Лёвкин Антон Николаевич Академия постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург), заведующий кабинетом химии Доцент кафедры физической и аналитической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Перед В ами с хема п ревращений в еществ, в ыполненная в в иде к уба Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений.
Advertisements

Программа разработана Учителем химии Горбенко И.Н. Методика решения расчётных задач в химии Методика решения расчётных задач в химии.
Решение задач с использованием массовой доли выхода продукта. Варламова А.В. учитель химии школы 1388 г. Москва.
Информация из опыта работы подготовлена учителем химии высшей категории МОУ «СОШ 73» для участия в форуме «Что делать всем заинтересованным в успешном.
Семинар - практикум «Решение олимпиадных задач по химии»
Расчеты по химическим уравнениям Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. Петроний.
Решение комбинированных задач. Типы задач Задачи на смеси В условии задачи есть слова: «смесь», «технический», «примесь», названия минералов или сплавов.
Результаты ЕГЭ по химии 2009 год Оренбургский район.
Автор: учитель биологии и химии МБОУ СОШ 17 Манукян Эмилия Завиковна.
Тема: Свойства кислорода. Оксиды. Цель: Изучить физические и химические свойства кислорода. Уметь записывать уравнения реакций кислорода с фосфором, серой,
ГИА по химии Блок В и С Версии 2010 и В 1-4 В1 – В4 Задания В1 – В4 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно указана последовательность.
Обзор заданий блока «С» 1 Окислительно- восстановительные реакции. Электронный баланс.
Некоторые физико-химические величины, используемые при решении задач по химии.
Расчеты по химическим уравнениям. Запишите уравнения реакции Фосфор взаимодействует с кислородом с образованием оксида фосфора (V) 4P + 5O 2 = 2P 2 O.
Решение задач высокого уровня сложности С 4 Знание – сокровищница, но ключ к ней - практика. Томас Фуллер Ларионова Е.И. Учитель химии СОШ МОУ 10.
Педагогические измерительные материалы ХИМИЯ Варганова Ирина Вячеславовна, и.о. зав. кафедрой естественно-математических дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО, доцент.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ХИМИИ Закон эквивалентов Урок в 11 классе Биолого-химический профиль Работа Крыжановской Татьяны Николаевны учителя химии высшей категории.
Типичные ошибки и затруднения школьников при подготовке к ЕГЭ по химии Решение задач повышенной сложности из части В и С Учитель I- кв.категории Хафизова.
Тест в формате ГИА 1. Два неспаренных электрона на внешнем электронном уровне находится у атома: 1)натрия 3) фтора 2) алюминия 4) серы Три электрона на.
Раздел: Неорганическая химия 8 класс Автор учебника О.С. Габриелян (базовый уровень) Учитель химии МОУ «Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа»
Транксрипт:

Лёвкин Антон Николаевич Академия постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург), заведующий кабинетом химии Доцент кафедры физической и аналитической химии РГПУ им. А.И. Герцена

Задачники по химии 8 класс 8 класс 9 класс 9 класс 10 класс 10 класс Москва, издательство Вентана-Граф

Структура задачника для 8 класса Первоначальные химические понятия Первоначальные химические понятия Химические реакции Химические реакции Смеси. Растворы Смеси. Растворы Газы. Кислород. Горение Газы. Кислород. Горение Основные к л а с с ы неорганических веществ Основные к л а с с ы неорганических веществ Строение атома. Периодический закон Строение атома. Периодический закон Химическая связь Химическая связь Водород. Галогены Водород. Галогены Алгоритмы решения типовых задач Алгоритмы решения типовых задач Приложения Приложения Ответы Ответы

Структура задачника для 9 класса Теоретические основы химических процессов Теоретические основы химических процессов Теория электролитической диссоциации Теория электролитической диссоциации Сера. Соединения серы Сера. Соединения серы Азот. Соединения азота Азот. Соединения азота Фосфор. Соединения фосфора Фосфор. Соединения фосфора Углерод и кремний Углерод и кремний Общие сведения об органических соединениях Общие сведения об органических соединениях Металлы Металлы Алгоритмы решения типовых задач Алгоритмы решения типовых задач Примеры решения комбинированных задач Примеры решения комбинированных задач Приложения Приложения Ответы Ответы

Структура главы Глава состоит из нескольких параграфов. В параграфе: Основные понятия (словарь терминов) Основные понятия (словарь терминов) Примеры решения задач Примеры решения задач Вопросы и задания Вопросы и задания Расчетные задачи Расчетные задачи В конце главы – контрольная работа (2 варианта)

Подходы к решению задач ЭвристическийАлгоритмическийАлгоритмы Последовательность выполнения действий Оформление решения задачи С помощью соответствующих обозначений запишем условие задачи, найдем молярные массы веществ, о которых идет речь в условии задачи. Дано: m (H 2 O) = 9 г m (O 2 ) = ? г M (H 2 O) = 18 г/моль, M (O 2 ) = 32 г/моль Алгоритм 1. Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции. Пример. Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.

Особенности задачников Системность Системность Дифференциация заданий по уровню сложности («от простого к сложному») Дифференциация заданий по уровню сложности («от простого к сложному») Тщательная проработка базовых заданий Тщательная проработка базовых заданий Актуализация основных понятий Актуализация основных понятий Сочетание алгоритмического и эвристического подходов Сочетание алгоритмического и эвристического подходов Наличие контрольных работ Наличие контрольных работ Универсальность относительно различных программ Универсальность относительно различных программ

Типы задач 1. Расчеты по уравнениям реакций с использованием понятий "моль", "молярная масса", "молярный объем", 1. Расчеты по уравнениям реакций с использованием понятий "моль", "молярная масса", "молярный объем", 2. Расчеты по уравнениям реакций с использованием закона Авогадро 2. Расчеты по уравнениям реакций с использованием закона Авогадро 3. Нахождение неизвестного простого вещества по количественным данным о продуктах его сгорания 3. Нахождение неизвестного простого вещества по количественным данным о продуктах его сгорания

Типы задач 4. Задачи на "избыток - недостаток" 4. Задачи на "избыток - недостаток" 5. Решение задач "на примеси" 5. Решение задач "на примеси" 6. Решение задач "на растворы" 6. Решение задач "на растворы" 7. Решение задач "на выход" 7. Решение задач "на выход" 8. Решение задач "на электролиз" 8. Решение задач "на электролиз"

Типы задач (продолжение) 9. Решение задач "на смеси" (в т.ч. смеси газов, реакции со смесями газов, избирательные реакции со смесями, «смесь горючих газов взорвали»). 9. Решение задач "на смеси" (в т.ч. смеси газов, реакции со смесями газов, избирательные реакции со смесями, «смесь горючих газов взорвали»). 10.Решение задач "на пластинку" 10.Решение задач "на пластинку" 12.Решение задач "кислая - средняя соль" 12.Решение задач "кислая - средняя соль" 11.Решение задач на вывод формул веществ по массовым долям элементов 11.Решение задач на вывод формул веществ по массовым долям элементов

Типы задач 12.Решение задач на вывод формул органического вещества по продуктам сгорания 12.Решение задач на вывод формул органического вещества по продуктам сгорания 13.Решение задач на вывод формул органических веществ по уравнениям реакций 13.Решение задач на вывод формул органических веществ по уравнениям реакций 14.Задачи по термохимии 14.Задачи по термохимии 15.Задачи по химической кинетике 15.Задачи по химической кинетике 16.Газовые законы, относительная плотность газов 16.Газовые законы, относительная плотность газов

Комплексные задачи Смешали 9%-ный раствор сульфата алюминия массой 190 г и 8%-ный раствор хлорида бария массой 195 г. Вычислите массовые доли веществ, находящихся в растворе после реакции. Al 2 (SO 4 ) 3 + 3BaCl 2 = 3BaSO 4 + 2AlCl 3

w = 0,09 m р-ра = 190 г w = 0,08 m р-ра = 195 г 342 M = 342 г/моль 208 M = 208 г/моль 233 M = 233 г/моль 133,5 M = 133,5 г/моль m в-ва = 17,1 г m в-ва = 15,6 г ν = 0,05 моль ν = 0,075 моль ν = 0,05 моль Остатка нет m в-ва = 17,48 гm в-ва = 6,68 г ν ост = 0,05 – 0,025 = = 0,025 моль m р-ра = – 17,48 = 367,52 m р-ра = – 17,48 = 367,52 г w 0,018 m ост = 6,68 г w* 0,023 Ответ: w (AlCl 3 ) 0,018 или 1,8% w [Al 2 (SO 4 ) 3 ] 0,023 или 2,3%

Задачник для 10 класса В парфюмерии используются некоторые альдегиды и кетоны. По систематическим названиям таких альдегидов и кетонов, составьте их структурные формулы: а) нонаналь (бесцветная или слегка желтоватая жидкость с пронзительным сладковатым запахом жира, приобретает при большом разведении аромат розы и апельсина; а) нонаналь (бесцветная или слегка желтоватая жидкость с пронзительным сладковатым запахом жира, приобретает при большом разведении аромат розы и апельсина; б) 2,2,5-триметилгексен-4-аль (бесцветная жидкость с интенсивным запахом травы и свежей зелени), б) 2,2,5-триметилгексен-4-аль (бесцветная жидкость с интенсивным запахом травы и свежей зелени),

(продолжение) в) 2-бутил-2-этил-5-метил-4- гексеналь (желтая жидкость с сильным ароматом ириса с оттенком запаха жира), в) 2-бутил-2-этил-5-метил-4- гексеналь (желтая жидкость с сильным ароматом ириса с оттенком запаха жира), г) 2,2,5,9-тетраметилдекадиен-4,8- аль (бесцветная или слегка желтоватая жидкость с сильным ароматом цветов и свежей зелени); г) 2,2,5,9-тетраметилдекадиен-4,8- аль (бесцветная или слегка желтоватая жидкость с сильным ароматом цветов и свежей зелени); д) бутандион-2,3 (диацетил, желто- зеленая жидкость с сильным запахом топленого масла). д) бутандион-2,3 (диацетил, желто- зеленая жидкость с сильным запахом топленого масла).

Как компонент парфюмерных композиций и фруктовых эссенций применяют «спирт мацутакэ», его формула изображена ниже. Это бесцветная жидкость, обладающая сильным грибным запахом с оттенком запаха травы, содержится в лавандовом масле и некоторых грибах. Дайте название этому спирту по систематической номенклатуре. Дайте название этому спирту по систематической номенклатуре. Классифицируйте его по атомности, по природе углеводородного радикала. Классифицируйте его по атомности, по природе углеводородного радикала.

Генетическая связь Перед Вами схема превращений веществ, выполненная в виде куба Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений веществ, при этом направления превращений веществ (направления «стрелок») выберите сами.

В Вашем распоряжении только два вещества: вода и литий. У Вас есть практически любое оборудование, которое может Вам понадобиться. Напишите уравнения всех возможных реакций, которые можно осуществить, исходя из названных веществ, с целью получения как можно большего числа новых веществ.

В тексте этой задачи помещен портрет английского ученого, который в науке всегда следовал девизу «Все определяется мерой, числом, весом». Один из друзей сказал про него: «Он был самым богатым из ученых и, вероятно, самым ученым среди богачей». Установите, портрет какого ученого помещен в тексте этой задачи? Какой вклад внес этот ученый в развитие химии? Объясните приведенные выше высказывания об этом ученом.

В 1784 г. французские ученые А. Лавуазье и Ж. Менье пытались найти относительно дешевый способ получения водорода для наполнения аэростатов новых конструкций. 21 апреля 1784 г. они представили доклад Парижской Академии о возможности использования водорода, получаемого при разложении воды железом при большом нагревании. Вычислите массу железа и массу воды, которые потребуются для получения 100 м 3 (н.у.) водорода по методу Лавуазье.

Поэт Леонид Мартынов написал такие строки: Вода Благоволила Литься! Она Блистала Столь чиста, Что ни напиться, Ни умыться И это было неспроста. Ей Не хватало Ивы, тала И горечи цветущих лоз. Ей Водорослей не хватало И рыбы, жирной от стрекоз. Ей не хватало быть волнистой, Ей не хватало течь везде. Ей жизни не хватало – … Попробуйте закончить сами это стихотворение. О какой воде в нем идет речь?

Одна из солей кислородсодержащей кислоты хлора названа в честь замечательного французского химика, который был научным консультантом при Наполеоне Бонапарте в Египетском походе. Открыта эта соль была в 1786 г. О какой соли идет речь? Напишите ее формулу и дайте название по систематической номенклатуре. Где используется эта соль? Что вы можете сказать о химике, в честь которого она названа? KClO3

С момента открытия одного из галогенов как элемента и до получения его в свободном виде прошло более 100 лет. Более 15 раз химики пытались выделить его и каждый раз их постигала неудача, иные поплатились здоровьем и жизнью. Впервые этот галоген был выделен в 1886 г. химиком, портрет которого помещен в тесте это задачи. Кто этот ученый? О каком галогене идет речь? Используя дополнительную литературу и сеть Интернет, найдите информацию о том, как был поставлен этот эксперимент и опишите его. Каким образом в 1906 г. была отмечена заслуга по выделению обсуждаемого галогена?

В рассказе А. Ефремова «Сердце змеи» космическая экспедиция землян встречается с экспедицией, посланной иной цивилизацией. Организмы существ из иного мира использовали фтор вместо кислорода как окислителя. Подумайте, могли ли организмы этих инопланетных жителей быть построены на органических веществах? Возможно ли с точки зрения химика существование таких организмов? Предположите, какие химические процессы могли быть положены в основу функционирования таких пришельцев? Представлял ли опасность для землян непосредственный контакт без защиты и скафандров с представителями такой «фторной» цивилизации? Могли бы выжить такие «фторные люди» в земных условиях?

Рассмотрите три портрета, помещенных в тексте этой задачи. Чьи это портреты? Каковы заслуги этих ученых в открытии кислорода? Изучите дополнительную литературу и ресурсы сети Интернет и подготовьте сообщение о жизни и деятельности этих ученых.

Наши координаты Издательство Вентана-Граф: Издательство Вентана-Граф: Москва, Тимирязевская,1 корп.3 (495) А.Н. Лёвкин: А.Н. Санкт-Петербург, ул.Ломоносова, 11

Спасибо за внимание!