Учитель - логопед высшей квалификационной категории ГОУ СОШ 377 ВОУ МКО Ахмедова В алентина А лександровна Москва, 2010 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Advertisements

Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Виды диктантов, используемые при коррекции письменной речи. Логопедическая служба ГБОУ СОШ 2005 СЗОУО г. Москва Галактионова Е.К Ткач Д.А. «Делай каждый.
ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ. СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему. Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно.
Русский язык, 3 класс Имя прилагательное как часть речи урок 85 Автор: Поносова М.А. © ООО «Баласс», 2013.
Практическое пособие по развитию речи КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.
Урок русского языка в 5 классе на тему: «Имя прилагательное как часть речи. Развитие речи «Не тот хорош, кто пригож» Подготовила учитель русского языка.
1 Презентация к уроку русского языка 4 класс Имя прилагательное Учитель начальных классов Садыченко Ирина Александровна Криворожская общеобразовательная.
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : МБОУ СОШ с.ТАРЕМСКОЕ Колоскова Н.Л.
Части речи к урокам русского языка в 1 классе Презентация выполнена учителем начальных классов ГБОУ школы Санкт - Петербурга.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Развитие речи Тема: «Зима» Цель: Формировать представления детей о признаках зимы; учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать.
это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков,
«Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего.
- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы.
Урок русского языка в з классе по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном» Составила : Архипова И.Н., учитель начальных классов.
Тема урока: «Упражнения в подборе слов-признаков» Урок русского языка во 2 классе Учитель начальных классов Ханафиева Фирдавса Каримовна
Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнет перинки – Над миром пушинки.
Транксрипт:

Учитель - логопед высшей квалификационной категории ГОУ СОШ 377 ВОУ МКО Ахмедова В алентина А лександровна Москва, 2010 год.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А. Толстой. Проблема нарушений связной речи у школьников – одна из самых актуальных. От уровня развития связной речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Учащиеся с ОНР более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако, испытывают серьезные затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведении содержания текста). Особенно наглядно это проявляется при написании изложений, сочинений. Затруднения выражаются в «застревании» на отдельных словах, повторении отдельных частей предложения, нарушении синтаксической связи между словами, изменению порядка слов. Зачастую употребляются слова в несвойственном им значении – следствие бедности словарного запаса, непонимания значения отдельных слов, неумение отличить их стилистическую окраску.

Такая несформированность связной речи – серьезное препятствие для социальной адаптации учащихся. В настоящее время в школе стали появляться дети билинги и у них тоже возникают аналогичные проблемы. Мы часто сталкиваемся с тем, что многие дети не умеют правильно, точно выразить свою мысль. А язык – орудие мысли, как сказал классик Алексей Толстой. Поэтому важно, чтобы логопед проводил работу над произносительной культурой речи ( интонацией, логическим ударением, дикцией дыханием, орфоэпически правильным произношением). Важна роль паузы в предложении, чтобы избавиться от монотонности, невыразительности речевых высказываний, корректировка тона, силы, тембра голоса, ритма, темпа речи. Развитие и совершенствование умений и навыков построения речевого высказывания, построение именно связного высказывания, реализуется в определенной последовательности адекватно возрасту и дефекту. Это программирование смысловой структуры высказывания

Установление связности и последовательности высказывания Отбор языковых средств для построения высказывания: доказательство, рассуждение, передача содержания текста. Идет формирование практических представлений о тексте, путем сравнения текста и набора слов. Развитие, умений и навыков анализировать текст: определять основную мысль рассказа последовательность и связность предложений в тексте. Развитие умений построений связных высказываний, рассуждений, умений анализировать, отбирать нужную информацию, выделять второстепенное, доказывать, рассуждать, задавать вопросы, делать выводы, составлять план, использовать условные значки, картинки, данные словосочетания и т. д. – необходимая работа над связной речью, которая повышает качество обучения школьников и создает условия для социализации учащихся, повышает качество их жизнедеятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕДОСТАТКАМИ ЧТЕНИЯ ПИСЬМА ОБУСЛОВЛЕНЫХ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 ЭТАП МысльРечь Содержание (замысел) Отбор слов (адекватный словарь) Программирование Группировка предложений, которые стыкуются по смыслу и грамматически Логическая цельностьСвязность речи

Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется по-разному: 1. В процессе сравнения текста и набора слов. Задание Найдите текст. Почему вы так думаете? Сметана, летать, книга, корова, белый. У Саши был кот. Его зовут Васька. Кот ловит мышей. Саша кормит Ваську молоком. Ответьте на вопросы: У кого был кот? Как звали кота? Кого ловит кот? Чем кормили Ваську? Кто кормил кота? Задайте сами вопросы к тексту. Как только дети определили текст, они объясняют свои предложения, доказывают правильность своего ответа. Затем отвечают на ряд вопросов по тексту и, наконец, самостоятельно формулируют вопросы и отвечают на них.

2. В процессе сравнения текста и набора предложений. Задание. Найдите текст. Почему вы так думаете? Кошка похожа на рысь. Рыбак поймал большую щуку. Зимой медведи спят в берлоге. Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели. Небо стало серое. Все чаще идут дожди. Ответы на вопросы: Какое время года наступило? Докажите, что наступила осень, используя слова текста. Задайте друг другу любые вопросы по тексту.

Развитие умений и навыков анализировать текст. Определить тему текста, основную мысль рассказа, последовательность И связность предложений в тексте. Задание. Прочитайте три текста и определите их тему. Как вы думаете, о чем хотел сказать автор в каждом тексте? Найдите в тексте предложения, в которых сформулирована основная мысль. Большие как дома. Мы подошли к слонам. Слон такой большой, что я думал, что такого не может быть и что он не живой, а сделанный. На такого по лестнице надо лезть, чтобы сесть ему на спину. Ноги у слона очень толстые, прямо как столбы. Он такой ногой может кого угодно растоптать. Вот какие большие слоны! Умные животные. Слоны умные животные. Их учат и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду носят. Они даже с детьми гуляют. Вместо нянек ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел. Веселый праздник. Индийцы устраивают праздник для слонов. Их украшают цветами и рисунками, на ноги вешают колокольчики. Слоны в этот день соревнуются в беге. Но самое интересное, это когда люди и слоны перетягивают канат. Всем весело! Составить план связного высказывания, используя условные значки и предметные картинки.

Развитие умений построения связного высказывания. Определить замысел высказывания, последовательность развертывания высказывания (план), связность предложений и смысловую зависимость между ними. Задание. Прочитайте текст и найдите в нем часть, которая соответствует заголовку. Придумайте к тексту заголовок, который объединил бы все предложения. Тушканчики. Тушканчики – диковинные зверьки: тельце мышки, уши зайца, ноги кенгуру и львиный хвост с кисточкой. Днем спят, а бегают по ночам. И как бегают! Все зверьки на четырех ногах, а они на двух - как птицы! Много диковинного в пустыне. Даже еж не простой, а ушастый. Уши у него большие и очень чуткие. В пустыне с другими не прожить, очень уж тихо по ночам, а глазами можно и близорукими обойтись – все равно ночью темным-темно. Отобрать языковые средства, адекватные замыслу высказывания. Например, учащимся предлагается из ряда слов выбрать слова, которые подходят к теме « Зима». Снежинки, снеговик, дождь, трава, бабочка, мороз, снегопад, лето. Затем детям даются предложения и тот же самый вопрос: что относится к зиме? Наступила зима. Летом мы катаемся на велосипедах. Детвора на катке играет в хоккей. Птицы прилетели из теплых стран. Весело ребятам зимой! После этого учащиеся работают над текстом, из которого необходимо убрать лишние предложения, чтобы рассказ получился связным.

Зима. Вот и пришла долгожданная зима. На деревьях появились первые листочки. Словно снежным ковром покрыта земля. Реки и озера покрыты плотным ледяным покрывалом. Можно ходить на речку и купаться целыми днями. Трава пестреет цветами. Стоят суровые морозы. Чистый зимний воздух бодрит. Грустный стоит лиственный лес. В ходе таких заданий дети учатся анализировать, отбирать нужную информацию, выделять второстепенное, доказывать, рассуждать. Практика показала, что особенно сложно, замедлено и с большими трудностями дети с общим недоразвитием речи овладевают такой формой высказывания как рассуждение, т.е. связным высказыванием. Рассуждение требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивания своей точки зрения. Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться раскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за логопедом формулировки заданий, обобщающих выводов, правил. Достигается это различными способами и, прежде всего, системой вопросов, в ходе активного ведения диалога по учебной теме: - самостоятельно формулировать и задавать вопросы - сравнивать и обобщать, делать выводы - доказывать и рассуждать Умение хорошо вести диалог достигается при работе над картиной, серией картин.

Примерный конспект логопедического занятия (2 класс) Тема: составление описательного рассказа « Заяц» Цель: - обогащение словарного запаса пересказ по плану обучение диалогу развитие целостности восприятия Логопед Соберите животное из частей Дети выполняют задание. Какое животное получилось? Заяц. Какое это животное? Дикое или домашнее? Дикое. Докажите, что это дикое животное. Он живет в лесу, о нем никто не заботится. Прочитайте предложение спокойно Заяц – лесной житель. Прочитайте предложение восклицая.

Примерный конспект логопедического занятия (2 класс) (продолжение)… Заяц - лесной житель! Прочитайте предложение спрашивая. Заяц – лесной житель? Прочитайте предложение, делая логическое ударение на первое слово. Заяц - лесной житель. Прочитайте предложение, делая логическое ударение на второе слово. Заяц - лесной житель. Прочитайте предложение, делая логическое ударение на третье слово. Заяц - лесной житель. Образование родственных слов (повторение): заинька, зайчик, зайчишка, заинька..

Л. Послушайте текст. Заяц не готовится к зиме. Нет у него ни норы, ни гнезда. Ляжет под куст или овражек. Шубка у зайчика теплая, пушистая-пушистая, белая-белая. Тепло ему в такой шубке и на снегу его не видно. Такая шубка и от мороза спасает, и от охотников и лисы скрывает. Днем заяц спит, но глаза его открыты и зорко следят: нет ли врага поблизости. А ночью выходит заяц погулять и покормиться. Питается заяц зимой в основном корой деревьев. Подбежит к дереву, станет на задние лапы и обгложет кору. Любит заяц погрызть молодые веточки деревьев, Врагов у зайца много: лисицы, совы, волки, люди – все охотятся на зайцев. Заяц всех боится и спасается бегством. Зайца спасают тонкий слух, острое зрение и сильные, быстрые ноги. Составьте текст по вопросам: Как зимует заяц? Где он ночует? Какая у зайца шубка? Как и когда спит заяц? Чем заяц питается? Кто у зайца враги? Как заяц спасается от врагов?

Учимся отвечают на вопросы, а логопед выставляет готовые образцы (примерные) образцы ответов на вопросы. Заяц к зиме не готовится. Спит заяц под кустом или в овражке. Шуба у зайца теплая, пушистая, белая. Спит заяц днем. Глаза у него открыты и зорко следят нет ли врага поблизости. Питается заяц корой деревьев. Врагов у него много: лисицы, волки, совы, люди. Спасают зайца от врагов быстрые ноги. -Прочитайте текст и скажите, что здесь не так? -Часто повторяется слово заяц. - Замените слово заяц на слова-приятели: (табличка на доске) - он - заячьи - беляк - его - косого - трусишку Учимся заменяют и сравнивают полученный текст с предыдущим.

Заяц к зиме не готовится. Спит он под кустом или в овражке. Шубка заячья теплая пушистая, белая. Спит заяц днем. Глаза его открыты и зорко следят: нет ли врагов поблизости. Питается заяц корой деревьев. Врагов у косого много: лисы, совы, волки, люди. Спасают трусишку от врагов его быстрые ноги. Второй текст более красивый. Воспроизведите его с опорой на картинки, без них, с помощью вопросов.

Примерный конспект логопедического занятия (3 класс). Тема: Составление текста-описания. Цель: Совершенствовать навык узнавания текста – описания. Обогащать словарный запас. Развивать связную устную и письменную речь. 1. Работа с текстом. Ребята, помогите! Из зоопарка сбежало животное. Это самый высокий зверь. Ноги у него тонкие, длинны, грудь узкая, длинная шея и маленькая головка. Длинная шея и ноги помогают ему выжить во время засухи. Питомец очень быстро бегает. Спит животное стоя и очень мало, около пяти минут. Найдите его! 2. Вы догадались о каком животном идет речь? О жирафе! Какие слова вам помогли догадаться, что это жираф? 3. Узнавание текстов-описаний. Как-то раз положили утке куриное яйцо. Вылупились утята, и повела их утка на пруд. Пошел с ними и цыпленок. Утята - в воду и цыпленок за ними. Хорошо на берегу ребята были! Еле спасли цыпленка. Я люблю коней. Люблю потому, что они быстро бегают и очень красивые. Мне нравится наша кошка. У нее пушистый хвостик. Глазки зеленые, лапки черные. Сама она серая. Третий рассказ – это рассказ-описание. Почему? Потому, что к тексту можно поставить вопрос: какая? В нем описывается кошка. Это описание.

4. Составление рассказа-описания сегодняшнего утра. Посмотрите в окошко, какое сегодня утро? Ясное, солнечное, чудесное… Солнышко какое? Яркое. Составляем красивое предложение: Выглянуло яркое солнышко. Опишите небо … На небе нет тучек. Небо голубого цвета. Составляем предложение. Какой снег? Белый, много снега, пушистый, с блестками.. Строим предложение: Снег на солнце блестит как серебряный. Какой ветер? Мороз? Настроение? Ответы записываются на доске, выбирается лучший вариант составленного предложения. Итак, на доске записан составленный рассказ. УТРО. Сегодня чудесное утро. Выглянуло яркое солнышко. Небо голубое. Снег на солнце блестит как серебряный. Утро безветренное. Стоит легкий морозец. Настроение в такое утро веселое, бодрое, радостное. Учащиеся читают текст несколько раз, пересказывают у доски и записывают текст по памяти. Текст закрывается, но на доске остается просвет с началом предложений, подсказка.

ВИДЫ РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Важнейший элемент развития и совершенствования связной речи на логопедических занятиях – работа над предложением. Одна из центральных задач заключается в том, чтобы научить детей сознательно конструировать предложения и правильно употреблять их в связной речи. Без этого дети не смогут передавать содержание прочитанного, писать предложения, сочинения, рассказать о виденном и пережитом. В процессе работы над предложением обогащается словарь, совершенствуется произношение и грамматический строй. На третьем этапе обучения у уч-ся формируется обобщенное представление, что предложение является смысловой и грамматически-структурной единицей, которая характеризуется тем, что выражает законченную мысль. Используется программа по русскому языку. В связи с этим логопед разъясняет обусловленность повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений целью высказывания. Эта работа проводиться на материале чтения. Не менее значимым оказывается развитие у детей представление о порядке слов в предложении (словорасположение). В ходе занятий внимание привлекается к тому, что с изменением порядка слов изменяется смысл, содержание высказывания. Особая работа – упорядочивание представлений о связи слов в предложении, обобщение представлений о различных видах связи слов, семантика текста.

Примерное занятие 1 Тема: Связь слов в предложении, семантический анализ Цель: Выявление знаний о согласовании слов в предложении. В начале занятия логопед разъясняет цель. Надо вспомнить все, что дети знают о предложении, вопросы к главным членам предложения, второстепенным. Рассказ о том, как один иностранец хотел научиться говорить по- русски, купил толстый словарь, выучил много русских слов, но у него так и не получилось свободно говорить. Почему? Потому, что он не знал, как надо связывать слова в предложении! Чтобы правильно говорить - надо знать законы, по которым эти слова связаны друг с другом. - Рассмотрим связь слов в предложении на примере анализа текста. - Поставьте вопросы над словами, входящими в предложение. Над цветами кружатся золотые пчелы. - подчеркните подлежащее, сказуемое - подчеркните слова, связанные с подлежащим в предложении

В кустах прыгают веселые чижи. - подчеркните слова связанные со сказуемым в предложении Птички радуются своим быстрым крыльям. - Зачем мы ставим вопросы к словам в предложении? - Это делается для того, чтобы найти в предложениях словосочетания, пары слов связанных между собою. - В чем проявляется связь между подчеркнутыми словами? - В числе, падеже. - В чем еще согласуются прилагательные с существительными? - В роде. - Назови входящее в это предложение сказуемое. - Какой вопрос ты поставишь к слову крылья? Самостоятельная работа учащихся. Списать с доски предложения и сделать их разбор. Мальчик смотрел на тихую спокойную речку. Мальчик смотрел. Смотрел на речку. Речку тихую. Речку спокойную. Обобщение по занятию о связи слов в предложении.

Примерное занятие Составление предложений по «живым иллюстрациям. (только из двух слов) 2. Распостранение составленных предложений по дополнительным вопросам. Чтение строчки из стихотворения Г. Ладонщикова. Запись на доске (пропущенное слово). Из-за леса темная, грозная выплыла, сверкая………грозовая. Анализ: Какое слова пропущено? Что вам помогло сразу же найти нужное слово? Какого рода существительное туча? Почему нельзя вставить слово облако? Написать по памяти эти прилагательные, согласуя с существительным туча, затем с существительным облако. Составить два предложения со словом облако, туча, обязательно используя в них как можно больше прилагательных. Анализ: Найти главные члены предложения, словосочетания и как связываются между собой члены предложения, выраженные именами существительными и прилагательными – осуществляется семантический анализ предложения. - в чем согласуются? -в роде числе, падеже и в связи по вопросам.

3. Подбор пар слов, согласуя их в роде, числе, падеже. стройный, волчье, военное, боевая огромное, ужасная, шинель, боль, животные, тополь Составить три предложения с составленными словосочетаниями. 4. Закрепление материала о согласовании существительных и прилагательных. Самостоятельная работа по карточке. (Теплый, летний ) вечером сидел рыболов с (малолетний) сыном. Мальчик смотрел на (тихий, спокойный) речку, на (безоблачный) небо, на (дальний) рощу, на (вечерний) зарю. Рыболовы развели костер. Дымок поплыл (длинный, синий) струйкой в (вечерней) воздухе. Подчеркнуть окончания. Выписать сочетания существительных с прилагательными, указать род, число, падеж. Прочитать и проанализировать. Повторить, обобщить как связываются между собой члены предложения, выраженные существительными и прилагательными, как найти в предложении словосочетания.

Примерное занятие 3. Тема: Связь слов в предложении. Цель: Конструирование словосочетаний, предложений. Семантический анализ. 1. Повторение материала: Как узнать, какие слова в предложении связаны между собой? От какого слова в предложении зависит род прилагательных? В каком роде нужно взять прилагательное, чтобы связать в предложении прилагательное с существительным среднего (женского, мужского) рода? 2. Коллективный разбор предложения с доски. По радио звучала любимая песня. Установить связь слов в предложении, выделить главные члены предложения, зависимые слова. 3. Подбор существительных к данным именам прилагательным по карточке: проливной……, трескучий………, кромешная……, мультипликационный ………, лекарственное……… - можно ли по прилагательному определить род существительного, которое нужно будет вставить вместо точек? - к какой части речи относятся записанные на карточке слова?

4. Составить и записать предложения с этими словосочетаниями (существительных с прилагательными). Анализ и обобщение: словосочетание – это два слова в предложении, из которых одно является основным, другое – зависимым. Основным в словосочетании является главный член предложения. Чтобы найти в предложении словосочетание, нужно задать вопрос от основных слов к зависимым. Закрепление материала. Разделить страничку на три столбика и обозначить род: мужской женский средний 5. Записать диктуемые сочетания существительных с прилагательными в соответствующие столбики: лесная чаща, резиновый мяч, стальное перо, хлебный магазин, парное молоко, проливной дождь, знойное лето, прилежный ученик, широкое поле, бумажная фабрика, хмурое небо, послушный ребенок. Задания: Прочитать сочетания в первом столбике. Докажи правильность. В каком роде сочетания второго столбика? Докажи. Прочитать сочетания третьего столбика. Докажи правильность. 6. Итог занятия. Обобщение.

Примерное занятие 4. Тема: Связь слов в предложении. Цель: Упражнения в согласовании в роде, числе, падеже, развитие умения отличать тонкие смысловые оттенки синонимов, выраженных именами прилагательными. 1. Повторение материала. Как связаны слова между собой в предложении? Как связаны в предложении имена существительные и имена прилагательные? 2. Составление предложений, используя словосочетания составленные из ответов на вопросы: -Как называется варенье, которое варят из вишни, из сливы? -Как называется ведро, которое сделано из железа? -Как называется селение, которое находится на севере? -Как называется платье, которое сшито из шелка? Проверка и анализ предложений. Обосновать правильность своих ответов. 3. Работа с карточками – картинным материалом. Из чего сделаны предметы? Самостоятельно сделать подписи под картинками с последующей проверкой выполненных работ. (железная крыша, железное кольцо, железный замок)

Выделить окончания имен прилагательных и указать род словосочетаний. Составить предложения (устно) и записать. 4. Работа по подбору имен прилагательных к данным именам существительным. Звезда, поле, яблоко, озеро. Подобрать как можно больше имен прилагательных к каждому слову. Выделить окончания имен прилагательных. Проверка и оценка работ. 5. Работа по карточкам. Вставить вместо точек имена прилагательные. Выделить окончания. Пришла ……. (долгожданный, прекрасный) весна. Звенит…….( быстрая, говорливая, шумная, звонкая) ручей. Он зовет на улицу. Какое……(яркий, горячий, ласковый, чудесный) солнце! Вы можете всем отрядом пойти в ……(ближняя, густая, тенистая, сосновая) лес, отправиться в (однодневный, туристический, дальний) поход,…….(интересный, полезный) экскурсию. 6. Проверка выполненных работ. Оценка их. Полный анализ с объяснением правильности выбора. 7. Итог занятия. Обобщение.

МЕТОДИКА И ВИДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 1. Деление сплошного текста на отдельные предложения: - Поставь нужный знак в конце предложения. - Сколько всех предложений? Посчитай. - Что ставим в конце предложения? Почему? - С какой буквы пишем первое слово в предложении? - Послушаем, как меняется интонация в конце предложения, когда мы ставим точку, восклицательный, вопросительный знак? - Записать схемы предложений, в зависимости от интонации. - Прочитать выразительно, соблюдая правильную интонацию. 2. Составление предложений по опорным словам. Семантический анализ. Серия картин. 3. Составление связного текста из деформированных предложений. Мы, перепелке, саду, в, клетку, устроили. 4. Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности. Набор отдельных предложений на карточках записать в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

5. Письменные ответы на вопросы по серии картин. Расположить картины по порядку. Устная беседа по вопросам. Составление плана. 6. Свободный диктант. Записать предложение своими словами. 7. Докончить рассказ по данному началу: Пятилетний Вова со своей старшей сестрой Валей пошел гулять в лес. В лесу он бегал, не слушался Валю и поэтому попадал в какую-то беду. Расскажите об этом подробнее: Что делал Вова? В какую беду он попал? Как его Валя спасла? Что она ему после этого говорила? Сочинить рассказ вам помогут слова и сочетания слов: Вершина дерева, крапива, канава, выбежать на дорогу, выдумщик

8. Образные слова и выражения в нашей речи: -роль прилагательных для точной и выразительной речи -роль глаголов в нашей речи -слова близкие и противоположные по значению -слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению -сравнение 9. Составить рассказ по данному концу. 10. Составить к рассказу заключение, вступление. 11. Составить рассказ на тему «Погода осенью» на основании непосредственных наблюдений и данных календаря природы. 12. Описать (устно) весеннюю и осеннюю березку. 13. Рассказать каким был сад летом и стал осенью. 14. Составить письмо товарищу, посоветовав ему как научиться кататься на роликах. 15. Написать рассказ о маме. 16. Написать поздравительную открытку учителю, бабушке, другу. 17. Выборочное выписывание из текста по заданию.

18. Замена в тексте лица рассказчика. 19. Составление краткого рассказа. 20. Произвольное конструирование предложений – ИЗЛОЖЕНИЕ: -знакомство с правилами построения текста, анализ, наиболее интересные слова и выражения, непонятные слова, слова со скрытым смыслом (выписываются на доске); трудные слова, в которых можно сделать ошибку, подчеркнуть, выписать. выразительное чтение и пересказ текста. Ответы на вопросы. Запись текста без опоры на образец. Подсказки сложных слов на доске. -анализ работы друг у друга – надо думать о том, кто будет читать написанное, поэтому писать надо так, чтобы было понятно другому человеку. исправление текста, работа над ошибками, выводы, оценка работ. написание окончательного варианта изложения.

ВИДЫ ИЗЛОЖЕНИЙ: Изложение по вопросам. Изложение с сохранением последовательности событий. Изложение с сохранением причинно-следственных связей. Изложение с делением на смысловые части (абзацы). 21. СОЧИНЕНИЕ. Самостоятельное составление текстов на заданную тему. Цель: формирование системы действий на основе умений: держать в поле зрения тему высказывания и анализировать свою деятельность сквозь ее призму. намечать план будущих действий и наполнять его содержанием сохранять структуру текста, отраженную в план. редактировать текст.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ СОЧИНЕНИЯ: уяснение мотива (о чем и зачем рассказывать) Самостоятельный просмотр мультфильма или чтения текста, или рассматривания картинок. Разбор по частям с комментариями,рассуждениями, оценкой поступков героев, как бы они поступили на месте героя. возникновение общего замысла (что рассказывать) Свободные высказывания уч-ся, запись кратких заметок, удачных отдельных моментов содержания именно своих мыслей, чтобы они служили опорой для памяти. конструирование будущего связного текста (как рассказывать) Составление тезисного плана в две колонки: в левую - войдет сам план, а в правую – лексический материал к каждой части устно ученики распространяют каждый пункт плана и записывают слова и выражения, которые могут быть использованы в сочинении, трудные слова и выражения контроль построения связного текста (все ли правильно пересказывается) устное обсуждение и черновая запись сочинения чтение и обсуждение сочинений друг друга оценка: как составлены предложения, правильная ли последовательность слов, не нужно ли переставить слова, чтобы усилить мысль, как соблюдена последовательность событий, нет ли резких, необоснованных переходов от одного эпизода к другому, исправляются орфографические ошибки, и только потом делается чистовая запись сочинения.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (1 – 2 КЛ.) 1. Сравнение рассказа и набора слов. 2. Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений. 3. Сравнение рассказа и отдельного предложения. 4. Выбор сюжетных картинок, иллюстрирующих прочитанный текст. 5. Восстановление заданного порядка картин по прочитанному тексту. 6. Расположение картинок в соответствии с опорными словами. 7. Расположение картинок в логической последовательности. 8. Нахождение лишней картинки среди данных. 9. Подбор любых сочетаемых слов к заданному слову. 10. Подбор обобщающих слов к ряду заданных. 11. Подбор близких и противоположных по значению. 12. Закончить предложение нужным словом. 13. Вставить в предложение слово, изображенное картинкой. 14. Нахождение в рассказе слов неподходящих по смыслу. 15. Придумывание рассказа по его началу, концу.