ОХРАННАЯ ГРАМОТА, ИЛИ КАК СОХРАНИТЬ РОДНИКИ РУССКОЙ РЕЧИ Ларюшкина Виолетта Дмитриевна, студентка СПбГУКИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОХРАННАЯ ГРАМОТА, ИЛИ КАК СОХРАНИТЬ РОДНИКИ РУССКОЙ РЕЧИ Проект команды «ПУРИТАНКА»
Advertisements

ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
«СЛОВА – ЕСТЬ СИЛА И ДВИЖЕНЬЕ ЛЮБИМОГО, РОДНОГО ЯЗЫКА…» Презентация команды «СЛОВяне»
Проблемы культуры речи подростков Будько Снежана, 9 класс МБОУ- Новошарапская СОШ.
АВТОР:Головко Т.К.,учитель русского языка и литературы.
1. группа: язык общения людей в Интернете 2. группа: повседневная речь кунгуряков 3. группа: речь учащихся МОУ СОШ 10.
Тема: «Развитие культуры речи как одной из составляющих коммуникативной компетентности учащихся». Презентацию подготовила учитель русского языка Частоступова.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
Практическая часть Тест. Результат теста Верно: 14 Ошибки: 1 Отметка: 4 Время: 0 мин. 35 сек. ещё исправить.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Технологии работы с детьми-мигрантами на уроках русского языка Лебедева Л.И. – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ.
Составила: учитель-логопед Кузнецова Н.Ю.. 1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими)
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Культура речи в структуре профессиональной компетентности специалиста.
Транксрипт:

ОХРАННАЯ ГРАМОТА, ИЛИ КАК СОХРАНИТЬ РОДНИКИ РУССКОЙ РЕЧИ Ларюшкина Виолетта Дмитриевна, студентка СПбГУКИ

Как победить жаргонизмы Путь в завтра, мост от сегодня к вчера, Тебя изучаем, чтоб уроки извлечь И дать утвердительный ответ: «Да, «мы сохраним тебя, русская речь»!» В. Ларюшкина Учитесь у эскимосов Гренландии: они обходятся не только без жаргона, но и без единого ругательства. Первые лица страны, выберите себе профессиональных советников по культуре речи: обронённые вами в официальных выступлениях жаргонизмы рождают иллюзию, что это норма. Есть речь огнём горящая, Есть тлением смердящая. В. Полторацкий Жаргонизмы не являются долгожителями среди «сорных» слов: как явление нестойкой моды они пожирают сами себя.

Повышайте культурный и образовательный уровень. Педагоги, изучайте современный жаргон, чтобы ориентироваться в высказываниях учеников и своевременно исправлять их. Проводите стилистические эксперименты по замене общеупотребительных слов в художественном произведении жаргонизмами на предмет их осмеяния. Вводите как упражнения тексты, посвящённые культуре речи. Систематизируйте общеупотребительные оценочные слова в противовес жаргонизмам. Повышайте культурный и образовательный уровень. Педагоги, изучайте современный жаргон, чтобы ориентироваться в высказываниях учеников и своевременно исправлять их. Проводите стилистические эксперименты по замене общеупотребительных слов в художественном произведении жаргонизмами на предмет их осмеяния. Вводите как упражнения тексты, посвящённые культуре речи. Систематизируйте общеупотребительные оценочные слова в противовес жаргонизмам. НУЖНО Ввести тему «Жаргонизмы» в курс изучения«Лексики», чтобы увидеть горечь «запретного плода». Увеличить время на изучение синонимов и фразеологизмов как альтернативы жаргонизмам, обладающей не меньшей экспрессивностью. Проводить работу по аудированию телетекстов для нахождения жаргонизмов. Чаще обращаться к образцовым произведениям русской классики. Целенаправленно знакомиться с книгами по культуре речи, статьями (например, Гетманский И.О. «Азбука литературного творчества, или От пробы пера до мастера слова», Н. Галь «Слово живое и мёртвое»). НУЖНО Ввести тему «Жаргонизмы» в курс изучения«Лексики», чтобы увидеть горечь «запретного плода». Увеличить время на изучение синонимов и фразеологизмов как альтернативы жаргонизмам, обладающей не меньшей экспрессивностью. Проводить работу по аудированию телетекстов для нахождения жаргонизмов. Чаще обращаться к образцовым произведениям русской классики. Целенаправленно знакомиться с книгами по культуре речи, статьями (например, Гетманский И.О. «Азбука литературного творчества, или От пробы пера до мастера слова», Н. Галь «Слово живое и мёртвое»).

Выметем другой «словесный мусор» Канцеляризмы, штампы и спутники С осторожностью употребляйте отглагольные существительные с суффиксами –ени-, -ани-, нулевым; приставками не-, недо-. Отдавайте предпочтение простому глагольному сказуемому. Избегайте отыменных предлогов: по линии, в разрезе, в части, в деле, в силу, в целях, в адрес, в области, в плане, на уровне, за счет. Опасайтесь пристрастия к инфинитиву. Обходитесь без нагромождения существительных в косвенных падежах (особенно в родительном). Не перегружайте высказывание сложноподчинёнными предложениями. В совершенстве знайте стилистику, не переходите в общении к официально-деловому стилю. И, как пчёлы в улье опустелом, Дурно пахнут мёртвые слова. Н. С. Гумилёв

Тавтологии, плеоназмы, многословие Используйте иноязычные слова с известным вам значением. Создавайте синонимические ряды. Прибегайте к перифразе. Не злоупотребляйте глаголом «быть» и местоимением «свой». Включайте в высказывание неполные предложения. Неправильное словоупотребление Чаще обращайтесь к толковому словарю. Изучайте правила лексической сочетаемости. Постигайте разницу значений паронимов. Слова-паразиты Избегайте модных слов с ослабленным лексическим значением: Частиц, модальных и вводных слов, местоимений и местоимённых наречий. Расширяйте словарный запас.

Ошибки в ударении Чаще обращайтесь к орфоэпическому словарю. Составьте словарь собственных ошибок. Не стесняйтесь исправлять искажённую норму. У иностранных слов определяйте происхождение и слог постоянного ударения. В глаголах на –ировать предпочтительнее ударение на и. Ошибки в ударении В форме женского рода глаголов, кратких прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени ударение ставьте на окончание. Отличайте профессиональные, просторечные и устаревшие варианты от нормативных. При наличии акцентологических вариантов ориентируйтесь на основное ударение. Меньше смотрите ток-шоу и рекламные ролики. На государственном уровне следует оставить один вариант ударения, так как его колебание рождает ошибки в других словах.

Прощайте, варваризмы! Политикам и экономистам осторожно вводить термины в качестве общеупотребительных слов. Активнее использовать возможности морфологических способов словообразования для рождения слов, обозначающих новые понятия. Федеральному комитету по заимствованиям жёстко контролировать уместность употребления иноязычной лексики. Перед употреблением заимствованного слова удостовериться, что нет исконного варианта. Конечно, нынче «мокроступы» Произносить довольно глупо», Но «саммит», «регион», «отель» Так сильно отдают заморским, Что ужасаешься теперь «американскому» с «нижегородским!» А. С. Пушкин, среди причин,«замедливших ход нашей словесности»,называет «общее употребление французского языка и пренебрежение русского».

Языковые ошибки, берегитесь! Изучайте морфологию, словообразование, синтаксис. Будьте осторожнее с определением рода существительных, выбором их окончаний во множественном числе. С образованием форм сравнительной степени прилагательных. Склонением числительных и местоимений, спряжением глаголов. Употреблением производных предлогов. Образованием причастных и деепричастных оборотов. Соблюдайте согласование подлежащего и сказуемого. Не смешивайте прямую и косвенную речь.

Различные источники общения в борьбе за чистоту речи СООТНОШЕНИЕ ОШИБОК Усилить внимание к проведению свободного времени и повышению общей культуры. Это позволит перейти от примитивного, манипулятивного, игрового, стандартизированного к духовному уровню диалога. Организовывать молодёжные объединения по интересам. Возродить культ художественной литературы. Как улучшить культуру неформального очного общения. По данным Горбачевича, в словаре Пушкина больше 20 тысяч слов, Есенина – 18 тысяч. Активный словарь современного человека составляет от 7 до 13 тысяч слов. В составленном мной «Бестолковом словарике» 705 единиц (10%). Наш язык жив!

Что может Интернет Что может сегодня Интернет? Оформит, к примеру, этот проект, Позволит тебе общаться с друзьями Раскроет сайты со словарями. Повысим, друзья, сетевую культуру: Отправим спам в макулатуру. Поддержат лингвисты затею всегда: Жаргонам – нет, интернету – да! Следует блокировать сайты, засоряющие речь, или ставить фильтр на «сорные» слова. Перед регистрацией пользователя проводить тест на знание им элементарных языковых норм. Необходимо включить в подписание пользовательских соглашений обязательство соблюдать речевой этикет. Стремитесь к содержательному общению («В контакте. ру», «Профессионалы. ру»). Воспользуйтесь ресурсами, которые помогут повысить культуру речи («Грамота.ру», «Русский мир», «Википедия»).

Остановите журналиста! Ввести на центральном канале ежедневную передачу о культуре речи. Включать зуммер при нарушении журналистом языковых норм, как и в случае с ненормативной лексикой. Установить жёсткий контроль за речью ведущих. Вручать ежемесячный приз «Золотой ляп» наиболее непрофессиональным репортёрам. Временно отстранять от работы журналистов, речь которых пестрит словесным «мусором». В уважающих себя печатных изданиях вести рубрику «Слово не воробей» (обзор речевых ошибок в СМИ), подобно «АиФ». В новостных программах на правах социальной рекламы практиковать пропаганду речевых норм в форме бегущей строки. Конечно, Басков – эстрады звезда, А меня беспокоит, что в роли Ведущего он говорит: «Звонит». Татьяна Тарасова – многих кумир, Но на ледовом шоу вместе с Настей Завортнюк «Баловать» Фриске готова. Включаю «Вести» и… чудеса: Слышу, что не узнаешь из книжек: Панкратова Юлия вещает нам Об увлеченьях «мальчижек»!

Богатые возможности образовательной среды Обеспечить равное время на изучение в старших классах родного и иностранного языков. На уроках системно проводить практикум анализа речевых ошибок. В учительской и фойе вывесить регулярно обновляемый стенд «Говори правильно». Составить элективные курсы по культуре речи с учётом частотности ошибок, выявленных проектом. В школьной газете размещать материал ошибок из устных высказываний и сочинений учеников, ошибок педагогов. Организовывать летнюю предметную практику учеников по культуре речи. Регулярно проводить викторины, игры по русскому языку, подобные данному сетевому проекту. Проводить акции за сохранение родной речи («Сдаём словесный «мусор», «День без сорных слов»).

А что могу я? Усиленно изучать тайны родного языка. Демонстрировать образцы правильной речи в статьях, напечатанных газетой СПбГУКИ Наложить табу на «сорные» слова в своей речи. Заниматься исследовательской деятельностью в области лингвистики. Подарить «Бестолковый словарик» друзьям и знакомым. Проводить акции в защиту языка: «Теория без дела мертва есть». Стать профессиональным библиографом, показывающим образцы культуры речи.