Бедность и борьба с бедностью Лекция. Борьба с бедностью (устранение или, по крайней мере, ясное ограничение) является классической целью социальной политики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ. Социальное страхование это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной.
Advertisements

Лекция 5. Регулирование социального развития и уровня жизни.
Социальные модели государства. «Социальное государство» - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную.
Роль государства в распределении и перераспределении доходов.
Бедность. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества.
Статистика уровня жизни населения. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень.
«Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение» Обществознание 8 класс.
«Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение» Обществознание 8 класс 22 Автор: Е.Г.Ритунская.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛЯЗИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Занятость Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству.
Лекция 6. Прогнозирование социального развития и уровня жизни.
Баланс между работой и семьей Международная Организация Труда Программа по условиям труда и занятости (TRAVAIL) Женева, Швейцария
Занятость и безработица. Рынок труда Один из важнейших рынков факторов производства ЧЕЛОВЕК Оказываемые им услуги Право на использование способностей.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ОФОРМИЛА: Рынок труда. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА Труд Земля Капитал Предпринимательские способности Труд- люди с их физическими и умственными.
Уровень жизни населения Рассматриваемые вопросы: 1)Динамика реальных денежных доходов и заработной платы 2)Средняя территориальная дифференциация по регионам.
Анализ проблем состояния системы современного образования РФ (На основе доклада о состоянии и развитии системы образования РФ)
Система экономических интересов, мотивов, стимулов Основные понятия.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Авторы: Кольцова Татьяна Научный руководитель Петрова О. Г. Колледж индустрии.
закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Европейской социальной.
Институциональная экономика Тема 6 Теоретические модели институциональных изменений.
Транксрипт:

Бедность и борьба с бедностью Лекция

Борьба с бедностью (устранение или, по крайней мере, ясное ограничение) является классической целью социальной политики. Соответственно, успех в этой деятельности (области) во многом определяет качество и эффективность социальной политики.

Что такое бедность? Бедность – как форма социального неравенства. Т.е. бедные – это определенная часть общества, которые входят в состав нижней страты социальной иерархии. Как правило, интересуются, насколько данная часть общества мала или велика.* Бедные не идентичны «андеклассу». Бедные принадлежат к низшим слоям общества, но обязательно, что люди, составляющие эти низшие слои являются бедными.

Бедностью называют состояние материальной депривации. Это состояние можно определять разными способами. Такая бедность всегда существует в относительном размере. Для определения бедности важен общественный контекст.* Можно сказать, что бедность зависит от направленных социальных процессов и связана с «культурными переменными» «нормальной жизни». Г.Зиммель (Экскурс о бедности», 1908 г.): о бедности в социально-политическом смысле говорят тогда, когда определенные части общества наделяются соответствующим социальным статусом – «бедные», с которым соединены специфические права (услуги помощи) и обязанности. Часто, таким образом возникает «стигматизированная картина бедности».

Вывод: бедность требует, чтобы ее осознали. Это является предпосылкой для того, чтобы бедность и бедных сделали объектом социально-политической интервенции.

История вопроса - Бедные длительное время являлись постоянной и достаточно интегрированной частью христианского мира. - Само христианское учение являлось «религией бедных», из чего следовало не только признание необходимости их существования, но и возможность превратить «попрошайничество» в ремесло. - Уже в средние века существовала «дифференцированная картина бедности». Наряду с мотивированными движениями, существовала недобровольная бедность, которую предлагалось переносить «как богом данную судьбу». Угрозой для средневекового общества являлась «нахальная» бедность.

- Основные изменения в коллективном истолковании бедности произошли в Новое время. - Увеличение скитающихся, пришлых и праздных людей в городах, а также пауперизация вследствие увеличения крепостного гнета, привело к восприятию бедности как социальной проблемы. - Правда, инструменты борьбы в это время направлялись не на помощь бедным, а против них. - Облегчение нужды вплоть до XIX века оставалось делом добровольным, основывалось на проведении благотворительных мероприятий. - Постепенно возникли институциональные направления «помощи»: работные дома, приюты, каторги, где бедные, но очень часто еще и больные с сиротами, привлекались к труду.

- Таким образом, в новое время бедность считалось следствием «индивидуальной вины», как правило, из-за лени или вредных привычек (алкоголизма).* В России часто в качестве причины бедности рассматривалось крепостное право (например, Н.Новиков, А. Радищев и др.). - В индустриальную эпоху не происходит отказ от фатализации** и виктимизации*** бедности. - Постепенно все более пристальное внимание уделяется социально-экономическим причинам бедности. Вклад в этот процесс внес индустриальный пролетариат – регулярно трудящийся класс. - Ощущение несправедливого бытия усиливалось в городских гетто-поселениях рабочих.

- Вначале социальная политика носила экспериментальный характер. Даже в Германии, социальные реформы О. фон Бисмарка были направлены только «нужных» в хозяйственном отношении бедных. В России, меры помощи вплоть до революции 1917 г., носили пунктуальный и географически выраженный характер. - В результате действий западных государств по преодолению «социалистической угрозы», социальная политика разделилась на две части. С одной стороны, выделилась «рабочая политика» - политика уступок рабочему движению (профсоюзам) и социальные реформы, направленные на достижение социальной справедливости, а с другой – забота о бедных осталась в ведении местной, коммунальной власти (муниципалитетов), а также церковных институтов и благотворительности.

- В XX веке политика борьбы с бедностью стала конституциональной (появилось право на помощь в неблагоприятных обстоятельствах или в современном выражении – право на социальную помощь) и институализированной (система социальной помощи). Но, как и прежде имеет подчиненное, по отношению к реформаторскому движению, значение. Вывод: Таким образом, борьба с бедностью в XX веке стала государственной задачей*, однако не преодолен резидуальный (подчиненный) характер этой политики. Это означает, что она действует только тогда, когда отсутствуют другие услуги или направления помощи. Кроме того, социальная помощь связывается, как и прежде, с проверкой нуждаемости клиента. В современных экономических условиях вновь открыта проблематика бедности, которая рассматривается в контексте «новой бедности» и характерна для групп, которые ранее не рассматривались как те, которым бедность угрожает (одинокие родители, одинокие люди, женщины, безработные и пр.).

Операционализация бедности в социологии Для оценки бедности главными являются следующие критерии: -размер бедности; -формы бедности; -группы населения, являющиеся бедными. Концепции учета бедности 1. Абсолютная бедность. В этом случае предпринимаются попытки представить фактическое состояние бедного в плане материальной депривации. В большинстве случаев ориентируются на «прожиточный минимум», в котором учитываются потребности личности или домохозяйства. Прожиточный минимум составляется на основании «потребительской корзины».

Прожиточный минимум и потребительская корзина в России Прожиточный минимум, 2009, в руб. квартална душу населения для трудоспособ ных для пенсионеров для детей I II III IV

В потребительскую корзину в России включаются: продовольственные товары; непродовольственные товары; услуги. Здесь можно увидеть пример расчета потребительской корзины: Стоимость потребительской корзины (минимальная – 2240 руб.)

Границы исчисления «абсолютной бедности» Исторически существуют значительные колебания. Могут «растягиваться» сами потребности: от учета калорий до желания обладать вещами, наиболее потребляемыми в обществе. * В случае определения «абсолютной бедности» речь идет скорее о «культурном минимуме» для человека.

2. Относительная бедность. Выявление бедности в относительном смысле происходит в наиболее развитых странах мира. Граница бедности определяется как некоторая степень отклонения от среднестатистического дохода: стандартная бедность - 50% среднестатистического дохода; строгая бедность – 40% среднестатистического дохода; угроза бедности – 60% среднестатистического дохода.

3. Бедность как депривация. В этом случае учитываются потребности индивидуума или домохозяйства, которые могут сильно различаться. Здесь важно понять, имеет ли человек необходимый жизненный стандарт, сформированный в общественном представлении. Учету подлежат многие сферы жизни – жилье, образование, здоровье, культура. Основное правило концепции – бедность не равна бедности по доходам. Проблема заключается в том, что в этом случае стандарт бедности чрезвычайно трудно установить.

4. Политически определяемая бедность. Два варианта учета: 1.Учитываются лица, имеющие право на получение социальной помощи. Это право зависит от действия многих факторов (например, является следствием политических планов или зависит от уровня всеобщего благосостояния, а также от числа людей, потенциально имеющих возможность претендовать на помощь). * 2.Учитываются лица, получающие социальную помощь. Установлено, что далеко не все лица, имеющие право на социальную помощь, ее реально получают. ** «Технически» права на социальную помощь определяются как комбинация абсолютной и относительной бедности, включая расчеты по недостатку ресурсов и степень депривации.

5. Субъективная бедность. Правило: «бедным является тот, кто сам себя к ней причисляет». Основной способ учета – самоописание респондентов. Опросы: исследуется состояния жизни, которые соответствуют необходимому жизненному стандарту для абсолютного большинства. Все, чье состояние не соответствует этим самоописаниям, причисляются к бедным.

Причины и последствия бедности 1.Экономические и структурные причины бедности: -безработица (поскольку трудовой доход является важнейшим источником благосостояния, а пособие по безработице не дает возможности поддерживать жизненный стандарт); -дискриминация определенных групп на рынке труда (женщин, инвалидов, мигрантов); -атипичная занятость из-за низкой зарплаты или недостаточного времени труда («работающий бедняк»).

2. Индивидуальные причины бедности: - Культурный дефицит и дефицит социализации (приводят к лодырству и тунеядству). В результате жизни в определенных условиях в поколениях теряется способность позаботиться самому о себе. Эта бедность не преодолевается типичными социально-политическими мерами (активизацией). 3. Социальная политика как причина бедности: -проблема недоиспользования социальных услуг из-за их стигматизации может приводить к бедности; -селекция социально-политических программ (приводит к недооценке проблем у некоторых социальных групп и приоритетному обеспечению иных социальных групп); - бюрократические правила, которые увеличивают риски бедности из-за длительного времени ожидания получения социальных услуг.

Последствия бедности 1.Индивидуальные: - плохое обеспечение товарами (продуктами питания, непродовольственными товарами) и услугами (образования, культуры, здравоохранения); -изоляция из общественной жизни (низкая политическая причастность); -неудовлетворенность жизнью; -плохое состояние здоровья; -низкие ожидания по продолжительности жизни.

2. Коллективные следствия бедности: 2.1. Девиантные ориентации и поведение: склонность к криминальным/радикальным действиям (например, враждебность по отношению к иностранцам); зависимость от социальных услуг (неспособность к самопомощи/незаинтересованность в выходе из состояния бедности). Крайний вариант – злоупотребление социальными услугами Финансовые проблемы для государства: чем больше бедных, тем больше требуется социальных расходов; чем больше бедных, тем меньше государственных доходов из-за снижения числа налогоплательщиков.

2.3. Общественная дезинтеграция. Вследствие длительного пребывания в состоянии бедности происходит образование маргиналов (андекласса), которые воспроизводят девиантные ориентации в последующих поколениях Самой крайней формой бедности является социальный конфликт, который угрожает стабильности страны и безопасности жизни граждан.

Социальная эксклюзия Социальная эксклюзия – это новая теоретическая концепция, объясняющая множество депривированных социальных состояний. Исходные основания – нельзя ограничивать бедность материальными аспектами. Депривированные состояния: недостаточный доход; нехватка формального образования и других социальных ресурсов; нехватка услуг здравоохранения; плохая жилищная ситуация; низкое удовлетворение жизнью; разрывы социальных связей.

Критика: - часто люди с недостаточным образованием или хроническими заболеваниями в повседневной жизни как необразованные или больные, а не как бедные*; - существует опасность «сверхнагрузки» на категорию «бедность». В результате, картина бедности становится расплывчатой, она связывается с побочными эффектами в виде роста популяции бедных, поскольку в существующих формах депривации задействовано очень много людей.

Отличия традиционных концепций бедности от концепции социальной эксклюзии: -для традиционных концепций характерно рассмотрение бедности в форме вертикальных различий (модели стратификации); -для концепции социальной эксклюзии больше подходит модель функциональной дифференциации: социально исключенными являются те, кто недобровольно исключен из релевантных общественных сфер жизни (рынка труда, институтов образования, культурной и политической жизни и пр.).

Социально исключенными признаются индивиды, которые дискриминируются во многих отношениях: например, безработный имеет незначительное формальное образование и проживает в плохих условиях. Понятие «исключение» применяется для того, чтобы показать, что такие люди образуют популяцию «ненужных», которые, в отличие от бедных, находят вне общества, не принадлежат ему сейчас и не нужны в будущем. В отличие от традиционного понимания бедности, в этом случае возникает проблема «ответственности», поскольку, если бедным можно стать по собственной вине, то едва ли это возможно в случае исключения.

Борьба с бедностью Традиционным средством помощи при бедности является социальная помощь. Вспомогательные средства – социальное страхование (например, по безработице). Проблемы: серьезные финансовые затраты и дефициты на предоставление социальных пособий при растущем числе бедных (вследствие появления новых групп бедных и дисконтинуальном течении занятости). Решение: попытка обосновать и внедрить новые социально-политические инструменты борьбы с бедности, например, модели «базового/минимального обеспечения».

Критерии выплаты нового обеспечения: получатели; размер; адресность/универсальность. Базовые концепции минимального обеспечения: 1.Все без исключения получают минимальную сумму, выплачиваемую из налоговых средств. Это означает возможность существования каждого независимо от рынка труда и доходов. Снимается зависимоть «работа – еда». Это пособие замещает собой все иные формы вспомоществования – пособие по безработице, социальную помощь, компенсации на жилье и пр. Критика: -сверхвысокая цена услуги, которая приведет к изъятию значительной части доходов у лучше зарабатывающей группы; -политическое манипулирование размером минимального дохода.

2. Налоговые льготы на низкие доходы/ модель комбинированной заработной платы: зарплата+пособие. Эта услуга гарантирует получателю социально-культурный минимум существования. Она связана с занятостью, что означает собственную активность получателя и инвестиции в труд, взамен поддержки безработицы. За жизнь сверх этого минимума, государство не несет ответственности. Критика: часто назначается очень низкий размер услуги; далеко не все бедные имеют возможность трудиться.

3. Включение бедных в систему социального страхования. Возникает «страхование от бедности». В этом случае получателем оплачиваются страховые взносы и проводится проверка нуждаемости (но менее жесткая, чем при предоставлении социальной помощи). Эта модель поможет смягчить стигматизацию бедных. Кроме того, основанная на самообеспечении, она менее затратная, чем в других случаях. Критика: включаются только работающие люди, т.е. те, которые оплачивают страховые взносы; проверка нуждаемости противоречит современным правам человека.

Примеры внедрения модели минимального обеспечения: RMI во Франции (см. лекции по социальной политики); налоговые льготы в США и в Англии; «базовое социальное обеспечение» в Германии (см. докторскую диссертацию).