Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках русского языка в 6 классе (УМК С.И. Львовой) Из опыта работы учителя русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
Advertisements

Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
2011 год Задачи: 1. Образовательные: - продолжить развитие понятия о морфологических категориях имени существительного; - знать, на чем основываются различия.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности Людей неинтересных в мире нет. Е.А. Евтушенко Цели: познакомить.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Муниципальное образовательное учреждение «Вожбальская общеобразовательная школа» Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках русского.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
усиление субъектной позиции ученика; алгоритмизация действий учителя и ученика; средство формирования познавательной активности; личностная направленность.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Современные подходы к организации и анализу урока.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Описание природы Рекомендации учителю русского языка. Данная презентация представляет собой серию картинок, которые можно использовать на любом этапе изучения.
Роль метапредметных программ в создании единой речевой среды гимназии Веселова З.Т., учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ.
Петрова Е.Ю., учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Александрова Наталья Равхатовна Тема урока: «Крестики –Нолики». Форма урока: урок-конкурс Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков. Цели урока:
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК УМК «Школа России» в контексте требований PIRLS.
Транксрипт:

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках русского языка в 6 классе (УМК С.И. Львовой) Из опыта работы учителя русского языка и литературы М Б ОУ СОШ 10 Первомайского района г. Ростова-на-Дону Марковой Натальи Николаевны

Цели работы по УМК С.И. Львовой: 1.развитие творческих способностей обучающихся; 2.способность извлекать информацию из различных источников, способность к преобразованию, сохранению и её передаче; 3.применение приобретенных знаний в повседневной жизни. 4.развитие интеллектуальных способностей обучающихся;

Цель современного обучения Какие же методы работы помогут учителю активизировать учебный процесс?

Методы работы учителя по активизации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся Регулярное использование всех трех методов формирует у обучающихся умение применять знания и навыки в новой ситуации, что способствует речемыслительной деятельности школьников. Именно три перечисленных метода реализуются в обучении по программе УМК С.И. Львовой. Частично-поисковый метод Метод проблемного изложения Исследовательский Метод

Практическая реализация перечисленных методов обучения на современном уроке

Моделирование (данный тип заданий даёт знания об устройстве языка и особенностях функционирования языковых единиц) Упражнение 51 1.Образуйте слова по морфемным моделям: + -чик ( ) : объезжать объездчик. Задания: -Какое значение будут иметь эти слова? -Подчиняются ли их написания тому же орфографическому правилу? Докажите. -Почему в модели 14 корни разделены на две группы -Объясните написание слов моделей 14 и 15. -Сделайте выводы. Типы заданий

Конструирование Упражнение 158 По данным схемам попробуйте составить связный текст на тему «Воспоминания о летних каникулах» что которого чтобы 1. ? , ,и. 6..

Что даёт обучающемуся выполнение такого типа заданий? 1.Школьник запоминает графический облик слова; схемы. 2.Включается зрительная, механическая память, т.к. слово по одной и той же модели записывается несколько раз. 3.Поморфемная запись слов даёт возможность обучающемуся объяснить вслух написание каждой морфемы. 4. В практике правописания используются этимологический, морфемный, словообразовательный словари. 3.Запись слов, словосочетаний, предложений сопровождается различными видами анализа: фонетический, морфемный, словообразовательный, синтаксический анализ словосочетания и предложения.

Формулирование правил, зашифрованных в рисунках Солнце глянуло сквозь щ_лку, Свесив огненную ч_лку. Вышел ёж с сапожной щ_ткой, Занялся работой ч_ткой. (Я. Козловский) Приведите примеры, иллюстрирующие это правило

Обогащение словарного запаса (поиск информации в источниках разного типа: справочниках, словарях, СМИ, Интернете). Установите этимологию слова. Подготовьте три устных высказывания, используя три типа речи: описание (каков предмет); рассуждение (как им пользоваться); повествование (как я однажды укололся им). Обратитесь к толковому словарю и объясните значение слова «полиглот»

Определите различие в значении однокоренных прилагательных земляной и земной Расскажите о том, как образовано слово подорожник

Из школьной тетради Этимология слова «город». Оказывается, в старину люди огораживали свои дома, желая Защитить своё жилище. Потом решили огородить все дома одним забором. Поэтому, слово «город» означает «огороженное место». Чтобы отличить один «огороженный» город от другого, надо было дать ему название.

Интеллектуально-лингвистические упражнения Упражнение 534 Рассмотрите рисунки и составьте несколько предложений, используя Глаголы ОДЕТЬ(ОДЕВАТЬ) и НАДЕВАТЬ (НАДЕТЬ).

Упражнение 115 Определите существительные по их лексическому значению. Проверьте себя по словарю. Используя этимологический словарь, расскажите о происхождении этих слов. 1. Сорт лёгкого печенья, торта. 2. Верхний слой почвы, густо заросший травянистыми растениями.3. Первые буквы имени отчества или имени отчества. Упражнение 285 Что вы можете рассказать о существительном напёрсток? Для чего нужен напёрсток? Как появилась эта вещь? Как выглядит напёрсток? Упражнение 553 Используя школьный учебник по любому предмету, определите, какие глаголы чаще всего употребляются в формулировках правил и определений научных понятий. Приведите примеры. Упражнение 833 Объясните, чем различаются выделенные слова в предложении? Десять минут я мою мылом мою любимую куклу.

Что даёт обучающемуся выполнение такого типа заданий? Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицирует процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций: сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: устную и письменную, монологическую и диалогическую.

Система ситуативных речевых упражнений Упражнение 106 Вы пришли в гости…; вы поздравляете с праздником…; Вы разговариваете по телефону… Как должен вести себя воспитанный человек в этих ситуациях? Сформулируйте несколько правил поведения, употребляя побудительные предложения. Упражнение 137 Какие этикетные слова можно употребить в каждой речевой ситуации? Составьте и запишите несколько предложений, используя обращения.

Упражнение 171 Представьте себя телеведущим программы, в которой принимают участи е известные артисты. О чем вы хотели бы спросить своего любимого актёра? Составьте вопросы, продумайте ответные реплики. Упражнение 207 Составьте и запишите диалог, соответствующий схеме. Тема диалога «В картинной галерее». Формула речевого этикета – вопрос-ответ (повествование)- вопрос- объяснение - согласие - формула речевого этикета. Упражнение 767 В каких речевых ситуациях (кто? кому? о чём? где? когда? почему? зачем?) чаще употребляются числительные? Составьте и напишите диалог, используя в репликах имена числительные и этикетные слова. Упражнение 555. Представьте, что вы разведчик (сыщик, детектив) и получили задание проследить за человеком. Составьте деловой отчёт, кратко описывая действия этого человека.

Вывод: Система интеллектуально-лингвистических упражнений, способствует формированию и развитию логического мышления в сочетании с повышенной речевой активностью школьников. Получаем возможность улучшить коммуникативные навыки, орфографическую грамотность, интенсивно развивать его устную речь, существенно повышать общий интеллектуальный уровень.

Центральная единица всего обучения – текст. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности на каждом уроке. Чаще всего авторы учебника предлагают прочитать предложенный текст, доказать, что перед обучающимися речевое произведение, провести текстоведческий анализ: -определить тему; -основную мысль; -тип речи; -стиль текста; -средства связи предложений; -озаглавить.

Типы заданий по развитию речи: Сочинение-миниатюра (по предложенному тексту) Система сочинений –миниатюр, представленная в учебнике направлена на формирование у школьников коммуникативной потребности, соответственно данный вид работ носит не ознакомительный, а практически тренинговый характер. Упражнение 103 Прочитайте текст. Как пахнет осень? Прелыми листьями? Спелыми плодами? Всем сразу…

Сочинение-миниатюра по пословицам и поговоркам (Иванов Никита, 6 «А» класс). Значение поговорки «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Много раз я слышал поговорку «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Похоже, что это выражение означает»попадая в новую компанию, общество, дом нужно приспосабливаться к тамошним обычаям, а не отстаивать свои. Нет сомнений, что эта поговорка придумана монахами. Раньше они тысячами бродили по Руси, переходя из одного монастыря в другой. Каждый монастырь имел свой устав, то есть свод правил, по которым он управлялся. Трудно приходилось тому монаху, который, привыкнув, скажем, к «печёрским» правилам, переходил в «соловецкий» монастырь, ведь игумен всегда мог заметить невыполнение какого-либо из пунктов устава монастыря. Зная суть поговорки, можно избежать ошибок в собственном поведении.

Сочинение –миниатюра Рассказ Упражнение 870 Попробуйте сочинить небольшой юмористический рассказ. Используйте указательные местоимения. Упражнение 839 Напишите небольшой текст на тему: «Моя родословная Используйте притяжательные местоимения.

Сочинение по картине

После вопросов, связанных с первичным восприятием картины уместно задать вопросы, носящие более творческий характер, интеграционный. Именно они позволяют объединить частное и общее, содержание и форму, кроме того ставятся проблемные вопросы; вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины, например: 1. Почему художник выбрал именно этот пейзаж? 2. Почему художник использовал контрастные цвета в изображении? 3. Как художник относится к своим героям? Докажите своё мнение. 4. Какое впечатление остаётся после просмотра картины?

вопросы, направленные на развитие воображения, например: 1. Составьте воображаемый диалог между персонажами картины. 2. Подумайте, как могли бы развиваться события, изображенных художником, в дальнейшем. 3. Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать картине. 4. В роли какого героя вы бы хотели оказаться и почему?

Расширить знания обучающихся в интеллектуальном плане помогут и такие формы работы: 1. Подготовленное заранее самостоятельное сообщение обучающегося о творчестве художника с описанием картины. 2. Дискуссия: «Чем привлекла наше внимание картина?» 3. Ситуативный диалог: вы пришли в картинную галерею и встретили там учителя рисования. О чём вы будете говорить? Какие темы будут интересны вашим собеседникам? 4. Ролевая игра: «Я экскурсовод», «Художник пишет картину». 5. Интервью: журналист берет интервью у художника в день открытия его персональной выставки, интервью у посетителя выставки.

Из школьной тетради (ОТРЫВОК ИЗ СОЧИНЕНИЯ по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».Блинков Андрей) …Эти птицы только прилетели и устроились в свои старые гнёзда, а один из грачей спустился на землю в поисках веточек для создания нового гнезда, в котором будет жить его семья. Эта любовь и забота друг о друге придаёт картине тепло и доброту этой замечательной картине. (ОТРЫВОК ИЗ СОЧИНЕНИЯ по картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Сластина Ксения) …Картина В.И. сурикова мне понравилась энергичностью, задором. Стоит только посмотреть на неё, и сразу представляешь себя на месте этих веселящихся людей. Бескрайние снежные просторы, безудержное веселье, искренние эмоции на лицах людей, хлещущие через край. Как здорово! Мне близка по духу эта удалая русская душа!

Устные выступления Эпиграфы к каждому разделу учебника дают повод к дискуссии, с приведением аргументов и доказательств.

На уроке математики Упражнение 726 Сравните математические понятия простые и составные числа и лингвистические понятия простые и составные числа. Совпадают ли они? Обоснуйте свою точку зрения. (Из тетради ученика Пишкова Юрия.) Я считаю, что математическое понятие «простые и составные числа» не совпадают с лингвистическим понятием о простых и составных числительных». Во-первых, простые числа имеют только два делителя, а составные имеют больше двух делителей. Во-вторых, простые числительные имеют только один корень, а составные состоят из двух и более корней. Таким образом, совпадение математического и лингвистического понятия о простых и составных числах не наблюдается. Русский язык История Литература Биология География Математика

На уроке биологии Упражнение 667 Проведите текстоведческий анализ. Объясните происхождение названий росянка, жирянка, пузырчатка. (Текст). Как вы думаете, почему этот текст насыщен глагольными формами.

На уроке географии Упражнение 160 По толковому и этимологическому словарю определите значение и происхождение выделенных слов. К какой группе лексики они относятся? … Воздух обр_зует г_зообразную оболочку, которая называется атм_сферой. Вода обр_зует водную оболочку, которую именуют гидр_осферой. Живые организмы вместе с той средой, где они живут, формируют биосферу.

Что даёт обучающемуся выполнение заданий такого типа? Именно на таких уроках у обучающихся у обучающихся формируются метапредметные умения: умение сопоставлять и сравнивать высказывания с точки зрения их содержания; владение диалогом «обмен мнениями»; обсуждение актуальных тем и использованием различных средств аргументации;

С какой же целью используются данные формы работы? Элементы пропедевтики ГИА и ЕГЭ при написании сочинений, сжатого изложения Связь создаваемых текстов с жизнью Освобождение от стандартного мышления

Уровень достижений обучающихся 6 «А» класса за 2 года 1.Наблюдается позитивная динамика качества освоения учебной программы по русскому языку. 2.Формируется информационная грамотность. 3.Позитивная динамика 4.Формирования творческой активности

УМК С.И. Львовой – перспектива обучения, соответствующая требованиям федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по русскому языку.