Страны с доиндустриальной экономикой: доход на душу населения менее 30,0 дол.; 65 % - удельный вес человеческих ресурсов; от 10 – 20 % - доля природных ресурсов (земля). Страны с разным уровнем индустриального развития: доход - 45,0 – 95,0 дол.; ЧР – от 68 – 79 %; промышл. ресурсы – от 12 – 25 %; природн. ресурсы – от 5 – 12 %. Высокоразвитые индустриальные страны: доход дол.; ЧР – свыше 74 %; промышл.ресурсы от 20 – 30 %; природн.ресурсы – менее 5%.
Перенос на российскую почву зарубежных научно-технических достижений оправдано в том случае, если параллельно развивать собственный интеллектуальный ресурс. В России на 1000 чел пк, на чел.- 5 интернет узлов, патентов США - 362, 442, ; Германия – 233, 107, Эффективное управление интеллектуальными ресурсами означает стимулирование новаторских разработок, требующих концентрации капитала и интеллектуального потенциала, а также культивирование конкурентной среды в направлениях инновационной деятельности.
Человеческий капитал рассматривается как совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход. Способность приносить доход, роднит ЧК с другими формами капитала, функционирующими в общественном производстве. Человеческий капитал формируется на основе врожденных качеств человека через целенаправленные инвестиции в его развитие.
Носитель рабочей силы – высокое качество ЧК находит выражение в более высоком уровне индивидуальных доходов, с теми поправками, которые вносит в процессе распределения доходов рынок труда. Общественное воспроизводство – качество ЧК выражается в эффективности производства и темпах экономического роста. Инвестиции в ЧК приносят национальной экономике доход и подталкивает ее к росту. Они определяют восприимчивость общества к новым знаниям и технологиям, создают мотивацию развития и прогресса.
Инвестиционные направления, обеспечивающие экономический рост: - вклад в новое знание (производство новых идей.. большой выбор и лучшее качество); - вклад в человеческий капитал (особая индустрия образования.. зарплата и УМБ); - промежуточные расходы, нацеленные на распространение умений (вклад в науку.. распространение знаний «вширь».. подъем общественного сознания и культуры).
В основе находятся инновационные процессы, суть которых состоит в осуществлении новых комбинаций факторов и условий хозяйственной деятельности ( новый продукт и новое качество; внедрение нового технологического способа или метода; освоение новых рынков сбыта; получение нового источника сырья; применение организационных мер… изменение внутренней структуры организации). Различие между «новыми» и эволюционными подходами состоит в том, что первые исходят из ограниченных ресурсов как стержня экономической деятельности, в то время как последние ставят в центр знание и открытие.
Модель фирмы – представляет собой монолитный субъект хозяйствования, максимизирующий прибыль (система «затраты – выпуск»). Сегодня основные теории фирмы рассматривают ее либо как процессор информации, либо как процессор знаний. Современные концепции развития фирмы: Предпринимательская концепция – синтез информации в организации и решающая роль в этих процессах предпринимателя.. Конкретная концепция – объединение субъектов, обладающих различной информацией и связанных контрактами, что позволяет преодолеть противоречивость их интересов.. Эволюционная теория описывает функционирование и эволюцию фирмы в понятиях рутинных правил, шаблонов и парадигм деятельности, воплощающих знание фирмы.. Знание является критическим вводом в производство и первичным источником стоимости.
Обучающаяся организация, это организация, в которой вы не можете не учиться, потому что изучение вплетено в ткань жизни. Технологические составляющие обучающейся организации: - системное мышление (понимание зависимости общих результатов от действий каждого); - персональное мастерство (достаточный уровень знаний, умений и ответственности); - ментальные модели (глубоко укоренившиеся предположения, обобщения, влияющие на понимание мира и действий); - формирование общего видения (разработка единой стратегии фирмы и определение конкретных планов структурных подразделений); - групповое обучение (взаимное обучение в процессе совместной деятельности, результатом которого является рост ее эффективности).
Пути, которыми знание осуществляет свой вклад в экономические результаты: - оно лежит в основе любого процесса создания добавленной стоимости, так как самая простая форма производства требует специальных знаний; - знание является базой для усовершенствования существующих и создания новых продуктов и услуг.. - новое знание обеспечивает рост эффективности производственных и управленческих процессов (производительность труда и затраты); - компетентность работников, создаваемая и поддерживаемая знанием, обеспечивает нормальный ход процессов производства..
а) знание всегда социально (инструмент и историческая культура); б) знание инструментально (отношение человека к действительности); в) знание –внешнее (объективируемое человеком), внутреннее – существует в органическом единстве г) знание присутствует на всех уровнях в иерархии деятельности; д) научение как деятельность имеет те же свойства и структуру, что и любые другие виды деятельности (мотив, действия, операции).
Данные. Попытка предположить, что кроется за данными, то есть создание контекста, превращает данные в информацию. Информация. Установление контекста, придает данным определенный смысл, они становятся значимыми. Знание. Знание в отличие от информации, которая для ее понимания нуждается в определенном контексте или шаблоне, само создает контекст (прошлое). Мудрость. Обобщение шаблонов и выявление заложенных в нем системных принципов (будущее).
Передача информации преобладает над передачей знания во всех бизнес-процессах. Информация может передаваться в чистом виде, знания передаются только вместе с информацией. Передача знаний более вероятна после достижения некоего порога информационной интенсивности. Знание передается главным образом в процессах, связанных с развитием организации.
Рыночные эффекты – инноватор не может повысить цену адекватно новизне выводимого на рынки продукта. В результате потребитель получает дополнительную выгоду. Переливы знаний – знание созданное одним агентом, может использоваться другим агентом без компенсации или с компенсацией, меньшей чем стоимость знания. Сетевые эффекты знания - состоят в формировании новых устойчивых связей или сетей, которые не только используются для передачи информации, но и становятся новым элементом инфраструктуры рынка.
Социальные выгоды ОУ Новое знание Лучшие программы Конкурентосп особность Знание других ОУ Лучшие программы Конкурентоспо собност ь Доход Выгоды потребителей Доход других ОУ Выгоды потребителей Частные выгоды Перелив
Биофизический капитал Финансовый капитал Интеллектуальный капитал Социальный капитал Гуманитарный капитал Другие активы Активы образовательного учреждения
Биофизический капитал – земля, природные ресурсы; Финансовый капитал – наряду с финансовыми активами, включает физический капитал (здания, оборудование и пр.); Интеллектуальный капитал – тождественен понятию нематериальных активов. К ним относится стоимость имущественных прав, лицензий, патентов, товарных знаков и торговых марок, программных продуктов, используемых предприятием. Социальный капитал – внешние и внутренние связи организации (все те факторы, которые создают возможность возникновения и развития социальных связей и обеспечивают их сохранение);
Интеллектуальный капитал Структурный капитал Человеческий капитал Капитал клиента Организационный капитал Инновационный капитал Капитал процессов
Человеческий капитал – «совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей людей компании, приложенная к выполнению текущих задач» Структурный капитал – это «все, что остается в кампании, когда сотрудники уходят домой» Капитал потребителей – складывается из базы потребителей, характера связей с ними и их потенциала (портфель договоров с клиентами, определяющий масштабы, структуру и динамику деятельности)
Организационный капитал – это систематизированная и формализованная компетентность компании плюс системы, усиливающие ее творческую эффективность, а также организационные возможности, направленные на создание продукта и стоимости. Капитал инноваций – относятся защищенные коммерческие права, интеллектуальная собственность и другие нематериальные активы и ценности. Капитал процессов – системы производства, сбыта, послепродажного сервиса и др. в процессе деятельности, которых формируется стоимость продукта.
Интеллектуальный капитал Активы рынка Активы инфраструктуры Активы интеллектуальной собственности Гуманитарные активы
Активы рынка – это нематериальные активы компании, определяющие ее положение на рынке (марка, название, соглашения и контракты и т.д.); Активы интеллектуальной собственности – интеллектуальная собственность, которая принадлежит компании и защищается законом (торговля и сервисные марки, патенты, авторские права и пр.); Активы инфраструктуры – интеллектуальные активы, обеспечивающие функционирование компании (философия управления, общая культура, процессы управления, бизнес-процессы); Гуманитарные активы – используемые интеллектуальные активы, прежде всего знания и умения, которые принадлежат сотрудникам и ее партнерам.
Кодифицированное знание Организационное знание Индивидуальный интеллектуальный капитал В А С
- демонстрация эффективных черт личности (инициативность, способность принятия ответственности, делегирования полномочий, действие в соответствии с ситуацией, гибкость и отзывчивость, думают перед действием и тд.); - хорошая подготовленность (разносторонность, информированность, планирование своей деятельности, понимание окружающего мира); Выбор соответствующей тактики (предвосхищение будущего развития, координация своих действий, выбор уместных действий); Обеспечение наилучшего варианта решения проблем (использование всех знаний,анализ различных перспектив, способность к воображению, новаторству и тврчеству, рациональность рассуждений..); Выработка выполнимых решений (принятие вызова и готовность к риску, предвидение последствий, выбор лучшей альтернативы…).
Человеческий капитал неотчуждаем (неликвиден); Человеческий капитал нехраним; ИР являются ресурсами «двойного назначения». Они используются как в экономической деятельности, так и повседневной деятельности. Поэтому инвестиции в формирование неотделимы от расходов на потребление. ИР личности двойственны с точки зрения их рыночной стоимости. Базовая стоимость ЧК, эта та на которую ориентируется индивид, определяя инвестиции в образование. Потенциальная стоимость ЧК – это та стоимость, на которую ориентируется предприниматель. В процессе формирования ИР задействованы врожденные и сформированные в процессе воспитания способности личности.
Это система, объединяющая ИР, которыми обладают члены организации. Рутины – самый простой вид регуляторов деятельности. Они представляют собой форму высокоавтоматического поведения, которое в определенном смысле можно было бы назвать «бессознательным» Более высокий уровень регуляции эвристики и стратегии, которые обеспечивают ориентацию и общую структуру для действий, направленных на решение определенного класса проблем. (Качество – задача номер «один»); Высокий уровень регуляторов – парадигмы и когнитивные каркасы. Это предположения и логические конструкции, которые лежат в основе способности субъекта деятельности видеть мир как значимый и понятный.
Оно может быть представлено в виде устных текстов и письменных документов, коллекций данных (базы данных, картотеки..), в символьной (математический текст, программный код) и графической (графики, схемы..) форме. Кодификация знания выполняет функции: - креативная – этап творческого процесса, на котором вскрываются теоретические недочеты, логическая слабость аргументов или методологические недочеты эксперимента; - коммуникативная – делает знания одного человека доступными другим людям. - культурная – знание сохраняется в памяти людей, организаций, общества.
Формирование Интеллектуальные ресурсы Использование
Традиционная линейная модель, описывающая динамику ИР, проста. Формирование ИР организации осуществляется на основе их приобретения, с одной стороны, и наращивания существующих ИР на основе самостоятельных разработок и обучения, с другой стороны. Сам процесс их использования при определенных условиях может сопровождаться их увеличением и развитием. Отчетливо проявляются различные формы морального износа, связанные с устареванием и частичной утратой потенциала знаний.
Формирование Использование Интеллектуальные ресурсы
Динамическая модель – наличие, наряду с поступательным движением системы, трех внутрисистемных циклов движения знаний. Первый – формирование интеллектуальных ресурсов (чем больше по объему и качественнее по составу ИР, тем эффективнее процесс их формирования); Второй – использование интеллектуальных ресурсов (не только потребляются уже имеющиеся знания, умения, опыт, но и формируются новые,т.е. происходит то, что называется процессом самовозрастания знаний); Третий – реструктуризация ИР, - это их внутреннее движение, переход из одной формы в другую.
Корпоративная культура выступает как условие, ускоряющее или тормозящее эффективное формирование и использование интеллектуального капитала. Содержательные уровни корпоративной культуры: Культура как характеристика деятельности, ее форм и уровня развития (культура речи, культура общения, культура труда, культура производства); Культура как система правил, норм, традиций, регулирующих те или иные виды деятельности… Культура как система видов деятельности, направленных на воспроизводство (образование и воспитание, искусство..) Культуру часто рассматривают как собрание артефактов.
Интеллектуально ориентированные или интеллектуально безразличные культуры: А) отношение к знанию как к ценности и к инновационным процессам как к положительному явлению; Б) Интеллектуальная безопасность (каждый может участвовать в обсуждении проблем и высказывать свое мнение.., задавать вопросы..); В) Доверие к корпоративной среде, предполагающее, что никто из членов организации: не скроет имеющегося у него знания.. Не присвоит высказанных другим работником идей..
Ориентация на приобретение знаний – ориентация на создание знаний: «Дженерал Моторс» - всегда преуспевала в приобретении и развитии чужих идей, но терпела провалы в попытках создать новое направление бизнеса на основе собственных разработок. «Дженерал Электрик» – опираясь на собственные исследования, успешно осваивала абсолютно новые для себя сферы бизнеса. Принцип открытости для притока идей из вне.
Ориентация на накопление знаний – ориентация на распределение знаний: Накопление знаний – процесс, в изначальной своей форме индивидуализированный. Накопление индивидуумом знание может и не стать богатством организации. Распределение знания внутри организации, а в еще большей мере совместная работа над сложными, комплексными проблемами значительно повышает интеллектуальный потенциал организации. Переориентация с накопления на распределение знаний органически связана и с дружественным по отношению к знанию характером корпоративной культуры, и с атмосферой доверия в корпоративной среде.