбор предложений от регионов, ведомств, образовательных учреждений 2. Сбор данных о цифрах приема и численности 3. Анализ ЕТКС по должностям специалистов, служащих и рабочим профессиям

Подходы к обновлению перечней НПО и СПО 1. Интеграция узких специальностей и профессий 2. Изменение устаревших наименований специальностей и профессий 3. Исключение невостребованных специальностей и профессий 4. Введение новых специальностей и профессий

Законопроект о государственном образовательном стандарте: 1. Вводится понятие - федеральный ГОС – как совокупность нормативных правовых предписаний, система правил и требований, по которым установлены ГОС ПО 2. ФГОС: - требования к результатам освоения ООП - требования к структуре ООП - требования к условиям реализации

Требования к результатам освоения: требования к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям, развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций Должны возрастать от уровня к уровню, обеспечивать единство образовательного процесса

Требования к структуре ОПП - требования к соотношению (объемам) составляющих программы (гуманитарная, естественнонаучная и др.) - Требования к соотношению обязательной части программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса

Требования к условиям реализации ООП: - Требования к: - материально-техническому - учебно-методическому - кадровому обеспечению реализации ООП

Порядок разработки, утверждения и введения в действие ФГОС ПО Определяется МОН Сохраняется: Свобода ОУ в формировании ОП Возможность органов управления образованием влиять на содержание образования

Примерная образовательная программа: Примерный учебный план Примерные программы дисциплин (учебных модулей)

Причины обновления ФГОС СПО и НПО СОДЕРЖАНИЯ От минимума СОДЕРЖАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА К минимуму РЕЗУЛЬТАТА ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕКТА СТАНДАРТИЗАЦИИ Содержание изменчиво Содержание преподавания – это не результат образования Результат - это набор компетенций выпускника, «готовностей» к выполнению определенных деятельностных функций

Логика разработки минимума содержания Дидактические единицы (науки как «данность») Объем практики (содержание не определяется – зависит от условий региона) (содержание не определяется – зависит от условий региона) Форма стандарта Форма оценивания квалификации выпускника Минимальный набор дидактических единиц (редуцированная программа) Проверка уровня усвоения знаний и умений

Логика разработки минимума результатаДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФУНКЦИИ) НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ФУНКЦИИ КОМПЕТЕНЦИЯ характеризуется готовностью применять умения и знания, а также продуктивным опытом

Логика разработки минимума результата Форма стандарта Форма оценивания квалификации выпускника Описание компетенций в рамках основных видов деятельности Проверка готовности к выполнению основных видов деятельности

Требования к результатам образования Общие требования уровня квалификации Требования специальности Общие компетенции Профессиональные компетенции Профессиональная деятельность Основные виды профессиональн ой деятельности (функции) Профессиональные модули Компетенции Применение умений Применение знаний Общие требования (отраслевые)

От II к III поколению ФГОС ОПД … II поколение ОГСЭ … ЕН … СД ПРАКТИКАПРАКТИКА …

От II к III поколению ФГОС ОПД … III поколение Модульная структура синхронизирует теоретическое и практическое обучение ОГСЭ … ЕН … СД Практика 01,02,03… 05,06,08… 04,05,07… К (ОК и ПК) ПМ ПМ1 ПМ2 ПМ3 дм Практика1 Практика2 Практика3 АТТЕСТАЦИЯ

ФГОС задает новую форму контроля 1. Оценивание готовности к выполнению основных видов профессиональной деятельности 2. Оценивание достижений в обучении

Оценка квалификации Оценка учебных достижений Диплом Зачтены следующие профессиональные модули: 1.(наименование ПМ) 2.(наименование ПМ) 3.(наименование ПМ) Приложение к диплому Дисциплина 1…….5 (отл) Дисциплина 2…….3 (удовл) Дисциплина 3 …….зачет (Сертификаты) Информация, необходимая для продолжения образования Информация, необходимая для работодателя Оценка качества подготовки выпускников

УРОВНЕВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Общие компетенции, соответствующие уровню квалификации специалиста, формируемые в ходе целостного учебно-воспитательного процесса ОК 1 выполнение работ под руководством специалистов более высокой квалификации ОК 2 самостоятельное решение управленческих и технологических задач производственной деятельности в рамках уровня своей квалификации ОК 3 ответственность за результат и качество собственной профессиональной деятельности и действия подчиненных в рамках уровня своей квалификации. ОК 4 способность к самоорганизации и адаптации к меняющимся обстоятельствам трудовой деятельности ОК 5 готовность к развитию гражданского самосознания, профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию ОК 6 готовность организовывать деятельность первичного трудового коллектива и обучать подчиненных и равных по квалификации специальным знаниям и умениям ОК 7 осуществлять поиск информации из множественных источников, ее интерпретацию и использование ОК 8 предлагать и принимать технические и управленческие решения в стандартных и нестандартных ситуациях в рамках квалификации

ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ по специальности Технология машиностроения Уровень подготовлен ности Наименование компетенци й УменияЗнания по общепрофесс ио нальным дисциплинам в соответствии с отраслевыми требованиями ОК 10 применение теоретичес- ких и прикладных знаний, необходимы х для осуществле- ния профессио- нальной деятельност и в стандартны х и нестандарт- ных ситуациях выполнять эскизы и чертежи, в том числе с использованием ИКТ; назначать технические требования на изделия; составлять спецификацию сборочных чертежей; читать чертежи; определять способы получения заготовок… требования ЕСКД; виды спецификации и требования к ним; технические требования, предъявляемые к изделиям; виды поверхностей; свойства материалов; способы получения заготовок; условия выбора заготовок; режущий инструмент; элементы режимов резания; виды и возможности средств измерения; показатели и параметры точности изделий…

ТРЕБОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Уровень подготовленност и по видам деятельности Наименование компетенци й УменияЗнания Разработка технологически х процессов и контроль качества изделий на соответствие требованиям нормативно- технической документации ПК 1.1. Анализ конструктор ской документа ции Анализировать техническую информацию Читать чертежи Требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД) Виды поверхностей ПК 1.2. Выбор вида заготовки Проверять величину припусков и размеров заготовки Рассчитывать коэффициент использования материала Определять, проверять величину припусков и размеров заготовки… Свойства материалов Способы получения заготовок Условия выбора заготовок по специальности Технология машиностроения

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности ПМ 00 Профессио нальные модули ВсегоУч.нагрСпециальные дисциплины и практикаКод формируемой компетенции ПМ 01 Разработка технологич еских процессов и контроль качества изделий на соответ ствие требовани ям норматив но-техниче ской документа ции нед. 36 Инженерная графика Технология машиностроения Процессы формообразования Технологическая оснастка Технологическое оборудование Программирование для автоматизированного оборудования Метрология, стандартизация и сертификация Информационные технологии в профессиональной деятельности Математическое обеспечение технологий машиностроения Производственная (профессиональная) практика Дополнительные дисциплины ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 1.6. ПК 1.7. ПК Технология машиностроения

Разработчики Работодатели (эксперты от работодателей) Определение основных функций, компетенций; системы оценивания квалификации Научно-педагогическое сообщество Определение структуры основной образовательной программы проф.образования; условий ее реализации ЭКСПЕРТИЗА СТАНДАРТА Оценка адекватности желаемым результатам Оценка преемственности всех уровней проф.образования НПО-СПО-ВПО

Основные преимущества ФГОС СПО и НПО нового поколения Для работодателей: Транспарентность образовательного процесса Возможность влиять на содержание и характер профессионального образования Возможность контролировать результат

Основные преимущества ФГОС СПО и НПО нового поколения Для учреждений СПО и НПО: Гибко реагировать на изменения и технологиях и содержании деятельности в сфере труда; Устанавливать взаимозаинтересованные отношения с потенциальными нанимателями выпускников; Регулировать процесс трудоустройства выпускников; Использовать механизмы внешнего оценивания.

Основные преимущества ФГОС СПО и НПО нового поколения Для служб надзора в сфере образования: Система оценивания деятельности учреждений среднего профессионального образования и начального профессионального образования по результатам

Перспективы введения ФГОС СПО и НПО нового поколения Перспективы введения ФГОС СПО и НПО нового поколения Использование новых образовательных технологий, ориентированных на результат, значимый в сфере трудаИспользование новых образовательных технологий, ориентированных на результат, значимый в сфере труда Расширение общественного участия в деятельности образовательных учреждений – от процесса разработки ФГОС до оценивания результатовРасширение общественного участия в деятельности образовательных учреждений – от процесса разработки ФГОС до оценивания результатов Повышение потенциала образовательных учреждений СПО и НПО как производителей кадровых ресурсовПовышение потенциала образовательных учреждений СПО и НПО как производителей кадровых ресурсов