WWW.TRUST.RU Розничный банковский бизнес: есть ли на рынке свободные ниши? Елена Речкалова Член Правления Управляющий Директор Лондон, декабрь 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Банковские услуги для населения: точки роста» результаты всероссийских опросов Национальное Агентство Финансовых Исследований (НАФИ) Москва, ул. Садовая.
Advertisements

Банки и МФО – возможно ли сотрудничество? Москва 11 апреля 2013 г.
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОНСОЛИДАЦИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИИ Сентябрь 2010 VIII Международный банковский форум «Банки России - XXI век»
«Рынок потребительского кредитования: современное состояние и перспективы» Москва, 2006 Национальное Агентство Финансовых Исследований (НАФИ) Москва, ул.
1 Ведущий розничный банк в Казахстане 26 марта 2008 г.
Алексей Козырев, заместитель генерального директора ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн» Розничное кредитование сегодня: эффективное управление рисками.
Управление розничного кредитования Новая линейка розничных кредитных продуктов для физических лиц.
1 Развитие ипотечного кредитования на Северо-Западе РФ Взаимодействие банков и участников рынка Жигунов Игорь член Правления Начальник Департамента продаж.
Региональные банки на рынке банковских услуг Ассоциация региональных банков России В.А. Гамза Первый вице-президент Ассоциации банков «Россия» член экспертных.
ВТБ 24 Основные направления работы по обслуживанию клиентов малого бизнеса в 2008 г., перспективы развития в 2009 г.
Региональные банки: место и роль в экономике России Ассоциация региональных банков России В.А. Гамза Первый вице-президент Ассоциации банков «Россия» Председатель.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Диляра Ибрагимова, Директор по исследованиям.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Кредитование малого и среднего бизнеса в России: тотальный банкинг апрель 2013 Самиев Павел, Заместитель генерального директора, Рейтинговое Агентство.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-октябре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, в январе-декабре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Южного федерального округа в январе 2011 года.
Перспективы банковской розницы Юрий Андресов Москва, 2013.
Рейтинги Банка «Таврический» (ОАО) на года Агентство По международной шкале По национальной шкале Прогноз по рейтингам Standard & PoorsB-ruBBBстабильный.
Транксрипт:

Розничный банковский бизнес: есть ли на рынке свободные ниши? Елена Речкалова Член Правления Управляющий Директор Лондон, декабрь 2011 г.

Рост банковского Retail – один из факторов, обеспечивающих рост ВВП Экономико-Социальная задача индустрии – стимулирование потребительского спроса 30% составит прирост кредитного портфеля физических лиц в 2011 г. - Доля розничных кредитов в ВВП - Доля розничных депозитов в ВВП Доля розничных кредитов в общем кредитном портфеле (без учета МБК) Источник: Росстат, ЦБРФ * Прогноз 2 *

Уровень потребительской задолженности российских домохозяйств крайне невысок в международном контексте Причины отставания российских показателей: недостаточно высокий уровень проникновения банковских услуг, развития инфраструктуры и социальной защищенности работников. Источник: ТРАСТ, данные на декабрь 2010 г. 3 Потребительская задолженность, % ВВП Потребительская задолженность без учета ипотеки, % ВВП 81%

4 к средней зарплате на душу населения тыс.долл.кол-во мес. Низкий уровень доходов населения является ограничивающим фактором для роста рынка розничного кредитования Уровень потребительской задолженности российских домохозяйств по отношению: В связи с низким уровнем доходов населения необходимо развитие кредитования на суммы до 100 тыс. руб. Существенный потенциал роста розничного кредитования заложен в развитии ипотеки

92,8 % населения Источник: Росстат, EIU, анализ BCG, Эксперт; * - доход в месяц на одного человека 5 - Низкий (массовый) сегмент (доход* до 25 т.р.) - Средний сегмент (доход т.р.) - Верхний сегмент (доход свыше 50 т.р.) ,1 млн. 21,6% 141,1 млн.чел 139,9 млн.чел Эволюция развития ритейла в период его становления в России В высоком и среднем клиентских сегментах наблюдается высокая конкуренция Доля массового сегмента составляет 76% Свободная ниша: массовый сегмент с уровнем дохода до 25 т.р. 10,2 млн. 107,2 млн. 15,5 млн. 30,2 млн. Сегодня 7% населения, располагающееся на двух верхних этажах доходной пирамиды, формирует 38% всех доходов от розничных банковских операций - Верхний сегмент (доход свыше 50 т.р.) - Средний и низкий сегмент (доход до 50 т.р.) 28,8 млн. 7% 76% 17% 11% 22% 67% Свободная ниша Свободная ниша 7,2% населения

ФОКУС: кредиты на небольшие суммы 6 Работа с массовым сегментов требует модернизации бизнес-процессов Источник: Росстат, расчеты НБ ТРАСТ по продуктовой линейке банка Возможная сумма кредита (тыс. руб.) по трем сегментам клиентов Процент от общей численности населения, которое может позволить себе взять кредит (в зависимости от его размера) 36% Среднедушевой доход, тыс. руб.в месяц до от % 23% % Низкий (массовый) сегмент СреднийВысокий Сегментация населения по доступности кредитов наличными

Источник: ВЦИОМ, АСВ г г. Сегментация россиян по потребительским возможностям БОГАТЫЕ : мы можем позволить себе достаточно дорогостоящие вещи - квартиру, дачу и многое другое СРЕДНИЙ КЛАСС : мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования, но затруднительно покупать действительно дорогие вещи ПРЕДСРЕДНИЙ КЛАСС: денег хватает на продукты и на одежду. Покупка вещей длительного пользования является проблемой БЕДНЫЕ: на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения НИЩИЕ: мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты Затрудняюсь ответить 7 Среднемесячная заработная плата в 2010 году составила 20,8 т.р. По результатам кризиса 82% респондентов заявили о неизменности своих доходов. всего до 86%

8 Прирост с начала 2010 г. +50% +72% +36% Структура срочности портфеля розничных кредитов (трлн. руб, в %) 75% 79% 77% 20% 17% 18% 5% 4% 5% трлн. руб до 1 года от 1 года до 3 летсвыше 3 лет Источник: Эксперт РА, ТРАСТ Максимальный прирост кредитования (+72%) обеспечивается потребительскими кредитами на срок до 3-лет Структура срочности портфеля Государственных и коммерческих банков 9% 13% ГосбанкиКоммерческие банки 1% 13% 28% 87% 63% до 1 годаот 1 года до 3 лет Доля госбанков в совокупном розничном кредитном портфеле составляет более 51% В розничном кредитном портфеле госбанков 87% занимают «тяжелые» кредиты на срок более 3 лет

9 Нецелевые кредиты Ипотека Автокредиты POS кредиты Кредитные карты Источник: Frank RG, НАФИ, ТРАСТ Максимальный прирост портфеля показали кредитные карты (+72%), но в структуре рынка доля составляет всего 7% Структура рынка розничного кредитования ( ), % Прирост с % +9% +29% +72% +11% Структура рынка розничного кредитования не претерпела за последний год существенных изменений до от – 400 тыс. руб. 49% кредитов выдано на сумму, не превышающую 50 тысяч рублей. Структура выданных кредитов по сумме ( ), %

10 Накопленный уровень банковских сбережений российских домохозяйств все еще невысок по сравнению с развитыми странами тыс.долл. кол-во мес. Физические лица являются в большей степени донорами банков, а не заемщиками По уровню сбережений на душу населения Россия отстает от Франции в 18 раз Источник: BCG. Эксперт Вклад на душу населения по отношению к средней зарплате На душу населения

11 Доля россиян, имеющих сбережения, выросла за 3 года с 26% до 34% Только 8% россиян могут прожить на свои накопления больше года 21% -30% населения хранит средства в наличной форме Число вкладчиков составляет 40% взрослого населения России Источник: АСВ, ВЦИОМ, НАФИ Как клиенты поступают с доходами Структура портфеля депозитов физ. лиц по сумме вкладов (на ) - Тратят на текущие нужды, что остается откладывают; - Тратят на текущие нужды, ничего не откладывают; - Стараются сначала отложить, а остальное тратят; - Затруднились ответить. - вклады от 700 т.р. - вклады до 700 т.р. 0,3% всех вкладов (в кол-ве) 99,7% всех вкладов (в кол-ве) из них 60-65% счетов с остатками менее 100 руб.

12 Банки перешли к стратегии оптимизации расходов До 2008 г. темп роста открытия новых офисов продаж составлял 15-25% в год, с 2009 г. 4-6% в год. Месячная аудитория интернета в России составляет более 45% населения страны старше 18 лет – и только 4% россиян проводят платежные операции через интернет В столицах проникновение интернета в 1,5 раза выше, чем в остальных городах 90% новых пользователей интернета живут за пределами двух столиц 2% россиян пользуются мобильным банкингом Количество банковских подразделений, тыс. Источник: ЦБ, НАФИ, AC&M Consulting, Banki.ru, ФОМ Потенциал рынка альтернативных каналов обслуживания огромен ,4 41,1 41,7 42,7 Всего Вовлеченность российской аудитории интернета, %

«Физические офисы продаж» продолжают использоваться большинством населения страны 1.Длительность работать на банковском рынке 2.Крупная региональная сеть 3.Известность 4.Участие государства 5.Близость расположения офисов 6.Профессионализм сотрудников 7.Услуги должны быть недорогими 8.Рекомендации друзей, родственников 9.В нем не должно быть очередей 10.Удобное время работы офисов 11.Участие иностранного капитала 12.Большое количество рекламы Мультиканальность: в развитых экономиках 1 клиент использует в среднем 2.6 канала коммуникаций 13 68% Россия :Критерии выбора банка интернет- пользователями ( ) Источник: НАФИ, OMI, EFMA 45% 33% 26% 20% 13% 12% 9% 3% 1% Развитые экономики: Предпочтения населения по каналам проведения обслуживания, % Развитые экономики : Каналы коммуникации Клиентов с банком

14 Результаты внедрения стратегии на примере Банка ТРАСТ за 1-е полугодие 2011 г. * -Рейтинг банков ТОP 30 по данным Интерфакс ** - Эксперт РА Темп прироста кредитного портфеля* физ. лиц. Абсолютный прирост кредитного портфеля* физ. лиц. Объем выданных кредитов** наличными и POS кредитов Объем выданных POS-кредитов** Портфель* срочных депозитов физ. лиц. Рейтинг (6 мес.)Показатель 1-е место 4-е место 5-е место 9-е место

Спасибо за внимание НБ «ТРАСТ» ОАО Елена Речкалова Член Правления Управляющий директор