Компетентностный подход в современном европейском образовательном пространстве Д-р пед. н., проф. Тарева Е.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«В последние годы сложилась иллюзия, что лидеры бизнеса придут и скажут: чему и как надо учить. Этого не произойдет. Думаю, что предметом договоренности.
Advertisements

Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Развитие высшего профессионального образования в условиях Болонского процесса Гордеева Анна Владимировна, д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики,
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Тема: Методы обучения с использованием модульных программ на компетентностной основе Преподаватель: Николаева В. И.
Транксрипт:

Компетентностный подход в современном европейском образовательном пространстве Д-р пед. н., проф. Тарева Е.Г.

В качестве предисловия «В последние годы сложилась иллюзия, что лидеры бизнеса придут и скажут: чему и как надо учить. Этого не произойдет. Думаю, что предметом договоренности могут стать только результаты обучения. Должны встретиться интересы сторон: тех, кто использует – потребляет – квалификации выпускников, и тех, кто их готовит. Пока эти стороны не слышат друг друга. Я думаю, что основная проблема в отсутствии языка. Языка, на котором мир академический и учебный может разговаривать с миром технологическим и производственным» «…нужно как бы распаковать систему образования. Она должна стать открытой и прозрачной для своих потребителей к требованиям экономики, а не быть вещью в себе». А.Волков, журнал «Эксперт», 2007

План выступления Компетенции в контексте процесса европеизации образования. Сущность и назначение компетентностного подхода. Компетенции: сущность понятия. Пути внедрения компетентностного подхода. Внедрение компетентностного подхода в ИИЯ МГПУ

1. Компетенции и европеизация образования Основные тенденции создания единого европейского пространства высшего образования: введение точно определенных и сопоставимых степеней, а также двухэтапной структуры образования; принятие системы кредитов; стимулирование академической мобильности; развитие европейского сотрудничества в области контроля качества; расширение европейских аспектов высшего образования.

1. Компетенции и европеизация образования Берлинское коммюнике (2003): Необходимо выработать структуру сравнимых и совместимых квалификаций для национальных систем высшего образования, описать квалификации результатов обучения, компетенций и профиля (для удовлетворения многообразных личных и академических потребностей, а также запросов рынка труда). Болонский процесс: Европейские университеты осваивают компетентностный подход – инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда, средство углубления их сотрудничества в новых условиях взаимного доверия. Проект закона об образовании РФ ( дек. 2010): Профессиональное образование – вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии.

1. Компетенции и европеизация образования Компетенции/компетентности – единый (согласованный) «язык» для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. «Язык» компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования За рубежом «Обучение на основе компетенций» (Competence Based Approach) В России Компетентностный подход

1. Компетенции и европеизация образования «Обучение на основе компетенций» (Competence Based Approach) Компетентностный подход Компетенции – современный методологический инструмент для «болонского» обновления в европейских вузах учебных планов и программ; путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций создание «наднационального», «надстранового» типа результатов обучения, т.е. компетенций.

2. Компетентностный подход Ориентация на результаты обучения стандартов, учебных планов, учебных программ Квалификация выпускников: сопоставимая, прозрачная, совместимая

Проблема Хорошее владение набором теоретических знаний НО: Трудности в использовании этих знаний для решения конкретных жизненных и профессиональныхзадач или проблемных ситуаций. Знаю что, но не знаю как… РАНЬШЕ

Проблема Ориентир на собирательный образ студента НО: Неспособность действовать самостоятельно, ответственно, ориентироваться на собственные ресурсы. Знаю, что надо делать, но не знаю, как бы поступил лично я…

При компетентностном подходе Личность – субъект истории, активный деятель. Образование – механизм формирования образа мира и человека в нем. Абсолютизация условий, в которых обучающийся развивает свои природные силы. Знаю что, знаю как и что бы сделал я лично!

Цели обучения: усвоение студентом социального опыта необходимого для жизнедеятельности в обществе; формирование мировоззрения в виде целостной картины мира; развитие умения осознанно планировать свое развитие, самостоятельно учиться; развитие в обучающемся системы индивидуально своеобразных личностных качеств и свойств, способствующих саморазвитию: мотивации, рефлексии, системных знаний и т.д.

Цель Результат подготовленность? образованность? общая культура? воспитанность? КОМПЕТЕНЦИИКОМПЕТЕНЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Цель обучения –формирование КОМПЕТЕНЦИЙ внутренних потенциальных личностных новообразований: знаний, навыков, умений, представлений, программ действий, систем ценностей и отношений КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Результат Результат освоения отдельных учебных предметов = знания + навыки + умения Квалификационные характеристики Квалификационные характеристики (требования работодателей к выпускнику) Компетенции = Личностные характеристики Личностные характеристики (ценностные ориентации, мотивация, способности) ВЫВОД: Компетенции включают не только когнитивную и операционально-действенную составляющие, но и мотивационную, эстетическую, социальную и поведенческую + +

знание и понимание знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать) знание как действовать знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям) Компетенции = знание как быть знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). ВЫВОД: Компетенции – это сочетание характеристик, которые описывают уровень, в соответствии с которым человек способен эти компетенции реализовать + + Общеевропейский проект TUNING

ОБЩИЙ ВЫВОД При компетентностном подходе результаты обучения и компетенции находятся в центре деятельности по реформированию образования

диктует изменение цели образования, содержания образования, результата образования новая система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся – современные компетенции

ЦЕЛЬЦЕЛЬ Компетенции РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ УМКД формулировка целей; содержание дисциплины; описание процесса обучения Основная образовательная программа Учебный план модульное построение; набор дисциплин; количество кредитовТехнологии инновационные; интерактивные; личностно ориентированные самостоятельная работа; контроль

общекультурные компетенции профессиональные компетенции

Отбор компетенций 1.Исходный список из 85 компетенций (на 11 языках); 2.В университете опрос выпускников (150 ), работодателей (30), преподавателей (15); 3.Составление и совмещение рейтингов компетенций, множественная обработка данных 4.Выработка списка компетен- ций и их классификация 1.Исследования аналитических центров, УМО, анализ требований ГОС ВПО (1, 2 поколения) 2.Выявление списка компетенций 3.Сравнение с компетенциями проекта TUNING 4.Выработка списка компетенций и их классификация. 5.Стилистическая правка дескрипторов

Примеры общекультурных компетенций (магистратура) способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень; готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач; способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности; способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач;

Примеры профессиональных компетенций (магистратура) способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях; готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов; готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов

разработка УМКД в соответствии с компетентностным подходом; разработка учебников, учебных пособий, нацеленных на формирование компетенций; подготовка преподавателей, готовых к работе в условиях компетентностного подхода; разработка методов обучения, обеспечивающих формирование у студентов профессионально значимых компетенций

Компетентностный формат УМКД: 1.основан на выделении той совокупности / системы компетенций, которые формируются в результате освоения дисциплины (модуля); 2.в зависимости от компетенций формулируются: цели, содержание, структура дисциплины (модуля), определяются формы и виды промежуточной и итоговой аттестации.

При отборе компетенций: 1)решение принимает автор/авторы УМКД с учетом требований стандарта и ООП, 2)учитывается степень соответствия содержания дисциплины (модуля) планируемому результату (компетенции), 3)принимается решение о формировании как компетенции целиком, так и определенной части компетенции. 4)принимаются во внимание: содержательные особенности дисциплины, роль дисциплины в подготовке выпускника к выполнению профессиональных задач, учебный цикл ООП (общенаучный / профессиональный), базовая или вариативная части циклов, к состав которых входит дисциплина (отражено в учебном плане).

1)Компетентностный подход находится в центре реформирования системы высшего профессионального образования в Европе и в России. 2)Компетентностный подход обеспечивает унификацию требований к выпускникам через определение результатов обучения – компетенций, востребованных академическим и профессиональным сообществом. 3)Компетентностный подход способствует совмещению образовательных программ различных территорий (стран, регионов страны) и обеспечивает развитие академической мобильности. 4)Компетентностный подход требует изменения методического мышления преподавателей, трансформации привычных взглядов и установок на процесс подготовки профессионалов.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.