Формирование духовно- нравственных ценностей на уроках истории (из опыта работы) Евсюкова Лариса Ивановна учитель истории и обществознания МОУ «Курьинская сош» Алтайский край 2010 год
Зачем мы изучаем историю «Не любить историю может человек совершенно не развитый умственно» (Н.Чернышевский). «История – свидетельница эпохи, луч правды, жизнь памяти, посланница минувшего, наставница жизни» (Античные мыслители). «Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином» (В.Ключевский).
«Основная цель исторического образования – сделать так, чтобы ребенку было комфортно изучать историю, чтобы он видел смысл в этом занятии» Евгений Вяземский, заведующий кафедрой исторического и социально- экономического образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования
В чем, на Ваш взгляд, заключается вторая по важности цель изучения истории в школе, если самой важной целью мы признаем воспитание патриота и гражданина? Школьный курс истории, как и обществознания, должен научить человека решать социальные задачи.
Предмет, который может стать и камнем преткновения, и ориентиром Для человека XXI столетия важнее способность анализировать исторический материал, умение работать с информацией, понимать и интерпретировать источники, на их основе реконструировать историческую реальность.
« Каждое мгновение имеет свою необходимость» Знание обретается тогда, когда оно проходит через личное отношение, сопереживание
Проблемы формирования исторического знания 1.Формальное усвоение истории 2. История усваивается в виде словесных выражений. 3.За словесными выражениями не стоят образы реальных фактов
Создание условий для развития гражданского и патриотического сознания у школьников Гражданское и патриотическое воспитание школьников
Принципы личностно ориентированного обучения Принцип актуализации Принцип индивидуальности Принцип субъективности Принцип творчества и успеха Принцип доверия и поддержки
Основополагающие компоненты знание учениками исторических фактов - «Я знаю, что это наше!» положительное отношение к определенным фактам истории и культуры - «Я горжусь …» готовность участвовать в практической деятельности- «Я готов действовать».
Компетенции, реализуемые в ходе проектной деятельности учащихся, актуальные для гражданского и обществоведческого образования: умение извлекать пользу из опыта; умение опрашивать окружающих; умение критически относиться к тому или иному аспекту общественного развития; умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; умение видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; умение сотрудничать в группе; умение принимать решения – улаживать разногласия и конфликты; умение разрабатывать и выполнять контракты; умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение нести ответственность
Какие события из курса истории Вы запомнили? Респонденты - учащиеся 11-х классов (27 человек) Великая Отечественная война (8) Вторая мировая война (6) Эпоха Петра I (3) Великая Французская революция (7) Отечественная война 1812 года (2) Расстрел царской семьи (2) Революция 1917 года Гражданская война
Какие события из курса истории Вы запомнили? Дворцовые перевороты Отмена крепостного права Образование Древнерусского государства Карибский кризис Образование колоний в Америке Крещение Руси Испытание атомного оружия в Японии Куликовская битва Ледовое побоище
Почему мне нравится предмет «История» вопросы 8 кл. 29 чел. 9 кл. 21 чел. 11кл. 27 чел. Всего 77 чел. 1.Знание необходимо каждому человеку Знание необходимо каждому россиянину Дает интересную информацию Учит думать, анализировать Связано с жизненными планами Занимаюсь с удовольствием Позволяет проявить знания и способности Свободно чувствую себя на уроках Изучение предмета встречает поддержку родителей, друзей Изучаю потому, что так положено
Почему мне нравится предмет «История» 1.Его знание необходимо каждому человеку 2.Его знание необходимо каждому россиянину 3.Дает интересную информацию 4.Учит думать, анализировать 5.Изучение связано с жизненными планами 6. Занимаюсь с удовольствием 7.Позволяет проявить знания и способности 8.Свободно себя чувствую 9.Предмет встречает поддержку родителей и друзей 10.Изучаю потому, что так положено
Что осложняет отношение к предмету «История» вопросы 8 кл. 29 чел. 9 кл. 21 чел. 11 кл. 27 чел. всего 1.Лень Знания предмета не понадобятся Сложный предмет Большой объем домашнего задания Много задают по другим предметам Нет способностей к изучению Трудно дается Стесняюсь говорить Не позволяет расслабиться Непопулярен в семье, среди друзей -426
Выводы На уроках истории и обществознания осуществляется социально – личностное становление учащихся, закладывается фундамент формирования гражданина нашего общества, решается задача формирования на базе полученных знаний важнейших практических и интеллектуальных умений и навыков. У учащихся развивается активная жизненная позиция и патриотизм как важнейшие духовно- нравственные и социальные ценности, отражающие сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах общества.