Программирование Часть 3 Введение в процедурное программирование Управляющие инструкции 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глава 6. УПРАВЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРЫ Оператор присваивания Простой и составной операторы Условный оператор Оператор множественного выбора Оператор цикла с предусловием.
Advertisements

Операторы языка с++. Операторы в языке C++ предназначены для описания действий. Любой оператор может быть помечен меткой. Операторы отделяются друг от.
ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ Цели: -Познакомиться с понятием циклического алгоритма. -Освоить языковые средства для реализации циклических алгоритмов.
Организация повторений в Паскале. Найди ошибки: Program new Uses crt; Var a, b, c integer Begin clrscr Readln(a,b); C:=a*a+b*b Wreteln(c); End.
Лекция 4 Представление основных структур: итерации, ветвления, повторения. Вспомогательные алгоритмы и процедуры.
Язык программирования Delphi. Алфавит языка 53 буквы латинского алфавита и символ подчеркивания Цифры от 0 до 9 23 спец.символа
Массивы 9 класс. Основные теоретические сведения Примеры решения задач.
Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный университет Управляющие структуры языков программирования.
Программирование на Pascal. Темы Повторение. Составные логические условия Повторение. Составные логические условия Повторение. Составные логические условия.
АЛГОРИТМЫ ТОИ-ИМ 3 базовые управляющие алгоритмические структуры Решение Цикл Последовательность Непосредственное выполнение одно- го действия за другим.
©ρŧą Базовые конструкции языка.
Лекция 7. Структура языка С/С++. Операторы ветвления: условный оператор if. Полное ветвление. Неполное ветвление. Оператор множественного выбора switch.
При составлении программ часто возникают ситуации, когда 1. Заранее не известно количество повторений цикла; 2. Переменная – счетчик цикла должна изменяться.
Операторы языка Си Лекция 5.
Языки и методы программирования Преподаватель – доцент каф. ИТиМПИ Кузнецова Е.М. Лекция 7.
Алгоритмическая структура цикл Алгоритм циклической структуры - это алгоритм, в котором происходит многократное повторение одного и того же участка программы.
1 Программирование на языке Бейсик Тема. Циклы. 2 Циклы Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий. цикл с известным числом.
Тема: Управление потоком в PHP Изучить возможности языка PHP при решении задач, требующих использования условного оператора. Рассмотреть примеры управления.
Лекция 3 Операторы Цикла 1 Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина Кафедра «Информатики»
Организация повторений в Паскале. i,1,n Действие 1 Действие 2 i,1,n Действие 1 Действие 2 FOR i:=1 TO N DO BEGIN действие 1; действие 2; END; FOR i:=1.
Транксрипт:

Программирование Часть 3 Введение в процедурное программирование Управляющие инструкции 1

4. Процедурное программирование 4.1. Парадигмы программирования Парадигма программирования совокупность теорий, стандартов и методов, используемых при разработке программ. Наиболее известные парадигмы программирования: Процедурное программирование - парадигма программирования, отражающая традиционную архитектуру компьютера - архитектуру Фон Неймана. В соответствии с этой парадигмой программа рассматривается как последовательность инструкций, задающих процедуру решения задачи. Выполнение программы сводится к последовательному выполнению инструкций с целью преобразования исходного состояния памяти, то есть значений исходных данных, в заключительное, то есть в результаты. Объектно-ориентированное программирование - парадигма программирования, основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определенного класса, а классы образуют иерархию наследования. 2

4. Процедурное программирование 4.2. Принципы структурного программирования Структурное программирование методология разработки программного обеспечения, предложенная в 70-х года XX века Эдсгером Дейкстрой, разработанная и дополненная Никласом Виртом, развитие парадигмы процедурного программирования. Цели структурного программирования: Повышение эффективности и надежности программ (разбиение на модули с дальнейшей независимой оптимизацией модулей, простота тестирования и отладки) Повышение производительности труда программиста (обеспечение дисциплины программирования, улучшение читабельности программ, повышение скорости программирования и возможности коллективной разработки программ) 3

4. Структурное программирование 4.2. Принципы структурного программирования Использование ограниченного числа управляющих конструкций (структур): следование (последовательное исполнение) – однократное выполнение инструкцийй в том порядке, в котором они записаны в тексте программы; ветвление (выбор) – однократное выполнение одной из двух или более инструкций, в зависимости от выполнения некоторого заданного условия; повторение (цикл) – многократное исполнение одной и той же инструкции до тех пор, пока выполняется некоторое заданное условие продолжения цикла. В программе базовые конструкции могут быть вложены друг в друга произвольным образом, но никаких других средств управления последовательностью выполнения инструкций не предусматривается. 4

4. Структурное программирование 4.2. Принципы структурного программирования Использование ограниченного числа управляющих конструкций (структур): Алгоритмические конструкции могут иметь только одну точку входа и одну – выхода; Инструкция goto не используется; Не допускается излишняя вложенность алгоритмических структур (не более 3-х уровней вложенности инструкции if) Не используются языковые конструкции с неочевидной семантикой и программистские «трюки» 5

4. Структурное программирование 4.2. Принципы структурного программирования Использование подпрограмм (процедур, функций) для структурирования программ Повторяющиеся фрагменты программы (либо не повторяющиеся, но представляющие собой логически целостные вычислительные блоки) оформляются в виде так называемых подпрограмм (процедур или функций). При выполнении размещаемой в программе инструкции вызова подпрограммы (функции) выполняется эта подпрограмма, после чего исполнение программы продолжается с инструкции, следующей за командой вызова подпрограммы. Каждая подпрограмма реализует только одну логическую функцию Подпрограмма (функция) имеет одну входную и выходную точку; Размер подпрограммы не превышает 100 инструкций; Число других подпрограмм, вызываемых подпрограммой, не должно превышать 7. 6

4. Структурное программирование 4.2. Принципы структурного программирования Соблюдение специальных требований к оформлению текстов программ Каждая функция начинается с комментариев, объясняющих ее назначение, назначение входных и выходных параметров, содержащих перечень и назначение вызываемых ей функций, номер версии и дата последней модификации; В одной строке записывается не более одной инструкции (если только группа инструкций не выполняет общее действие) Если для записи одной инструкции требуется больше, чем одна строка, все последующие строки записываются с отступами Тела инструкций цикла, ветвления, выбора записываются с отступами Идентификаторы всех объектов программы должны быть смысловыми Идентификаторы родственных объектов программы должны начинаться с одинакового префикса 7

4. Структурное программирование 4.2. Принципы структурного программирования Пошаговая детализация при написании текста программы На первом шаге описывается общая схема работы в обозримой линейной текстовой форме (т.е. с использованием очень крупных понятий), причем это описание не является полностью формализованным и ориентировано на восприятие его человеком. На каждом следующем шаге производится уточнение и детализация одного из понятий, использованного (как правило, неформализованно) в каком либо описании, разработанном на одном из предыдущих шагов. В результате такого шага создается описание выбранного уточняемого понятия либо в терминах языка программирования, либо в такой же форме, что и на первом шаге с использованием новых уточняемых понятий. 8

4. Структурное программирование 4.2. Принципы структурного программирования Пошаговая детализация при написании текста программы Процесс детализации завершается, когда все уточняемые понятия будут выражены в конечном счете на языке программирования. Последним шагом является получение текста программы на языке программирования путем замены всех вхождений уточняемых понятий заданными их описаниями и выражение всех вхождений конструкций структурного программирования средствами этого языка программирования. 9

4. Структурное программирование 4.2. Принципы структурного программирования Разработка программы методом «сверху вниз» На первом этапе разрабатывается основная программа, в которой вместо каждого связного логического фрагмента текста вставляется вызов функции, которая будет выполнять этот фрагмент. Вместо настоящих, работающих функций, к программе подключаются специально написанные функции - «заглушки», которые ничего не делают. Полученная программа проверяется и отлаживается. После того, как программист убедится, что функциивызываются в правильной последовательности (то есть общая структура программы верна), функции-заглушки последовательно заменяются на реально работающие, причём разработка каждой функции ведётся тем же методом, что и основной программы. 10

4. Структурное программирование 4.2. Принципы структурного программирования Разработка программы методом «сверху вниз» Разработка заканчивается тогда, когда не останется ни одной функции - «заглушки», которая не была бы удалена. Такая последовательность гарантирует, что на каждом этапе разработки программист одновременно имеет дело с обозримым и понятным ему множеством фрагментов, и может быть уверен, что общая структура всех более высоких уровней программы верна. При сопровождении и внесении изменений в программу выясняется, в какие именно функции нужно внести изменения, и они вносятся, не затрагивая части программы, непосредственно не связанные с ними. 11

4. Структурное программирование 4.3. Базовые управляющие структуры Компоненты конструкций структурного программирования Действие простая инструкция используемого языка программирования (инструкция присваивания, ввода, вывода, обращения к процедуре и др.), фрагмент программы, являющийся композицией основных конструкций структурного программирования. Каждая из этих конструкций имеет по управлению только один вход и один выход. Тем самым, и обобщенный оператор имеет только один вход и один выход. P Условие (предикат): выражение, результатом которого может быть true или false В зависимости от значения выражения в программе может быть выполнена передача управления тому или иному узлу обработки true false S 12

4. Структурное программирование 4.3. Базовые управляющие структуры Следование (последовательное исполнение) S2S2 S1S1 Действие 1Действие 2 13

4. Структурное программирование 4.3. Базовые управляющие структуры Ветвление (выбор) [true] [false] S1S1 S2S2 Решение 14

4. Структурное программирование 4.3. Базовые управляющие структуры Повторение S [true] [false] СлияниеРешение 15

4. Структурное программирование 4.3. Базовые управляющие структуры Правила построения структурированных программ 1. Начать с простейшей диаграммы деятельности, состоящей из одного действия 2. Каждое состояние действия может быть заменено двумя последовательными состояниями действия 3. Каждое состояние действия может быть заменено любой управляющей структурой 4. Правила 2 и 3 могут применяться любое число раз и в любой последовательности Диаграмма деятельности диаграмма, на которой показано разложение некоторой деятельности на её составные части. 16

4. Структурное программирование 4.3. Базовые управляющие структуры Вложенные структуры Состояние действия Правило 2 17

4. Структурное программирование 4.3. Базовые управляющие структуры Состояние действия Правило 2 Состояние действия Правило 3 Вложенные структуры 18

4. Структурное программирование 4.3. Базовые управляющие структуры Правило 2 Состояние действия Вложенные структуры Состояние действия Правило 3 19

4. Структурное программирование 4.3. Базовые управляющие структуры Состояние действия Вложенные структуры Состояние действия 20

4. Структурное программирование 4.4. Ветвления Условная инструкция if…else if ( Условие ) инструкция1 ; else инструкция2 ; [true] [false] S1S1 S2S2 21

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Пример использования инструкции if…else int main() // determines is the entered number greater than 100 or not { int x; cout > x; if( x > 100 ) cout

4. Структурное программирование 4.3. Базовые управляющие структуры Инструкция if if ( Условие ) инструкция ; [true] [false] S1S1 23

4. Структурное программирование 4.4. Ветвления Пример использования инструкции if int main() // determines is the entered number greater than 100 { int x; cout > x; if( x > 100 ) cout

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Несколько инструкций в теле if #include using namespace std; int main() //Guess a magic number { unsigned int guess = 0; unsigned int magic = time (NULL); //returns number of sec. from 01/01/1970 magic &= 0x ; // generates pseudo random in [0-7] cout > guess; if(guess == magic) { cout

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Несколько инструкций в теле if…else … int main() // Guess a magic number (with message if guessing wasnt success) { … if (guess == magic) { cout

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Вложенные инструкции if…else … int main() // more complicated program to guess a magic number { … if (guess == magic) { cout

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Вложенные инструкции: соответствие if и else … int main() { … if (i) { if (j) инструкция 1; if (k) инструкция 2; else инструкция 3; } else инструкция 4; … } 28

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Вложенные инструкции: соответствие if и else … int main() { … if (i) { if (j) инструкция 1; if (k) инструкция 2; else инструкция 3; } else инструкция 4; … } Во вложенных условных инструкциях раздел else всегда связан с ближайшим предшествующим инструкцияом if, находящимся с ним в одном блоке и не связанном с другим разделом else. 29

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Цепочка инструкций if-else … int main() { … if ( Выражение ) инструкция ; else if ( Выражение ) инструкция ; else if ( Выражение ) инструкция ; … else инструкция ; … } 30

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Цепочка инструкцияов if-else (другой формат записи) … int main() { … if ( Выражение ) инструкция ; else if ( Выражение ) инструкция ; else if ( Выражение ) инструкция ; … else инструкция ; … } 31

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Цепочка инструкцияов if-else … int main() // another more complicated program to guess a magic number { … if (guess == magic) { cout

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Пример: анализ результатов тестирования if (grade >=90) cout =70) cout =50) cout =15) cout

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Демонстрация многовариантности использования if … else Задача. Даны три вещественных числа a, b, c. Записать на языке С++ алгоритм нахождения наименьшего из этих чисел 34

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Демонстрация многовариантности использования if … else Алгоритм 1 (используем цепочку if –then-else) if ((a

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Демонстрация многовариантности использования if … else Алгоритм 2 (простой и надежный) min = a; if (b < min) min = b; if (c < min) min = c; Алгоритм 3 (вложенные if… else) if (a

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Демонстрация многовариантности использования if … else Алгоритм 1 (используем цепочку if –then-else) if (a

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления алго- ритма Сравне- ний/присва- иваний a

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Простейший анализ вычислительной сложности алгоритмов Примерное время выполнения операций (P-200), с: shortfloat Сравнение10350 Присваивание

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления int main() // Calculates min value of a,b,c { float a=0, b=0,c=0, min=0; cout > a >> b >> c; if (a

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Тернарный условный оператор ? Выражение1 ? Выражение2 : Выражение3 ; вместо x = 10; if (x > 9) y = 100; else y = 200; можно x = 10; y = x > 9 ? 100 : 200; [ Выражение 1 true ] Вернуть значение Выражения 2 Вернуть значение Выражения 3 [ Выражение 1 false] 41

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Тернарный условный оператор ? #include using namespace std; int main() //Calculates square of float and sets it's sign to the result { float a = 0, sqr = 0; cout > a; sqr = a < 0 ? -a*a : a*a; cout

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Полученное ранее решение задачи min (a,b,c) с помощью if…else int main() // Calculates min value of a,b,c { float a=0, b=0,c=0, min=0; cout > a >> b >> c; if (a

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Решение задачи min (a,b,c) с помощью условного оператора int main() // Calculates min value of a,b,c using conditional operator { float a=0, b=0,c=0, min=0; cout > a >> b >> c; min = a

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Вызовы функций из условного оператора #include using namespace std; int f1(int n); int f2(); int f3 (); int main() // Demonstrates functions' calls by the conditional operator { int t=0; cout > t; // prints proper message: t ? f1(t) + f2() : f3 (); // int t as boolean, ignore values to be return getch (); return 0; } 45

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Вызовы функций из тернарного условного оператора int f1(int n) // first message if non-zero number entered { cout

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Инструкция switch switch ( Выражение ) { case константа1 : последовательность инструкций ; break; case константа2 : последовательность инструкций ; break; case константа3 : последовательность инструкций ; break;. default последовательность инструкций ; Case 1 [true] [false] Действия для 1 break Case 2 [true] [false] Действия для 2 break Case n [true] [false] Действия для n break Default: действия по умолчанию 47

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Инструкция switch: пример функции «простейшее меню» void menu() { cout

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Инструкция switch: опускаем break // Process a value of i void inp_handler(int i) { int flag=-1; switch(i) { case 1: // These cases have common case 2: // statement sequences. case 3: flag = 0; break; case 4: flag = 1; case 5: error(flag); break; default: process(i); } Рассмотрим возможные входные значения i 49

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Инструкция switch: опускаем break // Process a value of i void inp_handler(int i) { int flag = -1; switch(i) { case 1: // These cases have common case 2: // statement sequences. case 3: flag = 0; break; case 4: flag = 1; case 5: error(flag); break; default: process(i); } Если i == 1 или i == 2 или i == 3 50

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Инструкция switch: опускаем break // Process a value of i void inp_handler(int i) { int flag = -1; switch(i) { case 1: // These cases have common case 2: // statement sequences. case 3: flag = 0; break; case 4: flag = 1; case 5: error(flag); break; // with flag == 1 default: process(i); } Если i == 4 51

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Инструкция switch: опускаем break // Process a value of i void inp_handler(int i) { int flag = -1; switch(i) { case 1: // These cases have common case 2: // statement sequences. case 3: flag = 0; break; case 4: flag = 1; case 5: error(flag); break; // with flag == -1 default: process(i); } Если i == 5 52

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Инструкция switch: опускаем break // Process a value of i void inp_handler(int i) { int flag = -1; switch(i) { case 1: // These cases have common case 2: // statement sequences. case 3: flag = 0; break; case 4: flag = 1; case 5: error(flag); break; default: process(i); } Если (i != 1) & (i !=2) & (i !=3) & (i !=4) & (i != 5) 53

4. Структурное программирование 4.3. Ветвления Заменяем switch на if …else // Process a value of i void inp_handler(int i) { int flag = -1; if (i == 1 || i==2 || i==3) flag = 0; else { if (i==4) flag = 1; if (i==5||i==4) error(flag); } if (i 5) process (i); // its not so easy to simulate the default branch in switch } 54

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Цикл «пока» или «while» while ( Условие ) инструкция ; while ( Условие ) { инструкция1 ; инструкция2 ; инструкция3 ; … } Тело цикла может не исполняться ни разу Требует инициализации переменных условия до входа в цикл S [true] [false] 55

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Пример цикла while (вывод на экран ASCII кода клавиши) #include using namespace std; int main() // Waiting for a char and displays it's ASCII code { char ch = 0; // inits var that condition contains while (ch != 27) // while not Esc pressed { ch=_getch(); // changes var that condition contains cout

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Пример цикла while: цикл не выполнится ни разу #include using namespace std; int main() // Waiting for a char and displays it's ASCII code { char ch = 27; // inits var ch with 27 and the condition will be false !!! while (ch != 27) // the body of the cycle cant be executed { ch=_getch(); // changes var that condition contains cout

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Пример цикла while: иногда можно и не инициализировать… #include using namespace std; int main() // Waiting for a char and displays it's ASCII code { char ch=27; // or simply char ch; while ( (ch = getch ()) != 27) // the best way to enter ch cout (ch)

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Задача: цикл while + стратегия пошаговой детализации Постановка задачи Методом последовательных приближений найти решение уравнения x-cos(x)=0 с заданной точностью r. Математическая модель. Перепишем уравнение в виде x=f(x) Выберем начальное приближение x 0 Положим x 1 =f(x 0 ); x 2 =f(x 1 ); … x n =f(x n -1) Погрешность d = |x n-1 -f(x n-1 )| = |x n-1 -x n | Условие сходимости: |f'(x)|

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Находим решение уравнения x-cos(x)=0 60

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Задать начальное значение x=x 0, точность r Уточнить решение методом последовательных приближений Вывести значение x 61

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Задать начальное значение x=x 0, точность r Уточнение x [d>r] [d r Инициализировать текущую погрешность d=2*r Вывести значение x 62

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Задать начальное значение x=x 0, точность r Вывести значение x Вычислить y=cos(x) [d>r] [d r Инициализировать текущую погрешность d=2*r Положить d=|x-y| Положить x=y 63

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Алгоритм на псевдокоде Псевдокод – искусственный неформальный язык, позволяющий однозначно трактовать описываемые на нем действия. Данные. Заданная точность float r Текущая погрешность float d Текущее значение x n-1 float x Текущее значение f(x n-1 ) float y Алгоритм. 1. Задать x=x 0, r 2. Уточнить решение методом последовательных приближений 3. Вывести значение x 64

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Алгоритм на псевдокоде: уточнение Данные. Заданная точность float r Текущая погрешность float d Текущее значение x n-1 float x Текущее значение f(x n-1 ) float y Алгоритм. 1. Задать x=x 0, r 2. Инициализировать d 3. Пока d>r выполнять 3.1. Вычислить y = cos(x) 3.2. Положить d = |x-y| 3.3. Положить x = y 4. Вывести значение x Метод последовательных приближений 65

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Программа на С++: детализируем псевдокод int main() // Solves nonlinear equation x=cos (x) { float x=0.f, r=1e-6f, y=0.f; //start value of x, precision, value of cos(x) cout > x; cout > r; float d = 2*r; //current precision while (d > r) { y = cos(x); d = abs(x-y); x = y; } cout

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Программа на С++ int main() // Solves nonlinear equation x=cos (x) { float x=0.f, r=1e-6f, y=0.f; //start value of x, precision, value of cos(x) cout > x; cout > r; float d = 2*r; //current precision while (d > r) { y = cos(x); d = abs(x-y); x = y; } cout

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Программа на С++ int main() // Solves nonlinear equation x=cos (x) { float x=0.f, r=1e-6f, y=0.f; //start value of x, precision, value of cos(x) cout > x; cout > r; float d = 2*r; //current precision while (d > r) { y = cos(x); d = abs(x-y); x = y; } cout

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Сопровождение int main() // Solves nonlinear equation x=cos (x) { float x=0.f, r=1e-6f, y=0.f; //start value of x, precision, value of cos(x) cout > x; cout > r; if (r < 1e-6f) r=1e-6; // elementary input data checking float d = 2*r; //current precision while (d > r) { y = cos(x); d = abs(x-y); x = y; } cout

4. Структурное программирование 4.2. Базовые управляющие структуры Повторение (цикл «до тех пор» или «do while») Тело цикла обязательно исполняется хотя бы один раз Не требует обязательной инициализации переменных условия до входа в цикл do инструкция ; while ( Условие ) do { инструкция1 ; инструкция2 ; … } while ( Условие ) S [true] [false] 70

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Задача: цикл do while + стратегия пошаговой детализации (без изменений) Постановка задачи Методом последовательных приближений найти решение уравнения x-cos(x)=0 с заданной точностью r. Математическая модель. Перепишем уравнение в виде x=f(x) Выберем начальное приближение x 0 Положим x 1 =f(x 0 ); x 2 =f(x 1 ); … x n =f(x n -1) Погрешность d = |x n-1 -f(x n-1 )| = |x n-1 -x n | Условие сходимости: |f'(x)|

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Алгоритм на псевдокоде (без изменений) Данные. Заданная точность float r Текущая погрешность float d Текущее значение x n-1 float x Текущее значение f(x n-1 ) float y Алгоритм. 1. Задать x=x 0, r 2. Уточнить решение методом последовательных приближений 3. Вывести значение x 72

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Данные. Заданная точность float r Текущая погрешность float d Текущее значение x n-1 float x Текущее значение f(x n-1 ) float y Алгоритм. 1. Задать x=x 0, r 2. Выполнять : 2.1. Вычислить y = cos(x) 2.2. Положить d = |x-y| 2.3. Положить x = y пока d>r 4. Вывести значение x Метод последовательных приближений Предварительная инициализация d не нужна !!! Алгоритм на псевдокоде: уточнение с циклом do-while 73

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Данные. Заданная точность float r Текущая погрешность float d Текущее значение x n-1 float x Текущее значение f(x n-1 ) float y Алгоритм. 1.Ввести x=x 0 2.Выполнять : вводить r пока r < Выполнять 3.1. Вычислить y = cos(x) 3.2. Положить d = |x-y| 3.3. Положить x = y пока d>r 4. Вывести значение x Здесь тоже предварительная инициализация r не обязательна Алгоритм на псевдокоде: контроль величины точности с циклом do-while 74

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Программа на С++ int main() // Solves nonlinear equation x=cos (x) { float x=0.f, r=1e-6f, y=0.f, d=1.f; cout > x; do { cout > r; } while (r < 1e-6f); do { y = cos(x); d=abs(x-y); x = y; } while (d > r); cout

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Задача: нахождение суммы конечного числа членов ряда Постановка задачи. Найти значение суммы первых 10 членов ряда 76

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Алгоритм на псевдокоде Данные. Заданное число членов ряда unsigned short n Сумма ряда float s Счетчик unsigned short i Алгоритм. 1.Задать число суммируемых членов n 2.Положить s = 0 3.Положить значение счетчика i = 0 4.Пока i

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Программа на С++ int main() { const unsigned short n=5; //number of terms float s = 0.f; unsigned short i = 0; while (i

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Программа на С++ int main() { const unsigned short n=5; //number of terms float s = 0.f; unsigned short i = 0; // initialization while (i

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Алгоритм на псевдокоде Данные. Заданное число членов ряда unsigned short n Сумма ряда float s Счетчик unsigned short i Алгоритм. 1.Задать число суммируемых членов n 2.Положить s = 0 3.Положить значение счетчика i = 0 (Инициализация) 4.Пока i

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Цикл со счетчиком for ( Инициализация ; Условие ; Приращение ) инструкция ; for ( Инициализация ; Условие ; Приращение ) { инструкция1 ; инструкция2 ; … } S [true] [false] Прира- щение Инициа лизация Тело цикла может не исполняться ни разу Инициализация переменных условия обычно выполняется в заголовке цикла Не следует изменять переменные условия в теле цикла 81

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Алгоритм на псевдокоде Данные. Заданное число членов ряда unsigned short n Сумма ряда float s Счетчик unsigned short i Алгоритм. 1.Задать число суммируемых членов n 2.Положить s = 0 3.Для всех i от 0 до n выполнять 3.1 s = s + 1/2 i 4. Вывести значение s 82

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Программа на С++ int main() { const unsigned short n=10; //number of terms float s = 0.f; for (unsigned short i=0; i

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Программа на С++ int main() { const unsigned short n=10; //number of terms float s = 0.f; for (unsigned short i=0; i

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Оптимизация программы на С++ int main() { const unsigned short n=10; //number of terms float s = 0.f; unsigned int p=1; // we will optimize calculations into the loop body for (unsigned short i=0 ; i

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Задача построения таблицы функции вещественного аргумента Постановка задачи. Построить таблицу функции y=sin(x), аргумент x изменяется от 0 до 1 с шагом

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Алгоритм на псевдокоде (если бы счетчик мог быть только целым) Данные. Число рассчитываемых значений +1 unsigned short n Текущее значение аргумента double x Текущее значение функции double y Приращение аргумента double delta Счетчик unsigned short i Алгоритм. 1.Задать число значений n и приращение delta 2.Напечатать шапку таблицы 3. Для всех i от 0 до n выполнять 3.1 Положить x = delta*i 3.2 Вычислить y = sin(x) 3.3 Вывести значения x и y 87

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Программа на С++ int main() { const unsigned short n=10; //number of terms const double delta = 0.1f; cout

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Модификация программы на С++ (руки оторвать!!!) int main() { const unsigned short n=10; //number of terms const double delta = 0.1; cout

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Алгоритм на псевдокоде (в С++ счетчик может быть не только целым) Данные. Начальное значение аргумента double x_beg Конечное значение аргумента double x_end Текущее значение аргумента double x Текущее значение функции double y Приращение аргумента double delta Алгоритм. 1.Задать x_beg, x_end и delta 2.Напечатать шапку таблицы 3. Для всех x от x_beg до x_end с шагом delta выполнять 3.1 Вычислить y = sin(x) 3.2 Вывести значения x и y 90

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Модификация программы на С++ (бесконечный цикл !!!) int main() { const double x_beg = 0, x_end = 1, delta = 0.1; cout

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Модификация программы на С++ int main() { const double x_beg = 0, x_end = 1, delta = 0.1; cout

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Цикл for с двумя счетчиками int main() // Using multiple counters to show powers of 2 { int i = 0, power = 0; const int max = 10; for(i = 0, power = 1; i

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Циклы for без тела int main() // Solves equation x=cos(x) : real perversion { float x =1; cout > x; for (float d=1, r=1e-5f, y=0 ; d>r ; y=cos(x), d=abs(y-x), x=y); cout

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Сравнение циклов while ( Условие ) инструкция ; do инструкция ; while ( Условие ); for ( Иниц-я ; Условие ; Приращ-ие ) инструкция ; Цикл «пока»Цикл «до тех пор»Цикл со счетчиком Инициализация переменных, управляющих условием цикла, должна быть сделана до его начала Переменные, управляющие условием цикла, могут быть проинициализированы как до начала цикла, так и в его теле Начальная установка переменных (счетчиков) цикла до заголовка обычно не требуется и выполняется в первой части заголовка цикла (инициализация) условие выполнения проверяется до входа в цикл условие выполнения проверяется после первого выполнения тела цикла условие выполнения проверяется до входа в цикл В теле цикла должны присутствовать инструкции, изменяющие переменные условия, чтобы цикл через некоторое число итераций завершился Изменение в теле цикла значений переменных, стоящих в его заголовке нежелательно 95

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Сравнение циклов while ( Условие ) инструкция ; do инструкция ; while ( Условие ) for ( Иниц-я ; Условие ; Приращ-ие ) инструкция ; Цикл «пока»Цикл «до тех пор»Цикл со счетчиком Цикл работает, пока условие является истинным Цикл завершается, когда условие становится ложным Количество итераций цикла обычно определяется в заголовке значениями нижней и верхней границ счетчика и шага цикла (приращения) Цикл может не выполниться ни разу, если исходное значение условия при входе в цикл ложно Цикл обязательно выполняется как минимум один раз Цикл может не выполниться ни разу, если исходное значение условия при входе в цикл ложно Если в теле цикла требуется более одной инструкции, то необходимо использовать составную инструкцию (операторные скобки) { } 96

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Сравнение циклов while ( Условие ) инструкция ; do инструкция ; while ( Условие ) for ( Иниц-я ; Условие ; Приращ-ие ) инструкция ; Цикл «пока»Цикл «до тех пор»Цикл со счетчиком Обычно применяется когда: количество итераций заранее неизвестно значения переменных, определяющие условие выполнения известны до входа в цикл тело цикла может не исполняться ни разу количество итераций заранее неизвестно значения переменных, определяющие условие выполнения вычисляются в теле цикла тело цикла должно выполняться хотя бы один раз количество итераций известно заранее количество итераций задается изменением переменной-счетчика от начального значения до значения, определяемого условием путем приращения тело цикла может не исполняться ни разу 97

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Оператор break инструкция заголовка цикла { инструкция1 ; инструкция2 ; break; инструкция3 ; инструкция4 ; … } инструкция, следующая за циклом 98

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Оператор break: стандартный прием использования инструкция заголовка цикла { инструкция1 ; инструкция2 ; if ( Условие_досрочного_выхода ) break; инструкция3 ; инструкция4 ; … } инструкция, следующая за циклом true 99

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Пример, где нужен оператор break // calculates 1./x while x != 0 int main() { float x=1.f; while (x != 0) { cin >> x; cout

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Пример использования оператора break // calculates 1./x while x != 0 int main() { float x=0.; // the initialization is not required while (true) // endless loop. Alternative is for ( ; ;); { cin >> x; if (x == 0) break; cout

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Оператор continue инструкция while или for { инструкция1 ; инструкция2 ; continue; инструкция3 ; инструкция4 ; … } инструкция do { инструкция1 ; инструкция2 ; continue; инструкция3 ; инструкция4 ; … } while ( Условие_цикла ) ; 102

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Оператор continue: стандартный прием использования Инструкция while или for { инструкция1 ; инструкция2 ; if ( Условие_перехода ) continue; инструкция3 ; инструкция4 ; … } инструкция do { инструкция1 ; инструкция2 ; if ( Условие_перехода ) continue; инструкция3 ; инструкция4 ; … } while ( Условие_цикла ) ; true 103

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Пример, где нужен инструкция continue // calculates product of non-negative x excepting 0. Finish if x> x; if (x == 0) continue; if (x < 0) break; p *= x; } while (true); cout

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Как обойтись без continue инструкция while или for { инструкция1 ; инструкция2 ; if (! Условие_перехода ) { инструкция3 ; инструкция4 ; … } инструкция do { инструкция1 ; инструкция2 ; if (! Условие_перехода ) { инструкция3 ; инструкция4 ; … } while ( Условие_цикла ) ; true 105

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Как обойтись без break while ( Условие_цикла && ! Условие_досрочного_выхода ) { инструкция1 ; инструкция2 ; if (! Условие_досрочного_выхода ) { инструкция3 ; инструкция4 ; … } инструкция, следующая за циклом true 106

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Как обойтись без break for (…; Условие_цикла && ! Условие_досрочного_выхода ; … ) { инструкция1 ; инструкция2 ; if (! Условие_досрочного_выхода ) { инструкция3 ; инструкция4 ; … } инструкция, следующий за циклом true 107

4. Структурное программирование 4.4. Повторение Как обойтись без break do { инструкция1 ; инструкция2 ; if (! Условие_досрочного_выхода ) { инструкция3 ; инструкция4 ; … } while ( Условие_цикла && ! Условие_досрочного_выхода ); инструкция, следующая за циклом true 108