Роман « Дубровский » ( анализ содержания ) ii – я часть Александр Сергеевич Пушкин Материалы к урокам литературы в 6- м классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Бердышева Е.О. студентка 152 группы филологического факультета НГПУ Обобщающий урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина «Дубровский». Нижний.
Advertisements

Тема семьи в романе А.С.Пушкина «Дубровский» Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина.
А.С.Пушкин «Дубровский» Презентация урока литературы в 6 классе.
Владимир Дубровский- «благородный разбойник» Колдомов Вова Кошевая Таня Рябова Аня.
А.С.Пушкин. «Дубровский». Работа над романом: с 21 октября 1832 года по 06 февраля 1833 года 1 урок.
Отношение автора к героям романа «Дубровский» (На примере Владимира Дубровского) Урок литературы в 6 классе. Автор: учитель высшей категории МОУ «Средняя.
Отношение автора к героям романа «Дубровский» (На примере Владимира Дубровского)
А. С. Пушкин Повесть « Дубровский » Одна невыдуманная история.
Александр Сергеевич Пушкин РОМАН «ДУБРОВСКИЙ». ТЕМА УРОКА: Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, благородный разбойник и необыкновенный.
Восстановите последовательность эпизодов в романе: Троекуровы в гостях у князя Верейского Ссора Дубровского и Троекурова Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""
6 класс. Контрольная работа.Творчество А.С.Пушкина.
Изображение русского дворянства Или Дубровский-старший и Троекуров. Выполнила: Бубнова Татьяна. 6а класс.
Презентация по роману А.С.Пушкина «Дубровский» Автор: Шепелева Алиса, ученица 7-Б класса ученица 7-Б класса МОУ «Гимназии 11» г.Бийска Алтайского края.
А.С.Пушкин «Дубровский». Составьте схему системы персонажей романа «Дубровский», указав в ней всех главных и второстепенных персонажей, род их деятельности.
А.С.П УШКИН «Д УБРОВСКИЙ » Н А ПСАРНЕ Прочитайте описание псарни Троекурова. Обратите внимание на эпитеты, которыми автор характеризует.
«ОБРАЗ ЖЕНЩИН В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ» ВЫПОЛНИЛА: ЖАВОРОНКОВА СОФЬЯ 7 КЛАСС ПРОВЕРИЛА: УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ САТТАРОВА Р. Г.
А.С. Пушкин «Дубровский» ВикторинаВикторина викторина.
А.С.Пушкин «Дубровский» «Дубровский» система образов Именами каких ещё героев вы заполнили бы оставшиеся два слайда ? Владимир Дубровский Маша Троекурова.
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Транксрипт:

Роман « Дубровский » ( анализ содержания ) ii – я часть Александр Сергеевич Пушкин Материалы к урокам литературы в 6- м классе

1. Пожар в Кистенёвке ( главы VI – VII). Пожар в Кистенёвке ( главы VI – VII). 2. Глава VIII. Благородный разбойник. Глава VIII. Благородный разбойник. 3. Учитель ( главы VIII – X). Учитель ( главы VIII – X). 4. Глава IX. Обед в Покровском. Глава IX. Обед в Покровском. 5. Маша Троекурова и Владимир Дубровский ( главы XI – XVI). Маша Троекурова и Владимир Дубровский ( главы XI – XVI). 6. Глава XII « Два мальчика ». Глава XII « Два мальчика ». 7. Развязка романа « Дубровский » ( главы XVIII и XIX). Развязка романа « Дубровский » ( главы XVIII и XIX). 8. Темы сочинений по роману « Дубровский ». Темы сочинений по роману « Дубровский ». 9. Дополнительные сведения о презентации. Дополнительные сведения о презентации.

Беседа по вопросам : 1) Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные ? Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные ? 2) Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом ? Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом ? 3) Что затевал кузнец Архип ? Что затевал кузнец Архип ? 4) Хотел ли Дубровский смерти приказных ? Хотел ли Дубровский смерти приказных ? 5) Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку ? Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку ?

Прощание с родным гнездом Владимир понимает, что жизнь его сломана : « Всё кончено ». Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. « Страшные мысли рождались в уме его », но он ещё не решил, что делать.

Мысль сжечь дом Владимир увидел портрет матери и представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. « Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня », - подумал он. Разбирая бумаги, Владимир зачитался перепиской отца и матери, « погрузясь душою в мир семейственного счастья, и не заметил, как прошло время ». Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение, « положил письма в карман, взял свечу и вышел из кабинета ». Эти письма были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.

Убийство приказных Владимир встретил кузнеца Архипа в тёмной зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих. Дубровский отговаривал кузнеца убивать их : « Не приказные виноваты »; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.

Поведение Архипа во время пожара Архип « со злобной улыбкой » взирал на пожар, ему не жаль было « окаянных » подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать « Божию тварь », с точки зрения Архипа – грех.

Работа с иллюстрациями Рассмотрите иллюстрации художников Б. Кустодиева и Б. Шмаринова « Пожар усадьбы Дубровского ». Опишите оба рисунка, сопоставьте их и ответьте на вопросы : 1) Чем отличаются эти изображения ? 2) Какое чувство вызывает каждый из рисунков ?

Рисунок Кустодиева Необыкновенно динамично изображён пожар в Кистенёвке на рисунке Б. Кустодиева. Сноп пламени рвётся в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передаёт ощущение тревоги и напряжения.

Рисунок Шмаринова Б. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая. На переднем плане он изобразил неподвижные фигуры Владимира Дубровского, няни Егоровны, Архипа - кузнеца, крестьян. Они стоят в отблесках огня. Их лица напряжены, гневны, печальны. Пожар остаётся где - то в стороне.

Беседа по вопросам : 1) Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником ? Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником ? 2) Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским ? Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским ? 3) Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе ? Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе ? 4) Почему разбойники не трогали дом Троекурова ? Почему разбойники не трогали дом Троекурова ? 5) Сочувствуете ли вы Дубровскому ? Оправдываете ли то, что он совершил ?

Лишён всего … Дубровским двигало чувство мести, желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишён всего : семьи, состояния, карьеры, родного дома. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после всего, что случилось. Люди сказали : « Отец наш, кормилец, умрём, не оставим тебя, идём с тобою ». Владимир назначил местом встречи Кистенёвскую рощу и уехал. Таким образом, он взял на себя ответственность за людей, преданных ему. Так образовалась шайка разбойников.

Представление о разбойниках Разбойники « распространили ужас по всем окрестностям », они грабили путешественников, почту, помещичьи дома, предавали их огню. « Начальник шайки славился умом, отважностью и каким - то великодушием ». Все были уверены, что это Дубровский. Остаётся загадкой, почему разбойники не трогали дом Троекурова. Ведь Кирила Петрович ошибался, приписывая сохранность своих имений « страху, который он сумел внушить всей губернии … и хорошей полиции ». Дубровский должен был обязательно отомстить Троекурову.

Задание : выбрать наиболее удачное заглавие VIII- й главы. 1.« Одна из главных забав покровского помещика » 2. « Дефорж в медвежьей комнате » 3. « Наедине с медведем » 4. « Храбрый учитель »

Беседа по вопросам : 1) Какое значение имеет вступление к VIII главе ? Какое значение имеет вступление к VIII главе ? 2) Какие отношения были у Маши и Кирила Петровича ? Какие отношения были у Маши и Кирила Петровича ? 3) Как характеризует Машу сам автор ? Как характеризует Машу сам автор ? 4) Как отнёсся к появлению Дефоржа Троекуров ? Как отнёсся к появлению Дефоржа Троекуров ? 5) Почему Маша сначала не обратила внимания на учителя ? Почему Маша сначала не обратила внимания на учителя ? 6) Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа ? Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа ? 7) О каких « благородных увеселениях » Троекурова мы узнаём из этой главы ? Как к ним относится автор ? О каких « благородных увеселениях » Троекурова мы узнаём из этой главы ? Как к ним относится автор ? 8) Как и почему изменилось отношение Троекуровых к Дефоржу ? Как и почему изменилось отношение Троекуровых к Дефоржу ?

Вступление … Пушкин обращается к читателю, отдавая должное его проницательности : « Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича … есть героиня нашей повести ». Таким образом складывается впечатление достоверности описываемых событий и появляется доверительный тон повествования.

Отец и дочь « Отец любил её до безумия » - вспомним, что Троекуров, так же как и его товарищ Дубровский женились по любви и рано овдовели. Любовь к жене перенеслась на дочь. Из - за своего своенравного характера Троекуров неровно относился к Маше, то « стараясь угождать малейшим её прихотям, то, пугая её суровым, а иногда и жестоким обращением ». Маша « привыкла скрывать от него свои мысли и чувства », не доверяла отцу, так как не знала, чего от него ожидать.

Марья Кирилловна Маше было семнадцать лет, « красота её была в полном цвете ». « Она не имела подруг и выросла в уединении », много читала. Явная авторская симпатия по отношению к Маше.

Появление Дефоржа Троекурову учитель понравился « своей приятной наружностью и простым обращением ». Однако он в свойственной ему грубой манере сделал новому учителю внушение, которое Маша перевела на французский, смягчив бестактные выражения отца.

Поражён … Маша была воспитана в аристократических предрассудках, и « учитель был для неё род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною ». Маша явно поразила Дефоржа. Автор прямо не говорит о том, что Дефорж полюбил Машу, его чувства показаны опосредованно, через невнимательность Маши : она не заметила при этом « ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса ».

« Благородные увеселения » Троекурова Троекуров стравливал медвежат с кошками и щенятами, держал зверей на цепи, развлекался тем, что доводил медведей до бешенства при помощи бочки, утыканной гвоздями. Ещё одной забавой было впрячь в телегу медведей, волей или неволей посадить в телегу гостей и пускать их « скакать на волю Божью ». Но « лучшею шуткой » считалось у Троекурова втолкнуть гостя - новичка в комнату с привязанным медведем. Авторское отношение к « увеселениям » Троекурова – ироническое осуждение диких нравов, безнаказанности и самодурства барства вообще.

« Не струсил …» Дефорж проявил самообладание и храбрость в « медвежьей комнате », куда его затолкали, желая повеселить барина, - застрелил медведя. Кирила Петрович был « изумлён развязкою своей шутки », оценил учителя : « Каков молодец ! Не струсил, ей - богу, не струсил ! И « с той минуты он Дефоржа полюбил ». Маша тоже была изумлена. Воображение девушки было поражено : « она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее »

Обращение автора В конце главы автор опять обращается к читателю : « Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности ; Дефорж вызвался давать ей уроки. После этого читателю уже нетрудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама ещё в том себе не признаваясь ».

Пересказ с изменением лица рассказчика : - от лица Марьи Кириловны от лица Марьи Кириловны - от лица Троекурова от лица Троекурова - от лица Дубровского - Дефоржа от лица Дубровского - Дефоржа

От лица Марьи Кириловны Пересказ от лица Маши должен быть объективным ( Маша молча наблюдает за происходящим за обедом ), с романтическими подробностями : она внимательная, впечатлительная девушка, рассказ о благородном поступке Дубровского должен был произвести на неё сильное впечатление.

От лица Троекурова Пересказ от лица Троекурова должен отразить его самоуверенность : ведь даже обедню ( церковную службу ) не начинают без него. Кирила Петрович должен быть в хорошем расположении духа, он не подозревает, что Дубровский, которого он знал ещё ребёнком, сидит с ним за одним столом.

От лица Дубровского - Дефоржа Пересказ от лица Дубровского - Дефоржа должен быть сдержанно - торжествующим : он остался неузнанным, хотя приметы его были названы исправником. Он сидит на конце стола, делая « нравственные замечания » Саше. Разговор за обедом, длившимся около трёх часов, всё время крутился вокруг него. Дубровский сохранил самообладание, ничем не выдал своего естественного волнения, даже когда услышал рассказ Спицына, и сохранял спокойный и невозмутимый вид человека, не понимающего, о чём идёт речь за столом ( ведь он « француз »).

Подробности о неправедном суде За обедом Спицын подобострастно напоминает Троекурову : « Не я ли в удовольствие ваше, т. е. по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистенёвкой безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему ». То есть Спицын прямо признаётся в лжесвидетельстве ; значит, он один из виновников разорения и смерти отца Дубровского.

Особенности композиции: В XI главе объясняется, как Дубровский попал в дом Троекурова. То есть хронологическая, временная последовательность событий нарушена. Композиция – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Это сделано, чтобы заинтриговать, заинтересовать читателя, позволить ему понять, что Дефорж – это Дубровский, до пояснений автора. Части повествования А. С. Пушкин расположил в определённом порядке, который носит название композиция.

Беседа по вопросам : 1) Как объясняется появление Дефоржа - Дубровского в доме Троекурова ? Как объясняется появление Дефоржа - Дубровского в доме Троекурова ? 2) Как относились к « учителю » в доме Троекурова ? Как относились к « учителю » в доме Троекурова ? 3) Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекуровых ? Почему он не стал мстить своему врагу ? Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекуровых ? Почему он не стал мстить своему врагу ? 4) Как относится к Дубровскому Марья Кириловна ? Как относится к Дубровскому Марья Кириловна ? 5) Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским ? Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским ? 6) Как эти поступки характеризуют Марью Кириловну ?

Как Дубровский стал Дефоржем ? В XI главе автор продолжает разговор с читателем, объясняя « последние происшествия повести ». Действие происходит в доме станционного смотрителя. Случай свёл на почтовой станции француза Дефоржа, направлявшегося к Троекурову в качестве учителя, и Дубровского, который откупился от француза, взяв его документы, и явился с ними в дом Троекурова.

Отношение к « учителю » « Все любили молодого учителя : Кирила Петрович – за его смелое проворство на охоте, Марья Кириловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и щедрость ».

Причины проникновения в дом Троекурова Об этом мы узнаём из объяснения Дубровского с Марьей Кириловной. Кажется, что молодой разбойник искал возможности отомстить Троекурову. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, случайно увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось : « Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения как от безумства ». Значит, любовь к Маше, желание быть рядом с ней, постоянно видеть её – главная причина его рискованного поступка.

Чувства Марьи Кириловны Маша призналась себе, что её сердце « не было равнодушно к достоинствам молодого француза ». Она чувствовала, « что ей было бы неприлично слышать … объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда - нибудь получить её руку », ведь она – дочь богатого дворянина, аристократка. Узнав правду от самого Дубровского, она испугалась ещё больше своего чувства к нему. Брак с князем Верейским « пугал её, как плаха, как могила ». « Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского ». Выходит, возможный брак с Дубровским она рассматривает наравне с монастырём. На слова Дубровского : « Если насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа », - Маша отвечает : « Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою ».

Желание избежать брака с князем Верейским Маша попыталась умолить Верейского отказаться от брака с ней, объяснив, что не чувствует к нему ни малейшей привязанности, просила защитить её « от власти родителя ». Князя же не интересовали чувства Маши : « Он о любви не хлопотал, довольный её безмолвным согласием », а получив письмо Маши, показал его Троекурову. Тот взбесился и ускорил свадьбу, как ни умоляла его Маша пощадить её и не принуждать идти замуж : « Я знаю лучше твоего, что нужно для твоего счастия. Слёзы тебе не помогут ». Тогда Маша решилась на последнее средство : она пригрозила обратиться за помощью к Дубровскому, тогда Троекуров запер её. Теперь уже « участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготовленным ».

Заголовки глав XI - XVI XI – « Превращение Дубровского в Дефоржа » XII – « Объяснение Дубровского с Машей » XIII – « Ухаживания князя Верейского » XIV – « Сватовство Верейского » XV – « Дубровский предлагает Маше покровительство » XVI – « Маша под арестом »

Художественная деталь В XVII главе происходят важные события, повлекшие за собой известную вам уже развязку. Марья Кириловна ищет выхода из положения, хочет дать знать обо всём Дубровскому, и тут судьба посылает её брата Сашу. Всё как будто складывается хорошо, но - вмешивается случай и путает все планы. Важную роль в этой главе играет одна деталь, один маленький предмет – кольцо. Деталь в художественном произведении – это выразительная подробность, в данном случае её значение оказывается решающим для развязки романа. Кольцо надел Маше на палец Дубровский в знак любви и преданности. Кольцо должно было послужить условным знаком просьбы о помощи. Но в тайну Маши и Дубровского оказываются вовлечены другие люди, а значит, тайное становится явным. Эти другие люди вовсе не хотят быть помехой счастью героев, наоборот, они преданы им всей душой. Эти люди – два мальчика : брат Маши и дворовый мальчик Дубровского. Почему же не сработал такой простой и надёжный, казалось бы, способ связи между Машей и Дубровским ?

- Какими нам представляются мальчики, Саша и Митя ? Саша Митя

Сын Троекурова - Саша Саша – « шалун лет девяти », любимец Кирилы Петровича. Для него и нанят был учитель - француз. Маша знала привязанность к ней Саши и обрадовалась ему. Саша готов вопреки строгому запрету отца помочь сестре. « велите мне сделать, что вам угодно, и я для вас всё сделаю ». Саша проворен : « пустился бежать во весь дух », « быстрее белки »; увёртлив, не труслив : он борется с незнакомым мальчишкой, хотя тот старше и сильнее. Саша чувствует свою защищённость, он – хозяин, его должны слушаться, он кричит рыжему мальчишке, почти повторяя интонации отца : « Оставь это кольцо, рыжий заяц, или я проучу тебя по - свойски !»

Предательство … Саша уверен в себе, даже самоуверен и не очень - то смышлён, поэтому он забывает, что надо хранить тайну, и поднимает шум, зовёт на помощь, а потом проговаривается отцу про кольцо. Угрозы Кирилы Петровича действуют на Сашу – он боится розог, постепенно уступает и, наконец, выдаёт Машу. Тон его в объяснении с отцом становится виноватым, просительным ; он сбивается, путается, смущается. Главным для него остаётся то, что он подрался с чужим мальчишкой и что надо отобрать у него кольцо. Он забывает о Маше и не думает о том, что предал её. Его больше беспокоят собственные шаровары, « разорванные и замаранные зеленью ».

Дворовый мальчик Дубровского Второй мальчик двумя годами старше Саши, оборванный, рыжий и косой, « довольно слабой наружности », выполняет поручение Дубровского. Он поспешил – не выждал, пока у дуба никого не будет, и пришлось защищаться. Митя не говорит много, он действует : ударил кулаком по лицу Сашу, стараясь от него освободиться, поборол Сашу, и если бы не садовник, сумел бы убежать. Митя держит язык за зубами, говорит только то, что безопасно. На вопрос Троекурова назвался « дворовым человеком господ Дубровских ». В этом был определённый вызов – ведь все крепостные Дубровских официально перешли во владение Троекурова. Митя напускает на себя равнодушный вид, безразлично врёт : « Малину крал », прикидывается дурачком. Он не реагирует на посулы Троекурова, на его угрозы.

Работа с текстом : 1. Выделим эпизоды XVII главы : - Маша поручает брату опустить кольцо в дупло ; - Борьба за кольцо Саши и Мити ; - Митя попадает в плен ; - Троекуров допрашивает Сашу и Митю ; - Исправник и Троекуров допрашивают Митю и обманывают его ; - Митя бежит в Кистенёвскую рощу. 2. Читаем выразительно по ролям эти эпизоды.

Подготовка к свадьбе Кирила Петрович опять ходит взад и вперёд по зале, « громче обыкновенного насвистывая свою песню », мы уже знаем, что это означает « необыкновенное волнение мыслей ». На протяжении романа часто мы заставали его в таком состоянии. Весь дом в движении : слуги бегают, девки суетятся, на дворе толпится народ. В комнате Маши служанки готовят невесту. И только Маша сидит ни жива ни мертва, молчит, « бессмысленно глядясь в зеркало ». Голова её клонится под тяжестью бриллиантов, которые её вовсе не радуют. Она бледна, неподвижна, уже почти покорно ожидает Маша своей участи. Только во время благословения она в отчаянии падает к ногам отца, но уже ни о чём не просит. Её почти несут в карету.

Отказ от помощи Священник быстро совершает обряд венчания. Невозвратимые слова произнесены. Надежды Маши на спасение рухнули. Всё происходит для неё как бы в страшном сне. И тут появляется Дубровский. Маша ждала его до последнего момента. Но жизнь её уже « навеки окована », « невозвратимые слова » произнесены священником, она обвенчана. Слишком поздно, ничего не исправить. Маша проявляет твёрдость, верность данному слову. Она готова стать женой разбойника, но преступить клятву она не может.

Задание : выбрать наиболее удачное заглавие XVIII- й главы. 1.« Свадьба » 2. « Окована навеки » 3. « Невозвратимые слова »

Беседа по вопросам : 1) Какими деталями текста « опровергается » утверждение Пушкина, что крестьяне Дубровского « разбойники »? Какими деталями текста « опровергается » утверждение Пушкина, что крестьяне Дубровского « разбойники »? 2) Против чего взбунтовались крестьяне ? Против чего взбунтовались крестьяне ? 3) Почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян ? Почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян ? 4) Каково отношение автора к своему герою - разбойнику ? Каково отношение автора к своему герою - разбойнику ? 5) Какова главная мысль, идея произведения ? Какова главная мысль, идея произведения ?

Ненастоящие разбойники « На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги ; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкою с искусством, обличающим опытного портного …» Этот человек совсем не похож на разбойника. Другой эпизод : « В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. « Полно тебе, Стёпка, - сказала она сердито, - барин почивает, а ты знай горланишь ; нет у вас ни совести, ни жалости ». « Виноват, Егоровна, - отвечал Стёпка, - ладно, больше не буду, пусть он себе, наш батюшка, почивает да выздоравливает ». Перед нами – ненастоящие разбойники. Перед нами – крепостные крестьяне, преданные батюшке - барину ; изменились лишь внешние условия их существования.

Дубровский и разбойники Вскоре после сражения Дубровский « собрал всех своих сообщников, объявил им, что намерен навсегда их оставить, советовал и им переменить образ жизни ». Правда, он не очень - то доверяет своим сообщникам, не надеется, что они смогут провести « остальную жизнь в честных трудах и в изобилии … Все вы мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло ». Таким образом он отделяет себя от них. Честь, с его точки зрения, - привилегия дворянина. Месть, которой он так жаждал, оказалась не нужной. Машу он потерял. Дальнейшие действия в качестве « благородного разбойника » представляются бессмысленными.

Автор и его герой Владимир Дубровский представлен Пушкиным благородным защитником прав личности, защитником справедливости, человеком чести, независимым, отважным человеком, способным глубоко чувствовать. Тон, которым Пушкин пишет о Владимире Дубровском, всегда полон сочувствия, никогда не бывает ироничным.

Идея романа Идея произведения в том, что главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, верность данному слову. Носителем этой идеи является, прежде всего, Владимир Дубровский, а также Маша Троекурова. В то же время автор осуждает произвол, деспотизм, подхалимство.

Темы сочинений : 1) Почему Владимир Дубровский стал разбойником ? 2) Владимир Дубровский и Маша Троекурова. 3) История жизни Владимира Дубровского.

Подготовка к сочинению : Владимир Дубровский и Маша Троекурова 1. История героев и их семей : дружба отцов, оба рано лишились матери, были одиноки и впечатлительны. Троекуров когда - то прочил Машу за Владимира Дубровского – гл. I, IX. 2. Владимир отказывается от мести Троекурову, полюбив Машу, и проникает в их дом – гл. XII. 3. Маша понимает, что неравнодушна к Дефоржу : история с медведем – гл. IX. 4. Объяснение Дубровского с Машей, его признание в обмане – гл. XII. 5. Маша боится и самого Дубровского, и чувства к нему : они разные и по происхождению, и по положению в обществе ( Маша – аристократка, Владимир – разорённый дворянин, разбойник ) – гл. XII.

6. Сватовство Верейского, угроза замужества. Согласие Маши принять помощь Дубровского – гл. XIV – XV. 7. Свадьба Маши. Маша проявляет твёрдость, верность данному слову. Она готова была стать женой разбойника, но преступить клятву она не может – гл. XVIII. 8. Отчаяние Дубровского. Дубровский оставляет шайку – гл. XIX. 9. Честь и верность данному слову как главные ценности для Владимира и Маши. 10. Моё отношение к героям. Задание : написать сочинение по одной из предложенных тем.

Дополнительные сведения о презентации : I. Источники : 1. Н. В. Егорова Книга для учителя « Поурочные разработки по литературе. 6 класс » Москва, « ВАКО », Собственная разработка системы уроков. 3. Художественный фильм Вячеслава Никифорова « Благородный разбойник Владимир Дубровский » « Беларусьфильм », 1988 год II. Автор – учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 518 ЦУО г. Москвы Вахтурова М. Н.