Роман « Дубровский » ( анализ содержания ) i – я часть Александр Сергеевич Пушкин Материалы к урокам литературы в 6- м классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор : Елена Олеговна Бердышева студентка 152 группы филологического факультета НГПУ Вступительный урок литературы в 6 классе по роману А. С. Пушкина.
Advertisements

Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""
А.С.Пушкин. «Дубровский». Работа над романом: с 21 октября 1832 года по 06 февраля 1833 года 1 урок.
Открываем роман А. С. Пушкина « Дубровский ». Роман как эпический жанр ( Роман ( франц.) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких,
Восстановите последовательность эпизодов в романе: Троекуровы в гостях у князя Верейского Ссора Дубровского и Троекурова Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
Отношение автора к героям романа «Дубровский» (На примере Владимира Дубровского) Урок литературы в 6 классе. Автор: учитель высшей категории МОУ «Средняя.
Отношение автора к героям романа «Дубровский» (На примере Владимира Дубровского)
Тема семьи в романе А.С.Пушкина «Дубровский» Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина.
Автор: Морозова О.И. Презентация по литературе на тему А.С. Пушкин «Дубровский» 6 класс Автор: Морозова О.И.
Т ЕМА СЕМЬИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. П УШКИНА (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА « Д УБРОВСКИЙ» И ПОВЕСТИ « Б АРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»)
Учитель высшей категории ГБОУ СОШ 763 г. Москва Седова С.В.
Главные герои романа «Дубровский». Русский барин Кирила Петрович Троекуров-любитель собак «Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более 500 гончих.
ПОНИМАНИЕ ЧЕСТИ И БЕСЧЕСТИЯ ГЕРОЯМИ РОМАНА «ДУБРОВСКИЙ»
Справка из Википедии «Дубро́вский» наиболее известный разбойничий роман на русском языке, необработанное для печати (и, возможно, неоконченное) произведение.
Александр Сергеевич Пушкин Роман «Дубровский». Путешествие по барским усадьбам романа: Покровское.
6 класс. Контрольная работа.Творчество А.С.Пушкина.
« Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более 500 гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилы Петровича на своем собачьем.
Выполнила ученица 6 класса Б Каширина Анна Александр Сергеевич Пушкин Проект по роману « Дубровский »
Урок-игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский» Автор–составитель: Гаврилова Анна Владимировна, учитель истории.
Владимир Дубровский- «благородный разбойник» Колдомов Вова Кошевая Таня Рябова Аня.
Транксрипт:

Роман « Дубровский » ( анализ содержания ) i – я часть Александр Сергеевич Пушкин Материалы к урокам литературы в 6- м классе

1. История романа. История романа. 2. Анализ содержания I – й главы романа. Анализ содержания I – й главы романа. 3. Суд и его последствия ( главы II – III). Суд и его последствия ( главы II – III). 4. Прощание В. Дубровского с отцом и родным домом ( главы IV – V). Прощание В. Дубровского с отцом и родным домом ( главы IV – V). 5. Дополнительные сведения о презентации. Дополнительные сведения о презентации.

История романа Роман не был завершён автором. А. С. Пушкин работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 года. Незаконченный роман он не опубликовал. Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – « Дубровский ».

Сообщение П. В. Нащокина В основу романа легло сообщение Нащокина Пушкину « об одном небогатом дворянине по фамилии Островский …, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сперва подьячих, а затем и других ». Нащокин видел Островского в тюрьме, и, возможно, он сам рассказал свою историю. Пушкин крайне заинтересовался рассказом Нащокина и почти сейчас же принялся за составление планов, а вскоре и за написание романа. Первоначально герой фигурирует под фамилией Островского, изменённой затем на Андрея Зубровского, и наконец назван Дубровским.

Другие источники … Псков Болдино Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооружённое сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков. Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства.

Теория литературы: Роман ( фр. Roman – повествование ) – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. Сюжет ( фр. Sujet – предмет, содержание ) – последовательность и связь событий в художественном произведении. Действие романа происходит в ые годы, т. е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, его волнует.

Беседа по вопросам : 1) Что значит – Троекуров имел « большой вес в губерниях, где находилось его имение »? Что значит – Троекуров имел « большой вес в губерниях, где находилось его имение »? 2) Что давало ему такую власть ? Что давало ему такую власть ? 3) Как относились к Троекурову соседи и губернские чиновники ? Как относились к Троекурову соседи и губернские чиновники ? 4) Почему Троекуров был так груб и своенравен ? Чем занимался Троекуров, как проводил время ? Почему Троекуров был так груб и своенравен ? Чем занимался Троекуров, как проводил время ? 5) Почему Троекуров, « надменный в сношениях с людьми самого высшего звания », уважал Дубровского ? Почему Троекуров, « надменный в сношениях с людьми самого высшего звания », уважал Дубровского ? 6) Как характеризует Дубровского случай на псарне ? Как характеризует Дубровского случай на псарне ? 7) Как Троекуров отнёсся к исчезновению Дубровского ? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля ? Как Троекуров отнёсся к исчезновению Дубровского ? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля ? 8) Какое обстоятельство сделало примирение невозможным ? Какое обстоятельство сделало примирение невозможным ? 9) Какой способ мести избирает Троекуров ? Какой способ мести избирает Троекуров ? 10) Как Троекуров обращается с Шабашкиным ? Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова ? Как Троекуров обращается с Шабашкиным ? Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова ? 11) Как проявляет себя Дубровский, получив письмо из суда ? Как проявляет себя Дубровский, получив письмо из суда ?

Характеристика Троекурова Кирила Петрович Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится. Такую власть ему давали « богатство, знатный род и связи ». Соседи и губернские чиновники относились к нему льстиво, подобострастно, « рады были угождать малейшим его прихотям »; « губернские чиновники трепетали при его имени ».

Забавы владетельного барина Троекуров пользовался всеми правами владетельного барина, не знающего ни в чём отказа. Он был « необразован », избалован, своеволен, при « довольно ограниченном уме ». Время проводил в шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, « страдал от обжорства », пил, ежедневно изобретал « проказы », жертвами которых становились его знакомые – он по существу издевался над ними.

Уважение к Дубровскому « Некогда они были товарищами по службе »; « Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова : оба женились по любви, оба скоро овдовели ». Андрей Гаврилович Дубровский был горд и независим, хотя и беден, « прямо высказывал своё мнение »; Дубровский был « опытным и тонким ценителем псовых достоинств », « горячим охотником » - всё это вызывало уважение Троекурова.

Случай на псарне … Дубровский « не мог удержаться от некоторой зависти » при виде великолепной псарни богатого соседа. Дерзкая выходка псаря, чувствовавшего свою безнаказанность, вывела Дубровского из себя – он « побледнел » и вскоре « скрылся » незаметно : он был глубоко оскорблён и не мог стерпеть унижения.

Действия и поступки Троекурова : « велел тотчас его догнать и воротить непременно », « вторично послал », за соседом. Получив письмо оскорблённого Дубровского : « Я не шут, а старинный дворянин », Троекуров « загремел », « вскочил », потом « разбранил гостей », « нарочно поехал полями Дубровского », « без него скучал ». Вывод : обидеть Дубровского Троекуров не хотел.

Примирение невозможно … Обида … На Кистенёвку !.. Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова – « известных разбойников ». Троекуров « вышел из себя », « хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку, разорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Такие подвиги были ему не в диковину » - в Троекурове вспыхивает жажда мести.

Способ мести Договорились … Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища : « В том - то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение ». Причём сделать это под видом законности, чужими руками.

Характеристика Шабашкина Об этом человеке говорит уже его фамилия. Внешность : « Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели ». Поведение : отвешивает « поклон за поклоном », « с благоговением ожидая » приказаний Троекурова, « поклониться до земли » - он готов с рвением выполнить противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого сам являлся.

Общение с Троекуровым Кирила Петрович общается с Шабашкиным с пренебрежением – он знает, что ему подчиняются все, в том числе и « законники »: « Как бишь тебя зовут ? Зачем пожаловал. Выпей водки да выслушай ». Обращается к заседателю на « ты ». Шабашкин хлопотал за Троекурова, « действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы ».

Письмо из суда … Дубровский « изумлён », он не допускает мысли, что кто - то может посягнуть на его законную собственность. Шабашкин понимает, « что Дубровский мало знает толку в делах » и « что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение ».

Задание : выбрать наиболее удачное заглавие II- й главы. 1.« Отравленное торжество » 2. « Сумасшествие Дубровского » 3. « Неправедный суд » 4. « Суд »

Беседа по вопросам : 1) Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров ? Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров ? 2) Как вели себя чиновники после оглашения решения суда ? Как вели себя чиновники после оглашения решения суда ? 3) Как вели себя участники тяжбы ? Как вели себя участники тяжбы ? 4) Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности ? Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности ? 5) Зачем Троекурову нужен был суд ? Какую цель он преследовал ? Зачем Троекурову нужен был суд ? Какую цель он преследовал ? 6) Какие чувства вызвала у вас сцена в уездном суде ?

В суде … Троекурова встретили « с изъявлениями глубокого подобострастия », усадили в кресло. На Дубровского « никто не обратил внимания », он « стоя прислонился к стенке ».

После оглашения решения суда … « Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову », « Троекуров вышел … сопровождаемый всем судом ». Судьи рассчитывали на благодарность Троекурова.

Поведение главных героев во время судебного заседания Совершенное удовольствие …- Прочь ! Хамово племя !.. « Торжествующий Троекуров … подписал под решением суда совершенное своё удовольствие ». « Дубровский стал неподвижен, потупя голову ». Несправедливое, преступное решение суда привело Дубровского к внезапному сумасшествию.

Отравленное торжество « Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его ( Троекурова ) воображение и отравило его торжество ». Троекуров понял, что зашёл слишком далеко. В нём заговорила совесть. Вся затея с судом обернулась настоящей бедой для Дубровского – у него помутился разум. Троекуров вовсе не хотел этого. Кирила Петрович хотел наказать своего непокорного соседа. Кистенёвка не была ему нужна, ему хватало собственных имений, собственного богатства. Он желал сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство. Но довести противника до сумасшествия он, конечно, не хотел.

Беседа по вопросам : 1) Как изменился Андрей Гаврилович Дубровский со времени суда ? Как изменился Андрей Гаврилович Дубровский со времени суда ? 2) Какова была жизнь сына Дубровского в Петербурге ? Какова была жизнь сына Дубровского в Петербурге ? 3) Каковы были отношения отца и сына Дубровских ? Каковы были отношения отца и сына Дубровских ? 4) Как воспринял Владимир известие о болезни отца ? 5) Как крепостные Троекурова и Дубровского относятся к своим хозяевам ? Как крепостные Троекурова и Дубровского относятся к своим хозяевам ? 6) Как сами Дубровские относятся к своим крепостным ? Как сами Дубровские относятся к своим крепостным ? 7) Какими предстают имения Троекурова и Дубровского ? Какими предстают имения Троекурова и Дубровского ? 8) Как встретились отец и сын ? Как встретились отец и сын ?

Состояние Дубровского после суда « Здоровье было плохо », « силы ослабевали ». « Был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях ».

Жизнь сына в Петербурге Владимир « был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста », « воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию ; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги ».

Отношения между отцом и сыном Владимир « лишился матери с малолетства », к отцу был « романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями ».

Помещики и их крепостные ТроекуровДубровский «Троекуров с крепостными и дворовыми обходился… строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Старый кучер Антон о троекуровских крепостных восклицает: «Господь упаси и избави: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерёт». Крепостные Дубровских к своим хозяевам относятся по-другому, искренне преданно: «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем». Когда Владимир приехал в Кистенёвку, «дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу он смог продраться сквозь их усердную толпу». Дубровские к своим крепостным относятся по-человечески, не презирают их, не грабят. Крестьяне понимали, какая участь их ждёт, окажись они у Троекурова.

ТроекуроваДубровского Холопы

Имение Троекурова Кистенёвка Дубровского Всё в имении Троекурова масштабно, основательно, говорит о его богатстве: «широкое озеро», «речка… вдали извивалась», «густая зелень рощи», «огромный каменный дом», «пятиглавая церковь». Именьице Дубровских противопоставлено размаху троекуровских владений: «серенький домик с красной кровлей» стоит на «открытом месте», рядом с берёзовой рощей, «бедный дом» кажется беззащитным. Имения коснулось запустение: «Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг».

Встреча Владимир « с жаром обнял отца своего ». « Радость произвела в больном слишком сильное потрясение, он ослабел, ноги под ним подкосились, и он бы упал, если бы сын не поддержал его ». Старику стало хуже. « Владимир поражён был его состоянием ».

Отец и сын Дубровские встретились при драматических обстоятельствах. Налаженная, беззаботная в общем - то жизнь рушилась на глазах. Четвёртой главе предпослан эпиграф : « Где стол был яств, там гроб стоит ». Он взят Пушкиным из оды Державина ( вспомним, какую роль сыграл Державин в судьбе Пушкина ) « На смерть князя Мещерского ». Заметим, что остальные главы эпиграфа не имеют. Значит, этой главе придаётся особое значение.

Беседа по вопросам : 1) Как развивались события по приезде молодого Дубровского в родное имение ? Как развивались события по приезде молодого Дубровского в родное имение ? 2) Какие чувства испытывает Троекуров при сообщении о том, что хозяин Кистенёвки теперь он ? Как эти чувства становятся понятны нам, как их изобразил Пушкин ? Какие чувства испытывает Троекуров при сообщении о том, что хозяин Кистенёвки теперь он ? Как эти чувства становятся понятны нам, как их изобразил Пушкин ? 3) Почему Владимир велел выгнать Троекурова ? Почему Владимир велел выгнать Троекурова ? 4) Перескажите эпизод « Троекуров во дворе Дубровских ». Перескажите эпизод « Троекуров во дворе Дубровских ». 5) Как вы понимаете смысл эпиграфа к IV главе ? Как вы понимаете смысл эпиграфа к IV главе ?

Потеря имения Владимир не мог разобраться, что же на самом деле произошло и какую роль играет во всём деле Троекуров – отец был не в состоянии сделать это, поверенного у них не было. Кистенёвка официально отошла Троекурову. Дубровские уже не были хозяевами в своём имении.

Смятение Троекурова « Кирила Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала … Победа не радовала его сердца ». Смятение Троекурова показано так : он « стал расхаживать взад и вперёд, насвистывая « Гром победы раздавайся », что всегда означало в нём необыкновенное волнение мыслей ». Троекуров хочет выместить необычное для него состояние смущения, недовольства собой на других : « Он грозно взглянул на Шабашкина, ища, к чему привязаться, чтоб его выбранить …». « Удовлетворённое мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали. В конце концов Троекуров решает помириться с соседом и « возвратить ему его достояние ».

Троекуров во дворе Дубровских Владимир велел выгнать Троекурова, так как он увидел, что отец « с видом ужаса и гнева » показывает на Троекурова и падает без чувств. Младший Дубровский понял, что виновником бед является Троекуров. « Слуга радостно побежал исполнять приказание своего барина » и при всей дворне, сбежавшейся посмотреть на Троекурова, объявил, что барин велит тому убираться или он велит « выгнать его со двора ». На лицах крепостных видна затаённая радость. Мгновенно изменилось выражение лица Кирилы Петровича : лицо « стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора ».

Смерть старого Дубровского Эпиграф : « Где стол был яств, там гроб стоит ». Эпиграф имеет прямое значение – он описывает смерть старого Дубровского. Его положили на тот самый стол, за которым столько лет он сидел, принимал гостей, обедал … Другое значение эпиграфа более общее, более глубокое : вот так проходит жизнь, её радости мгновенно сменяются горем, сила человека ничто перед торжеством смерти. Озаглавим IV главу « Смерть старого Дубровского ».

Владимир в Кистенёвской роще - Какие чувства испытывает герой ? - Как эти чувства изображает автор ? Владимир пытается « заглушить душевную скорбь », он « шёл не разбирая дороги », « он ничего не замечал », « мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его … Сильно чувствовал он своё одиночество. Будущее … являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия ». « Долго сидел он неподвижно …, взирая на тихое течение ручья ». Душевному состоянию героя соответствует состояние природы : осень, холодный день, полуобнажённые деревья, « сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте », « сел на холодный дёрн ». Метафора « грозные тучи » соединяет эти состояния человека и природы. Ручей, уносящий поблёклые листья, представился Владимиру « верным подобием жизни ». Он « долго блуждал по незнакомому лесу » - метафора, передающая внутреннее « блуждание » героя, не знающего ещё, что предпринять.

Приезд приказных чиновников

Беседа по вопросам : 1) Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие отнимать имение ? Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие отнимать имение ? 2) Как ведёт себя Шабашкин в начале и в конце сцены ? Как ведёт себя Шабашкин в начале и в конце сцены ? 3) Как нарастало возмущение крестьян ? Как нарастало возмущение крестьян ? 4) Как ведёт себя Владимир Дубровский ? Как его это характеризует ? Как ведёт себя Владимир Дубровский ? Как его это характеризует ?

Передача имения Исправник при виде Дубровского всё же волнуется, он прекрасно понимает, что отбирают имение незаконно : увидя приближающегося Дубровского, крякнул и произнёс охрипшим голосом …», Но, чувствуя за собой покровительство Троекурова, нагло заявляет : « Мы приехали вводить во владение сего Кирилу Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру - поздорову ». « Кто там смел рот разинуть ?», « слышите ли, олухи ?» Исправник чувствует себя уверенно, знает, что хозяин положения он.

Поведение Шабашкина Сначала Шабашкин « стоял подбочась и гордо взирал около себя ». Когда толпа крестьян взбунтовалась и двинулась на чиновников, Шабашкин с другими бросился в сени и запер за собой дверь. После он « тихонько отпер двери … и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление ». Шабашкин трус и подлец, он боится силы, готов унижаться и угодничать.

Возмущение крестьян Крестьяне сначала возражали исправнику, потом « поднялся ропот » в рядах крестьян, потом дворовые закричали : « Ребята ! Долой их !... Вязать !» - и едва не схватили чиновников.

Реакция Дубровского Владимир останавливает взбунтовавшихся крестьян, вразумляет их, обещает просить милости у государя. Дубровский по существу спасает чиновников от расправы, поступает благородно. Он с презрением наблюдает за униженно благодарящим его Шабашкиным.

Дополнительные сведения о презентации : I. Источники : 1. Н. В. Егорова Книга для учителя « Поурочные разработки по литературе. 6 класс » Москва, « ВАКО », Собственная разработка системы уроков. 3. Художественный фильм Вячеслава Никифорова « Благородный разбойник Владимир Дубровский » « Беларусьфильм », 1988 год II. Автор – учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 518 ЦУО г. Москвы Вахтурова М. Н.