ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ЦЕЛИ: ДАТЬ ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ (ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СРЕДСТВА ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ); СРАВНИТЬ ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,
Advertisements

Цель урока: обучение находить в тексте назывные предложения Задачи: Знакомство с назывными предложениями; Развивать умение самостоятельно давать определение.
Презентация ученицы 10 – Б класса Смолинской ООШ 2 Босько Яны к стихотворению «Шёпот, робкое дыханье…» А.Фет.
Обобщение изученного по теме « Имя существительное » Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам.
Назывные (номинативные) предложения Номинативные – от nominativus именительный падеж.
Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» Иванова Людмила Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Первомайская основная общеобразовательная.
. Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам Имя существительное 5 класс Презентацию выполнила Черепанова Оксана Владимировна МБОУ СОШ 15, ст.Старонижестеблиевская.
Афанасий Афанасьевич Шеншин (Урок по литературе для 5 класса). Автор – Судакова С. Р.
Односоставные предложения с главным членом – подлежащим.
Юон К.Ф. «Мартовская капель». Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных.
Климова Ирина Анатольевна, учитель русского языка, школа 422 Кронштадтского района.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Презентация по творчеству А.А.Фета
Односоставные предложения с главным членом – подлежащим.
Лексическое значение имени существительного РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 2. Урок 81. © ООО «Баласс», 2012.
В поисках смысла В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и в песне, даже во фразе – Ты только вдумайся, Только всмотрись – Кроется самая главная.
Автор: Прусова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Нарышкинская СОШ».
Назывные предложения Сделайте разбор по членам предложения Хорошо пахнет сено. Хорошо пахнет сеном.
Назывные предложения. *** Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных.
Виды односоставных предложений Разработано учителем русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ 1» г.Энгельса Саратовской области Сосулиной Галиной.
Тема урока: Обобщающее повторение по теме: «Односоставное предложение».
Транксрипт:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ЦЕЛИ: ДАТЬ ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ (ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СРЕДСТВА ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ); СРАВНИТЬ ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ; ДАТЬ ПОНЯТИЕ О СИНТАКСИЧЕСКОЙ РОЛИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ; РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ, КЛАССИФИЦИРОВАТЬ, ОБОБЩАТЬ; РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ НАБЛЮДАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ; РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД; ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО ДРУЖБЫ, УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ; УЧИТЬ АДЕКВАТНО ОЦЕНИВАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ

«Что было бы, если бы пропали все существительные?» Продолжайте по принципу «снежного кома», каждый раз повторяя все, что было сказано до вас. Фантазируйте, сочиняя сказку, вспоминая все, что вы знали о существительных до сегодняшнего урока.

Как будто о существительном мы знаем все. Но это только так кажется. В 6 классе вы узнаете о существительном много интересного: Почему эта часть речи так называется? Почему она самая главная? Разве человек, соловей, ветер – это предметы? Одушевленное и живое – это одно и то же? Что мы знаем об именах собственных? Какого рода слова кофе, какао, какаду, и шимпанзе? Чем отличаются ворота от забора? Как правильно сказать: плацкарта или плацкарт, чашка чаю или чая? Есть ли существительные в других языках и чем они отличаются? Какова роль существительных в нашей речи?

- Что такое имя существительное? - Это всё, что существует. В этом шутливом диалоге содержится истина. Действительно, всё, что существует в мире, вокруг нас, названо именем существительным. Имена существительные – самая многочисленная армия слов, они составляют 40% всех слов русского языка, то есть почти каждое второе слово – имя существительное.

Итак, без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место. Так что же такое существительное? Назовите предметы, которые нас окружают. С помощью существительных мы называем того, кто что-то делает. Шьёт кто? Лечит людей…. Выращивает хлеб…. Работает на заводе….Доит корову….Лает кто? Мяукает…. Пищит…. Квакает …. Шипит…. Рычит …. С помощью существительных мы говорим, кто есть кто, что есть что: Мой папа шофёр (кто?). Моя мама….Мой брат…. Парта – это мебель. Чашка – это …. Ласточка – это …. Медведь – это …. С помощью существительных мы называем то, с чем связано действие: Я читаю книгу (что?). Я пишу что? Я смотрю на что? Ты встретил кого? Он разговаривает с кем? Булат подарил что? Кому? Я посоветовался с кем? О чём?

Распределите данные слова в две колонки, в зависимости от того, к каким частям речи они относятся: рассказ, рассказать, делать, занятие, дружить, счастье, деловитость, деловой, заниматься, первенство, первый, первоклассник, заниматься, занятно, деловито, делая, доброта, добрый. Имя существительное ? Другие части речи ?

Проверьте себя Имя существительное: рассказ занятие счастье деловитость первенство первоклассник доброта Другие части речи: рассказать делать деловой заниматься занятно деловито делая добрый

Послушайте, какую поэтическую картину могут создать существительные: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет. Умрешь – начнешь опять сначала. И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. А.Блок

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. А.Фет Перечислите встретившиеся в этих текстах существительные. Поставьте к ним вопросы.

Имя существительное – знаменательная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

Итак, мы дали определение Среди существительных, которые вы сегодня называли, есть слова, обозначающие не только конкретные предметы, как фонарь или соловей, но и слова, называющие чувства, вещества, цвет, даже действие? Так что же объединяет все эти слова в один класс существительных? Расскажите об этом, изучив схему: имя существительное род не изменяется число изменяется падеж изменяется

Вывод: Существительные обозначают предмет, и это выражается тем, что они изменяются по падежам и числам и не изменяются, а распределяются по родам. Это грамматические категории имен существительных.

Синтаксическая роль имен существительных Прочитайте предложения, сделайте вывод о синтаксической роли существительного. Расскажите о пословицах, Для чего они нужны в речи ? Приведите примеры пословиц о родине. 1. Родина – мать, умей за нее постоять 2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. 3. На чужой сторонушке рад и родной воронушке 4. Любовь к Родине сильнее смерти. 5. За Родину, за честь – хоть голову снесть.

Синтаксическая роль имен существительных Проверьте себя Расскажите о пословицах, Для чего они нужны в речи ? Приведите примеры пословиц о родине. 1. Родина ( что ? подлежащее )– мать ( что это такое ? сказуемое ), умей за нее постоять 2. Для Родины ( чего ? дополнение ) своей ни сил ( чего ? дополнение ), ни жизни ( чего ? дополнение ) не жалей. 3. На чужой сторонушке ( где ? обстоятельство ) рад и родной воробушке ( кому ? дополнение ). 4. Любовь ( что ? подлежащее ) к Родине ( к чему ? дополнение ) сильнее смерти. ( чего ? дополнение ) 1. За Родину ( за что ?), за честь ( за что ? дополнение )– хоть голову ( что ? дополнение ) снесть. Имена существительные в предложении обычно бывают подлежащим или дополнением. Это его родные роли. Существительное может быть также обращением или любым другим членом предложения.

Домашняя работа Собирать материалы для сочинения о школе, родном городе, своей стране.