Социально-экономического развития Магаданской области до 2020 года КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ФГУП «ЗапСибНИИГГ» Влияние сырьевой и ресурсной базы недр (нефть) на величину национального богатства Российской Федерации.
Advertisements

Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
Томская область СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ на период гг. ПРОЕКТ.
Федеральная служба государственной статистики Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области.
1 Особенности социально-экономической ситуации в Иркутской области и актуальные задачи органов местного самоуправления муниципальных образований в современных.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Февраль 23, 2008 ГРАЖДАНСКИЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОРУМ Петербургский жилищный конгресс «Анализ текущего состояния и возможностей повышения доступности жилья для населения»
Прирост денежной массы М2 (в % к предыдущему году)
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
Москва Декабрь 2011 года Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ Предложения по основным направлениям деятельности Фонда на период.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Директор Департамента угольной и торфяной промышленности К.Ю. Алексеев.
Стратегия развития Дальнего Востока России: итоги реализации и формирование особых условий Заместитель полномочного представителя Президента Российской.
«О концепции проекта государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона и особых условиях повышения инвестиционной.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Социальная структура области: общее и особенное Выполняли: Онищенко Д., Попов С., Ульянов А., Сплошнова А., Лигачева В
1 Основные итоги и перспективы развития жилищной сферы в Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской Федерации МИНРЕГИОН.
Транксрипт:

социально-экономического развития Магаданской области до 2020 года КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ

МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Образована 3 декабря 1953 года Областной центр – город Магадан Площадь территории - 462,5 тыс. кв. км (2,7% территории России) Численность населения на г. – 171,6 тыс. чел. (0,1% населения России) Плотность населения - 0,4 человека на 1 кв. км.

Долгосрочное Отраслевые и функцио- нальные задания. Индикативное планирование. Концепция стратегического развития области. Основные направления экономического и социального развития области. Отраслевые и функциональные программы развития. Прогноз социально- экономического развития области. Отраслевые и функциональные программы развития Среднесрочное Краткосрочное Виды прогнозирования Стратегия социально- экономи- ческого развития области. На 1 год На 3-5 лет До 10 лет На лет

Этапы разработки концепции стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2020 года Анализ экономических и социальных показателей области за годы Выявление конкурентных преимуществ и ресурсов, обеспечивающих рост экономики области, а также негативно влияющих на ее развитие факторов. Разработка приоритетных направлений стратегии развития области на период до 2020 года. 4 этап 2 этап Основные цели и задачи стратегии развития области на период до 2020 года. I этап 5 этап 6 этап Ожидаемые итоги реализации стратегии социально- экономического развития области к 2020 году. Основные сценарии социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу. 3 этап

Анализ экономических и социальных показателей Магаданской области за годы Анализ экономических и социальных показателей Магаданской области за годы I этап

Основные показатели развития Магаданской области и РФ за годы (в процентах к 2000 году) Магаданская область РФ Индекс промышленного производства Соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума в 2004 г. Инвестиции в основной капитал ВРП области ВВП РФ

Динамика производства ВРП, объемов промышленного производства и инвестиций в основной капитал в Магаданской области в годы (тыс. рублей на душу населения) *) ВРП за гг. по оценке Вывод: данные динамики свидетельствуют об устойчивом росте ВРП, объемов произведенной промышленной продукции и инвестиций в текущих ценах в расчете на душу населения.

Динамика валового внутреннего продукта Магаданской области за годы (в процентах к предыдущему году) Вывод: производство ВРП Магаданской области с 2000 года ежегодно возрастает, за исключением падения физического объема ВРП в 2003 году. По уровню среднедушевого производства ВРП область стабильно входит в первую десятку регионов России. *) ВРП за гг. по оценке

Отраслевая структура промышленного производства по Магаданской области ВЫВОД: отраслевая структура за период с 2000 по 2004 год изменилась незначительно. Наибольший удельный вес (более 95% от общего объема продукции) традиционно занимают следующие отрасли промышленности: цветная металлургия - ведущая отрасль промышленности; электроэнергетика; пищевая промышленность, в том числе рыбная.

Динамика объемов промышленного производства в отдельных отраслях промышленности Магаданской области (в процентах к 2000 году) 128 – пищевая промышленность 133 – машиностроение и металлообработка электроэнергетика 79 – топливная промышленность 101 – цветная металлургия ВЫВОД: несмотря на снижение темпов роста в гг., по предвари- тельным итогам 2005 года объем промышленного производства по ведущим отраслям промышленности (цветной металлургии, электроэнергетике) превышает уровень 2000 года. У р о в е н ь г о д а

Динамика объемов промышленного производства по Магаданской области (в процентах к 2000 году) ВЫВОД: Снижение индекса промышленного производства вызвано падением объемов производства в цветной металлургии (по золотодобыче). Причинами этого являются: истощение минерально-сырьевой базы россыпных месторождений вследствие многолетнего недофинансирования геологоразведки; отработка крупного месторождения «Кубака»; остановка работ на Наталкинском месторождении.

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал в России и Магаданской области (в процентах к 2000 году) Темпы роста инвестиций в производственной и непроизводственной сферах (в процентах к 2000 году) ВЫВОД: На протяжении последних лет очевидна тенденция к увеличению индекса физического объема инвестиций в Магаданской области (исключением является 2003 год). При этом с 2001 года наблюдается наращивание темпов роста инвестиций в непроизводственную сферу экономики. По итогам 2004 года прирост инвестиций в непроизводственную сферу с 2000 года практически равен приросту инвестиций в производственную сферу экономики.

Динамика численности населения и трудовых ресурсов Магаданской области в гг. Динамика уровня бедности и безработицы по Магаданской области в гг. ВЫВОД: На фоне снижения численности населения области ухудшается его структура. Происходит снижение доли трудоспособного населения и увеличение доли нетрудоспособного. Результат – падение численности трудовых ресурсов. Низкие темпы снижения уровня безработицы можно объяснить низким качеством рабочей силы. Снижению уровня бедности препятствует отрицательное сальдо миграции, так как в первую очередь за пределы области выезжает наиболее обеспеченное население, в том числе квалифицированные специалисты, способные найти применение своей рабочей силе в других регионах области и устроиться на новом месте жительства.

Миграция населения в Магаданской области (тыс. чел.) Число родившихся и умерших в Магаданской области (на 1000 чел. населения) ВЫВОД: Высокая мобильность населения трудоспособного возраста и ориен- тация большинства на «временное» проживание в регионе препятствует созданию собственной базы воспроизводства. Неблагоприятная демографическая ситуация осложняется все возрастающей депопуляцией населения на фоне непрекращающе- гося его старения, а также сохраняющимся отрицательным сальдо миграции.

Динамика роста реальной заработной платы, реальных денежных доходов и реального размера начисленных месячных пенсий в Магаданской области (в процентах к 2000 году) 224,1 181,6 183,1 135,8 ВЫВОД: реальные денежные доходы населения растут значительно медленнее реальной заработной платы и реального размера начисленных месячных пенсий, и не успевают за ростом потребительских цен. Реальный размер назначенных месячных пенсий Индекс потребительских цен Реальная заработная плата Реальные денежные доходы

ВЫВОД: несмотря на снижение размера жилищного фонда показатель обеспеченности населения области жильем ежегодно возрастает. Причина этого – миграция и темпы падения численности населения области, опережающие выбытие жилья из жилищного фонда. Население покидает неперспективные поселки, а пустующее жилье (в том числе и частное) остается в составе жилищного фонда. Поэтому показатель обеспеченности жильем сельского жителя, который в 2000 году был ниже на 9% чем городского жителя, по итогам 2004 года почти на четверть выше. Динамика жилищного фонда Магаданской области за гг. Динамика жилищного строительства в Магаданской области за гг.

Действие Федерального закона от 31 мая 1999 года 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»: стало решающим фактором преодоления экономического спада начала 90-х годов, послужило основой стабилизации экономики; является необходимым условием выполнения на территории Магаданской области задач, поставленных Президентом России. Социальная значимость деятельности Особой экономической зоны в области Повышение уровня жизни населения Обеспечение социальной защиты, гарантий и льгот населению области Обновление материально- технической базы учреждений культуры, здравоохранения и образования Экономические и социальные показатели Магаданской области за гг. свидетельствуют о преодолении негативной тенденции депрессивного развития территории. Во многом этому способствовал установленный на территории области в этот период времени особый режим хозяйственной деятельности.

удорожание потребительских цен на ввозимые потребительские товары; уменьшение прибыли и увеличение прямых и косвенных убытков хозяйствующих субъектов; удорожание выпускаемых в ОЭЗ товаров с применением импортных комплектующих и компонентов; снижение инвестиций в производственную и социальную сферу; сокращение объема собираемых налогов; снижение конкурентоспособности местных предприятий; снижение темпов роста заработной платы и сокращение рабочих мест. Отмена режима Особой экономической зоны для Магаданской области, экономика которой приспособлена к режиму свободной зоны, негативно отразится практически во всех наиболее важных для экономики области сферах и вызовет: Последствия отмены Особой экономической зоны в области Ухудшение социально- экономической ситуации в области Снижение финансовых результатов и рост доли убыточных предприятий области. Существенное снижение поступлений в бюджеты различных уровней и увеличение зависимости области от федерального бюджета.

Выявление конкурентных преимуществ и ресурсов, обеспечивающих рост экономики Магаданской области, а также негативно влияющих на ее развитие факторов 2 этап

Минерально-сырьевой комплекс (МСК) играет ключевую роль в экономике Магаданской области. Предприятия, занимающиеся поиском, добычей и переработкой минерального сырья Формируют 39% валового регионального продукта Производят 67% продукции промышленного производства Дают более 40% налогов консолидированного бюджета территории Обеспечивают рабочими местами 16% занятых в экономике области На современном этапе развития России минерально-сырьевой комплекс (МСК) является основной сферой промышленного производства – «локомотивом», способным поддерживать высокие темпы роста ВВП. Решить поставленную Президентом России В.В. Путиным задачу по удвоению национального ВВП невозможно без соответствующего увеличения производства в МСК. (Из доклада Заместителя Руководителя Роснедра В.Н.Бавлова на Первой всероссийской выставке-форуме «Минеральные ресурсы и горное дело России»)

Запасы по месторождениям Магаданской области – главный ресурс для обеспечения роста ее экономики Ольский район Ланковское буроугольное месторождение Разведанные (балансовые) запасы – 455,8 млн. т, прогнозные ресурсы – 728 млн. т Ольский район Ямско-Тауйский нефтегазоносный район прогнозные ресурсы – 188 млн. т нефти и 374 млрд. куб. м газа Ольский район Мелководнинское буроугольное месторождение Разведанные (балансовые) запасы – 848,8 млн. т, прогнозные ресурсы – 92 млн. т Тенькинский район Золоторудное месторождение «Наталкинское» Разведанные и утвержденные запасы – 300 т золота, прогнозные ресурсы - более 1500 т Среднеканский район Рудопроявление «Ольча» (Россошинский рудный узел) Прогнозные ресурсы – 50 т золота и 660 т серебра Среднеканский район Россошинский россыпной узел Прогнозные ресурсы – 10 т золота Сусуманский район Чай-Урьинский рудный узел Прогнозные ресурсы – 308 т золота Тенькинский район Золоторудное месторождение «Дегдекан» Прогнозные ресурсы – 160 т золота Северо-Эвенский район Золотосеребряное месторождение «Ороч» Запасы - 14,1 т золота и 676 т серебра, прогнозные ресурсы – 7,1 т золота и 432 т серебра Северо-Эвенский район Золотосеребряное месторождение «Сопка Кварцевая» Запасы - 17,4 т золота и 507 т серебра Ягоднинский район Техногенные россыпи (Ат-Уряхско- Штурмовская золотоносная зона) Прогнозные ресурсы – т золота Ольский район Месторождение «Анмандыкан» Запасы – 5,2 млн. куб. м габбро- базальтовых пород Месторождение углеводородного сырья на примагаданском шельфе Охотского моря -участки Магадан-1 и Магадан-2: прогнозные ресурсы (кат. D локализованные) – 2,65 млрд. т углеводородов; - участки Магадан-3 и Магадан-4: прогнозные ресурсы (кат. D локализованные) – 2,3 млрд. т углеводородов;

Анализ внутренних и международных тенденций формирования рынка минерального сырья показывает три основных направления развития минерально- сырьевого комплекса Магаданской области: 2. Добыча и переработка топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ, бурый уголь, торф); 1. Дальнейшее развитие золотодобывающей отрасли, основанной на вовлечение в отработку крупных и средних рудных месторождений золота и серебра, при сохранении уровня россыпной золотодобычи на уровне тонн; 3. Освоение месторождений цветных (медь, цинк, вольфрам, молибден, свинец) и черных (железо) металлов, неметаллических полезных ископаемых (цеолиты, вулканический пепел, гипс, габбро-базальты, минеральные воды).

Изменение мировой цены на золото согласно анализу, произведенному ИАЦ «Минерал», (долларов за унцию) Динамика добычи золота ведущими странами мира (в процентах к общему итогу) Россия традиционно является одной из ведущих золотодобывающих стран мира (в 2005 году - 6 место), при этом она полностью обеспечивает внутреннее потребление и экспорт золота. Рост мировых цен на золото с одновременным сохранением средних издержек российских предприятий на добычу этого металла резко повысил доходность российской золотодобычи, дав тем, кто уже работает в этой сфере, определенную фору для экспансии и потенциал для продолжения качественного и количественного роста своего бизнеса. Реализация прогнозов добычи золота в ближайшие годы во многом зависит от совершенствования системы управления государственным фондом недр. 5 ценовая волна 4 ценовая волна 3 ценовая волна 2 ценовая волна 1 ценовая волна Пик волны

Добыча золота по основным регионам Российской Федерации (в тоннах) До 1996 года Магаданская область занимала второе место среди регионов Российской Федерации после Якутии по добыче из коренных и россыпных месторождений золота. В 1996 область вышла на первое место и до 2003 года сохраняла лидирующие позиции в России в сфере производства золота, по итогам годов область на втором месте после Красноярского края. Однако, несмотря на допущенное снижение удельного веса в общероссийском объеме золотодобычи до 14,5% по итогам 2004 года, Магаданская область продолжает оставаться одним из лидеров золотодобычи в Российской Федерации. Структура объема добычи золота по регионам Российской Федерации (в процентах)

График освоения новых месторождений драгоценных металлов в Магаданской области до 2020 года Лицензирование Проведение геолого- разведочных работ Строительство горно- рудного предприятия Ввод в эксплуатацию горнорудного предприятия Добыча полезных ископаемых Ороч Павлик Тидид Золоторудное месторождение Золотосеребряное месторождение Серебряное месторождение

з о л о т о, тонн с е р е б р о*) новые месторождения ныне действующие месторождения золота ныне действующие месторождения серебра *) в пересчете на золото, тонн тонн Прогнозируемая динамика роста добычи драгоценных металлов в Магаданской области до 2020 года По прогнозу: в период с 2006 по 2020 гг. объем добычи драгоценных металлов увеличится в 2,3 раза (в том числе золота – в 2,9 раза и серебра – на 15%). В связи с вводом в действие новых месторождений среднегодовой темп прироста в период с 2006 по 2010 годы составит 14,2%, с 2011 по 2015 годы – 17,2%. Объем добычи драгоценных металлов в период с 2016 по 2020 годы будет ежегодно снижаться в среднем на 0,3%, что будет связано с плановым закрытием отработанных месторождений золота.

В долгосрочной перспективе цена на углеводороды будет только расти, поскольку они являются невосполнимым ресурсом. Нефть и газ – основа как мировой экономики, так и российской. Все остальные отрасли находятся в непосредственной зависимости от состояния нефтегазодобывающей отрасли и мировых цен на энергоносители. Это же подтверждают и ныне существующие прогнозы, согласно которым: номинальные цены на Urals при поставках на условиях CIF в порт Аугуста (Южная Европа) к 2018 году составят 36,6 долл./баррель («Трайдент»); средняя цена на западносибирскую нефть (включая НДС) вырастет к 2018 году до 30,9 долл./баррель против 21,4 долл./баррель в 2004 году («Петрорус»).

Потребность экономики Магаданской области в нефтепродуктах настоящее время среднесрочная перспектива долгосрочная перспектива Завоз из других регионов Российской Федерации Реализация инвестиционного проекта по промышленному освоению Ланковского и Мелководнинского месторождений бурых углей и глубокой комплексной их переработке Сохранение энергозависи- мости региона, что не отвечает критериям энергетической безопасности территории Достижение энергетической независимости региона, обеспечение энергетической безопасности территории 1. Полное освобождение от завоза из других регионов Российской Федерации 2. Модификация области в субъект по их экспорту Реализация инвестиционного проекта по поиску, разведке и разработке месторождений углеводородов (УВ) на шельфе Охотского моря, прилегающем к Магаданской области, и в пределах континентальной части области (2 возможные нефтегазоносные области: Омулевская и Ямско-Тауйская). 1. Прогнозные ресурсы углеводородов, разведанные и прогнозные ресурсы бурых углей на территории области 2. Наличие пакета нереализованных инвестиционных проектов Отказ от завоза углей и жидких нефтепродуктов Снижение энергонезави- симости и повышение энергетической безопасности территории

Перспективы освоения месторождений углеводородов на Примагаданском шельфе Согласно разработанной в начале 2005 года в МПР РФ «Государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации» в Охотском море на период гг. выделены блоки и участки лицензионного изучения и освоения ресурсов, общей площадью 125 тыс. км2 и с начальными суммарными геологическими ресурсами, в соответствии с текущими экспертными оценками, около 5.6 млрд. т условного топлива. Схема расположения лицензионных участков «Магадан-1» и «Магадан-2» (М1.1, М1.2, М2.1., М2.2. – тендерные блоки), 2004г. В гг. планируется проведение аукционов по 7 перспективным блокам с ресурсами, оцененными по категориям С3-Д1 и предлагаемыми для геологического изучения, поисков, разведки и добычи углеводородов. Блоки охватывают около 50% всей площади и около 84% ресурсной базы, предназначенной для лицензионного освоения в перспективе до 2020 г. Они распределены по пяти тендерам, охватывающим два шельфовых региона Охотского моря – Сахалинский (тендеры Сахалин – 3,6) и Примагаданский (тендеры Магадан 1,2,3).

Перспективы освоения месторождений нефти и газа в пределах континентальной части Магаданской области Таким образом, вблизи Магадана ( км по прямой) в пределах суши, возможно обнаружение по крайней мере двух средних по размерам месторождений углеводородов, которые в долгосрочной перспективе могут стать основой нефтегазовой промышленности Магаданской области. Две возможные нефтегазоносные области Омулевская (Сусуманский район) Ямско-Тауйская (Ольский район) Площадь перспективных на нефть и газ земель в пределах Омулевского поднятия по оценке специалистов Сибирского Научно- исследовательского института геологии, геофизики и минерального сырья (СНИИГГ и МС) составляет 22 тыс. кв. км, объем осадочного выполнения – 193 тыс. куб км. прогнозные ресурсы углеводородного сырья оцениваются в 1 млрд. т УУВ, суммарные извлекаемые ресурсы жидких углеводородов оцениваются в 180 млн. т. Предполагается, что здесь могут быть открыты 2-3 залежи с запасами по млн. т нефти. По результатам проведенной оценки прогнозных ресурсов, по методу удельных плотностных ресурсов на единицу, суммарная прогнозная оценка Ямско- Тауйского возможного нефтегазоносного бассейна (ВНГБ) определена в 188 млн. т нефти и 374 млрд. куб м газа извлекаемых ресурсов. В качестве наиболее перспективных рассматриваются Кава-Тауйская впадина, где прогнозируется выявление 2-4 мелких (1-7 млн. т) месторождений нефти (средних по газу) и Ямская – среднего по запасам (порядка млн. т нефти и млрд. куб. м газа) месторождения. В 2005г. на Ямско-Тауйский участок выдано 5 лицензий на поиски углеводородного сырья.

В целях усиления энергонезависимости региона для Магаданской области предпочтительнее второй вариант развития новой для экономики области нефтеперерабатывающей отрасли. Так как объемы выпуска нефтепродуктов значительно превышают сложившуюся в них потребность, то открывается возможность их вывоза в соседние регионы и область приобретает статус экспортера не только нефти, но и нефтепродуктов. По мере дальнейшего изучения, выполнения взаимосвязанных этапов поиска и разведки на тендерных участках все более определенной будет перспектива открытия промышленных запасов УВ и их разработки. В зависимости от их объемов и структуры (соотношение нефти и газа) возможны два пути развития новой нефтеперерабатывающей отрасли для области: Первый - вся добываемая нефть и газ (нефтегазовый конденсат) направляется на экспорт Второй сочетает экспорт и строительство в г. Магадане нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). Предпроектные разработки по обоснованию возможного строительства в г. Магадане НПЗ мощностью в 1 млн. т переработки сырой нефти в год характеризуют товарный выпуск его продукции в следующей структуре и объемах: 33 тыс. т бензина А-93, 185 тыс. т бензина А-76, 120 тыс.т авиакеросина, 172 тыс. т зимнего дизтоплива, 172 тыс.т летнего дизтоплива, 290 тыс. т топочного мазута.

Перспективы освоения месторождений бурых углей в Магаданской области Перспективные направления переработки Проведенными лабораторными и технологическими исследованиями оценена возможность использования углей месторождений в качестве сырья для получения различных ценных продуктов. Наиболее эффективны пять возможных направлений переработки: 1. Брикетирование, 2. Газификация, 3. Гидрогенизация, 4. Экстракция, 5. Активирование. Использование продуктов переработки По предварительным расчетам для обеспечения большей части потребностей Магаданской области в различных видах топлива предусматривается: перевод Магаданской ТЭЦ на энергетический газ млн.м3/год снабжение поселков Ольского и Хасынского районов облагороженным брикетным топливом тыс.т/год полное обеспечение потребителей области синтетическим жидким горючим тыс.т/год попутное получение таких ценных продуктов как гуматы горный воск и адсорбенты для их реализации на внутреннем и внешнем рынках. Производительность предприятия по переработке углей По технологии комплексной переработки потребуется обеспечить уровень добычи угля на месторождениях в 2,7 млн.т/год. Общий ресурсный потенциал месторождений в состоянии обеспечить его на протяжении 9 столетий (базовый уровень). Предусмотренное им получение оптимального количества топливных продуктов достаточно для удовлетворения нужд области. Мобильность и универсальность перерабатывающего комплекса создает условия быстрого наращивания его производительной мощности. Кроме этого позволяет оперативно реагировать на изменение требований к качеству и количеству продуктов переработки. Благодаря этому предусматривается увеличение объемов добычи и переработки угля до 5 млн. тонн/год - проектная мощность перерабатывающего комплекса. Вся дополнительная продукция предназначена к реализации на внешнем рынке. В целом же верхний предел объемов переработки угля не ограничивается. Его значение определяется пользователем недр. На сегодняшний день территории области (Ольский район) находятся два крупных месторождения бурых углей: Ланковское азведанные (балансовые) запасы - 455,8 млн. т и прогнозные ресурсы – 728 млн. т Ланковское - разведанные (балансовые) запасы - 455,8 млн. т и прогнозные ресурсы – 728 млн. т Мелководнинское - разведанные (балансовые) запасы – 848,8 млн. т и прогнозные ресурсы – 92 млн. т. Мелководнинское - разведанные (балансовые) запасы – 848,8 млн. т и прогнозные ресурсы – 92 млн. т. Общая стоимость инвестиционного проекта по промышленному освоению Ланковского и Мелководнинского месторождений млн. долл. Запланированный на г. аукцион не состоялся. Следующая дата проведения аукциона не определена.

По результатам анализа конкурентоспособности Магаданской области были выявлены: 1. Конкурентные преимущества Льготный налоговый и таможенный режим Особой экономической зоны Наличие крупного на Дальнем Востоке морского торгового порта с круглогодичной навигацией Наличие морского рыбного порта и судов промыслового флота Сравнительно высокий уровень индекса развития человеческого потенциала (в десятке наиболее развитых регионов по данным 2002 года) Благоприятная экологическая обстановка (за исключением г. Магадана) Высокий уровень производства ВРП на душу населения (5 место в России) Относительно дешевая электроэнергия по сравнению с другими регионами Дальнего Востока, избыток электроэнергии Наличие замкнутого цикла оборота золота, начиная от лицен- зирования пользования недрами, добычи металла, заканчивая переработкой его на золотоизвлекательных фабриках и аффинажном заводе.

По результатам анализа конкурентоспособности Магаданской области были выявлены: Богатые запасы драгоценных металлов: золота и серебра Перспективы выявления промышленных месторождений меди, молибдена, вольфрама, олова Богатые разведанные природные запасы: нефть, газ, углево- дороды, бурый и каменный уголь, габро-базальтовые породы, торф Запасы неметаллических полезных ископаемых: цеолиты, вулканический пепел, известняки, гипс, плавиковый шпат, барит, минеральные воды и лечебные грязи Богатые запасы рыбы и морепродуктов Охотского моря Благоприятные природные условия для развития экстремаль- ного туризма и горнолыжного спорта 2. Ресурсы, обеспечивающие рост экономики

Значительная отдаленность от центральной части страны Моноструктурный сырьевой характер экономики Суровые климатические условия Низкая плотность населения (83 место в России) Низкое качество жилищного фонда Исторически сложившаяся среди населения области традиция «временности проживания» 3. Недостатки По результатам анализа конкурентоспособности Магаданской области были выявлены:

Истощение минерально-сырьевой базы россыпной золото- добычи, недостаток средств у предприятий на проведение геологоразведочных работ Существенные транспортные ограничения (отсутствие желез- нодорожного транспорта, недостаточно развитая автодорожная сеть, низкое качество дорог) и высокие транспортные тарифы Техническая и технологическая отсталость производства Высокая затратность производства. Высокая доля затрат на тепло- и электроэнергию в себестоимости продукции Ограниченный доступ к финансовым ресурсам, высокая стоимость кредитов в банковской системе и их краткосрочность Отрицательный естественный и миграционный прирост населения, и как следствие, сокращение численности населения Дефицит высококвалифицированных кадров Низкий уровень освоения современных инновационных технологий 4. Факторы, негативно влияющие на развитие экономики (ограничивающие ресурсы роста) По результатам анализа конкурентоспособности Магаданской области были выявлены:

Основные сценарии социально-экономического развития Магаданской области на долгосрочную перспективу 3 этап

Основные сценарии социально-экономического развития Магаданской области на долгосрочную перспективу Основан на формировании нового ресурсного портфеля. Предполагает форсированный характер развития экономики: создание новых отраслей экономики, использование конкурентоспособные технологии, высокую интенсивность структурных сдвигов в экономике и инновационную активность и достижение устойчивого роста населения области, в том числе трудоспособного. Инновационно-активный Целевой Базовый или инерционный Основан на использовании старого портфеля ресурсов. Предполагает сохранение умеренно- консервативной динамики развития, недостаточное улучшение инвестиционного климата, и не предусматривает реализацию новых инвестиционных проектов. Основан на восстановлении ресурсного портфеля предыдущего этапа развития и повышении эффективности его использования. Предполагает усиление инновационной компоненты экономического роста на основе реализации пакета институциональных преобразований и реализации новых инвестиционных проектов.

Анализ основных сценариев социально-экономического развития Магаданской области на долгосрочную перспективу Базовый или инерционный Инновационно-активныйЦелевой 1. Характер внешних инвестиций Отсутствие крупных инвестиционных проектов регионального, национального и международного значения. Ограниченный приток внешних инвестиций, частичная реализация новых инвестиционных проектов, опора на местные ресурсы. Приток внешних инвестиций в новые проекты, качественный рост производительности труда и капитала. 2. Источники роста ВРП Рост ВРП зависит от развития цветной металлургии. Частичное вовлечение в разработку наряду с действующими месторождениям и драгоценных металлов разведенных месторождений золота и серебра. Развитие цветной металлургии связано с активным привлечением инвесторов в разработку новых месторождений. Активное проведение геологоразведочных и поисковых работ. Разработка месторождений бурых углей, переработка полученного сырья для местных нужд. Повышение устойчивости и эффективности функцио- нирования энергетической системы области. Становление туризма. Диверсификация экономики в сырьевом секторе. Производство наукоемкой продукции из местных углей. Привлечение инвесторов к освоению углеводородов на Шельфе Охотского моря и в пределах континентальной части области. Создание промышленности нефти и газа. Создание новых производств по добыче и переработке углеводородов, торфа и неметаллических полезных ископаемых. Становление энергетической независимости региона и вывод его в ранг энергоэкспортирующих. Развитие инфраструктуры туризма.

Базовый или инерционный Инновационно- активный Целевой 3. Потенциал и темпы роста ВРП (к 2004 году) Потенциал ниже соседних российских и зарубежных регионов. Темпы роста невысокие. Удвоение ВРП возможно не ранее 2018 года. Темп роста ВРП в 2020 г. – 211,7%. Ограниченный потенциал. Темпы роста устойчивые. Удвоение ВРП за 10 лет (к 2015 г.). Темп роста ВРП в 2020 г ,2%. Высокий потенциал. Темпы роста устойчивые и более высокие, чем в предыдущем варианте. Удвоение ВРП возможно на 1-2 года ранее (в гг.). Темп роста ВРП в 2020 г. – около 300%. 4. Положение в макроре- гионе На прежнем уровне. Отсутствие положительных сдвигов в экономике. Область остается экономически непривлекательной. Область является одним из лидеров в России по добыче драгоценных металлов. Высокая энергетическая независимость региона. Повышение экономической привлекательности региона. Возврат лидирующей позиции в России по добыче драгоценных металлов. Повышение конкурентоспособности области. Экспорт энергоресурсов и продукции переработки местного сырья. Рост денежных доходов и других параметров, характеризующих уровень и качество жизни населения приведет к усилению привлекательности региона и значительному улучшению демографической ситуации. Анализ основных сценариев социально-экономического развития Магаданской области на долгосрочную перспективу

Базовый или инерционный Инновационно-активныйЦелевой 5. РискиПостепенное исчерпания старого портфеля ресурсов. Высокая инвестиционная зависимость от федерального бюджета. Дефицит финансовых средств для геологоразведочных и поисковых работ. Недостаточный интерес со стороны инвесторов к запуску новых проектов. Экологический. Дефицит квалифицированных рабочих кадров. Недостаток потенциальных инвесторов. Высокий инвестиционный риск. Экологический. 6. Государст- венное управление Низкая эффективность механизмов расходования бюджетных средств; Увеличение дефицита областного бюджета. Перестройка статистики, налогового учета и контроля. Миграционные целевые программы. Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Финансирование федеральных и областных целевых программ. Высокая степень координации действий федеральных, региональных и муниципальных властей. Перестройка госуправления: меры предыдущего сценария, а также кластерная политика. Разработка и реализация механизмов достижения целей (приоритетных направлений развития области). Анализ основных сценариев социально-экономического развития Магаданской области на долгосрочную перспективу

Базовый или инерционный Инновационно-активныйЦелевой 7. Численность населения и трудовых ресурсов Сокращение численности населения области в течение гг. на 14,3%, трудовых ресурсов - на 15,3%. Миграционные госпрограммы. Оптимизация системы расселения. Снижение темпов сокращения численности населения области. В 2020 г. численность населения области по нижней границе развития может оставаться ниже уровня 2004 г. на 3,2%, трудовых ресурсов – на уровне 2004 г. По верхней границе – увеличиться на 4,1% и 5%. Меры предыдущего сценария. Расширение рынка труда. Приток квалифицированных специалистов для новых отраслей. Повышение качества рабочей силы. За гг. численность населения области может увеличиться на 11,3%, трудовых ресурсов – на 13%. 8. ВыводыНизкие темпы роста ВРП. Удвоение ВРП возможно за 14 лет. Слабая экономическая база для ускорен- ного роста уровня жизни населения и снижения уровня бедности. Сформирована экономическая база для формирования конкурентноспособной модели экономики. Удвоение ВРП за 10 лет. Снижение уровня бедности в 2020 г. до 4%. Формирование конкурентоспособной модели экономики, опирающейся на имеющиеся региональные преимущества и ресурсы развития экономики. Удвоение ВРП за 8-9 лет и увеличение до 3 раз в 2020 г. Снижение уровня бедности в 2020 г. до 3,5%. Анализ основных сценариев социально-экономического развития Магаданской области на долгосрочную перспективу

Конкурентоспособности области; Конкурентоспособности области; Стратегия социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу свидетельствуют о том, что для обеспечения социально-экономического развития Магаданской области на новом этапе (в условиях ограничения ресурсов роста) н е о б х о д и м а Результаты анализа: Экономических и социальных показателей на предыдущем этапе; Экономических и социальных показателей на предыдущем этапе; Основных сценариев социально- экономического развития области на долгосрочную перспективу; Основных сценариев социально- экономического развития области на долгосрочную перспективу;

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ: опирается на имеющиеся природные ресурсы, способные обеспечить рост экономики; учитывает конкурентные преимущества региона; ориентируется на преодоление негативно влияющих на развитие экономики факторов; базируется на возможных сценариях развития области; направлена на решение социально- экономических проблем жителей области; ставит цели стратегического развития области; определяет механизмы достижения целей (приоритетные направления развития).

Основные цели и задачи стратегии развития Магаданской области на период до 2020 года 4 этап

Валовой региональный продукт (ВРП) - основной экономический показатель результатов функционирования экономики на областном уровне, который характеризует уровень экономического развития и результаты экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов области. В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 года в числе важнейших задач российской экономики названы: Удвоение валового внутреннего продукта (ВВП) России за десятилетие Преодоление бедности Показатель уровня бедности - один из индикаторов уровня жизни населения. Выражает степень концентрации на территории области населения с доходами ниже прожиточного минимума. Снижение показателя уровня бедности свидетельствует о повышении уровня развития общества и экономики. Долгосрочный прогноз роста российской экономики ориентируется на форсированный характер развития экономики. Темпы роста ВРП по базовому сценарию развития области не способствуют обеспечению выполнения задачи по удвоению ВВП России за десяти-летие, по инновационно-активному сценарию - не способны обеспечить достижение главной стратегической цели. Целевой вариант развития области удовлетворяет оба условия. Долгосрочный прогноз роста российской экономики ориентируется на создание к 2010 году необходимых предпосылок для формирования в России широкого среднего класса и сокращения доли малообеспеченных к гг. Решить проблему бедности возможно лишь при условии реализации целевого сценария развития области.

обеспечение роста валового регионального продукта, … поэтому целевыми задачами стратегии социально- экономического развития Магаданской области до 2020 года являются сокращение уровня бедности а также

Острой социально-экономической проблемой остается ежегодное снижение численности населения Магаданской области. За годы численность населения области сократилось на 15%, а за последние 15 лет - в 2,3 раза. Увеличение миграционного оттока населения. В первую очередь регион покидает население трудоспособного возраста. Это самая деятельная и активная часть населения, в том числе молодежь, получившая высшее образование за пределами области и не возвращающаяся в регион, так как не видит перспективы развития Магаданской области, приложения своих сил и достойного уровня жизни. Ухудшение структуры населения. Уменьшение доли трудоспособного населения и рост доли нетрудоспособного, сокращение численности трудовых ресурсов. Острая кадровая проблема. При достаточно высоком уровне безработицы в области - высококвалифицированных специалистов не хватает. Сохранение естественной убыли населения. Отсутствие достойных материально-жилищных условий и ориентация на временное проживание – лишь некоторые из многочисленных факторов, ухудшающих показатели естественного воспроизводства населения. Несмотря на рост коэффициента рождаемости (на 1000 человек населения) продолжается депопуляция населения области. Население области ежегодно стареет. На решение этих проблем направлены запланированные Правительством Российской Федерации мероприятия по оптимизации численности населения, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, путем создания условий для закрепления квалифицированных кадров и выезда нетрудоспособных лиц на годы (распоряжение от 20 января 2005 года 44-Р). Причины падения численности населения области: Массовая ликвидация предприятий и сокращение рабочих мест. Низкий уровень качества жизни.

Эти меры дадут возможность частично решить следующие социально-экономические проблемы: ежегодного снижения численности, так как трудоспособное население будет оставаться на территории области; обеспечения населения области жильем, так как высвобождающееся жилье после выезда нетрудоспособных граждан будет передаваться очередникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий; снижения нагрузки на бюджет территории по содержанию учреждений социальной инфраструктуры в связи с закрытием их в неперспективных поселках одновременно с переселением населения. Специфическая проблема Магаданской области - переселение населения из неперспективных населенных пунктов. Из 86 поселков области – 25 признаны неперспективными (29%). На решение этой проблемы направлена областная целевая «Программа содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на годы. Мероприятия Программы направлены на обеспечение максимально эффективной помощи гражданам, проживающим в неперспективных поселках и не имеющих возможности самостоятельно решить свои социальные проблемы, выехать в другие населенные пункты области или ЦРС. В целях оптимизации миграционной политики, а также повышения экономической эффективности переселения населения из неперспективных поселков необходимо: сконцентрировать финансовые средства федерального бюджета на вывозе социально незащищенных граждан (с учетом очередников на получение субсидии по ФЗ 125), главным образом инвалидов и пенсионеров; расселять трудоспособное население из неперспективных поселков в более комфортные условия на территории области за счет средств территории.

стабилизация численности населения области путем оптимизации структуры населения … поэтому одной из целевых задач стратегии социально-экономического развития Магаданской области до 2020 года является

Одной из важнейших социально-экономических проблем Магаданской области остается обеспечение населения жильем. Около 20 тысяч человек (12% населения области) в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания. По программе «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда в Магаданской области» на годы» планируется расселить весь аварийный фонд к 2010 году Еще 25 тысяч человек (14% населения области) нуждаются в улучшении жилищных условий. На решение этой проблемы направлены: ряд федеральных и областных целевых программ; разработка и внедрение механизма ипотечного кредитования строительства; строительство социального жилья. Решить проблему обеспечения жильем населения области в полной мере в пределах прогнозируемого периода (до 2020 г.) невозможно по ряду объективных экономических причин, среди которых высокая стоимость нового строительства и недостаток потенциальных инвесторов.

максимальное приближение к решению проблемы обеспечения населения области жильем. … поэтому одной из целевых задач стратегии социально-экономического развития Магаданской области до 2020 года является

… поэтому одной из целевых задач стратегии социально-экономического развития Магаданской области до 2020 года является последовательное повышение уровня жизни населения. Долгосрочный прогноз роста российской экономики предусматривает создание в России к 2010 году необходимых предпосылок для формирования широкого среднего класса (лица со среднедушевым доходом выше шести прожиточных минимумов). Решение проблемы формирования широкого среднего класса населения невозможно без улучшения качества жизни населения. К тому же обеспечение условий для улучшения качества жизни населения является одним из критериев целостности России.

Главная стратегическая цель социально- экономического развития Магаданской области на период до 2020 года: стабилизация численности населения области путем оптимизации структуры населения; стабилизация численности населения области путем оптимизации структуры населения; сокращение уровня бедности; сокращение уровня бедности; максимальное приближение к решению проблемы обеспечения населения области жильем; максимальное приближение к решению проблемы обеспечения населения области жильем; последовательное повышение уровня жизни населения. последовательное повышение уровня жизни населения. Формирование конкурентоспособной модели экономики, опирающейся на имеющиеся региональные преимущества и ресурсы развития экономики. Целевые задачи стратегии развития Магаданской области: обеспечение роста валового регионального продукта; обеспечение роста валового регионального продукта;

Основные задачи политики администрации Магаданской области на период до 2020 года: Для достижения главной стратегической цели социально-экономического развития и выполнения целевых задач стратегии развития области перед администрацией Магаданской области ставятся следующие Обеспечение увеличения притока инвестиций в регион; Максимальное содействие реализации наиболее значимых для развития области инвестиционных проектов; Создание благоприятных условий для роста малых и средних предприятий и улучшение делового климата для развития частного сектора; Осуществление деятельности в соответствии с приоритетными направлениями стратегии социально- экономического развития области.

Разработка приоритетных направлений стратегии развития Магаданской области на период до 2020 года Разработка приоритетных направлений стратегии развития Магаданской области на период до 2020 года 5 этап

Цель действующих в настоящее время «Основных направлений деятельности администрации Магаданской области до 2008 года» Формирование экономической базы, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста Задачи для достижения поставленной цели: Содействие развитию базовых отраслей экономики области Изменение структуры промышленного производства путем реализации инвестиционных проектов в новых отраслях экономики Реформирование энергетики региона и жилищно- коммунального комплекса Приграничное сотрудничество со странами АТР и сотрудничество с регионами ДВФО Уменьшение бедности Удвоение валового регионального продукта Рост благосостояния людей Ожидаемые результаты:

Решение большинства задач, поставленных в «Основных направлениях деятельности администрации Магаданской области до 2008 года» рассчитано на более долгосрочную перспективу, поэтому они не теряют своей актуальности и на период до 2020 года, так как перспективы развития Магаданской области на ближайшие 15 лет главным образом зависят от реализации инвестиционных проектов, связанных: Наращивание нало- говой базы и сокраще- ние дотационности области; Внесение заметного вклада в рост ВРП; Осуществление диверсификации экономики области в сырьевом секторе; Создание принципи- ально новой экономи- ческой базы региона. с освоением минерально- сырьевых ресурсов с освоением водно- биологических ресурсов и укреплением водно- биологической базы рыбохозяйственного комплекса с развитием промыш- ленности и транспорта с развитием туризма с возрожде- нием и раз- витием оле- неводства и х з н а ч е н и е н а р е г и о н а л ь н о м у р о в н е Снижение зависимости экономики региона от высоких энергетических и транспортных издержек; Обеспечение закрепления населения в регионе. Модернизация и переоборудо- вание предприятий, занимающих- ся добычей и переработкой рыбы и морепродуктов и укрепление производственной базы; Освоение новых объектов промысла; Возрождение зверобойного промысла будет способствовать стабильной занятости малочис- ленных коренных народов; Увеличение объемов и ассорти- мента производимой продукции. Развитие туристской инфраструктуры; Повышение привлекатель- ности и эффективности туриндустрии в области; Доведение турииндустрии до мировых стандартов. Решение наиболее важных вопросов жизнеобес- печения и сохранения коренного малочис- ленного населения области.

Приоритетные направления стратегии социально- экономического развития Магаданской области до 2020 года Развитие сферы экономики Развитие социальной сферы Задачи развития по отраслям экономики Выполнение целевых задач стратегии Достижение главной стратегической цели

3. Развитие инфраструктуры экономики 5. Развитие сельского хозяйства 6. Повышение эффективности экономики 2. Создание новых отраслей экономики 1. Развитие минерально- сырьевого комплекса 4. Развитие рыбной промышленности Дальнейшее развитие золотодобывающей отрасли; Диверсификация горнодобывающего комплекса и освоение месторождений цветных (медь, цинк, вольфрам, молибден, свинец) и черных (железо) металлов. Приоритетные направления стратегии развития Магаданской области до 2020 года (в сфере экономики) Поиск, разведка и освоение запасов нефти- и газа; Добыча и комплексная переработка бурых углей; Промышленное освоение крупных месторождений торфа и производство торфяной продукции; Добыча и производство продукции из цеолитов; Развитие индустрии строительных материалов; Производство ровинга (нити) из базальтового сырья; Нефтеперерабатывающее производство, основанное на местном сырье; Производство каркасно-панельного домостроения и изготовление металлополимерных труб. Развитие электроэнергетики как отрасли, способной обеспечить развитие ведущих отраслей промышленности; Развитие транспорта (автомобильного, воздушного, морского и речного) и расширение дорожной сети; Совершенствование связи и внедрение новых технологий; Развитие туризма. Развитие прибрежного рыболовства;.Укрепление берегового рыбоперерабатывающего производства; Возрождение и развитие морского зверобойного промысла. Обеспечение продовольственной безопасности; Обеспечение населения области молоком и яйцом при равной государственной поддержке всех производителей данной продукции; Развитие сельскохозяйственных производственных и обслуживающих кооперативов;.Обеспечение противоэпизоотической безопасности для населения области. Приватизация или ликвидация неэффективных предприятий, организаций и учреждений с областной долей собственности; Проведение эффективной политики в области ценообразования, включая тарифы на энергоносители и услуги ЖКХ; Расширение сотрудничества с другими регионами России и развитие приграничного сотрудничества с Китаем, Кореей и Японией.

Цветная металлургия была и будет оставаться приоритетной отраслью, обеспечивающей рост ВРП Магаданской области и повышение уровня жизни населения. Задачи развития цветной металлургии Магаданской области на период до 2020 года Государственная поддержка россыпной золотодобычи. Государственная поддержка россыпной золотодобычи. Стимулирование широкого внедрения технологии обогащения по извлечению мелкого золота. Стимулирование широкого внедрения технологии обогащения по извлечению мелкого золота. Производство современных промывочных установок для добычи золота из россыпных месторождений. Производство современных промывочных установок для добычи золота из россыпных месторождений. Строительство и ввод в эксплуатацию новых горно-рудных предприятий. Строительство и ввод в эксплуатацию новых горно-рудных предприятий. Поиск и разведка большеобъемных рудных объектов. Поиск и разведка большеобъемных рудных объектов. Создание минерально-сырьевой базы рудных месторождений в Сусуманском, Ягоднинском и Среднеканском районах, базы цветных и черных металлов. Создание минерально-сырьевой базы рудных месторождений в Сусуманском, Ягоднинском и Среднеканском районах, базы цветных и черных металлов. Строительство гидрометаллургического производства по переработке золотосеребросодержащих, оловянных, медно-молибденовых и свинцово- цинковых концентратов с получением драгоценных и цветных металлов. Строительство гидрометаллургического производства по переработке золотосеребросодержащих, оловянных, медно-молибденовых и свинцово- цинковых концентратов с получением драгоценных и цветных металлов. Развитие перерабатывающего производства:аффинаж и его продукты, сырье для ювелирного производства, сусальное золото и проч. Развитие перерабатывающего производства:аффинаж и его продукты, сырье для ювелирного производства, сусальное золото и проч. Увеличение объемов добычи золота и серебра. Увеличение объемов добычи золота и серебра.

Задачи развития топливной промышленности Магаданской области до 2020 года Дальнейшее развитие угледобывающих предприятий области Дальнейшее развитие угледобывающих предприятий области Реализация инвестиционного проекта по промышленному освоению Ланковского и Мелководнинского месторождений бурых углей Реализация инвестиционного проекта по промышленному освоению Ланковского и Мелководнинского месторождений бурых углей Строительство и ввод в эксплуатацию компактного модульного углеперерабатывающего завода, действующего по современным высокоэффективным технологиям и осуществляющего комплексную переработку местных углей и производство наукоемкой продукции Строительство и ввод в эксплуатацию компактного модульного углеперерабатывающего завода, действующего по современным высокоэффективным технологиям и осуществляющего комплексную переработку местных углей и производство наукоемкой продукции Содействие становлению энергетической независимости региона и выводящих его в ранг энергоэкспортируюших Содействие становлению энергетической независимости региона и выводящих его в ранг энергоэкспортируюших Поиск, разведка и разработка месторождений углеводородов на шельфе Охотского моря на участках Магадан-1 и Магадан-2 Поиск, разведка и разработка месторождений углеводородов на шельфе Охотского моря на участках Магадан-1 и Магадан-2 Строительство в г.Магадане нефтеперерабатывающего завода Строительство в г.Магадане нефтеперерабатывающего завода Создание условий для дальнейшей модификации области в субъект по экспорту нефтепродуктов Создание условий для дальнейшей модификации области в субъект по экспорту нефтепродуктов

Задачи развития энергетической системы Магаданской области на период до 2020 года - Повышение устойчивости и эффективности функционирования энергетической системы области; - Модернизация котельных и перевод с жидкого топлива на местные угли; - Совершенствование топливно-энергетического баланса. - Снижение производственных затрат и потерь энергоносителей при доставке до потребителей; - Ввод в эксплуатацию Усть-Среднеканской ГЭС и реконструкция электрических сетей; - Создание единой энергокомпании и проведение единой тарифной политики на территории Магаданской области; - Строительство и ввод в эксплуатацию ветроэлектроустановок; - Строительство и ввод в эксплуатацию высоковольтных линий; - Обеспечение возрастающих энергетических потребностей золотодобывающей отрасли и бесперебойного снабжения других отраслей и населения области; Учитывая, что развитие одной из ведущих отраслей Магаданской области цветной металлургии прогнозируется опережающими темпами, ожидается значительный рост энергопотребления в регионе.

Задачи развития рыбной отрасли Магаданской области на период до 2020 года Совершенствование законодательства и обеспечение защиты экономических интересов рыбопромышленников Совершенствование законодательства и обеспечение защиты экономических интересов рыбопромышленников Развитие комплексной переработки сырья: строительство берегового модульного завода по безотходной переработке тюленей (кожевенно-меховое, фармакологическое и косметологическое использование сырья) Развитие комплексной переработки сырья: строительство берегового модульного завода по безотходной переработке тюленей (кожевенно-меховое, фармакологическое и косметологическое использование сырья) Восстановление морского и прибрежного промысла тюленей:приобретение 3-4 зверобойно-рыболовных судов ледового класса, приобретение оборудования для организации промысла морского зверя и первичной обработки сырья Восстановление морского и прибрежного промысла тюленей: приобретение 3-4 зверобойно-рыболовных судов ледового класса, приобретение оборудования для организации промысла морского зверя и первичной обработки сырья Проведение реконструкции трех государственных лососевых рыбоводных заводов: Ольской экспериментальной акклиматизационной базы, Тауйского ЛРЗ и Арманского ЛРЗ Проведение реконструкции трех государственных лососевых рыбоводных заводов: Ольской экспериментальной акклиматизационной базы, Тауйского ЛРЗ и Арманского ЛРЗ Модернизация материально-технической базы предприятия по заморозке, хранению и переработке рыбы Модернизация материально-технической базы предприятия по заморозке, хранению и переработке рыбы Обеспечение стабильной занятости традиционными видами промысла малочисленных коренных народов Обеспечение стабильной занятости традиционными видами промысла малочисленных коренных народов

Строительство и модернизация малых портов (морских и аэро-) в поселках области Организация оптимальной и эффективной системы управления территориальными дорогами общего пользования 1 1 Реконструкция морского торгового порта с заменой портового оборудования, строительством современных причала и нефтепирса 2 2 Создание региональной судоходной компании для обеспечения завозов грузов в Северо-Эвенский национальный район Задачи развития всех видов транспорта и дорожного хозяйства Магаданской области на период до 2020 года 5 5 Воссоздание и развитие малой авиации для транспортного сообщения с поселками области Строительство дорог круглогодичного пользования «Эвенск- Омсукчан», «Омсукчан-Россоха» Совместное с Республикой Саха (Якутия) участие в строительстве и реконструкции дороги «Якутск-Магадан» Реконструкция аэропорта «Магадан» Строительство Северного автотранспортного коридора «Колыма-Омсукчан-Кубака-Омолон-Билибино-Комсомольский- Анадырь»

3. Модернизация системы образования 5. Социальная поддержка населения 6. Рост доходов населения и снижение бедности 2. Реформирование ЖКХ 1. Обеспечение граждан доступным жильем 4. Повышение доступности и качества медицинской помощи Приоритетные направления стратегии развития Магаданской области до 2020 года (в социальной сфере) 7. Развитие физкультуры, спорта и туризма 8. Поддержка развития культуры и искусства 9. Реализация молодежной политики 10. Обеспечение общественной безопасности 11. Становление институтов гражданского общества 12. Развитие форм и методов взаимодействия со средствами массовой информации 13. Государственная политика в области защиты прав и защиты интересов малочисленных народов Севера и поддержка традиционных видов их деятельности

Задачи развития жилищно-коммунального хозяйства Магаданской области на период до 2020 года повышение эффективности, комфортности и безопасности условий проживания качества жилищно- коммунального обслуживания и снижение затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг; повышение эффективности, комфортности и безопасности условий проживания качества жилищно- коммунального обслуживания и снижение затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг; осуществление адресной социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. осуществление адресной социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. ; ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса; реализация стратегических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций, апробирование механизмов привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов и осуществление комплекса мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и муниципальных гарантий; государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу; государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу; ликвидация критического уровня износа основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе и доведение уровня физического износа до 30 процентов; повышение хозяйственной самостоятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и их ответственности за качество обслуживания потребителей; обеспечение эффективного сочетания хозяйственной самостоятельности конкурирующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования деятельности локальных естественных монополистов, развитие предпринимательской активности и защиту интересов потребителей; построение экономического механизма, стимулирующего экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов и сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантированном и бесперебойном их предоставлении, сокращение потребностей в инвестициях на развитие мощностей предприятий жилищно-коммунального комплекса;

Задачи развития туризма в Магаданской области на период до 2020 года Развитие въездного туризма: строительство спортивно- развлекательного горнолыжного комплекса на Марчеканской сопке Развитие въездного туризма: строительство спортивно- развлекательного горнолыжного комплекса на Марчеканской сопке Строительство туристской базы для организации экологичес- кого и охотничьего туризма и фермы по разведению якутских лошадей для использования их на туристских маршрутах Строительство туристской базы для организации экологичес- кого и охотничьего туризма и фермы по разведению якутских лошадей для использования их на туристских маршрутах Строительство туристической базы на берегу бухты Светлая Строительство туристической базы на берегу бухты Светлая Организация экологического туризма и спортивно- развлекательных туров: приобретение прогулочного судна Организация экологического туризма и спортивно- развлекательных туров: приобретение прогулочного судна Строительство круглогодичного центра активного отдыха и туризма на берегах озер Танцующих Хариусов и Джека Лондона на базе летнего спортивного лагеря Строительство круглогодичного центра активного отдыха и туризма на берегах озер Танцующих Хариусов и Джека Лондона на базе летнего спортивного лагеря

Ожидаемые итоги реализации стратегии социально-экономического развития Магаданской области к 2020 году 6 этап

Начиная с 2008 г. ожидаются результаты от реализации на территории области инвестиционных проектов, способствующих росту ВРП пропорционально увеличению объемов производства в отраслях, к которым относятся сами проекты, и смежных, обслуживающих данный проект, - энергетика, строительство, транспорт. По целевому варианту развития физический объем ВРП в 2020 г. в 3 раза выше, чем в базисном 2004 г. Рост доходов населения и создание новых рабочих мест приведут к сокращению бедности в 2020 г. до 3,5%

Отрасли/ годы 2004 год, в % к 2003 году Среднегодовой темп за период гг в %, по вариантам развития 2020 год в % к 2004 году по вариантам развития ВРП 100,0104,8106,7107,1211,7283,2300,0 ВРП на душу населения 102,0105,9106,6106,5249,1277,7275,5 Индекс промышленного производства 93,7105,0107,0110,5217,7295,2494,9 1 Инвестиции в основной капитал 107,5104,5110,5111,5201,5494,1570,7 Оборот розничной торговли 102,3105,0109,5109,7218,3427,2440,0 Реальные располагаемые денежные доходы населения 100,1106,5108,0108,1273,9342,6347,7 Кроме того: численность населе- ния на конец года, тыс.человек 174, ,7181,8194,5 Основные показатели экономического и социального развития Магаданской области до 2020 года (в сопоставимых ценах) Варианты развития: 1 – базовый или инерционный; 2 – инновационно-активный; 3 – целевой. Одним из итогов реализации стратегии социально-экономического развития Магаданской области является увеличение основных социально-экономических показателей, которые ниже приведены в таблице по возможным вариантам развития.

Прогнозируемая численность населения и трудовых ресурсов Магаданской области до 2020 года (тыс. чел.) Численность населения на конец годаЧисленность трудовых ресурсов 77% к уровню 2000 г. 87% к уровню 2000 г. 93,8% к уровню 2000 г. 1.Базовый или инерционный сценарий (1 вариант развития) ориентируется на сложившиеся демографические тенденции и предполагает выезд за пределы территории населения из закрывающихся поселков. 2. Инновационно-активный сценарий (2 вариант развития) предполагает нижнюю и верхнюю границу численности населения. По нижней границе: снижение численности населения области будет продолжаться до 2014 года, с 2015 года возможен ее прирост. При этом учитывается возможность закрепления на территории области трудоспособного населения из неперспективных поселков, ввод в действие новых производственных мощностей и создание новых рабочих мест, а также приезд в область квалифицированных кадров. Верхняя граница учитывает возможность более высокого уровня миграционного притока в область населения из других регионов и естественного прироста населения. Инновационно-активный сценарий развитияБазовый или инерционный сценарий развития

Численность населения на конец года Численность трудовых ресурсов 100,3% к уровню 2000 г. 3. Целевой сценарий (3 вариант развития) учитывает возможность принятия Правительством кардинальных мер, направленных на развитие Севера, которые вернут привлекательность жизни и работы в нашем регионе. Реализация инвестиционных проектов будет способствовать созданию новых рабочих мест, привлечению в регион высококвалифицированных специалистов и повышению уровня жизни населения, а также усилит экономическую привлекательность региона. В этом случае с 2011 года возможен прирост численности населения и доведение ее до уровня 2000 года и выше. Итогом реализации стратегии социально-экономического развития Магаданской области (целевой вариант) является стабилизация численности населения и оптимизация структуры расселения.

Прогнозируемая структура распределения населения Магаданской области по среднедушевому доходу до 2020 года Инновационно-активный сценарий развития Целевой сценарий развития (выше 6 прожиточных минимумов) от 2 до 6 прожиточных минимумов Уровень бедности от 1 до 2 прожиточных минимумов Промежуточные слои населения Формируемый средний класс населения (ниже прожиточного минимума) Итогом реализации стратегии социально-экономического развития Магаданской области является резкое сокращение уровня бедности и повышение уровня жизни населения.

Осуществление целевых федеральных и областных программ по строительству жилья позволит качественно улучшить качество жизни населения области и показатель обеспеченности населения области жильем, а также сократить затраты на содержание ветхого и аварийного жилищного фонда: Согласно Федеральной целевой программе «Жилище» до 2010 года и плану строительства жилых домов в Магаданской области будет построено и реконструировано 62,6 тыс. кв.м жилья. Ожидаемыми конечными результатами реализации областной целевой программы «Переселение граждан Российской федерации из ветхого и аварийного жилого фонда в Магаданской области» до 2010 года из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, будет переселено 7 тыс. семей (около 20 тысяч человек) и ликвидировано 418,5 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилищного фонда. К 2020 году в условиях сформировавшейся конкурентоспособной модели экономики, предусматривающей рост ВРП, увеличение высокооплачиваемых рабочих мест и доходов населения, с учетом развития ипотечного кредитования, большая часть населения получит возможность улучшения жилищных условий как путем приобретения жилья на первичном и вторичном рынке, так и путем самостоятельного строительства жилья за счет собственных средств. Создание новых градообразующих предприятий и мероприятия по привлечению в область квалифицированных специалистов (в том числе и членов их семей) также будут способствовать увеличению спроса на жилье. Увеличение спроса на жилье приведет к росту инвестиций в жилищное строительство и увеличению объемов нового строительства жилья. Таким образом, итогом реализации стратегии социально-экономического развития Магаданской области является максимальное приближение к решению проблемы обеспечения населения области жильем.

) Прогнозируемые темпы роста физического объема промышленности, ВРП и денежных доходов населения по России (в регионах с преобладанием металлургии в структуре промышленности) и Магаданской области в 2015 г. к 2003 г. (в разах) Вывод: Долгосрочный прогноз роста российской экономики (до 2015 года) предусматривает опережающее развитие некоторых регионов по сравнению с другими регионами, что существенно повлияет на снижение региональной неравномерности развития. Предполагается, что опережающие темпы развития экономики будут иметь и регионы Дальнего Востока, к которым относится и Магаданская область. Это подтверждают и приведенные выше данные. Базовый сценарийЦелевой сценарий по Магаданской области по России