Тема 3. КОМПЬЮТЕРНАЯ КОГНИТОЛОГИЯ СЕМИОТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ 3.1. Вербальное сознание лекция 1. 3.2. Ассоциативный эксперимент лекция 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Еквівалентні автомати. Реакция автомата Реакцией автомата называется последовательность выходных сигналов автомата, полученная под воздействием некоторой.
Advertisements

Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Цель урока: Сформировать понятия системы и ее состояния. Выделить основные типы информационных.
Объектная модель многофункциональных словарей Докладчик: Носков А. А. Группа: 525 Научный руководитель: Большакова Е. И.
Государственная итоговая аттестация 9 класс. На экзамене разрешается иметь при себе дополнительные материалы, указанные в инструкциях экзаменационных.
Познакомиться с программной прикладной средой Microsoft Excel; научиться вводить текст, число, формулу в ячейку.
1 Использование онтологий при создании интеллектуальных систем И.Л. Артемьева Дальневосточный государственный университет.
Алгоритм. Алгоритм это точно определённая инструкция, последовательно применяя которую к исходным данным, можно получить решение задачи. Для каждого алгоритма.
Какие элементы встречаются в окне программы MS Word?
Моделирование и формализация : Моделирование. Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Модель.
1 Системный подход в моделировании МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ.
Электронные таблицы EXCEL Выполнила: Ващук Елена Владимировна.
Моделирование и формализация. Модель - это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении любой аналог, образ (изображение, формула,
Модуль 1. Математические основы баз данных и знаний.
Отображение и функции ХНУРЭ, кафедра ПО ЭВМ, Тел , Лекции 3-4 Н.В. Белоус Факультет компьютерных наук Кафедра.
Даталогическое проектирование. 1. Представление концептуальной модели средствами модели данных СУБД Общие представления о моделях данных СУБД С одной.
Формулы в электронных таблицах Брунов Александр Сергеевич учитель МОУ «СОШ с.Ириновка Новобурасского района Саратовской области»
Электронные таблицы (ЭТ) Основные параметры ЭТ, типы и форматы данных.
Моделирование. Работу выполнила Ирина Бахтина Ученица 9 и класса.
познакомиться с программной прикладной средой Microsoft Excel; научиться вводить текст, число, формулу в ячейку.
ХНУРЭ, кафедра ПО ЭВМ, Тел , Лекции Н.В. Белоус Факультет компьютерных наук Кафедра ПО ЭВМ, ХНУРЭ Компьютерная.
Транксрипт:

Тема 3. КОМПЬЮТЕРНАЯ КОГНИТОЛОГИЯ СЕМИОТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ 3.1. Вербальное сознание лекция Ассоциативный эксперимент лекция Когнитивный эксперимент лекция 3. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ 3.4. Язык и сознание лекция 1.

Лекция 3. КОГНИТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ТЕХНОЛОГИЯ КОГНИТИВНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ КОГНЕМА РАЗМЕРНОСТЬ КОГНАЙЗЕРА МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования. – М., 2009: Издательский центр «Азбуковник». –336 c. Ю.Н. Караулов, Ю.Н. Филиппович. Основные публикации

ТЕХНОЛОГИЯ КОГНИТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (1) когнитивный эксперимент это конкретная информационная технология восприятия, осознания и представления реального мира субъектом в заранее определенной форме. Такой формой и объектом эксперимента являются данные результатов языковой игры «Кроссворд». когнитивный эксперимент автоматизированная компьютерная система поддержки конкретной деятельности субъектов-экспериментаторов. Такой деятельностью является сбор, обработка и представление данных эксперимента. Класс подобных систем получил название «систем извлечения знаний». Определим когнитивный эксперимент как информационную технологию извлечения знаний о реальном мире, имеющихся у людей носителей языка культуры.

ТЕХНОЛОГИЯ КОГНИТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (2) концептуальная модель когнитивного эксперимента : субъект эксперимента экспериментатор; объекты эксперимента кроссворды, источники кроссвордов, карточка когнемы, картотека когнем; процессы эксперимента поиск кроссворда, формирование когнем, сбор данных. Кроссворд распространенная языковая игра, состоящая в нахождении однословных ответов на вопросы, при известном количестве букв в слове, а также, по мере увеличения количества ответов, при некоторых известных буквах слова. Игра заканчивается, если разгаданы (найдены) слова-ответы на все вопросы. Во время игры заполняется графическая форма кроссворда специальная таблица, слова-ответы записываются по строкам и столбцам таблицы, в одной ячейке таблицы записывается одна буква слова. Буквы в ячейках на пересечении строк и столбцов принадлежат обоим словам и являются одинаковыми. Источниками кроссвордов в исходной модели эксперимента являются подшивки газет за последний период. Карточка когнемы это типового размера (библиографическая карточка) лист плотной бумаги с основными и дополнительными рукописными записями экспериментатора. Основные записи – это следующие компоненты когнемы: 1) формула смысла, 2) способ представления смысла, 3) слово-знак, 4) область референции, 5) функция. Дополнительная запись представляет собой некоторый комментарий или замечание исследователя, а в некоторых случаях возможные варианты значений одной или нескольких основных записей.Записи на карточке «формула смысла» и «слово-знак», представляют собой выписки из кроссворда вопроса и ответа соответственно. Все остальные записи внесены в карточку экспериментатором. Картотека когнем является упорядоченным собранием карточек. Количество карточек в картотеке более 18 тысяч.

КОГНЕМА ЕЗМ = «фигура знаний» = «когнема» минимальная когнитивная единица, пятикомпонентное отношение: {,,,, } пентаграмма полносвязанный пятивершинный граф: (3) слово-знак (1) вербальная-формула-смысла(5) функция (2) способ задания смысла (4) референтная область

Примеры когнем 1. Буква «Л» в НХЛ. 2. Аббр. 3. ЛИГА. 4. Спорт. 5. Рцт. 1. Черточка в пинг-понге. 2. Автоним. 3. ДЕФИС. 4. Орфография, язык. 5. Рцт. 1. Профессионализм с точностью до наоборот. 2. Ант. 3. ДИЛЕТАНТСТВО. 4. Язык. 5. Рцт. 1. Город, названный в честь полукопченой колбасы. 2. Внутр. ф. 3. КРАКОВ. 4. Геогр. 5. Рцт. 1. Кожура некоторых плодов. 2. Гиперон. 3. КОРКА. 4. Быт. 5. Рцт. 1. Что собой представляет торшер? 2. Гипон. 3. СВЕТИЛЬНИК. 4. Быт. 5. Рцт. 1. Спуск с гор на санях без рулевого управления. 2. Деф. 3. СКЕЛЕТОН. 4. Спорт. 5. Ртш. 1. Загадка: «Растет не на суше, голова – из плюша». 2. Загадка. 3. КАМЫШ. 4. Бот. 5. Ртш. 1. Летний начальник. 2. Игра слов. 3. ИЮНЬ. 4. Время. 5. Рцт. 1. Дает работу сапёрам. 2. Конверс. 3. МИНЁР. 4. Война. 5. Рцт. 1. Гордость венгерского виноделия. 2. Мтф. 3. ТОКАЙ. 4. С/х. 5. Рцт. 1. Ценная бумага. 2. Множ. 3. АКЦИЯ. 4. Деньги. 5. Рцт. 1. Торчащая прядь волос. 2. Образ. 3. КЛОК. 4. Внеш. чел. 5. Рцт. 1. Конвой с почетом. 2. Оксюм. 3. ЭСКОРТ. 4. Госуд. устр. 5. Рцт. 1. И сорт яблок и пряность. 2. Омоним. 3. АНИС. 4. Быт. 5. Рцт. 1. Не путать с цитрамоном! 2. Парон. 3. ЦИТРОН. 4. Язык. 5. Рцт. 1. Мать русских городов. 2. Перифр. 3. КИЕВ. 4. История. 5. Рцт. 1. На чужой … не накинешь платок. 2. Погов. 3. РОТОК. 4. Язык. 5. Рцт.

РАЗМЕРНОСТЬ КОГНАЙЗЕРА (1) Формула смысла – данная запись представляет собой одно предложение (очень редко - несколько), включающее 5-10 словоформ. Способ задания смысла – практически всегда это авторская сокращенная запись полного слова. Для одинаковых слов используются несколько вариантов сокращений. Общее количество разных способов – > 40. Слово-знак – это слово или слово, заключенное в кавычки. Общее количество разных слов составило > Область референции или наименование предметной области представляет собой в основном одно слово или короткое словосочетание, в исследовании выделено >100 наименований областей. Функция представлена двумя сокращениями: ртш. – ретушь, и рцт. – рецепт.

Размерность когнайзера (2) способы задания смысла ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАДАНИЯ СМЫСЛА (Фрагмент объемом – 6482 «Фигуры знания») дескрипция965 дефиниция860 перифраза859 фрейм823 прецедентный текст608 множество501 метафора392 суждение358 синоним226 словосочетание106 смена кода78 импликация55 фразеол. единица54 символ51 омоним49 деталь биографии46 гипероним36 игра слов34 внутренняя форма33 афоризм31 гипоним31 поговорка31 образ26 сравнение24 ассоциация23 пословица23 предикат22 антоним19 загадка19 термин16 оксюморон11 рифма11 псевдоним7 шарада7 гипербола6 марка6 аббревиатура5 анаграмма4 жест4 вид-род3 пароним3 эвфемизм3 полисемия2 часть-целое2 конверсив1 литота1

Размерность когнайзера (3) референтная область РЕАЛЬНОСТЬ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ МИР СУПЕРКОНЦЕПТ: МИР ВНЕ ЧЕЛОВЕКА: КОНЦЕПТОСФЕРЫ (8): Время: история; археология; календарь… География мира: география в целом; Москва… Геометрия мира: пространство; мера, размер… Животный мир: зоология; лошадь; собака… Мир растений: … СУПЕРКОНЦЕПТ: МИР ЧЕЛОВЕК-ЛЮДИ: КОНЦЕПТОСФЕРЫ (7): Быт: быт, двор, дом, канцелярские товары, косметика, мебель, напитки, обувь, огонь, одежда, пища, постель, посуда, сантехника, украшения,утварь… Отдых: отдых, досуг; охота, рыбалка; праздник; хобби… Техника: техника в целом; авиация; инструменты, приборы, приспособления; корабль; космонавтика; транспорт; энергетика … Реальность Концептосферы Концепты Когнемы

Моделирование вербального сознания осознавание (переход от неосознанного к осознанному = от невербализованного к вербализованному) безальтернативные варианты альтернативные варианты переходы детерминированные между априори известными ЕЗМ и ЯЕ. переходы вариативные, неопределенные (вероятностные) и нечеткие между множествами ЕЗМ и ЯЕ, {ЯЕ} {ЕЗМ} Формальный аппарат моделирования: теория графов, теория множеств (в т.ч. нечетких), алгебра («ассоциативная алгебра»), теория нейронных сетей («ассоциативный нейрон»), эволюционное программирование и генетические алгоритмы.

Графовые и теоретико-множественные модели когнайзера (1) ассоциативно-вербальная сеть (АВС) – это граф G(V, D), где: V – множество вершин: слова-стимулы (S), слова-реакции (R), слова-стимулы-реакции (SR); В – множество дуг: ассоциативные отношения « », « », « ». АВС – это множество пар слов четырех типов: {S, R}, {S, SR}, {SR, R}, {SR, SR}. одновалентные отношения:,,,,,. Одновалентные и бивалентные отношения:,. Типы вершин графа АВС S (корни), имеющие только выходящие дуги, связывающие их с вершинами типа R и SR; R (листья), имеющие только входящие дуги, связывающие их с вершинами типа S и SR; SR, имеющие входящие и выходящие дуги, связывающие их с вершинами типа S, R и SR. Русский ассоциативный словарь Всего слов (языковых единиц) , в том числе: слов-стимулов {S} 160; слов-реакций {R} 96587; остальных слов {SR} 6464

Графовые и теоретико-множественные модели когнайзера (2) В графовой модели АВС для двух любых вершин можно установить связи, которые будут представлять собой пути в графе, или цепочки, состоящие из последовательности вершин и дуг. Типы ассоциативных цепочек однонаправленные вершины цепочки связаны между собой только одновалентными отношениями,,, ; разнонаправленные вершины связаны всеми возможными одновалентными и бивалентными отношениями. кольца вершины, связанные замкнутыми однонаправленными отношениями, «единичное кольцо» это замыкание вершины на саму себя. Нахождение в графовой модели АВС цепочек первого и второго типа представляет собой моделирование осознавания в когнайзере, т.е. его функционирование в активном и пассивном режимах.

Пассивный режим работы когнайзера (1) Когнема 1. Старинное оружие в форме лука 2. Сравн. 3. АРБАЛЕТ 4. История. 5. Рецепт. пропозиция формулы смысла : | | |. ;. Подграф размерности 4 элемента оружие.

Пассивный режим работы когнайзера (2) Пропозиция | | | Пассивный пропозиционный граф размерности 3

Пассивный режим работы когнайзера (3) Минимальный пассивный пропозиционный граф

Активный режим работы когнайзера Активный пропозиционный граф размерности 4

Программная реализация Главное окно программы «Ассоциативная сеть»