Министерство образования РС (Я) Управление образованием мэрии г. Якутска МОУ средняя общеобразовательная школа 9 имени М.И.Кершенгольца Интегрированные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Районное методическое объединение учителей географии.
Advertisements

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК Формирование навыков отбора, анализа и синтеза информации УЧЕНИК Формирование навыков отбора,
УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Попова Татьяна Васильевна учитель информатики первой квалификационной категории МБОУ «СОШ 1» г. Бийска Алтайского края.
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся. Учитель математики Запорожской гимназии.
Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд. Николай Алексеевич Островский Творческая работа – это прекрасный,
Показательная функция, ее свойства и график
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
МОУ Летниковская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» Использование информационных технологий на уроках физики. Автор: учитель физики.
1С:Школа. Физика, 10 кл. Разработчик «1С» Дата выхода Рекомендованная розничная цена, руб.188,00 Дополнительная лицензия на 15 р.м., руб.2538,00.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Федеральный государственный стандарт начального образ ования (ФОГС) Главная цель курса информатики– формирование основ ИКТ-компетентности; Курс имеет системообразующий.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Методические рекомендации к составлению рабочей программы Подготовлена Куконковой С.А., учителем истории и обществознания МБОУ.
Транксрипт:

Министерство образования РС (Я) Управление образованием мэрии г. Якутска МОУ средняя общеобразовательная школа 9 имени М.И.Кершенгольца Интегрированные уроки повторения по физике и информатике. Бибиксарова Татьяна Сергеевна, учитель физики высшей категории. Иванов Анатолий Алексеевич, учитель информатики высшей категории. Якутск – 2007

Содержание: 1.Введение. стр. 2.Интеграция физики и информатики на уроках. стр. 3. Трудности практической реализации. стр. 4. Схема открытого урока повторения в сетевой версии и с использованием INTERNET. стр. 5. Список литературы. стр. 6. Приложение. стр.

Введение. Интегрированный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Интегрированный урок проводят обычно два преподавателя взаимосвязанных предметов или преподаватель с преподавателем специального предмета. Интегрированные уроки – комплексная проблема современной дидактики. Дидактика интегрированного урока имеет структуру, состоящую из трех элементов: знания и умения из первой предметной области, знания и умения из второй предметной области, интеграция этих знаний и умений в процессе обучения. Интеграция учебных дисциплин строится по принципу сотрудничества, на добровольной и взаимовыгодной основе. Здесь учитываем общие интересы всех участников интеграции. Прогрессивные педагоги разных эпох и стран, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесем следующие методические положения: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.

Интегрированные уроки физики и информатики: позволяют повысить подлинную познавательную мотивацию обучающихся; активизировать учебную деятельность; вести поиск и отбор информации; формировать общее мировоззрение на современном научном и коммуникативном уровне. Функции интеграции: Методологическая функция обеспечивает целостное единство при изучении многообразия окружающего мира. Образовательная функция интеграции заключается в формировании у учащихся общей системы знаний об объектах окружающего мира, законах и закономерностях, общенаучных понятиях, методах познания, фундаментальных теориях и идеях мировоззренческого характера. Воспитательная функция состоит в формировании целостной системы знаний и научного мировоззрения. Развивающая функция необходима для всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию. Интеграция физики и информатики на уроках. Узкие временные рамки при сокращении часов изучения физики не позволяют в традиционной форме сжато и эффективно проводить быстрое повторение изученного ранее по концентрической системе базового материала, особенно, на старшей ступени, в 10 и 11 классах. ЕГЭ требует систематической подготовки к итоговой аттестации. Необходимы особые организационные формы для формирования у ученика ключевых компетенций в процессе собственной, но управляемой учителем, деятельности.

Компьютерные технологии используем: для обобщения материала по отдельной теме; для обобщения и повторения раздела физики; проверки домашних заданий; для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе; для подготовки к ЕГЭ и т.п. Интерактивные компьютерные тренажеры, справочники позволяют многократно повторять учебный материал, изученный в 7,8,9 классах, что является трудоемким и нетворческим процессом при использовании « меловой» технологии. По мнению ФИО (Федерации Интернет Образования) ученику ставятся новые задачи и соблюдается принцип системного подхода. В таком личностно- ориентированном подходе учитель не только источник знаний, а, главным образом, организатор собственной деятельности ребенка. CD « Подготовка к ЕГЭ. Физика. – Физикон,2004» и т.п. позволяют: 1) устанавливать причинно-следственные связи (электроемкость геометрический размер); 2) отработать графические задачи; 3) решать многоходовые части «С» задачи на границе применения основных законов и теорий; 4) повторить устройство, цену деления и определение показаний основных измерительных приборов по фотографиям; 5) организовать тренировку решения тестовых заданий; 6) провести пообобранные самим учителем проверочные работы, в том числе дифференциально или индивидуально составленные; 7) репетировать процедуру ЕГЭ.

Трудности проведения интегрированных уроков: Зачастую подинтеграцией понимается механическое соединение в учебно-воспитательном процессе отдельных явлений, не имеющих "общего знаменателя". Как следствие этого перед процессом интеграции стоит множество нерешённых проблем, главными из которых на сегодняшний день можно назвать такие: как интегрировать? Проблема отбора конкретного материала, конкретного содержания. Большую трудность представляет встраивание интегрированных курсов, уроков в школьную программу. На сегодняшний день нет ещё разработанных программ, учебников, методических рекомендаций; а интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность. Но главной при определении жизнеспособности идеи интеграции в современной школе остаётся проблема подготовки кадров. Невозможно, видимо, даже мечтать о том, что нынешняя система подготовки специалистов может взять на себя груз забот об универсальном образовании педагога, который сможет в своей практической деятельности применять интегративные подходы к учебно-воспитательному процессу. Интеграция учебных предметов - далеко не механическая деятельность, а интегрированный учебный предмет не есть простая сумма отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенных изменений в содержании, структуре учебных предметов, усилений в них общих идей и теоретических концепций. В свою очередь к учителю предъявляется очень много требований. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать: 1. Цель урока (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.). 2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока. Нехватка времени на подготовку данных уроков, нескоординированность программ, отсутствие методической литературы по вопросу интеграции, отсутствие необходимых знаний по смежным (интегрируемым) предметам, сложность в поддержании психологического микроклимата в творческой группе, сложности в выборе темы урока - в определении формы его проведения.

Схема открытого урока повторения в сетевой версии и с использованием INTERNET. Дата проведения: г. Интегрированный урок по физике и информатике: « Повторение темы " Импульс тела и его сохранение"(10 класс)». Цель: повторить импульс тела и сопутствующие физические понятия с применением информационных технологий; продолжить воспитание точности, аккуратности и пунктуальности. Оборудование: локальная сеть дисплейного кабинета, сервер, звуковые колонки, наушники, мультимедийный проектор с экраном, сетевая версия «1С: Школа. Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий.- 1С-Паблишинг.», локальная версия «Экспресс-подготовка к экзамену. Физика 9-11 класс. – Новая школа,2006», рабочие маршрутные листы. Учитель физики объявляет тему, цель и план урока, которые учитель информатики одновременно выводит на проектор и экран. План урока: Этап СодержаниеОтведенное время 1. Введение2 мин 2.Представление CD- диска «Физика. Экспресс- подготовка к экзамену». 4 мин 3.Инструктаж.4 мин 4.Работа по рабочим маршрутным листам с « Библиотекой наглядных пособий. 1С. Физика». 15 мин 5.Подведение итогов.5 мин 6.Поиск дополнительной информации в Интернете. 10 мин 7.Домашнее задание.В конце урока на слайде.

Повторение учебного материала в 10, 11 классе актуально всегда. Объять весь массив электронных изданий невозможно, поэтому на экране с помощью мультимедийного проектора демонстрируется рекомендуемый для индивидуального использования на домашнем компьютере CD «Экспресс-подготовка к экзамену. Физика 9-11 класс. – Новая школа,2006». Показываются: учебник оглавление 9 класс механика законы сохранения файл 7 «ЗСИ» со звуковым сопровождением + интерактивный файл 9 «Задача для самостоятельного решения». Далее переходим к повторению с помощью локальной сети кабинета информатики и «1С: Школа. Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий.- 1С-Паблишинг». Один раз установленная серверная и клиентская часть данного диска позволяют проводить подобные уроки многократно, выделять время для краткого повторения отдельных моментов в перерывах основной работы по информатике. По теме урока найдем в разделе физики механика в соответствующей директории анимации, динамические модели, фотографии, рисунки, видеофрагменты, определения, формулы, таблицы. Данное электронное издание, кроме этого, позволяет ученику или учитель в дальнейшем вести поиск информации в соответствии с тем учебником из федерального утвержденного перечня, который введен в директорию «материалы учебникпараграфы». Для выполнения работы учащимся заранее на столы выданы маршрутные листы с разнообразным набором заданий. Инструктаж дает учитель информатики. Время работы и письменного заполнения крайней правой колонки маршрутного листа ограничено. По окончании учитель физики кратко устно фронтально проверяет правильность записей, сделанных ребятами.

Маршрутный лист. Фамилии учащихся : __________________________________________ РазделЧто найти?Информация по результатам поиска Сайт: на каждом листе указан отличный от других. Таблица выборочной устной проверки работы по маршрутным листам: ОпределенияИмпульс частицы Иванов+ Импульс силыПетров- Замкнутая система (кратко) Сидорова+ ЗСИ……….……….. Реактивное движение МоделиНеупругий удар ( Как влияет изменение m и Θ?) Пластилин и гантелька. видеофрагментыЗСИ Реактивное движение

По окончанию этого вида работы переходим к поиску дополнительной информации в глобальной сети Интернет. Учитель информатики консультирует весь класс и по необходимости индивидуально. Ученики в маршрутном листе фиксируют адреса полученных ссылок и новые дополнительные сведенья. По итогам проверки маршрутных листов и устного фронтального промежуточного опроса учитель ставит оценку. Например, открытый урок г. показал такие результаты: только двое получили оценку «4», а остальные «5». Список сайтов: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) Домашнее задание: п.41-44, дополнить словарик формул

. В списке литературы указан массив несетевых и сетевых электронных изданий на CD, которые можно использовать для повторения как в кабинете физики на 1 дисплее компьютера, так и в локальной сети кабинета информатики. По нашему мнению, интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества. Литература: 1) Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика – М.: Просвещение, ) Чалимова Р.А. Информационные технологии и Интернет-ресурсы в практике учителя физики. – Физика в школе 4, ) 1С: Школа. Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий.- 1С-Паблишинг. 4) Боревский Л.Я. Курс физики 21 века. Полный курс. – Медиа -Хаус. 5) Экспресс-подготовка к экзамену. Физика 9-11 класс. – Новая школа,2006 6) Готовимся к ЕГЭ. Физика. – Просвещение-МЕДИА,2004 7) 1С: Репетитор. Физика+Варианты ЕГЭ. 8) Живая физика. - Институт новых технологий образования,2002 9) 1С: Образовательная коллекция. Открытая физика 1.1- Физикон, ) 11)

Приложения: Примеры рабочих заданий для открытого урока по теме: «Повторение закона сохранения импульса». Маршрутный лист. Фамилии учащихся : ___________________________________________ РазделЧто найти?Информация по результатам поиска 70рисункиПонятие замкнутой системы. 97определенияРеактивное движение. 12моделиНеупругий удар. 19формулыЗСИ 3 зву к Видеофрагм енты ЗСИ Сайт:

Маршрутный лист. Фамилии учащихся : _________________________________________ РазделЧто найти?Информация по результатам поиска 69рисункиПластилин и гантелька. 19формулыОпределен ие импульса. 35определенияЗакон сохранения момента импульса. 8 зву к видеофрагме нты Реактивное движение. 13моделиУпругий удар. Сайт:

Маршрутный лист. Фамилии учащихся :_____________________________________________ РазделЧто найти?Информация по результатам поиска 8 зву к видеофрагм енты Реактивное движение. 15моделиИзменение импульса при ударе о стенку. (Θ можно изменять) 70рисункиПонятие замкнутой системы. 32определенияЗСИ 13формулыЗСИ Сайт:

Маршрутный лист. Фамилии учащихся :_____________________________________________ РазделЧто найти?Информация по результатам поиска 38 зву к определенияЗамкнутая система. 69рисункиПластилин и гантелька. 15моделиИзменение импульса при ударе о стенку. 3 зву к видеофрагме нты ЗСИ 19формулыОпределен ие импульса. Сайт: google.com

Маршрутный лист. Фамилии учащихся :_____________________________________________ РазделЧто найти?Информация по результатам поиска 70рисункиПонятие замкнутой системы. 97определенияРеактивное движение. 12моделиНеупругий удар. 19формулыЗСИ 3 зву к видеофрагме нты ЗСИ Сайт:

Маршрутный лист. Фамилии учащихся :_____________________________________________ РазделЧто найти?Информация по результатам поиска 69рисункиПластилин и гантелька. 19формулыОпределен ие импульса. 35определенияЗакон сохранения момента импульса. 8 зву к видеофрагме нты Реактивное движение. 13моделиУпругий удар. Сайт:

Маршрутный лист. Фамилии учащихся : _______________________________________ РазделЧто найти?Информация по результатам поиска 8 зву к видеофрагме нты Реактивное движение. 15моделиИзменение импульса при ударе о стенку. 70рисункиПонятие замкнутой системы. 44 зву к определенияИмпульс частицы. 13формулыЗСИ Сайт:

Маршрутный лист. Фамилии учащихся ___________________________________________ РазделЧто найти?Информация по результатам поиска 43 зву к определенияИмпульс силы. 69рисункиПластилин и гантелька. 15моделиИзменение импульса при ударе о стенку. ( Θ можно изменять) 3 зву к видеофрагме нты ЗСИ 19формулыОпределен ие импульса. Сайт:

Маршрутный лист. Фамилии учащихся : _________________________________________ РазделЧто найти? Информация по результатам поиска 69рисункиПластили н и гантелька. 19формулыОпределе ние импульса. 35определени я Закон сохранен ия момента импульса. 8 зву к видеофраг менты Реактивно е движение. 13моделиУпругий удар. Сайт: Маршрутный лист. Фамилии учащихся : ___________________________________________ РазделЧто найти? Информация по результатам поиска 8 зву к видеофраг менты Реактивно е движение.

8 звук видеофрагм енты Реактивное движение. 15моделиИзменение импульса при ударе о стенку. 70рисункиПонятие замкнутой системы. 44 звук определенияИмпульс частицы. 13формулыЗСИ Сайт: Маршрутный лист. Фамилии учащихся : _____________________________________________ РазделЧто найти?Информация по результатам поиска 43 звук определенияИмпульс силы. 69рисункиПластилин и гантелька. 15моделиИзменение импульса при ударе о стенку. ( Θ можно изменять) 3 звук видеофрагментыЗСИ

19формулыОпределение импульса. Сайт: Некоторые моменты урока на фотографиях: а)

б) в)