ЦЭИ Мировой углеродный рынок: обзор состояния и перспектив Москва, ГУ–ВШЭ, 27-28 января 2009 г. Михаил Юлкин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проекты совместного осуществления: схема реализации в Украине Использованы материалы В.В. Гаврилова Минэкономразвития России.
Advertisements

1 Киотский протокол как механизм привлечения зарубежных инвестиций в жилищно- коммунальное хозяйство. ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Модернизация.
Main heading Arial 28 point in Camco grey Date: 12, dark grey, bold Draft: Author: etc Sub heading in Arial Camco grey 18 point Date: 12, dark grey, bold.
Проблемы реализации РКИК ООН и Киотского протокола к ней в Российской Федерации Михаил Козельцев Исполнительный директор РРЭЦ Москва , Москва,
Секретариат РКИК Session 1 Руководящие принципы осуществления проектов по Статье 6 Киотского протокола Первый семинар РКИК по осуществлению.
1 Реализация климатических инвестиционных проектов Реализация климатических инвестиционных проектов Деятельность Рабочей группы Комитета ТПП РФ по природопользованию.
Процедура реализации проектов совместного осуществления в Российской Федерации В.А.Максимов Минэкономразвития России 27 января 2009 г.
Утилизация попутного газа: вклад углеродного финансирования Отраслевая политика уменьшения отрицательных последствий выбросов ПГ Московский Форум по Углеродному.
Киотский Протокол. Круглый стол. ТПП Киотский Протокол и продажа прав на сокращенные выбросы парниковых газов в Российской металлургической отрасли Москва,
Стратегия, нормативная база и опыт реализации Киотского протокола на Украине «МОСКОВСКИЙ ФОРУМ ПО УГЛЕРОДНОМУ РЫНКУ 2008», апреля 2008 Тарас Бебешко.
Выбросы парниковых газов в Казахстане и использование рыночных механизмов по их сокращению РГП «КазНИИЭК» МООС РК К.г.н. А.В. Чередниченко.
Применение механизмов Киотского протокола в России для стимулирования проектов технической модернизации экономики Заседание Комиссии при Президенте Российской.
Корпоративные стратегии российских компаний на углеродном рынке ВШЭ, Москва, 27 января 2009 г. Федоров Юрий Николаевич Генеральный директор Международная.
Проект совместного осуществления: ЭНЕРГО- И ТЕПЛОИСТОЧНИКИ НА БИОМАССЕ С ПОЛНОЙ ИЛИ ЧАСТИЧНОЙ ЗАМЕНОЙ ИСКОПАЕМОГО ТОПЛИВА А. Гребеньков В. Федосеев И.
Slide #1 Процедуры проектов совместного осуществления Докладчик: Кулигин А.П., к.ф.-м.н. руководитель отдела международных программ ОАО «Уральский центр.
Киотский протокол и Россия
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Перспективы реализации схемы ЦЭИ в Российской Федерации А. Аверченков, Консультант, Всемирный Банк Конференция «Глобальное изменение климата и углеродный.
Российская Система оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов Е.Г. Викулова Федеральная служба по гидрометеорологии.
1 ЧТО ТАКОЕ PDD? Проектно-техническая документация для проектов совместного осуществления В.Х. Бердин, РРЭЦ 11 марта 2005 г.
Транксрипт:

ЦЭИ Мировой углеродный рынок: обзор состояния и перспектив Москва, ГУ–ВШЭ, января 2009 г. Михаил Юлкин

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 1 Содержание Углеродный рынок: все выше и выше… Итоги 2008 г. В условиях кризиса Рынок ПСО Что такое ПСО? Модель ПСО Критерии ПСО Особенности ПСО Правовая база ПСО в России Процедура ПСО в России Есть вопросы ПСО после 2012 г. Примеры ПСО в России

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 2 Углеродный рынок: все выше и выше… % Источник: Point Carbon, 2008; Point Carbon, Прочие ПСО МЧР Евр. схема торговли Годовой объем (Гт)

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 3 Итоги 2008 г. Оборот углеродного рынка в 2008 г., всего - 92 млрд./$122 млрд. (прирост к 2007 г. – 130%, более чем в 2 раза!) 4,9 млрд. тонн СО 2 (прирост к 2007 г. – 83%) Европейская схема торговли выбросами (EU ETS): ¾ всех углеродных сделок в мире по объему торговли 67 млрд. 3,1 млрд. тонн СО 2 Региональная инициатива (RGGI) 180 млн./$238 млн. 70 млн. тонн СО 2 Источник: Point Carbon, Создана в декабре 2005 г. семью штатами: Коннектикут, Делавер, Мэн, Нью Гэмпшир, Нью Джерси, Нью Йорк и Вермонт. В 2007 г. к программе присоединились Массачусетс, Род Айлэнд и Мэрилэнд. Цель – сократить выбросы СО 2 от э/станций на 10% с 2009 г. до 2019 г., используя схему квотирования и торговли.

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 4 Итоги 2008 г. (продолжение) Оборот рынка МЧР (статья 12 Киотского протокола): 24 млрд. (прирост к 2007 г. – 100%, в 2 раза!) 1,6 млрд. тонн СО 2 (прирост к 2007 г. – 70%), в том числе оборот вторичного рынка – 1,0 млрд. тонн СО 2 Оборот рынка ПСО (статья 6 Киотского протокола): 800 млн. (прирост к 2007 г. – 150%, в 2,5 раза!) 100 млн. тонн СО 2 (прирост к 2007 г. – 163%, более чем в 2,5 раза!) Источник: Point Carbon, 2009.

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 5 В условиях кризиса Источник: Point Carbon, Дата: 26 января 2009 г. Поставка: декабрь 2009 г. Углеродная единица – EUA Цена: (+0.45) Динамика за последние 30 дней

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 6 В условиях кризиса (продолжение) Мировой финансовый кризис почти наверняка приведет к сокращению поставки углеродных единиц на рынок. Аналитики Point Carbon снизили прогноз относительно поставки углеродных единиц в течение гг. на 4%. По оценкам Point Carbon, общее количество углеродных единиц за гг. в рамках реализации проектов составит 2,128 млрд., что на 88 млн. меньше, чем изначально прогнозировалось. Количество Сертифицированных сокращений выбросов от проектов в рамках Механизма чистого развития составит 1,859 млрд., что на 78 млн. меньше, чем прогнозировалось в сентябре 2008 г. Количество Единиц сокращения выбросов (ЕСВ) от проектов СО составит, по оценке Point Carbon, 267 млн., изначально было 279 млн. Кризис может повлиять на инвестирование в проекты МЧР и, в меньшей степени, на заключение пост-Киотского соглашения, - говорится в докладе Point Carbon.

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 7 Рынок ПСО По состоянию на 25 января 2009 г., для целей СО заявлено в общей сложности 198 проектов, в том числе: Общий объем заявленных/прогнозируемых сокращений выбросов ПГ по всем проектам – свыше 300 млн. тонн CO 2 -экв. Источник: Point Carbon, в рамках Трек 1 – 28 проектов, в рамках Трек 2 – 170 проектов.

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 8 Рынок ПСО (продолжение) Россия занимает 58% мирового рынка ПСО (потенциально!). 1. Россия - 58% 2. Украина - 16% 3. Болгария - 7% 4. Чехия - 1% 5. Румыния - 2% 6. Польша - 5% 7. Венгрия - 1% 8. Эстония - 2% 9. Латвия - 1% 10. Литва - 5% 11. Словакия - 1% 12. Германия - 1% Источник: Point Carbon, 2008.

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 9 Что такое ПСО? Механизм совместного осуществления проектов по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ) предусмотрен статьей 6 Киотского протокола. Позволяет привлекать средства иностранных инвесторов/партнеров для финансирования инвестиционных проектов в обмен на передачу единиц сокращения выбросов ПГ (ЕСВ), образующихся в результате реализации данного проекта. Передача сокращений выбросов осуществляется через национальный углеродный реестр и сопровождается соответствующим уменьшением национальной квоты на выбросы (т.н. Установленного количества). Это выгодно отличает механизм совместного осуществления от механизма чистого развития, предусмотренного статьей 12 КП. Сокращения выбросов ПГ засчитываются в период с 2008 по 2012 гг., хотя сам проект может быть реализован и ранее 2008 г. ПСО применим для реализации широкого класса проектов, связанных с утилизацией отходов, ресурсо- и энергосбережением, использованием альтернативного, в том числе вторичного тепла и топлива в энергетике, промышленности, на транспорте и в других отраслях.

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 10 Что такое ПСО? (продолжение) Для ПСО неважно, где именно снижаются выбросы ПГ: на самом ли предприятии, которое осуществляет проект, или где-то еще. Важно, чтобы это снижение выбросов происходило в пределах национальных границ страны, где реализуется проект, и чтобы это снижение выбросов можно было достоверно измерить (рассчитать). Например, меры по энергосбережению приводят к сокращению выбросов ПГ даже в том случае, когда у предприятия нет собственных источников энергии, оно не сжигает никакого топлива и не выбрасывает парниковые газы в атмосферу. Считается, что выбросы в данном случае сократятся у генерирующей компании, т.к. теперь ей нужно производить меньше энергии для нужд этого предприятия и, следовательно, меньше расходовать топлива, от сжигания которого образуются парниковые газы. Аналогичный эффект достигается и в том случае, когда предприятие ставит у себя альтернативный источник энергии для собственных нужд или для продажи на сторону: например, котельную или ТЭЦ на попутном нефтяном газе (ПНГ), на древесных отходах или на отбросных горючих газах. Бывает и другая ситуация. Если компания организует производство биотоплива для нужд отечественного автотранспорта, то выбросы ПГ сократятся, понятное дело, у транспортников, но эти сокращения будут отнесены на счет компании, вложившей средства в производство биотоплива.

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 11 Модель ПСО В основе концепции сокращения выбросов лежит сопоставление выбросов ПГ, имеющих место по проекту в период с 2008 по 2012 гг., с теми выбросами ПГ, которые случились бы в этот же период, если бы проект не был реализован. Для целей ПСО за базу (базовую линию) для сравнения принимаются не прошлые выбросы ПГ за какой-либо год, предшествующий началу проекта, а прогнозируемые выбросы, какими они были бы, не будь проект реализован, при прочих равных условиях.

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 12 Модель ПСО (продолжение)

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 13 Критерии ПСО Проект должен удовлетворять целому ряду требований и критериев, которые именуются критериями дополнительности. Критерии дополнительности: Не может считаться ПСО проект, который является общей практикой или который при тех же рисках дает заведомо более высокую отдачу на инвестиции, чем любой другой проект, рассматриваемый инвестором. Не требуется действующим законодательством в той стране, где реализуется проект Относительно невысокая инвестиционная привлекательность проекта Наличие барьеров (препятствий) для реализации проекта Инновационный характер проекта (не является общей практикой)

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 14 Особенности ПСО Экологическая целостность Единицы сокращения выбросов (ЕСВ – валюта ПСО) эмитируются в реестре принимающей страны по результатам реализации проекта путем конверсии соответствующего количества единиц установленного количества (ЕУК) или единиц абсорбции (ЕА) и затем списываются со счета принимающей страны, сохраняя таким образом общий баланс углеродных единиц в системе ограничений на выбросы ПГ. В этом состоит принципиальное отличие ПСО от МЧР, где проекты генерируют дополнительные углеродные единицы – сертифицированные сокращения выбросов (ССВ), которые могут быть использованы для компенсации выбросов в странах Приложения I, как бы растягивая их лимиты/квоты на выбросы ПГ. Простота и гибкость ПСО не требует, вообще говоря, централизованного международного органа для утверждения методологий и проектов. Каждая страна вольна самостоятельно устанавливать национальные процедуры утверждения проектов, методики расчета сокращений выбросов, порядок мониторинга и верификации, что значительно упрощает весь процесс ПСО по сравнению с МЧР. В то же время международный механизм (Трек 2) может быть использован в качестве запасного варианта в тех случаях, когда принимающая страна не отвечает установленным международным требованиям или когда принимается решение передать управление ПСО на международный уровень.

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 15 Правовая база ПСО в России Федеральный Закон РФ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата», 2004 г. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. 332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» Приказ Министерства природных ресурсов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ «Об утверждении Порядка формирования и ведения российского реестра углеродных единиц» от 5 сентября 2007 г. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 ноября 2007 г. 422 «Об утверждении величины лимитов сокращения выбросов парниковых газов» Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 ноября 2007 г. 424 «Об утверждении Положения о Комиссии по рассмотрению заявок об утверждении проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата»

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 16 Правовая база ПСО в России (продолжение) Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 декабря 2007 г. 444 «Об утверждении Положения о Комиссии по рассмотрению заявок об утверждении проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 1 февраля 2007 г. 21 «Об утверждении состава Комиссии по рассмотрению заявок об утверждении проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» Протокол заседания Комиссии по рассмотрению заявок об утверждении проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, 1 от 21 февраля 2008 г. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 14 марта 2007 г. 70 «Об утверждении перечня независимых экспертных организаций»

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 17 Заявки на утверждение проектов вместе с проектной документацией (PDD) и заключением аккредитованной независимой экспертной организации подаются в Министерство экономического развития (МЭР). МЭР принимает и регистрирует заявки и передает проекты на отзыв в профильные федеральные министерства. Решение об утверждении проектов для целей СО принимается Комиссией по рассмотрению заявок, формируемой МЭР с участием представителей федеральных министерств. Проекты утверждаются решением Правительства РФ. ЕСВ эмитируются в Российском реестре углеродных единиц ежегодно на основании отчетов о ходе реализации проектов, в которых указывается фактическое количество достигнутых сокращений выбросов за прошедший год. Отчеты вместе в заключением независимой экспертной организации должны подаваться в уполномоченные федеральные органы каждый год, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным. Заявителями проектов могут выступать как российские, так и иностранные юридические и физические лица и индивидуальные предприниматели. Процедура ПСО в России

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 18 На общую величину ЕСВ, которые могут быть эмитированы в рамках ПСО и переданы иностранным приобретателям в течение гг., установлен лимит в 300 млн. тонн CO 2 -экв. Лимит распределен по категориям источников (секторам) следующим образом: Законодательство в принципе позволяет перераспределять установленные лимиты между секторами при необходимости. Процедура ПСО в России (продолжение) энергетика – 205 млн. тонн CO 2 -экв., промышленные процессы – 25 млн. тн CO 2 -экв., использование растворителей и других продуктов – 5 млн. тонн CO 2 -экв., сельское хозяйство – 30 млн. тонн CO 2 -экв., отходы – 15 млн. тонн CO 2 -экв., земле- и лесопользование – 20 млн. тонн CO 2 -экв.

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 19 Процедура ПСО в России (продолжение) По состоянию на 26 декабря 2008 г. на утверждение в МЭР подан 31 проект общим объемом 85 млн. тонн CO 2 -экв., в том числе российскими компаниями – 11 проектов на 37 млн. тонн CO 2 -экв., иностранными компаниями – 20 проектов на 47,5 млн. тонн CO 2 -экв., млн. т СО 2 штук проектов

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 20 Принятое распределение установленного лимита сокращений выбросов ПГ (300 млн. тонн СО2) между секторами не соответствует количеству сокращений выбросов, заявленному в проектах, поданных на детерминацию и опубликованных на сайте РКИК. Суммарное количество сокращений выбросов, заявленных в проектах по сектору "Промышленные процессы", уже превысило установленный лимит для данного сектора. С другой стороны, лимит по сектору "Сельское хозяйство" и особенно "Земле- и лесопользование", скорее всего, не будет выбран вовсе. Нужно внести изменение и/или предусмотреть процедуру перераспределения лимита между секторами. В Постановлении 332 от 28 мая 2007 г. сказано, что пересмотр допускается в случае "отсутствия заявок по сектору". А если заявки есть, но мало? Почему, собственно, 300 млн. тонн? А если заявок окажется на 500 млн. тонн, будем отказывать? Что делать, если фактическое количество сокращений выбросов ПГ от реализации проекта по заключительному отчету больше заявленного в PDD, т.е. больше количества зарезервированных под проект AAU? Есть вопросы

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 21 Будут ли открываться счета для заявителей проектов в российском углеродном реестре? Какие документы требуются от заявителей вместе с заявкой на перевод ERU на счет приобретателя? Будет ли МЭР интересовать факт участия инвестора/покупателя в проекте в форме передачи оборудования или уплаты денег (поступления их в Россию)? Под какие налоги подпадают доходы (поступления) от реализации сокращений выбросов ПГ, и подпадают ли вообще? Каков порядок декларирования этих средств (доходов)? Нужно ли открывать паспорт сделки в банке? Будут ли облагаться налогом поступления/доходы иностранных инвесторов от реализации ЕСВ, полученных в рамках реализации проектов в России? Будет ли такая деятельность иностранного инвестора считаться "постоянным представительством" для целей налогообложения? Вроде бы должна, если реализация сокращений выбросов ПГ вообще облагается налогом в России. Иначе иностранные инвесторы получат преимущество перед российскими инвесторами. Есть вопросы (продолжение)

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 22 ПСО после 2012 г. В отличие от МЧР, специально разработанного для стран, не вошедших в Приложение I и не имеющих обязательств по ограничению или сокращению выбросов ПГ, ПСО подготовлен для стран Приложения I с лимитированными выбросами ПГ. Поскольку в будущем все большее количество стран будет брать на себя обязательства по ограничению и сокращению выбросов ПГ, то роль ПСО будет возрастать, а как роль МЧР будет, наоборот, ослабевать. ПСО предоставляет положительные стимулы для сокращения выбросов ПГ. В противовес схемам квотирования и торговли выбросами и отраслевым стандартов, которые основываются на штрафах, ПСО рассматривается как источник финансирования и поэтому является привлекательным для бизнеса и предпринимателей. ПСО – ценный инструмент для исследования потенциала сокращения выбросов в секторах и областях, на которые не нацелены схемы торговли выбросами. До того как будут разработаны адекватные правила для неохваченных секторов, ПСО может играть ведущую роль в сокращении выбросов ПГ, дополняя усилия, прилагаемые в охваченных схемой секторах, и внося свой вклад в общую экономическую эффективность системы.

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 23 ПСО после 2012 г. (продолжение) Даже в секторах, где существуют ограничения, можно найти возможности для ПСО, особенно когда дело касается косвенных выбросов, не ограниченных лимитами. ПСО может помочь в достижении экономически эффективных сокращений выбросов, а также выступать в качестве предохранительного клапана для цены углерода (обеспечивая приток относительно более дешевых углеродных единиц в систему квотирования и торговли выбросами). ПСО может служить соединительным звеном между различными схемами квотирования и торговли выбросами, а также между секторами и регионами.

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 24 ПСО после 2012 г. (продолжение) Что требуется? Стандартизация ПСО и МЧР путем введения единого 10-летнего периода зачета сокращений выбросов ПГ; Повышение эффективности за счет увеличения прозрачности и гарантии процедуры одобрения для участников проекта, преобразование JISC в постоянный орган, внедрение процедуры апелляции и пересмотра решений JISC; Смещения акцента с финансовой дополнительности на экологическую; Поддержка расширения секторных, программных и внутренних ПСО; Преодоление барьеров и «узких мест»; Россия должна воспользоваться преимуществам того ведущего положения, которое она занимает на мировом рынке ПСО, с целью дальнейшего продвижения механизма ПСО в переговорах по международному режиму в сфере выбросов ПГ после 2012 г.; Россия должна взять на себя обязательства по усовершенствованию внутреннего (Трек 1) законодательства в сфере ПСО в том, что касается утверждения проектов СО, эмиссии ЕСВ и налогообложения;

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 25 ПСО после 2012 г. (продолжение) Что требуется? Необходимо разработать более точный перечень критериев для ПСО. Например, можно сформировать список типов проектов, которые считаются приемлемыми для ПСО (белый список), и проектов, не пригодных для ПСО (черный список). Для белого списка я бы рекомендовал следующее проекты: повышение энергетической эффективности как на стороне поставщика, так и на стороне потребителя; переход на альтернативные виды топлива и энергии; возобновляемые источники и биотопливо (в том числе биогаз); утилизация ПНГ; утилизация CO 2 ; CMM; утилизация N 2 O, HFCs, PFCs и FS 6 в больших объемах, чем того требует законодательство; Отмена лимитов на генерацию и передачу сокращений выбросов ПГ в рамках ПСО. Только выбросы могут быть лимитированы, а не сокращения выбросов; Отказ от «критериев эффективности», за исключением тех, которые препятствуют использованию устаревших технологий и оборудования; Разрешить эмиссию ЕСВ на счет владельцев проекта, открытый в реестре;. Разрешить оборот ЕСВ на внутреннем рынке.

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 26 Примеры ПСО в России Использование отходов в качестве топлива Котельная на отходах лесопильного производства в г.Онега Архангельской области – тонн СО 2 -экв./год (цифра сокращений сильно завышена) ; Строительство корьевой котельной и мини-ТЭЦ на древесных отходах на Лесозаводе 25, г. Архангельск – тонн СО 2 -экв./год; Внедрение котлов с кипящим слоем для утилизации кородревесных отходов и осадка сточных вод на Архангельском ЦБК, г. Новодвинск Архангельской обл. – тонн СО 2 -экв./год; Внедрение котлов с кипящим слоем для утилизации кородревесных отходов и осадка сточных вод на ОАО «Волга», г. Балахна Нижегородской области – тонн СО 2 -экв./год; Утилизация отбросных горючих газов для выработки тепловой энергии на собственные нужды ОАО «Щекиноазот» – тонн СО 2 -экв./год; Утилизация попутного нефтяного газа для выработки электроэнергии в собственной ГТЭС «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» – тонн СО 2 -экв./год;

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 27 Примеры ПСО в России (продолжение) Использование отходов в качестве сырья Строительство линии по производству пеллет из отходов лесопильного производства на Лесозаводе 25, г. Архангельск – тонн СО 2 -экв./год; Утилизация попутного нефтяного газа низкого давления на ОАО «Енисей», Республика Коми – тонн СО 2 -экв./год; Организация производства товарной углекислоты высокого качества из отбросных газов производства азотной кислоты на ОАО «Куйбышевазот», г. Тольятти Самарской области – тонн СО 2 -экв./год; Использование макулатуры для производства бумаги на Каменногорской фабрике офсетных бумаг, Ленинградская обл. – тонн СО 2 -экв./год;

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 28 Примеры ПСО в России (продолжение) Сжигание отбросных газов Организация сбора и совместного сжигания хладона-23 и гексафторида серы на Заводе полимеров Кирово-Чепецкого химкомбината, г.Кирово- Чепецк Кировской области – тонн СО 2 -экв./год; Организация сбора и сжигания гидрофтоуглерода-23 на ОАО «Галоген», г.Пермь – тонн СО 2 -экв./год; Организация сбора и сжигания гидрофтоуглерода-23 на ОАО «Химпром», г.Волгоград – тонн СО 2 -экв./год; Сбор биогаза на полигоне Хметьево – тонн СО 2 -экв./год; Сбор биогаза на полигоне Тимохово – тонн СО 2 -экв./год; Сбор биогаза на полигоне Дмитровский – тонн СО 2 -экв./год; Утилизация дегазационного метана на шахтах ОАО «СУЭК-Кузбасс» в Кемеровской области – тонн СО 2 -экв./год.

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 29 Примеры ПСО в России (продолжение) Энергосбережение Модернизация выпарной станции в филиале ОАО Группа «Илим» в г. Коряжме Архангельской обл. – тонн СО 2 -экв./год; Внедрение теплообменников для утилизация вторичного тепла в филиале ОАО Группа «Илим» в г. Усть-Илимске Иркутской обл. – тонн СО 2 - экв./год; Модернизация системы теплоснабжения ОАО «Донэнерго» в Ростовской области – тонн СО 2 -экв./год; Внедрение ресурсо - и энергосберегающих технологий производства стали в ОАО «УралСталь», г.Новотроицк Оренбургской обл.– тонн СО 2 - экв./год; Использование ресурсо - и энергосберегающих технологий производства цемента в ОАО «Южно-Уральская горно-перерабатывающая компания», г.Новотроицк Оренбургской обл.– тонн СО 2 -экв./год;

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 30 Примеры ПСО в России (продолжение) Энергоэффективность Установка ПГУ мощностью 750 МВт на Киришской ТЭЦ ОАО «ОГК-6», г.Кириши – тонн СО 2 -экв./год; Установка ПГУ мощностью 52 МВт на Елецкой ТЭЦ ОАО «ТГК-4», г.Елец Липецкой обл. – тонн СО 2 -экв./год; Установка двух ГТУ мощностью 30 МВт на Белгородской ТЭЦ ОАО «ТГК-4», г.Белгород – тонн СО2-экв./год; Модернизация ГРЭС-24 в г. Новомичуринске Рязанской обл. – тонн СО 2 -экв./год;

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 31 Примеры ПСО в России (продолжение) Перевод энергоустановок на природный газ Амурская ТЭЦ-1 ОАО «Дальневосточная генерирующая компания», г. Амурск Хабаровского края – тонн СО 2 -экв./год; Перевод Хабаровской ТЭЦ ОАО «Хакбаровскэнерго» с угля на природный газ, г.Хабаровск – тонн СО 2 -экв./год; Перевод котельной с угля на природный газ в г.Горно-Алтайск Алтайского края – тонн СО 2 -экв./год; Перевод технологических печей и ТЭЦ Савинского цементного завода на природный газ, Архангельская обл. – тонн СО 2 -экв./год;

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 32 Примеры ПСО в России (продолжение) Прочие типы проектов Сокращение утечек метана в региональных газораспределительных сетях низкого давления. Самый популярный тип проектов в России; Сокращение выбросов закиси азота при производства азотной кислоты; Сокращение выбросов перфторуглерода при производстве алюминия; Возобновляемая энергетика.

Мировой углеродный рынок: обзор состояние и перспектив 33 Благодарю за внимание! Михаил Анисимович ЮЛКИН Тел