Влияние психотипа личности диктора на специфику его устной речи Журавлева А.А., Лаборатория Альтаир, г. Санкт Петербург, lab-altair@gmail.com Коваль С.Л.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль темперамента и характера в общении. Роль способностей в жизни человека. Выполнила студентка второго курса БТ Р Умбетова Линара.
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Педагогика и психология ПСИХОЛОГИЯ 4 класс Автор презентации Жук Марина Анатольевна Психолог ГБОУ СОШ 917 Город Москва.
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Тема урока: «Психологические особенности человека и общение»
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
ЭМОЦИИ ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. непосредственное,
Темперамент Понятие темперамента в общей психологии.
Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного.
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ Особенности психического развития.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Вербальные средства коммуникации. Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения.
Руководитель: Голощапова Наталья Алексеевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 11 «Вишенка»
554321Темперамент и выбор профессииТЕМПЕРАМЕНТ 1 Холерик 3 Меланхолик 4 Флегматик 2 Сангвиник.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
Транксрипт:

Влияние психотипа личности диктора на специфику его устной речи Журавлева А.А., Лаборатория Альтаир, г. Санкт Петербург, Коваль С.Л. Центр Речевых Технологий, г. Санкт-Петербург,

Стр Психологический подход к процессу речепорождения 1. 1.Подходы к описанию (модели) процесса порождения речи: лингвистический, процедурный, психолингвистический, психологический Оцениваемые характеристики модели психологии личности: Темперамент, акцентуация характера, соционический тип 3. 3.Данные: 130 дикторов, 2-5 сессий. Телефонный диалог, описание сюжетных картинок, рассказ биографии Тестирование дикторов: заполнение опросников: Кеттелл, Айзенк, соционический тест (Гуленко, Майерс-Бриггс), тест на акцентуацию (Журавлева). 5. Оцениваемые характеристики речи: связность и целостность, развернутость текстов, вербальные опоры, 6. Метод: обобщение экспертных оценок 7. Результаты: характеристическое описание речепорождения для различных психологических типов личности

Стр Зачем это нужно Свойства личности обычно диагностируются с помощью опросников. Тестирования не всегда возможно. Ответы искажаются социальной желательностью ответов и степенью добровольности участия в тестировании. Речь, в которой непроизвольно отражаются психологические компоненты личности, является важным объектом психодиагностики личностных свойств.

Стр Подходы к к моделированию процесса порождения речи Акустический - исследование акустических процессов теория речеобразования (Г. Л. Гельмгольц, Г. Фант, … ). Лингвистический: - исследование роли и структуры языковых единиц, явлений, категорий в речепорождении (Якобсон, …). Процедурный - исследование модели процессов порождения речи. Психолингвистический - исследование психических процессов в речемыслительной деятельности. Информационно-поведенческий – исследование информационно- кодового содержания и процессов взаимодействия коммуникантов (Лассвелл, Шеннон, Грайс, Винер, Бор, Ньюком, Остин,…), Биологический – исследование влияния биологических особенностей диктора на речь (В. Манеров, …). Психологический – исследование роли психологических особенностей диктора на речь.

Стр

Стр

Стр

Стр

Стр Оцениваемые характеристики модели психологии личности Темперамент (типология Гиппократа), Акцентуация характера (типология П.Ганнушкина). Соционический тип ( типология А. Аугустинавичюте). Остались вне описания Черты характера. Интегральные характеристики личности: Тип переживания (Василюк) (реалистический, творческий, гуманистический, гедонистический) Способности, интеллект

Стр База данных 130 дикторов (40 Ж., 90 м) Речевой материал: Чтение текста, рассказ по картинке, рассказ биографии в произвольном формате (2 минуты), диалог по телефону на произвольную тему (5 минут). 5 сессий с интервалом между сессиями не менее недели. Заполнение анкеты (возраст, и т.п.) Тесты: Кеттелл, Айзенк, соционический тест (Гуленко, Майерс- Бриггс), тест на акцентуацию (Журавлева), Люшер, тест на интегральные черты личности (Журавлева).

Стр Способ оценки речевой специфики Анализ статистики акустических параметров. (Основной Тон, Средние спектры, Паузация) Формальный анализ лингвистических категорий текста. Экспертное описание специфики лингвистических категорий в произношении и тексте.

Стр Возможные лингвистические размерности речевых высказываний Произносительная специфика: Громкость, темп и ритм речи, характер хезитации, стратегия акцентирования (логика, эмфаза). Тексты высказываний краткие/многословные. Статистика частей речи. Статистика синтаксических конструкций. Целостность и связность устного текста. Наличие косвенных смыслов высказывания (намеки, иносказания). Тип оличенности.

Стр Классификация текстов в других задачах 1. 1.Автороведение (Статистика лингвистических элементов и структур, соотнесенность с частотностью) 2. Криминалистическая идентификация дикторов Манера речи, специфика на каждом уровне описания речи, соблюдение правил коммуникативного сотрудничества: соблюдение принципов кооперации (по Г. Грайсу), соблюдение принципов вежливости (по Дж.Личу), выраженность речевой стратегии, и др.

Стр Формальный лингвистический анализ текстов Оценка связности и целостности текстов: коэффициент лексического разнообразия (=отношение количества лексем к количеству словоупотреблений); коэффициент покрытия текста набором ключевых слов, их синонимами и заменителями (=отношение количества ключевых слов, их синонимов и заменителей к общему количеству словоупотреблений); доля местоимений, существительных, глаголов, прилагательных, наречий в тексте (=отношение количества существительных, глаголов, прилагательных наречий к общему количеству словоупотреблений), доля повторов в тексте (=отношение общего количества повторов значимых слов текста к общему количеству значимых слов); средняя длина предложений (в словоупотреблениях); коэффициент сложности предложений (=отношение количества элементарных составляющих, то есть пар субъект+предикат, к общему числу предложений в тексте) (Мурзин, Штерн, 1991) коэффициент средств связности (=отношение количества средств связности между элементарными составляющими к количеству элементарных составляющих);.

Стр Формальный лингвистический анализ текстов Статистически достоверной разницы между текстами не выявлено кроме показателя экставерсии-интроверсии. Длина описаний картинок значимо коррелирует со степенью интроверсии-экстраверсии: чем более экстравертен испытуемый, тем длиннее его предложения и высказывания. Интроверты предпочитают использовать более короткие и простые предложения с небольшим количеством средств связности, но при высокой смысловой целостности., Амбиверты используют короткие, но более сложные предложения – с более высокой степенью синтаксической и семантической связности. Экстраверты порождают самые сложные и длинные предложения, однако используют несколько меньше средств связности, чем амбиверты, при наименьшей семантической связности.

Стр Экспертный анализ устных текстов По описанию картинок, биографии или диалогу восстановление психологического типа диктора экспертами происходит с надежностью до 75 – 80%. 1. Журавлева А.А. Метод дистанционной экспертной диагностики базовых личностных качеств для профессиональной ориентации. Труды IV Национальной научно-практической конференции «Психология образования». (Москва, декабря 2007) стр Журавлева А.А., Коваль С.Л., Диагностика психологических качеств диктора по устной речи. Труды международной конференции по компьютерной лингвистике и интеллектуальным технологиям «Диалог 2007», (Бекасово, 30 мая - 3 июня 2007 г.), стр ,

Стр Экспертный анализ устных текстов По описанию картинок, биографии или диалогу восстановление психологического типа диктора экспертами происходит с надежностью до 75 – 80%. Специфику речи каждого типа диктора описывали в произвольных терминах, часто описывая проявление личности, а не специфику речи, не имея возможности описать их в терминах комуникативных классов и структур. Ниже приведены обобщенные описания без их достаточной формализации.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Темперамент Сангвиник - эмоционально устойчивый экстраверт. Интонирование речи достаточно выраженное, реплики развернуты, но не всегда обладают завершенностью. Их логичность и последовательность относительно высокая, речь эмоциональная, характеризуется высокой степенью убедительности и доказательности. Редко пользуется вербальными опорами. Холерик – эмоционально неустойчивый экстраверт. Обладает быстрой страстной со сбивчивыми интонациями речью. Пауз в речи мало, они не длинные, особенно паузы хезитации, встречаются непродуманные реплики. Больший, чем в речевой деятельности сангвиника, вес имеют подготовительные и контрольные действия. Предпочитает инициативные реплики. Говорит чаще всего спонтанно, и не всегда последовательно. Предпочитает речевые ситуации, которые вызывают у него интерес, в иных не участвует. Направленность внимания на содержание речи относительно невысокая. Реплики развернутые, но большей частью не завершенные. Редко пользуется вербальными опорами (выстроенностью речи, логико-смысловой картой проблемы).

Стр Экспертный анализ устных текстов. Темперамент. Флегматик – эмоционально-стабильный интроверт. Речь медленная, спокойная, равномерная, без резко выраженных эмоций, интонирование речи сдержанное. Наличие пауз-хезитаций относительно невелико, реплики подготовлены и продуманы, выражена стратегия речевой деятельности. Соотношение подготовительных, контрольных и исполнительных действий характеризуется равновесием. Не инициативен, предпочитает ответные реплики. Направленность внимания на содержание диалога высокая. Реплики не всегда развернуты, но характеризуются завершенностью, логичностью, убедительностью. Легче общается письменно, чем устно. Часто пользуется вербальными опорами. Меланхолик – эмоционально-лабильный интроверт. Речь несколько неритмична и не стабильна по громкости, интонирование часто вялое. В речи встречаются запинки. Стеснителен, необщителен, хотя его речь характеризуется подготовленностью и продуманностью, количество пауз-хезитаций больше, чем у флегматика. Речь отличается преобладанием подготовительных действий. Ответные реплики часто преобладают над инициативными. Направленность внимания на содержание высокая. Речь теряет свою логичность и убедительность в неожиданных ситуациях. Предпочитает письмо речи..

Стр Экспертный анализ устных текстов. Акцентуация. Акцентуация характера человека - врожденное информационное качество, определяющее приоритеты, внутренние целевые установки направленности активности, реализация которых приносит ощущение внутреннего комфорта.Акцентуация характера человека - врожденное информационное качество, определяющее приоритеты, внутренние целевые установки направленности активности, реализация которых приносит ощущение внутреннего комфорта. Акцентуация обычно в течение жизни не меняется, но ее выраженность может изменятьсяАкцентуация обычно в течение жизни не меняется, но ее выраженность может изменяться Чрезмерное усиление данного «акцента» у социально нормальных людей, может соответствовать переходу к состоянию соответствующей психической болезни.Чрезмерное усиление данного «акцента» у социально нормальных людей, может соответствовать переходу к состоянию соответствующей психической болезни. Акцентуированные личности двигают вперед развитие общества.Акцентуированные личности двигают вперед развитие общества. По статистике акцентуированными личностями являются около 50% населения. По статистике акцентуированными личностями являются около 50% населения.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Акцентуация. Устойчивые типы акцентуации (соответствующие состоянию внутренней гармонии с окружающим миром): шизоидный (творческий), истерический (демонстративный) и аффективный типы, названные так по состояниям, которые может принять чрезмерная (клиническая) степень проявления данного типа акцентуации: шизофрении, истерии и состояния аффекта. шизоидный (творческий), истерический (демонстративный) и аффективный типы, названные так по состояниям, которые может принять чрезмерная (клиническая) степень проявления данного типа акцентуации: шизофрении, истерии и состояния аффекта. К акцентуациям характеров с лабильной психикой относятся эпилептоидный, психастенический и паранойяльный типы, названные так по состояниям, которые может принять клиническая степень акцентуации - эпилепсия, маниакально- депрессивный психоз и паранойя.К акцентуациям характеров с лабильной психикой относятся эпилептоидный, психастенический и паранойяльный типы, названные так по состояниям, которые может принять клиническая степень акцентуации - эпилепсия, маниакально- депрессивный психоз и паранойя.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Акцентуация. Шизоидный (творческий) тип. Главным приоритетом жизни является реализация его идей, как проявления его личности. Он часто равнодушен к бытовому дискомфорту, но необычайно требователен к своему душевному комфорту. В обычной жизни он эгоцентрик, но конформен, не выносит скандалов. Для него характерны интерес к отвлеченному, абстрактному, погруженность в себя и некоторая отгороженность от других. Чаще всего шизоиды – люди избирательного общения, узкого круга, богемы. Экспансивные шизоиды - волевые, решительные, общительные и деятельные личности, которые, тем не менее, могут слишком увлечься идеей, как таковой, в ущерб живым людям со своими слабостями, надеждами и тревогами. Сенситивные шизоиды, болезненно ранимые и неуверенные в себе, не терпят грубости и подолгу переживают даже мелкую обиду. В речи предпочитает обсуждать конкретное дело, высказывает свои мысли по существу вопроса, строит планы дальнейшего развития дел, в котором участвует.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Акцентуация. Истерический (демонстративный) тип. Для истерика главным приоритетом в жизни является социальная оценка его исключительности, акцент поведения на привлечении к себе внимания окружающих. Наиболее часто для этого используется повышенная общительность, специфическая, показная манера поведения, преувеличение важности собственных мыслей и поступков, манипулирование другими. Внешняя экстравертированность поведения сопровождается эгоцентричностью, фиксацией на удовлетворении своих потребностей, пренебрежением нуждами других людей. В речи он с любой темы «скатывается» на прямое или косвенное обсуждение своей исключительной роли в ней, своей неповторимости и незаменимости. Часто рассматривает ситуацию такой, какой она должна быть или желается, но не такой, какая она есть в реальности.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Акцентуация. Аффективный тип. Главным жизненным приоритетом личностей с аффективным типом характера является достижение и поддержание яркого внутреннего состояния. Легко вступает в приятельские отношения, в общении естественен, обладает быстрым, подвижным умом, хорошим восприятием всего нового. Будучи реалистом, воспринимает жизнь такой, какая она есть, и легко приживается в окружающей действительности. Не терпит одиночества, гостеприимен, приветлив, отзывчив, вспыльчив, но отходчив. Его слабой стороной является циклоидность психики - завышенная самооценка в гипертимной фазе, и заниженная - в гипотимной. Его речи свойственна импульсивность, легко перерастающая в восторг или глубокое горе, порой, по самым незначительным поводам. Любит говорить о новом, интересном, необычном.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Акцентуация. Эпилептоидный (возбудимый) тип. Главная черта – ощущение несправедливости, неправильности текущего состояния дел и внутреннего дискомфорта от своей, как ему кажется, недооцененности окружающим миром, в которой он его же(мир) и обвиняет. Главный жизненный приоритет – постоянная борьба с окружающим миром, в попытке его подчинить себе и занять в нем «подобающее» место. Для них характерен поиск возможности побороться, раздражительность, агрессивность, доходящая до ярости, сменяющаяся приступами злопамятности, тревоги и тоски. Гиперсоциальные эпилептоиды - очень исполнительные, предупредительные, самокритичные с успехом реализуются в органах правопорядка и армии, где требуется смелость и воля. Асоциальные эпилептоиды отличаются грубостью, злобным упрямством, агрессивностью, расторможенность влечений. Их речь часто содержит упреки окружающим людям за их неправильное поведение и отношение к ним, а также требования, в их понимании, порядка.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Акцентуация. Психастенический (тревожный) тип. Главная черта психастеника – нерешительность, мнительность и болезненные, навязчивые страхи. Главный приоритет в жизни – стремление к внутреннему покою и защищенности. Его тревожность и мнительность направлена не только на текущие события, но и на то, что, согласно его опасениям, может случиться в будущем. Как правило, это добросовестный, ответственный, отзывчивый, робкий, мягкий человек с заниженной самооценкой. Его сила – в аналитическом складе ума, способности переосмысливать старое, систематизировать, а слабость – в чувственной сфере, некоторой блеклости эмоций и преобладании над ними рассудка, излишних критичности и пессимизме. Его речь часто выражает тревоги и опасения за будущее своих проектов, а также - за свое личное здоровье и благополучие. Также он часто высказывает недовольство недостаточным порядком и организованностью вокруг.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Акцентуация. Паранойяльный (противоречащий) тип. Главная черта – конфликт с окружающим миром по поводу неприятия их сверхценных идей. Главный жизненный приоритет параноика – желание дать понять окружающим, что они не правы, или даже месть окружающему миру за это неприятие. Основными свойствами паранойяльной личности является застреваемость, склонность к образованию сверхценных идей, эгоцентризм и чрезвычайная подозрительность, критиканство и постоянные мелкие придирки к окружающим. Это - деятельные люди с завышенной самооценкой и некритичностью в отношении своего поведения, с конфликтным, неуживчивым, капризным, иногда мстительным характером. Их речь может выражать неконструктивную критику, унижающую собеседника, в которой из упоминания мелких деталей прошлого вытекают часто безосновательные подозрения или ярлыки..

Стр Экспертный анализ устных текстов. Соционический тип. Социотип - устойчивая врожденная структура личности человека, задаваемая соотношением между основными компонентами его психики: Логикой-этикой, сенсорикой - интуицией, интра-экстраверсией, рациональностью - иррациональностью Логика – мыслительная функция, обеспечивающая объективную обработку информации и принятие решений на основе причинно-следственных связей Этика - мыслительная функция, обеспечивающая обработку информации и принятие решений на основе субъективной вовлечённости во внутренний, душевный мир людей и отношений между ними Сенсорика – психическая функция конкретного восприятия мира человеком через информацию, поступившую от органов чувств и логического знания, а также прямого воздействия на мир Интуиция – психическая функция восприятия мира в целостных образах, оценках, картинах фантазии, а также воздействия на мир на основе прогнозирования и предложения вариантов поведения

Стр Экспертный анализ устных текстов. Соционический тип. Рациональность - свойство психики, выражающееся в дискретности, планомерности и упорядоченности организации ее функций Иррациональность - свойство психики, выражающееся в непрерывном, диффузном, ситуативном характере психических функций; Экстравертность -активная, но энергозатратная установка жизнедеятельности, направленная на расширение сферы активности и коммуникаций, сосредоточенная на внешнем мире. Интровертность - пассивная, но энергоэкономная и защитная установка жизнедеятельности, ведущая к освоению и углублению текущей сферы активности, сосредоточенная на внутреннем мире. Каждому социотипу свойственна своя анатомическая специфика строения мозга.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Соционический тип. Логико-интуитивный экстраверт - «Предприниматель» («Джек Лондон») Легко вступает в общение, в котором старается держаться на короткой дистанции. В речи характерно проявление лукавого юмора, любовь к шутке, двусмысленности, иронии. Склонен высмеивать взгляды своего оппонента, в неожиданный момент вставлять реплики. Речь императивна, конкретна, логична и прагматична, яркие образы отсутствуют. Логико-интуитивный интроверт - «Аналитик» («Робеспьер») В речи сдержан, вплоть до отчужденности, соблюдает психологическую дистанцию. Речь очень четкая, связная, логическая, категоричная, без лишних подробностей. Склонен выделять интонацией наиболее значимые слова. Во время интересующей его беседы ведет себя подчеркнуто корректно, хотя может проявить эмоции, которые, по мере возбуждения, приобретают сильный, драматический характер. Своего мнения по безразличным для него вопросам не высказывает.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Соционический тип. Интуитивно-логический экстраверт - «Искатель» («Дон Кихот») Речь не очень связная, расплывчатая. Допускает нетактичное или бесцеремонное вмешательство в разговор, не держит постоянную дистанцию в общении в течение длительного времени. В речи может строить нереальные планы, но через некоторое время предлагать что-то совершенно иное, почти никак логически не связанное с его предыдущими высказываниями. Любит давать советы, выбирая радикальные решения, в речи часто выражается достаточно самонадеянно и эгоцентрично. Интуитивно-логический интроверт - «Критик» («Бальзак») Речь мягкая, интеллигентная, ненавязчивая, с улыбкой. Манера речи неторопливая, часто вялая, растянутая. Бурных эмоций, суеты, спешки не проявляет и раздражается, сталкиваясь с их проявлениями. Общается с людьми на близкой дистанции. Может предсказать ход ближайших событий, указать на несоответствие или противоречие в используемых идеях или смоделировать поведение человека в образной, ассоциативной форме. В речи скептически оценивает перспективы поспешных начинаний.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Соционический тип. Логико-сенсорный экстраверт – «Администратор» («Штирлиц») В речи проявляет строгое соблюдение норм субординации и вежливости имеет подчеркнуто воспитанные манеры. Фамильярность в речи отсутствует полностью. Речь логична, практична, целесообразна. в ней присутствуют частые вопросы или ответы о конкретных фактах. Не признает, расплывчатых, уклончивых формулировок. Горячо и жестко спорит, отстаивая свое мнение. Не любит долгие телефонные разговоры, сплетни, беседы о пустяках. Логико-сенсорный интроверт – «Инспектор» («Максим Горький») Довольно легко вступает в контакт, в речи остроумен, учтив, устанавливает близкую дистанцию. В общении ценит точность, уделяет внимание цифрам, фактическому материалу, конкретной логике, глубоко прорабатывает детали. В суждениях и оценках - трезвый реалист, не любит бездоказательных предположений, безоглядных проектов. Старается ответить собеседнику на каждый вопрос, в речи возможны прописные истины, нравоучения, назидательность.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Соционический тип. Сенсорно-логический экстраверт - «Маршал» («Жуков») Речь раскованная, свободная, с улыбкой и проявлениями положительных эмоций. Манера вести беседу сдержанная, корректная, внимательная и чуткая. Свое отношение к обсуждаемому вопросу прямо не выражает, задает много вопросов. После реплики собеседника делает паузу, как бы задумывается, осмысливая информацию. Говорит неторопливо, с расстановкой, поясняя примерами из практики. Последнее слово оставляет за собой. Остроумные реплики часто являются «домашними заготовками». Сенсорно-логический интроверт – «Мастер» («Габен») Особенность его речи - скептицизм оценок и большое упрямство в суждениях В речи сдержан и безэмоционален, но при возбуждении может повысить голос, быть резок, иногда до неумышленной грубости. С посторонними своими переживаниями никогда не делится. Не любит панибратского общения, навязчивых объятий. Умеет хорошо и доходчиво объяснить, наглядно и ярко подавая материала. Дает целесообразные советы.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Соционический тип. Этико-интуитивный экстраверт – «Наставник» («Гамлет») В основном в речи выражает положительные эмоции, остроумен, общителен. Речь образная, ассоциативная. В беседе не может не высказать своего мнения, не предупредить собеседника о возможных опасностях. В речи старается сдерживаться, но его собственные эмоции могут быть бурными и драматическими, обращающими на себя внимание. При общении любит обсуждать новую информацию, сплетни, фантазировать, долго развивать одну тему. Обладают ораторским мастерством, яркой способностью к убеждению. Этико-интуитивный интроверт – «Гуманист» («Достоевский») Инициативу к общению не проявляют, вначале наблюдая за людьми и оценивая складывающиеся отношения. Речь мало интонированная, голос монотонный, «успокаивающий». Склонен эмпатично выслушивать собеседника, утешать, давать советы. При общении может показаться наивным и обидчивым, временами, резким из-за негибкой нравственной позиции.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Соционический тип. Интуитивно-этический экстраверт – «Советчик» («Гексли») Манера речи мягкая, обходительная, непосредственная, эмоциональная, хотя. характеризуется некоторой сумбурностью и поверхностностью. Является приятным собеседником, любит давать людям советы, не утруждая изучением деталей, любит говорить обо всем новом и привлекательном. Интуитивно-этический интроверт – «Лирик» («Есенин») Манере общения свойственна тревожная, несколько застенчивая улыбка. Интересуясь всем необычным, оригинальным, может говорить о пустяках, не сосредотачиваясь на главном. Склонен давать невыполнимые обещания и затем оправдывать свою необязательность. Речь мало интонирована. При общении - гибок и изворотлив, умеет успокоить и поддержать расстроенных и растерянных людей.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Соционический тип. Этико-сенсорный экстраверт – «Энтузиаст» («Гюго») Общителен и дружелюбен, но манере общения свойственна повышенная эмоциональность и прямолинейность. Речь хорошо интонирована. Вспыльчив, но легко отходчив, любит давать этические оценки людям и событиям. От собеседника требует вежливости и бескорыстия. Этико-сенсорный интроверт – «Хранитель» («Драйзер») В общении обычно настроен критически. В разговоре нуждается не столько в психологической, сколько в физической дистанции. Осуждает нарушение долга, этических норм. Речь проста и конкретна, но в ней может присутствовать неестественная игривость, развязность. Склонен к быстрым и острым ответным репликам, но не к долгой беседе.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Соционический тип. Сенсорно-этический экстраверт – «Политик» («Наполеон») В манере общения самоуверен, нелогичен, настойчив, попытка подчинить его правилам, ограничить его активность вызывает бурную ответную реакцию. Ведет себя в таких случаях очень напористо, дерзко. В речи открыто проявляет свои гибкие, переменчивые чувства. Общается свободно, раскованно, стремится вызвать у людей положительные эмоции, склонен уделять чужому мнению малое внимание. Речь конкретная, прагматичная, недостаточно образная. Сенсорно-этический интроверт – «Посредник» («Дюма») В манере общения демократичен, дружелюбен, обаятелен, с людьми общается на короткой дистанции. В речи, несмотря на внешнюю мягкость, может словесно и эмоционально давить на собеседника. Инициативен и ответственен в общении, склонен взбадривать волю партнера, но в случае нежелания собеседника более не навязывается. Любит обсуждать интересные сведения и слухи, добавляя от себя. Может долго развивать одну тему. Речь скорее конкретная, чем образная.

Стр Экспертный анализ устных текстов. Соционический тип. Сенсорно-этический экстраверт – «Политик» («Наполеон») В манере общения самоуверен, нелогичен, настойчив, попытка подчинить его правилам, ограничить его активность вызывает бурную ответную реакцию. Ведет себя в таких случаях очень напористо, дерзко. В речи открыто проявляет свои гибкие, переменчивые чувства. Общается свободно, раскованно, стремится вызвать у людей положительные эмоции, склонен уделять чужому мнению малое внимание. Речь конкретная, прагматичная, недостаточно образная. Сенсорно-этический интроверт – «Посредник» («Дюма») В манере общения демократичен, дружелюбен, обаятелен, с людьми общается на короткой дистанции. В речи, несмотря на внешнюю мягкость, может словесно и эмоционально давить на собеседника. Инициативен и ответственен в общении, склонен взбадривать волю партнера, но в случае нежелания собеседника более не навязывается. Любит обсуждать интересные сведения и слухи, добавляя от себя. Может долго развивать одну тему. Речь скорее конкретная, чем образная.

Стр Заключение В докладе продемонстрировано влияние темперамента, социотипа и акцентуации характера на специфику устной речи диктора. Показано, что темперамент влияет, в основном, на динамические свойства речи, социотип – на стиль речи и манеру общения, акцентуация характера во многом определяет содержательную часть речи.