Ассоциация классических университетов России (АКУР) Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового.
СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Предложения по внедрению в технических вузах.
Ассоциация классических университетов России (АКУР) МГУ имени М.В.Ломоносова Применение системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных.
Ассоциация классических университетов России МГУ имени М.В.Ломоносова Применение системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
1 Разработка учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования в логике ФГОС ВПО Харитонова О.В., начальник отдела.
1 Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения Юлия Анатольевна Моисеева октябрь 2010.
Методические рекомендации попроектированию ООП в соответствии сфедеральными государственнымиобразовательными стандартамивысшего профессиональногообразования.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Ассоциация классических университетов России (АКУР) Технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения.
Транксрипт:

Ассоциация классических университетов России (АКУР) Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения Часть 2 Евгения Владимировна Караваева Исполнительный директор АКУР, кандидат физико-математических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова Ноябрь 2010

Особенности ФГОС по сравнению с ГОС-1 и ГОС-2 Нет деления на федеральный и национально- региональный компоненты Подробно прописаны виды и задачи деятельности Разработка совместно с работодателями Возможность модульного построения ООП Ориентация на результаты обучения (компетенции) Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70%

Кредитные (зачетные) единицы ECTS При освоении студентами модулей (дисциплин) образовательной программы за каждый из них начисляется определенное количество кредитных (зачетных) единиц, выступающих в качестве меры трудоемкости обучения. В кредитах ECTS учитывается ПОЛНОЕ количество трудозатрат (аудиторных занятий, самостоятельной работы, практик, подготовки и сдачи зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ и т.п.), необходимое студенту для достижения необходимых результатов обучения. Кредиты начисляются в случае успешного освоения студентом определенной части программы (модуля) и не зависят от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки.

ECTS основана на принципе, что 60 кредитов соответствуют учебной нагрузке студента дневной формы обучения в течение одного учебного года ФГОС ВПО закрепил эту же норму в тексте стандарта и в Письме Департамента государственной политики в сфере образования от 13 мая 2010 года. Исходя из этой нормы и законодательно определенных нормативных сроков освоения ООП были определены трудоемкости: ООП бакалавриата (240 з.е.), ООП магистратуры (120 з..е.), ООП подготовки специалиста (не менее 300 з.е.)

Кредиты (зачетные единицы) НЕ ОТМЕНЯЮТ часов, обе единицы трудоемкости тесно связаны друг с другом, используются совместно, но их функции в процессе проектирования и реализации образовательного процесса существенно различаются. В Европейской практике трудоемкость учебной нагрузки студента составляет (до 2000 часов в учебном году), то есть один кредит соответствует астрономическим часам

ФГОС: «Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам» Письмо от 13 мая 2010 года: «В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для освоения основной образовательной программы задана однозначно - 60 зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработке основных образовательных программ вуз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов».

Рассмотрим - откуда появляется «вилка» в часовом эквиваленте зачетной единицы Реальное количество часов, соответствующее одной зачетной единице, при реализации ООП в конкретном вузе, может различаться вследствие того, что во ФГОС нормативно закреплено количество каникул (7-10 недель) в году, а значит – и количество учебных недель: в год (не 40!!!). При этом норма зачетных единиц в год задана жестко – 60 з.е. в год.

Примеры разных моделей учебного года при реализации ООП на основе ФГОС ВПО Первый вариант: Длина учебного года 42 недели (каникулы – 10 недель) Факультативы в году не реализуются. Максимально возможное количество учебных часов в году 54 часа Х 42 нед =2268 з.е. Делим 2268 на 60 и получаем, что формально 1 зачетная единица соответствует 37,8 академическим часам, 1 неделя соответствует около 1,43 з.е. Второй вариант: Длина учебного года 42 недели (каникулы – 10 недель) Факультативы в году реализуются в объеме 3 з.е. 63 з.е.в год делим на 42 недели получаем, получаем, что 1 зачетная единица формально соответствует 36 ак. часам, 1 неделя соответствует 1,5 з.е.

Можно ли подогнать часовой эквивалент з.е. под нужную цифру 36? Вуз может при разработке ООП остановиться на точной цифре 36 академических часов за 1 зачетную единицу. Если при этом реализуемое вузом количество учебных недель для освоения ООП больше 40, то трудоемкость недели студента будет ниже максимально установленной ФГОС (54 академических часа). Удобно при расчетах на реализацию Основной ОП закладывать ровно 40 учебных недель в году, а «избыточные» недели тратить – на реализацию факультативов и «сверхнормативных» часов физической культуры.

20. Вопрос: На физическую культуру в соответствии с ФГОС отводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400 академическим часам. Каким образом должны учитываться эти зачетные единицы по годам обучения? Ответ: Возможно два варианта в зависимости от количества семестров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры. Первый вариант: если физическая культура реализуется 4 семестра (в течение 2 лет), то можно начислять по 1 з.ед. в год. Второй вариант: если физическая культура реализуется 4, 5 или 6 семестров то можно начислять 2 зачетные единицы сразу по окончании всех занятий по промежуточную аттестацию студента (включая академические справки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только с учетом отработанных студентом академических часов.

Но как реализовать «сверхнормативные» 328 часов физ. культ., не входящие в «сетку» зачетных единиц, но входящие в расчет максимальной еженедельной нагрузки студента в 54 часа? Для технологичности расчетов реальной учебной нагрузки студента в неделю и в году и для организации образовательного процесса удобно использовать одинаковый эквивалент з.е. по всей образовательной программе (1 з.е. соответствует 36 ак.часам и 1неделя (54 ак. часа) соответствует 1, 5 з.е.). Для этого можно рекомендовать вузам при планировании еженедельной учебной нагрузки и графика учебного процесса ввести понятие «физкультурными з.е.», имеющих тот же часовой эквивалент, что и обычная з.е., тогда сверхнормативные 328 часов физической культуры будут соответствовать трудоемкости примерно в 9 ф.з.е. Чтобы реализовать 328 «сверхнормативных» часов физкультуры или 9 ф..з.е. и не нарушить технологичность расчетов учебной нагрузки в зачетных единицах, вуз должен добавить к «базовым» неделям учебного года еще 6 недель, то есть добавлять 3 года по 2 недели (тогда учебный год займет 42 недели) или 2 года по 3 недели (тогда учебный год займет 43 недели).

Как реализовать «сверхнормативные» 328 часов физ. культ., не входящие в «сетку» зачетных единиц, но входящие в расчет максимальной еженедельной нагрузки студента в 54 часа? Для реализации физической культуры возможен и второй путь, не требующий увеличения количества недель в учебном году, но требующий снижения реального часового эквивалента зачетной единицы! При втором подходе вуз должен рассчитать реальную трудоемкость недели в часах, вычтя часы, которые студент занимается физкультурой из 54 часов максимально разрешенной нагрузки. Например, если студент занимается в неделю физической культурой 6 часов, то реальная трудоемкость такой недели для выполнения всех других форм занятий будет составлять 48 часов. Имена эта цифра должна лечь в основу часового эквивалента з.е. для всего года, в котором студент занимается физ-рой. В приведенном примере 1 з.е. будет соответсвовать 32 часам (1 неделя будет соответствовать 1, 5 з.е.). В таком случае удобно полученный часовой эквивалент з.е. применять для ООП в целом.

Возможные подходы российских вузов к проектированию ООП на основе ФГОС в З.Е. 1) Механическое «натягивание» старых учебных планов на новые планы – выполненные в зачетных единицах. Подгонка, искусственное перераспределение дисциплин с целью выполнения нормы 60 з.е. в год, меняющийся часовой эквивалент з.е от дисциплины к дисциплине, «несходимость» учебных планов, нетехнологичность организации учебного процесса, трудности в организации индивидуального обучения.

Возможные подходы российских вузов к проектированию ООП в зачетных единицах 2) Моделирование образовательного процесса, распределение з.е. по элементам ООП «сверху» - от требуемых результатов обучения Шаг 1. Выбор модели учебного года (количество каникул, сколько часов в семестр физкультуры, есть ли в данном году факультативы, количество недель на сессии). Шаг 2. Определение реального часового эквивалента ЗАЧЕТНОЙ единицы по годам обучения, выбор эквивалента для ООП вуза в целом (в пределах разрешенной вилки). Шаг 3. Проектирование образовательного процесса путем распределения зачетных единиц по циклам и дисциплинам «сверху», используя при этом единый часовой эквивалент и выбранную реальную общую трудоемкость рабочей недели. Удобно сначала составить БАЗОВЫЙ учебный план (в зачетных единицах), выведя каждый год на 60 з.е. (с учетом физ-ры) и календарный учебный график (по неделям).

Механический пересчет учебных планов, составленных на основе ГОС-2, из академических часов в зачетные единицы может быть выполнен: в соответствии с методикой, рекомендованной Минобразованием России для вузов, работавших в системе зачетных единиц при реализации ООП на основе ГОС ВПО второго поколения (Письмо Минобразования России от ин\13). долевым методом (Сазонов Б.А.) с помощью новой программной оболочки ИМЦА (г.Шахты)

Моделирование учебного года и образовательной программы в целом с целью «честного» и технологичного проектирования образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО, в системе зачетных единиц может быть выполнено с учетом разъясняющих положений, вошедших в письмо директора Департамента государственной политики в образовании И.М.Реморенко от 13 мая

18. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы отклоняться от установленного ФГОС соответствия 1 зачетной единицы 36 академическим часам? Ответ: В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для освоения основной образовательной программы задана однозначно - 60 зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработке основных образовательных программ вуз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов.

Примеры разных моделей учебного года при реализации ООП на основе ФГОС ВПО Первый вариант: Длина учебного года 42 недели (каникулы – 10 недель) Факультативы в году не реализуются. Максимально возможное количество учебных часов в году 54 часа Х 42 нед =2268 з.е. Делим 2268 на 60 и получаем, что формально 1 зачетная единица соответствует 37,8 академическим часам, 1 неделя соответствует около 1,43 з.е. Второй вариант: Длина учебного года 42 недели (каникулы – 10 недель) Факультативы в году реализуются в объеме 3 з.е. 63 з.е.в год делим на 42 недели получаем, получаем, что 1 зачетная единица формально соответствует 36 ак. часам, 1 неделя соответствует 1,5 з.е.

Можно ли подогнать часовой эквивалент з.е. под нужную цифру 36? Вуз может при разработке ООП остановиться на точной цифре 36 академических часов за 1 зачетную единицу. Если при этом реализуемое вузом количество учебных недель для освоения ООП больше 40, то трудоемкость недели студента будет ниже максимально установленной ФГОС (54 академических часа). Удобно при расчетах на реализацию Основной ОП закладывать ровно 40 учебных недель в году, а «избыточные» недели тратить – на реализацию факультативов и «сверхнормативных» часов физической культуры.

20. Вопрос: На физическую культуру в соответствии с ФГОС отводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400 академическим часам. Каким образом должны учитываться эти зачетные единицы по годам обучения? Ответ: Возможно два варианта в зависимости от количества семестров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры. Первый вариант: если физическая культура реализуется 4 семестра (в течение 2 лет), то можно начислять по 1 з.ед. в год. Второй вариант: если физическая культура реализуется 4, 5 или 6 семестров то можно начислять 2 зачетные единицы сразу по окончании всех занятий по промежуточную аттестацию студента (включая академические справки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только с учетом отработанных студентом академических часов.

Но как реализовать «сверхнормативные» 328 часов физ. культ., не входящие в «сетку» зачетных единиц, но входящие в расчет максимальной еженедельной нагрузки студента в 54 часа? Для технологичности расчетов реальной учебной нагрузки студента в неделю и в году и для организации образовательного процесса удобно использовать одинаковый эквивалент з.е. по всей образовательной программе (1 з.е. соответствует 36 ак.часам и 1неделя (54 ак. часа) соответствует 1, 5 з.е.). Для этого можно рекомендовать вузам при планировании еженедельной учебной нагрузки и графика учебного процесса ввести понятие «физкультурными з.е.», имеющих тот же часовой эквивалент, что и обычная з.е., тогда сверхнормативные 328 часов физической культуры будут соответствовать трудоемкости примерно в 9 ф.з.е. Чтобы реализовать 328 «сверхнормативных» часов физкультуры или 9 ф..з.е. и не нарушить технологичность расчетов учебной нагрузки в зачетных единицах, вуз должен добавить к «базовым» неделям учебного года еще 6 недель, то есть добавлять 3 года по 2 недели (тогда учебный год займет 42 недели) или 2 года по 3 недели (тогда учебный год займет 43 недели).

Как реализовать «сверхнормативные» 328 часов физ. культ., не входящие в «сетку» зачетных единиц, но входящие в расчет максимальной еженедельной нагрузки студента в 54 часа? Для реализации физической культуры возможен и второй путь, не требующий увеличения количества недель в учебном году, но требующий снижения реального часового эквивалента зачетной единицы! При втором подходе вуз должен рассчитать реальную трудоемкость недели в часах, вычтя часы, которые студент занимается физкультурой из 54 часов максимально разрешенной нагрузки. Например, если студент занимается в неделю физической культурой 6 часов, то реальная трудоемкость такой недели для выполнения всех других форм занятий будет составлять 48 часов. Имена эта цифра должна лечь в основу часового эквивалента з.е. для всего года, в котором студент занимается физ-рой. В приведенном примере 1 з.е. будет соответсвовать 32 часам (1 неделя будет соответствовать 1, 5 з.е.). В таком случае удобно полученный часовой эквивалент з.е. применять для ООП в целом.

Как переходить от зачетных единиц к академическим часам? Переход от выраженных в учебных планах в зачетных единицах трудоемкостей конкретных дисциплин (модулей) к распределениям их по часам лекций, семинаров, самостоятельной работы и т.д. происходит на этапе проектирования рабочих программ дисциплин (модулей) и образовательных технологий (включая систему текущего контроля успеваемости, текущей аттестации). При этом могут использоваться принятые в вузе стандартные, общие для всех дисциплин (или для групп дисциплины) требования или рекомендации распределения часов по формам учебных занятий.

Трудоемкость, выделяемая на подготовку и сдачу экзаменов Согласно ФГОС - трудоемкость мероприятий текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (в том числе экзаменов) входит в общую трудоемкость по дисциплине (модулю), выраженную в з.е. Количество часов, отводимое на тот или иной экзамен определяется вузом самостоятельно исходя из применяемой образовательной технологии и принятой системы контроля

Примеры реализации учебных экзаменационных сессий Вариант 1. В семестре 4 недели выделено на экзаменационную сессию. Если экзаменов 4 и они распределены равномерно, то трудоемкость каждого экзамена соответствует 54 ак. часам (при реализации классической модели учебного года). Если экзаменов 6, то трудоемкость каждого экзамена 36 ак.часов Вариант 2. В семестре 2 недели выделено на экзаменационную сессию. Если экзаменов 4 и они распределены равномерно, то трудоемкость каждого экзамена 27 з.е. Если экзаменов 5, то два экзамена имеют трудоемкость по 27 з.е. и три – по 18 з.е. (три экзамена в неделю) Вариант 3. В семестре вообще не выделяют недели на экзаменационную сессию (пример – магистратура экономического ф-та МГУ), оценки за экзамены проставляются студентам по итогам текущего контроля (в балльно-рейтинговой системе) их работы в семестре.

Примеры распределения академических часов по видам учебной работы для дисциплин, имеющих одинаковую трудоемкость в зачетных единицах

При составлении рабочего учебного плана подготовки бакалавров в ООП вуза необходимо учесть: Базовые части УЦ соответствуют ФГОС ВПО (трудоемкость должна соответствовать предложенной «вилке») ; Вариативные (профильные) части УЦ составляются вузом с учетом рекомендаций ПООП; Общая трудоемкость дисциплин дается в зачетных единицах и академических часах с распределением по семестрам; Одна з.е. соответствует 36 часам, за исключением курса Физическая культура, для которого 2 з.е. соответствуют 400 часам (последнее – из ФГОС) Для каждой дисциплины (модуля) указываются виды учебной работы и формы аттестации;

Общая трудоемкость одного учебного года 60 з.е. (из ФГОС и Разъяснений ); Максимальный объем учебных занятий не может составлять более 54 академических часов в неделю (из типового положения о вузе); Количество аудиторной недельной нагрузки не более 32 часов (из ФГОС, для разных направлений – число м.быть разным); При составлении учебного плана подготовки бакалавров в ООП вуза необходимо учесть:

Максимальный объем аудиторных занятий в неделю у бакалавров составляет 32 ак. часа, у магистров (в среднем за весь период обучения) - 14 ак. часов. В указанный объем не входят занятия по физической культуре Суммарное количество в учебном году зачетов – не более 12, экзаменов - не более 10 (из типового положения о вузе); Одна неделя практики соответствует примерно 1.5 з.е.; Общая трудоемкость дисциплины не м.быть меньше 2 з.е. (за исключ. дисц. по выбору). По дисциплинам более 3 з.е. должна выставляться ОЦЕНКА (из ФГОС);

При составлении учебного плана подготовки бакалавров в ООП вуза необходимо учесть: В учебном процессе должно предусматриваться широкое использование активных и интерактивных форм обучения: 30% ауд. занятий у бакалавров, 40% - у магистров. В рамках учебных курсов должны предусматриваться встречи с российскими и зарубежными работодателями, мастер-классы экспертов. В учебных программах дисциплин (модулей) результаты обучения должны увязываться с приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Не менее одной трети вариативной части суммарно по трем циклам д.быть дисциплины по выбору студента (из ФГОС)

Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса: Мешают формировать модули заданные во ФГОС циклы ( а если надо будет опять сдавать учебный план «в Шахты на сверку»?); При формировании крупных модулей образовательной программы («переваливающих» через один учебный год) затруднительно рассчитывать трудоемкость каждого учебного года (60 з.е.). Выход - вводить внутри образовательного модуля «курсовые модули» (course unit), которым присваивать «вес» в зачетных единицах. Для каждого курсового модуля формулируются конкретные результаты обучения, подлежащие оценке. Курсовому модулю присваивается определенное количество зачетных единиц. Несколько курсовых модулей могут формировать модуль образовательной программы. В приложении к диплому может быть указано только название модуля образовательной программы, полное количество з.е. за его освоение и оценка по итогам освоения.

Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса В рассмотренном случае необходимо ввести рубежную аттестацию (после освоения модуля целиком) наряду с промежуточной аттестацией (в которую войдут зачеты и экзамены по дисциплинам и практикумам, входящим в модуль). Рубежная аттестация по итогам освоения всего модуля возможна без проведения специального экзамена, а по итогам всех полученных внутри модуля оценок в рамках промежуточных аттестаций (возможно введение для каждого курсового модуля (дисциплины, практикума) весового коэффициента). Эта процедура может быть отрегулирована документами вуза – Положением о проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и рубежной аттестации.

Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса Сложная задача при проектировании образовательных модулей: «увязка» и согласование программ дисциплин и практик, входящих в состав модуля, обеспечение «студентоцентрированного» подхода преподавателей, обеспечивающих проектирование и реализацию модуля Вузам самим вузам необходимо определить – в каких документах (ведомостях, специальных учетных индивидуальных книжках студента, в модифицированных зачетных книжках?) будет вестись учет полученных и накопляемых студентом кредитов в процессе обучения. В сегодняшней организации учебного процесса это не предусмотрено.

Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Ответ на вопрос о том, какими должны быть структура и содержание программ высшего профессионального образования для того, чтобы в их рамках формировались компетенции, обеспечивающие выпускнику возможность быть эффективным и мобильным субъектом трудовой деятельности, требует совместной работы большого коллектива преподавателей. Процесс проектирования обуславливает создание различных групп для решения, возникающих на его этапах задач, связанных с интеграцией блоков дисциплин, выделением взаимосвязей образовательной и профессиональной подготовки и др. Поэтому для успешной его реализации в создаваемые группы обязательно должны входить специалисты, владеющие общей методологией развития образовательных систем, специалисты в разных областях предметного знания (гуманитарного, естественно-научного), управленцы.

Общие рекомендации вузам при проектировании ООП В целях обеспечения успешности формирования профессиональных компетентностей образовательная программа должна отвечать не только требованию структурированности включенного в нее учебного материала, но и его связности или интегративности. При определении варианта последовательного, а также возможности параллельного изучения дисциплин должны учитываться виды связей между единицами включенных в них знаний, установление которых важно для формирования у студента компетентностей по видам деятельности и готовности выпускника к трудовой деятельности в целом. Связность содержания программы может быть обеспечена не только за счет определенного структурирования изучаемых дисциплин, но и с помощью специальных форм работы со студентами (практик, стажировок, курсов и т.д.), выполняющих функцию интеграции содержания образования.

Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Программой должны быть предусмотрены такие формы и методы работы со студентами, в которых усвоение учебного материала происходит в условиях, близких к условиям его применения, то есть на практике, например через стажировки, практики, полевые занятия, разработку и реализацию проектов, погружение студентов в предметную, например, в языковую среду и др. Образовательная программа должна быть ориентирована на повышение роли самостоятельной работы студентов. Она должна включать исследовательскую и проектировочную работу студентов в совместных с преподавателями группах, обеспечивая ее проблемно- ориентированный характер.

Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Образовательная программа должна создать условия для максимального приближения системы оценивания и контроля студентов к условиям их будущей профессиональной практики. Помимо преподавателей, в качестве внешних экспертов должны более активно использоваться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели, читающие смежные дисциплины, важные для приобретения компетентности. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами защит проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертная оценку групп студентов, преподавателей и работодателей и другие инновационные методы контроля и оценки. Новая система контроля должна позволить студенту иметь более объективную оценку учебной деятельности, адекватную условиям будущей практики.

Общие рекомендации вузам при проектировании ООП По форме образовательная программа должна быть такой, чтобы уже на первых этапах обучения обеспечить конкретное понимание студентами конечных целей, а также промежуточных целей своего образования по отдельным дисциплинам и годам обучения. Иными словами студент должен видеть свой путь движения к приобретаемой в вузе профессиональной компетентности, идя от задач своей будущей деятельности в целом к построению ее отдельных частей. Образовательная программа должна обеспечивать в большей части проблемный, исследовательский характер обучения, мотивирующий студента на поиск средств снятия собственных ограничений и приобретения требуемых компетентностей.

Общие рекомендации вузам при проектировании ООП В программе должны быть определены ресурсы, используемые для ее реализации: информационные, организационные, кадровые, мотивационные, материально-технические, научно-методические, финансовые. Если имеющихся ресурсов недостаточно, то должен быть конкретно указан их недостаток и разработан план по их созданию, позволяющий приступить к реализации образовательной программы в запланированные сроки и обеспечить ее реализацию.