Член-корр. РАН А.Ф. Титов д.б.н. А.М. Крышень д.с.-х.н. А.Н. Громцев Карельский научный центр РАНё Формирование экологического каркаса северных территорий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Advertisements

Т.И. Тюпенко, председатель, Республика Коми, Российская Федерация «О подгруппе по охране природы под председательством Российской Федерации ( г.г.)
особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и.
Рабочая группа СБЕР по экологии. Баренцево сотрудничество – 20 лет Защита хрупкой северной окружающей среды и интеграция вопросов экологии в экономическую.
Лекция 12. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ.
Источник Определение Комиссия по окружающей среде и развитию Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени,
Результаты ГАП-анализа ООПТ на Северо-Западе России (Республика Карелия) Карельская природоохранная общественная организация «СПОК» , Россия, Республика.
Природопользование и устойчивое развитие 10 класс.
Keskkonna ja vee tehnoloogia Sergey Chekryzhov 2008.
План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Презентация урока окружающего мира 4 класс на тему" Особо охраняемые территории"
РОЛЬ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ УКРАИНЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) г. Киев 15 октября 2013 г. Куруленко Святослав.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ООПТ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Л.Я. Огродовая Корткерос.
Охрана дикой природы в Архангельской области: проблемы и достижения Добрынин Денис, Щеголев Андрей 19 сентября 2013 г.
Экология Урала Разработка декларации Декларация ДЕКЛАРАЦИЯ – (от лат. declaratio – заявление, объявление, решение. провозглашение)
Политика Республики Таджикистан в аспекте изменения климата Сафаров М. директор Государственного Учреждения по гидрометеорологии.
«Экономический потенциал единой таможенной территории Таможенного союза ЕАЭС» Лектор: к.э.н., доцент Коновалова Татьяна Александровна.
Убсунурская котловина
Федеральные и региональные программы природопользования: сущность, методы, организация разработки.
Охраняемые природные территории Заповедник, Национальный парк, Заказник, Памятник природы; Ботанические сады и дендрологические парки, Памятники Всемирного.
Национальная безопасность России в современном мире Россия в мировом Россия в мировом сообществе сообществе Выполнил: преподаватель ОБЖ МОУ «СОШ5 им.В.Хомяковой»
Транксрипт:

член-корр. РАН А.Ф. Титов д.б.н. А.М. Крышень д.с.-х.н. А.Н. Громцев Карельский научный центр РАНё Формирование экологического каркаса северных территорий (на основе концепции Зеленого пояса Фенноскандии) Семинар-диалог СТРАТЕГИИ И ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА УСТОЙЧИВОГО / ЗЕЛЕНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ 13–15 июня 2012 г. г. Петрозаводск

ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХХ ВЕКА Быстрый рост населения планеты и стремитель- ная индустриализация в течение 20-го века сопровож- дались нарастанием масштаба и остроты целого ряда экологических проблем. Среди них: глобальные изменения климата и истощение озонового слоя Земли; урбанизация, рост потребления природных ресурсов, развитие промышленности и транспорта, увеличение производства энергии и добычи полезных ископаемых; загрязнение поллютантами атмосферы, почв, водоемов; сведение лесов и деградация почв; сокращение биоразнообразия; возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф

Понимание опасности этих проблем и реальной угрозы человечеству заставило сначала ученых, а затем и политиков всерьез задуматься о будущем нашей планеты. В 1972 г. в Стокгольме состоялась конференция по окружающей человека среде, которая стала первой всемир- ной встречей по окружающей среде (113 стран участниц). В 1983 г. ООН создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию. Комиссия, проработав несколько лет, сформулировала базовый принцип устойчивого развития: экономика должна удовлетворять нужды и законные желания людей, но ее рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты. В 1989 г. ООН начала готовить конференцию в Рио-де- Жанейро по развитию и окружающей среде, чтобы сформулировать основные принципы достижения устойчивого развития. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ – НОВАЯ ПАРАДИГМА МИРОВОГО РАЗВИТИЯ

Конференция в Рио-де- Жанейро (июнь 1992 г.) явилась крупнейшей в истории встреч глав государств и правительств, на которой было принято согла- шение, выработанное 179 госу- дарствами, – Программа действий («Повестка дня на ХХI век»), – представляю- щая проект экономически, социально и экологически устойчивого развития мирового сообщества. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ – НОВАЯ ПАРАДИГМА МИРОВОГО РАЗВИТИЯ По сути, эта программа работы на следующее столетие, программа всемирного сотрудничества, направленная на гармоничное достижение двух целей – ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВОЙ ЭКОНОМИКИ для всех народов мира.

Наряду с «Повесткой дня на 21-й век» были приняты: Конвенция ООН об изменении климата Конвенция о биологическом разнообразии Заявление о принципах в отношении лесов. Таким образом, проблемы сохранения биоразно- образия и лесов (и прежде всего коренных) были признаны одними из ключевых в современной экологии. В дальнейшем приоритет этих проблем неоднократно подтверждался и закреплялся в различных международных и национальных документах. Они во многом перекликаются между собой, нацеливая государства обеспечить: 1. Устойчивое природопользование (т.е. неистощительное использование возобновляемых ресурсов и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов) КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ – НОВАЯ ПАРАДИГМА МИРОВОГО РАЗВИТИЯ

2. Сохранение и восстановление природной среды (т.е. сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности). Одним из наиболее важных способов решения второй из указанных задач является резервирование на основе эколого-экономического обоснования, в т.ч. исключение из хозяйственного использования территорий, еще не освоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью, т.е. создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) разного статуса. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ – НОВАЯ ПАРАДИГМА МИРОВОГО РАЗВИТИЯ

Международный союз охраны природы выделил 6 категорий ООПТ: I – особо охраняемые природные резерваты (в России – заповедники); II – национальные парки; III – памятники природы; IV – управляемые местообитания редких видов (видовые заказники) (в России отраслевые заказники); V – охраняемые ландшафты/морские акватории (в России ландшафтные (комплексные) заказники); VI – охраняемые территории по управлению ресурсами, предназна- ченные для устойчивого использования природных экосистем (в России практически это защитные леса). В октябре 2010 г. на конференции сторон Конвенции о биоразно- образии в г. Нагоя (Япония) было принято решение добиваться того, чтобы к 2020 г. как минимум 17% территории суши и внутренних вод и 10% прибрежных и морских районов находились под охраной (в той или иной форме). В России доля ООПТ около 7% и защитных лесов 15 % от общей площади, всего 22%. Кроме того, обширные территории практически не затронуты хозяйственной деятельностью. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

В Республике Карелия площадь ООПТ – 803,9 тыс. га (4,5% от площади) С учетом защитных лесов, также как в целом в России, примерно 22% Площадь РК – 180,5 тыс. кв. км (1,06% территории России) ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Заповедники Националь- ные парки Государст- венные природные заказники ООПТ регионально- го значения Всего кол- во тыс. га (%) кол- во тыс. га (%) кол- во тыс. га (%) кол- во тыс. га (%) РК 2 (3) 59,9 (0,34) 3 307,1 (1,71) 2 77,0 (0,42) ,9 (2) 803,9 (4,5) Доля РК от РФ, % 20,273,21,30,3– Природно-заповедный фонд Республики Карелия в сравнении с Российской Федерацией (РФ) (по состоянию на г.) ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

В Карелии наиболее активно освоение территории шло вдоль автомобильных и железной дорог, а также по берегам крупных озер. Сохранившиеся в Карелии в естественном состоянии природные комплексы в основном расположены вдоль западной и восточной границ республики. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Карта-схема наиболее крупных действующих и планируемых ООПТ Республики Карелия ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ Заповедники Национальные парки Региональные ООПТ Планируемые ООПТ

Исходя из особенностей расположения ООПТ на территории Карелии и Финляндии, в середине 90-х годов 20-го века карельскими и финскими учеными (Titov, Ieshko, Hokkanen, Pelkonen, Aho, 1995) была выдвинута идея «Зеленого пояса Фенно- скандии» как совокупности ООПТ по обе стороны российско-финляндской и российско-норвежской границ ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС ФЕННОСКАНДИИ

1. Заповедник «Пасвик» 2. Заповедник «Лапландский» 3. ЛЗ «Кутса» 4. НП «Паанаярви» 5. НП «Калевальский» с ЛЗ «Войница» 6. Заповедник «Костомукшский» 7. ЛЗ «Тулос» 8. ЛЗ «Койтойоки» 9. ЛЗ «Толвоярви» 10. НП «Ладожские шхеры» 11. ЛЗ «Исоярви» 12. ЛЗ «Карельский лес» 13. ЛЗ «Приграничный» 14. Заповедник «Ингерманландский» Множество небольших заказников на Карельском перешейке Общая площадь – более 800 тыс. га (без учета водоохранных зон) ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС ФЕННОСКАНДИИ

В 70-е годы 20-го века спутниковые фотографии показали, что там, где проходит разделительная полоса между странами западного и восточного блока, образовался коридор нетронутой природы шириной 100–200 м (местами более 200 м). Поэтому еще до того, как рухнул «железный занавес», появилась идея сохранить эту зону нетронутой, не строить там дороги и не обрабатывать землю. Когда в 1989 г. это событие произошло, был организован семинар, на котором природоохранники заключили договор о сохранении коридора, который был назван Зеленым поясом Европы (ЗПЕ). Идея получила одобрение и финансовую поддержку в ЕС, где основную роль по ее реализации взяла на себя Германия. Немцы проделали большую работу и в течение примерно 12 лет осуществили инвентаризацию всей земли Зеленого пояса. Проект был настолько успешен, что было принято решение распространить его на всю Европу, от Баренцева до Средиземного моря. фото Klaus Leidorf ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС ЕВРОПЫ

Затем по инициативе Эстонии (не имеющей сухопутной границы с Германией) возник Балтийский (Эстонский) зеленый пояс, который включал прибрежную зону (шириной 200 м) и острова. Наконец, совсем недавно (2009–2012 гг.) в рамках программы Interreg IV B появился проект «Зеленый пояс Прибалтики» (географически это пограничная полоса бывшего «железного занавеса» СССР вдоль побережья Балтийского моря). В настоящее время «Зеленый пояс Европы – это инициа- тива, координируемая Международным союзом охраны природы и природных ресурсов. Зеленый пояс Европы объединяет национальные и природные парки, биосферные резерваты и пограничные охраняемые территории вдоль границ. Он пролегает по территории 23 государств и образует полосу примерно 8,5 тыс. км. Всего эта полоса включает в себя более 3200 ООПТ, которые входят в буферную зону шириной 25 км по обе стороны Зеленого пояса. ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС ЕВРОПЫ

Зеленый пояс Европы пролегает по территории 23 государств и образует полосу от Баренцева до Средиземного моря общей протя- женностью примерно 8,5 тыс. км. Эта полоса включает в себя более 3200 ООПТ, которые входят в буферную зону шириной 25 км по обе стороны Зеленого пояса Европы ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС ФЕННОСКАНДИИ – СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ ЗЕЛЕНОГО ПОЯСА ЕВРОПЫ

ЗЕЛЕНЫЕ ПОЯСА Во всех регионах Северо-Запада РФ проведена первичная оценка репрезентатив- ности существующей в каждом регионе сети ООПТ и подготовлен об этом совместный научный доклад (1997 г.). В целом выявлены наиболее ценные с природоохранной точки зрения участки (опорные ООПТ) и обозначены экологи- ческие коридоры.

Кроме того, стало ясно, что помимо ЗПФ в ближайшие годы могут сформироваться и другие зеленые пояса. Так, к настоящему времени, по сути, уже сформировался еще один ЗПФ, который практически полностью обрамляет восточные рубежи Балтийского кристаллического щита. Это «Беломоро-Онежский зеленый пояс», который представляет собой цепочку выстроившихся в меридиональном направ- лении уже действующих и планируемых (с уже подготовленными обоснованиями) ООПТ. ЗЕЛЕНЫЕ ПОЯСА

БЕЛОМОРО-ОНЕЖСКИЙ ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС ЛЗ «Колвитский» (1) – Мурманская обл. ЛЗ «Канозерский» (2) – Мурманская обл. ГПЗ «Кандалакшский» (3) – Мурманская обл., РК ЛЗ «Полярный круг»(4) – РК ЛЗ «Гридино» (5) – РК ЛЗ «Сыроватка»(6) – РК ЛЗ «Кузова» (7) – РК ЛЗ «Сорокский» (8) – РК НП «Водлозерский» (9) – РК и Архангельск. обл. ЛЗ «Кожезерский» (10) – Архангельск. обл. ЛЗ «Чукозеро» (11) – РК НП «Кенозерский» (12) – Архангельск. обл. ЛЗ «Муромский» (13) – РК ЛЗ «Атлека», «Верхнеандомский» и др. в Вологодской обл. ПП «Вепский лес» (14), – Вологодской обл. НП «Русский Север» – Вологодской обл. Государственный Дарвинский заповедник Вологодской обл. Общая площадь около 1,5 млн. га (без учета водоохранных зон)

ТИМАНО-ПЕЧЕРСКИЙ ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС Архангельская область Биол. заказник (БЗ) «Онский» ЛЗ «Усть-Четласский» ЛЗ «Веркольский» ЛЗ «Пучкомский» БЗ «Сурский» БЗ «Монастырский» БЗ «Яренский» ЛЗ «Ленский» БЗ «Котласский» БЗ «Вилегодский» Республика Коми ЛЗ «Удорский» ЛЗ «Пучкомский» ЛЗ «Пысский» ЛЗ «Содзимский» ЛЗ «Ежугский» Общей площадью более 600 тыс. га

ПРЕДУРАЛЬСКИЙ ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС НП «Югыд ва» ГПЗ «Печоро-Илычский» ЛЗ «Енганэпэ» Ботанические памятники природы: «Лиственничное» «Парнокаю» Общей площадью более 2 млн. га

ЗЕЛЕНОЕ КОЛЬЦО ФЕННОСКАНДИИ Два из четырех названных зеленых поясов, привязанные к территории Карелии, – ЗПФ и «Беломоро- Онежский» – образуют на карте своеобразный эллипс, который мы назвали «Зеленое кольцо Фенноскандии»

Водная система Онежское озеро – р. Свирь – Ладожское озеро – р. Нева – Финский залив ЗЕЛЕНЫЕ ПОЯСА ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА

В территориальном плане «Зеленое кольцо Фенноскандии» объединяет ООПТ: Республики Карелия Мурманской обл. Архангельской обл. Вологодской обл. Ленинградской обл. Санкт-Петербурга Финляндии ЗЕЛЕНОЕ КОЛЬЦО ФЕННОСКАНДИИ

«Зеленое кольцо Фен- носкандии» – основа (ядро) природоохранного каркаса северной Европы. Для придания ему должной «прочности» необходимо: сохранить водоохранные зоны (~ 2,4 млн. га) обеспечить сохранность экосистем таежных коридоров ЗЕЛЕНОЕ КОЛЬЦО ФЕННОСКАНДИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА – КАК СВЯЗАТЬ ЗЕЛЕНЫЕ ПОЯСА?

Совокупно зеленые пояса и крупные ООПТ северо-европейской части РФ создают своеобразный экологический каркас, точнее «макроэкологический» каркас, который существенно усиливается за счет небольших ООПТ, водоохранных зон, защитных лесов, экологических коридоров и т.д. («микроэкологический» каркас) ОБЩИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАРКАС СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

ЦЕЛОСТНОСТЬ И СИНЕРГИЗМ Таким образом, создавая очередной объект, мы должны понимать, какие преимущества получит вся система – каждая новая ООПТ усиливает значимость других уже включенных в данную систему

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАРКАС – ЕЩЕ НЕ СИСТЕМА Систему отличает то, что у нее обнаруживаются свойства, отсутствующие у отдельных ее элементов Переход от региональных сетей ООПТ к единой системе на Европейском Севере не может заключаться только в простом увеличении числа и площади ООПТ – каждая новая ООПТ должна иметь свое место в системе, увеличивая ее общую устойчивость и экологическую значимость других ООПТ системы

Восемь признаков, на основе которых осуществляются определение и природоохран- ная оценка объекта: Обеспечение экологической безопасности региона Зонально-провинциальный Ландшафтный Сохранность природных комплексов Бассейновый Сохранение природных объектов наиболее уязвимых к антропогенным воздействиям Сохранение наиболее ценных рекреационных природных объектов Экономическая и социальная приемлемость площади и территориальной компоновки ООПТ ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ООПТ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ ООПТ Комплексный Отраслевой Приоритетность при создании природоохранных объектов Совмещение различных категорий ООПТ Межрегиональная сопряженность ООПТ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ООПТ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ «ГЭП–анализ сети ООПТ на Северо- Западе РФ» «Оценка состояния управления и потребностей региональных ООПТ на Северо-Западе России» «Развитие Зеленого пояса Фенноскандии»

КОНФЕРЕНЦИИ И СОВЕЩАНИЯ Результаты исследований, связанных с ООПТ постоян- но и достаточно широко обсуждаются среди ученых и спе- циалистов, в том числе вопросы, связанные с созданием новых ООПТ и развитием сети ООПТ

Международный семинар «Зеленый пояс Фенноскандии» г. Петрозаводск (июнь, 2008 г.) В решении семинара подчеркивалась необходимость специальной программы по развитию Зеленого пояса Фенноскандии КОНФЕРЕНЦИИ И СОВЕЩАНИЯ

Международный симпозиум «Экология арктических и приарктических территорий» г. Архангельск (июнь, 2010 г.) КОНФЕРЕНЦИИ И СОВЕЩАНИЯ

V международный симпозиум «Динамика популяций охотничьих животных Северной Европы» г. Кемь (сентябрь, 2010) КОНФЕРЕНЦИИ И СОВЕЩАНИЯ

Конференция, посвященная 20-летию парка «Дружба» г. Кухмо (октябрь, 2010) КОНФЕРЕНЦИИ И СОВЕЩАНИЯ

Научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития сети особо охраняемых природных территорий Европейского Севера и Урала» (к 15-летию образования объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми») г. Сыктывкар (ноябрь, 2010) КОНФЕРЕНЦИИ И СОВЕЩАНИЯ

Научно-практическая конференция «Особо охраняемые природные территории в XXI веке: современное состояние и перспективы развития» г. Петрозаводск (июнь, 2011) КОНФЕРЕНЦИИ И СОВЕЩАНИЯ

Российско-финляндский проект «Развитие ЗПФ» (2009–2010 гг.) Одним из первых шагов, направленных на реализацию решений семинара, является российско-финляндский проект «Развитие Зеленого пояса Фенноскандии» (2009– 2010 гг.), выполняющий- ся в рамках Программы по сохранению биоразнообра- зия на Северо-Западе России. Проведен также ряд совещаний с заинтересованными организациями РК и Финляндии по координации усилий в данном вопросе МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В последние годы работа по развитию ЗПФ из чисто научной и природоохранной сфер перешла и в сферу политики, где ее важность и актуальность зафиксирована в целом ряде документов. Один из них – Меморандум о взаимопонимании между Министер- ством окружающей среды Норвегии, Министерством окружающей среды Финляндии и Министерством природных ресурсов и экологии Рос- сийской Федерации о сотрудничестве в области развития Зеленого пояса Фенноскандии (17 февраля 2010 г.). МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Российско-Финляндская рабочая группа по охране природы В марте 2010 г. была возобновлена дея- тельность Российско-Финляндской рабочей группы по охране природы, в основных на- правлениях деятельности которой особым пунктом выделено сотрудничество России и Финляндии по развитию ЗПФ МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Соглашение между Республикой Карелия и Мурманской областью Между Республикой Карелия и Мурманской областью заключено Соглашение о торгово- экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве (от 23 июля 2009 г.), в котором подчеркивается необходимость объединения усилий в развитии ЗПФ МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Таким образом, работа по созданию систе- мы ООПТ имеет ряд неразрывно связанных и взаимодополняющих составляющих: науч- ную, природоохранную, законодательную, экономическую, общественно-политическую, социальную и др. Не случайно сама идея создания единой межрегиональной системы ООПТ появилась по инициативе крупнейших на Северо-Западе научных и научно-образо- вательных центров, ведущих комплексные исследования и традиционно учитывающих в своей работе разные стороны и аспекты природоохранной деятельности, а также име- ющих развитую научно-методическую базу

ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

Базовый принцип устойчивого развития «Экономика должна удовлетворять нужды и законные желания людей, но ее рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты» (Всемирная Комиссия по окружающей среде и развитию ООН) ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

Программа действий «Повестка дня на ХХI век» ( Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ: Гармоничное достижение двух целей – ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВОЙ ЭКОНОМИКИ для всех народов мира ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

Три стадии эколого-экономического развития территории 1)фронтальная экономика – экономический принцип природопользования; 2)экономическое развитие с учетом интересов охраны природы – эколого- экономический принцип природопользования; 3)развитие с учетом экологических ограничений (устойчивое развитие) – социоэкологический принцип природопользования. ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

Зеленый пояс Фенноскандии – пример гармоничного развития территории? ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ПО ЗПФ Экономика Общество Экология Исследование природных комплексов, расположенных по обе стороны российско-финляндской и российско- норвежской границ и подготовка научного обоснования организации единого эколого-экономического пространства с целью сохранения уникальной северной природы и развития соответствующих территорий с учетом исторических и культурных особенностей населяющих их народов

Реализация принципов устойчиво- го развития в отношении конкретной территории, в нашем случае Респуб- лики Карелия, должна означать соотнесение целей и задач природо- охранной деятельности (в том числе таких, как развитие ЗПФ) с приори- тетами социально-экономического развития и полномочиями, отнесен- ными к ведению республики как субъекта РФ

В Концепции социально-экономического развития Республики Карелия уникальные исторические, природно-ландшафтные, историко-архитектурные территории и объекты рассматриваются в качестве базы для развития внутрен- него и международного туризма и отнесены к числу предпосылок для социально- экономического развития РК УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Из Концепции социально-экономического развития Республики Карелия (раздел «Политика в области экологии и охраны окружающей природной среды»): Сохранение природных комплексов и развитие сети особо охраняемых природных территорий Увеличение бюджетных и частных ассигнований на охрану окружающей природной среды, природно-культурных комплексов и обеспечение их целевого использования Обеспечение минимального воздействия производства и потребления на окружающую природную среду и население и др. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

WEB-РЕСУРСЫ Необходимо также понимать, что успех этой работы во многом будет зависеть от ее информационного сопровождения, которое должны обеспечить прежде всего средства массовой информации (и эта работа уже ведется, в частности, на сайте КарНЦ РАН имеется специаль- ная страница о ЗПФ, на которой размещены различ- ные материалы о ЗПФ, а также пред- ставлен большой список публикаций, посвященных ЗПФ)

Экологизация общественного сознания Благодаря работе ученых, специалистов, природоохран- ников, политиков и СМИ в общественном сознании постепенно формируется и укрепляется понимание возмож- ности и целесообразности решения социально-экономичес- ких проблем в гармоничном сочетании с природоохранной деятельностью. Т.е. понимание того, что можно и должно соче- тать интересы экономического развития с поддержанием здоровой окружающей среды. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

1. Увеличение остроты и масштаба экологи- ческих проблем требует новых подходов к пониманию стратегии экономического роста и развития. Одним из них является концепция устойчивого развития. 2. Одним из наиболее эффективных способов поддержания благоприятной среды для человека и сохранения природы является создание ООПТ и рекреационных зон. Однако простое увеличение их числа дает гораздо меньший эффект, чем создание в регионах сетей ООПТ. ВЫВОДЫ

3. На межрегиональном уровне наиболь- ший природоохранный результат может быть достигнут только в случае сопряжения региональных сетей ООПТ и создания единой системы ООПТ, которая в этом случае выполняет функцию экологического каркаса макрорегиона. 4. Ключевую роль при создании экологичес- кого каркаса макрорегионов могут выполнять зеленые пояса, подобные ЗПФ, включающие в свой состав ООПТ разного статуса: биосфер- ные резерваты, национальные и природные парки, заповедники и заказники и т.д. ВЫВОДЫ

СПАСИБО!