Как писать сочинение С2.1 Методические рекомендации для учащихся по материалам курсов для учителей, готовящих 9 - классников к ГИА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Advertisements

ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Урок 29. Комплексное повторение. Цель урока: Совершенствование орфографических, пунктуационных и речевых навыков.
Подготовка к ГИА: написание части 3 (С 2) Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 Фиалковская Вероника Петровна.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
Методика работы над сочинением. Исходное высказывание в сочинении С2 является тезисом, требующим комментария. Им можно как начать работу, так и вынести.
ГИА Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько - М.: Национальное образование, с. - [ГИА-2013.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ( В НОВОЙ ФОРМЕ ) ГИА – КЛАСС Р У С С К И Й Я З Ы К Спецификация Кодификаторы элементов содержания экзаменационной.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Как писать сочинение С2.1 Методические рекомендации для учащихся по материалам курсов для учителей, готовящих 9 - классников к ГИА.

В сочинениях С 2.1. задание требует описать содержание языковых явлений: лексических и грамматических, доказать необходимость, значимость названного языкового явления. Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждения и, следовательно, строиться по определенным логическим и композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.

Критерии оценивания: С1К1. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос (максимум 2 балла) С1К2. Наличие примеров-аргументов (максимум 2 балла) С1К3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (максимум 2 балла) С1К4. Композиционная стройность работы (максимум 3 балла)

Схема сочинения на лингвистическую тему В речи очень значимы и лексические, и грамматические явления Лексическое явление… (описать типовое значение) Грамматическое явление… (описать типовое значение) Например… (объяснить пример) Например… (объяснить пример) Все сказанное позволяет утверждать, что лексические и грамматические явления делают речь ясной и связной

Лексические явления ( называют то, о чем говорят и думают люди) Морфемы (корень, приставка, суффикс) Однозначные слова Многозначные слова Синонимы Антонимы Изобразительно-выразительные средства Омонимы Паронимы Фразеологизмы Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления

Лексические явления (вспомогательные слова для оформления доводов в сочинении) Морфемы (корень, приставка, суффикс) В корне заключено лексическое значение однокоренных слов. В основе заключено лексическое значение слова. Приставка и суффикс уточняют это значение Однозначные словаНазывают отдельное явление действительности Многозначные слова Называют разные предметы, признаки, действия, в чем-то схожие между собой. Имеют прямое и переносное значение, часто используются как выразительное средство (например, олицетворение ветер уснул) СинонимыВыражают дополнительные оттенки значения, служат для разграничения стилей АнтонимыУточняют, противопоставляют. Изобразительно- выразительные средства Создают образ, усиливают выразительность, подчеркивают индивидуальный признак, выражают отношение автора, передают состояние героя

Грамматические явления (как думают люди) Морфемы (окончания) Грамматические связи между словами в словосочетании Грамматические связи между частями простого предложения Грамматические связи между частями простого осложненного предложения Грамматические связи между простыми предложениями в сложном Самостоятельные части речи Служебные части речи (союзы, предлоги)

Грамматические явления (вспомогательные слова для оформления доводов в сочинении) Морфемы (окончание) Выражают зависимость одного слова от другого Связи в словосоче- таниях Согласование происходит по роду, числу, падежу. Управление «навязывает» падеж зависимому слову. Примыкание зависимого происходит только по смыслу. Части речиСамостоятельные части речи обозначают предмет, действие, признак предмета, признак действия, указывают на предмет или признак, называют количество или порядок при счете. Предлог выражает зависимость одних слов от других. Союз связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного

Грамматические явления (вспомогательные слова для оформления доводов в сочинении) Простое предложение В нем существуют различные синтаксические связи. Члены предложения связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически Простое осложненное предложение При наличии однородных членов можно говорить о равноправных, или сочинительных отношениях. Обособленные члены позволяют говорить об отношениях обособления, уточнения. Вводные и вставные конструкции позволяют говорить об отношении автора к информации Сложное предложение Устанавливает сочинительные отношения (перечисление), подчинительные отношения (определение, изъяснение, образ действия и степень признака, место, время, условие, причина, цель, следствие, сравнение, уступка)

Композиционные части и логические связки 1 абзац. Вступление и тезис Я считаю, что… Высказывание показалось мне интересным… Некоторые считают, что… Считается, что… Многие утверждают, что… Я не согласна с тем, что… Попробуем разобраться… Мне кажется, что… 2 абзац. Лексическое явление и теоретическое описание его типового значения Во-первых… Вот и в тексте… Лексические явления передают… Следует отметить, что… Прежде всего… Необходимо признать, что… Как известно… Доказательством служит… С одной стороны… 3 абзац. Пример и его объяснение Так… В предложении… Вот и в тексте… Например… С помощью… Доказательством служит… Поясняя сказанное… Допустим, что… Из этого следует, что… Если…

Композиционные части и логические связки 4 абзац. Грамматическое явление и теоретическое описание его типового значения Во-вторых… Грамматические же явления… С другой стороны… Вот и в тексте… С помощью… Напротив… Как известно… 5 абзац Пример и его объяснение Например… Итак… В предложении… С помощью… Вот и в тексте… Поясняя сказанное… Доказательством служит… Допустим, что… 6 абзац. Заключение Надеюсь, что мне удалось доказать (объяснить), что… Все сказанное позволяет утверждать… Словом… Подводя итог… Действительно…

Пример описания содержания лексического явления Во-первых, требуется назвать одно лексическое явление и теоретически (обобщенно) сказать о его типовом значении. Например, антонимы всегда противопоставляют два предмета, два действия, два признака. Это и есть их типовое значение, об этом и нужно написать в сочинении (это будет ваш довод). Затем нужно привести пример из текста, например, найти антонимы и показать, что они говорят о конкретной противоположности. Например, «белый» – «черный», «верх» - «низ».

Пример описания содержания грамматического явления Во-вторых, назвать одно грамматическое явление и теоретически (обобщенно) сказать о его типовом значении. Например, окончание в слове может оформлять подчинительные связи в словосочетании. Это и есть его типовое значение (это будет ваш довод). Приводим пример. На конкретном словосочетании из текста показываем, что в нем (например, «красный шар») окончание прилагательного говорит о согласовании в единственном числе, женском роде, именительном падеже с существительным, т.е. о «подчинении» прилагательного существительному.

Упражнение 22 (1)Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску… (2)Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (3)Прежде, чем я остановился в этом березовом лесу, я прошел через осиновую рощу. И.С.Тургенев

Упражнение 22 Смысловое значение нашей речи (содержание) должно быть грамматически правильно (связно) оформлено. Лексическое явление позволяет конкретизировать предмет речи, так, антонимы создают контраст, противопоставляют предметы, действия, признаки. Грамматические же явления связывают лексические единицы. Так, простые предложения в составе сложного могут иметь разные смысловые отношения. Например, в первом предложении антонимы «загорались» и «гасли» помогают понять, как резко менялся свет, показывают контрастность окружающего. Например, во 2-м сложном предложении между его частями существуют отношения пояснения. Второе простое предложение поясняет смысл первого. Все сказанное позволяет утверждать, что лексические и грамматические явления в тексте «дружно работают» вместе и делают текст понятным.

Корень Действительно, смысловое значение в нашей речи должно быть грамматически правильно оформлено. Лексическое значение всегда индивидуально, оно позволяет конкретизировать предмет речи. Так, в корнях слова заключено их основное значение. Оно помогает понять смысл слова. Во-первых, в предложении 2 (в учебнике рус.яз. дан текст о Печорине) в однокоренных словах «рассматривать» и «подсматривать» корень «сматр» помогает «увидеть» общее разрешение проблемы героя и показывает необходимость вникнуть, разобраться в своих душевных переживаниях, т.е. всматриваться в себя. Во-вторых, в предложении 2 слово «обвиняет» имеет значение «счесть виновным, упрекнуть, укорить». Корень «вин» указывает на источник переживаний героя, т.е. помогает понять неправоту своих действий. Таким образом, корень помогает нам выделить в слове самое главное, понять его смысл. (Сочинение. 9 класс)