ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ Колотилов Л.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Визуальная среда и цветовое оформление при создании мультимедийных продуктов Министерство образования Ставропольского края ГБОУ СПО «Минераловодский колледж.
Advertisements

Особенности представления графической информации.
Компоновка страниц Расположение элементов на экране, соответствующее особенностям восприятия информации Область способствующая запоминанию Верхнее пространство.
Психологические особенности восприятия информации Короповская В.П., доцент кафедры ЕМиПО.
Воздействие цвета. Критерии выбора цвета Тема 8. Теория.
Создание мультимедийной презентации В рамках создания тематического учебного проекта.
Сочетаемость цветов в дизайне. I. Двухцветная гармония Двухцветная гармония – это эстетичное сочетание двух цветов. Часто используется в графическом дизайне,
МКОУ ДПО «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ Котова Светлана Олеговна, методист.
Общие правила оформления презентации Учитель ИЗО, МХК Лебедь С.Г.
Автор презентации, номер текущего слайда, количество слайдов дата изготовления Проблемная лаборатория систем средств обучения ВОИПКиПРО.
Создаём презентацию Урок 1 Энциклопедия полезных советов Воробьёва Любовь Леонидовна, МОУ города Кургана "Лицей 12"
Рекомендации по оформлению компьютерной презентации.
Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций.
Экранная эргономика и дизайн Анна Викторовна Молокова, д-р. пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник НМЦ «Современные технологии», зав. кафедрой начального.
Памятка ученикам Одна из самых зрелищных и ёмких форм представления проекта – компьютерная презентация, созданная в программе PowerPoint. При её создании.
Цели и задачи Цели: –Улучшение качества презентационных материалов Задачи: –Предложить рекомендации по подготовке презентаций –Предложить типовые структуры.
В начало В начало В начало В начало Далее Назад XXXX XXXX Создание эффективных презентаций Тренинг для курсов повышения квалификации учителей Автор: Гончарова.
Компьютерная презентация Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, определение основной.
Иванова Алена 4 «Б» класс 4 «Б» класс МБОУ Гимназия 9.
Транксрипт:

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ Колотилов Л.В.

Важнейший компонент современных информационных технологий - мультимедиа-технологии (ММТ). ММТ доказали свою эффективность в образовании.

Предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации (текст, звук, графика, фото, видео) в сочетании с интерактивностью, ММТ технологии обеспечивают качественно новый уровень обучения.

Развитие технических средств современных компьютеров существенно изменяет визуальную организацию мультимедиа- среды.

При создании образовательных мультимедийных продуктов необходимо добиваться того, чтобы при максимальной информационной насыщенности продукта обеспечить максимальную простоту и прозрачность организации учебного материала для пользователя.

Один из путей решения этой задачи – ограничение как способов предоставления учебного материала и набора навигационных объектов. Обучающийся, быстро освоив особенности интерфейса CD-ROM, в дальнейшем не будет на него отвлекаться, сосредоточив все внимание на содержании образовательной информации.

Задача - создание системы изобразительных и звуковых образов, которая комплексно воздействуя на ассоциативные образы и идеи, на зрение, слух и воображение пользователей, создает нужное настроение, помогает прийти к тем или иным заключениям.

Заключения или ответная реакция возникают у пользователей на нескольких уровнях, как понятийно- логическом, так и алогическом - эмоционально-образном, эстетическом.

Язык программных средств учебного назначения (ПС УН) следует разрабатывать с учетом требований дидактики психологии восприятия эргономики вычислительной техники опыта (системы сенсорных эталонов), наличие которого можно предполагать у учащегося

Эргономические требования к ПС УН: соответствие характеристик программного средства методическому руководству и сопутствующей документации к временным режимам работы программного средства к общей визуальной среде на экране монитора к цветовым характеристикам к пространственному размещению информации на экране монитора к организации диалога к буквенно-цифровой символике и знакам к звуковому сопровождению

2.Общая визуальная среда на экране монитора: нормальная благоприятная гомогенная агрессивная смешанная динамическую гомогенная динамическую агрессивная нормальная визуальная среда программного средства

3.Цветовая характеристика формируется из условий: соответствия цветовой палитры относительной видимости предметов изображения оптимальности контраста изображения по отношению к фону постоянства используемых цветов соответствия цветов устойчивым зрительным ассоциациям яркости цветов объектов по отношению к фону оптимальности выбора объекта (шрифта) по отношению к фону оптимальности выбора цветов для смыслового противопоставления объектов друг другу оптимальности сочетания цвета и яркости изображения

4.Пространственное размещение информации на экране (монитора) формируется из условий: соответствия полей восприятия графической информации на экране оптимальному порядку изучения соответствия пространственного расположения информации на экране оптимальному порядку изучения степени засоренности поля главного объекта

4.Пространственное размещение информации на экране монитора формируется из условий: соответствия форм объектов устойчивым зрительным ассоциациям использования логических ударений оптимальности использования логических ударений соответствия последовательности логических ударений оптимальному порядку изучения информации

5.Условие максимальной естественности взаимодействия учащегося с программным средством определяет требования к организации диалога: доступность для учащихся время реакции на ответ в вопросах типа «меню» правдоподобность ответов в вопросах типа «меню» наличие инструкции или подсказки, удобство работы с ней

6. Максимальная эффективность считывания буквенно-цифровой информации с экрана (монитора) определяется: требованиями к разборчивости изображения: способ начертания (соотношение размера и яркости) толщина линии обводки требованиями к параметрам текста: высота знака отношение ширины буквы, цифры к высоте толщина линии обводки в прямом и обратном контрасте расстояние между знаками расстояние между строками длина строки

7.Максимальная естественность восприятия человеком звуковой информации с учетом специфики использования ПС УН в учебном процессе определяется: комфортностью восприятия звуковой информации удобством настройки звуковых характеристик зависимостью максимальной разборчивости от уровня громкости соответствием звуковой информации устойчивым звуковым ассоциациям степенью засоренности звукового сопровождения оптимальностью темпа звукового сопровождения

1. Общая визуальная среда на экране монитора

Общая визуальная среда Комфортная Нормальная Гомогенная Агрессивная

Комфортная визуальная среда - это среда с большим разнообразием элементов. Для нее характерны кривые линии разной толщины и контрастности острые углы (особенно в верхней части) в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы сгущение и разрежение элементов и разная их удаленность

Комфортная визуальная среда красивый пейзаж (лес, горы, море, облака, река) произведения искусства в области живописи и архитектуры

Гомогенная визуальная среда - визуальная среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо число их резко снижено

Гомогенная визуальная среда Длительная работа в этом режиме ведет к ощущению дискомфорта, нарушению работы органов зрения, нервных клеток мозга, расстройству его некоторых функций. Это является причиной неприятных ощущений и головных болей. Происходит нарушение автоматизма саккад - быстрых движений глаз, которые играют большую роль в зрительном восприятии.

В образовательных средствах с высокой степенью общей гомогенности среды восприятие информации с экрана монитора идет с большим напряжением. В результате быстро устают глаза, развивается общее утомление обучающихся. В образовательных средствах с высокой степенью общей гомогенности среды восприятие информации с экрана монитора идет с большим напряжением. В результате быстро устают глаза, развивается общее утомление обучающихся. В образовательных средствах с высокой степенью общей гомогенности среды восприятие информации с экрана монитора идет с большим напряжением. В результате быстро устают глаза, развивается общее утомление обучающихся.

Основные причины возникновения гомогенных полей и гомогенной среды в ПС УН просчеты в выборе: цветовой палитры соотношения яркости и контрастности изображения соотношения темпа подачи учебного материала

Агрессивная визуальная среда - среда, в которой человек одномоментно видит большое число одинаковых элементов. даже гомогенные поля воспринимаются человеком намного легче, чем агрессивные

Агрессивная визуальная среда

Причины возникновения агрессивного поля в ПС УН: разнесение одинаковых микрообъектов менее чем на 2° в поле зрения наличие более пяти одинаковых микрообъектов Все это препятствует фиксации взгляда на одном микрообъекте.

Причины возникновения общей агрессивности визуальной среды: большое агрессивное поле высокая яркость и контраст агрессивного поля по отношению к общему фону

При высокой агрессивности визуальной среды все объекты как бы уходят на задний план, взгляд начинает воспринимать только саму агрессивную среду (то есть происходит нарушение соотношения фигура - фон) отдельные элементы могут стать невидимыми, все поле превращается в серый фон - глаза уже физически не в состоянии остановиться на отдельном элементе, они как бы плавают по объекту быстро развивается утомление.

Чтобы не создавать агрессивности визуальной среды (ряби в глазах), следует избегать: «украшения» информационных продуктов одинаковыми мелкими деталями, микрообъектами, орнаментом и т. д. нарушения цветовых пропорций

Динамическая агрессивность и динамическая гомогенность визуальной среды возникают при изменении визуальной обстановки на экране монитора даже небольшая динамичность визуальной обстановки на экране монитора приводит к резкому увеличению агрессивности и гомогенности визуальной среды отрицательное действие динамических агрессивных полей намного сильнее, чем статических! фиксация взгляда на объекте в динамической агрессивной среде требует больших усилий, что ведет к быстрому развитию утомления

Комфортную визуальную обстановку на экране монитора создать очень сложно, так как естественным для нашего зрения является восприятие в отраженном свете, восприятие же с экрана монитора идет в излучающем свете

человеческий организм имеет определенные возможности адаптации к агрессивным и гомогенным полям, но они не безграничны

Нормальная визуальная среда - среда, в которой иногда встречаются гомогенные и агрессивные поля, но они оказывают незначительное влияние на общую визуальную обстановку на экране монитора и не вызывают отрицательных эмоций у учащихся

Нормальная визуальная среда Оптимальное видимое поле: размер объекта 1-3° расстояние между объектами 2,5° число однотипных объектов не более 5 1 o 0,9 см

Нормальная визуальная среда ПРИЕМЫ использование комбинации различных элементов для создания фона создание иллюзии разной удаленности объектов использование линии разной толщины и контрастности по возможности, избегать прямых линий разнообразить набор острых углов в верхней части экрана

Нормальная визуальная среда ПРИЕМЫ Желательно разнообразить цветовую палитру, использовать плавные цветовые переходы, отдавать предпочтение теплым тонам. Пользователь может несколько понизить агрессивность и гомогенность визуальной среды настройкой монитора. Увеличивая яркость и контрастность изображения, иногда удается уменьшить гомогенность темной среды, снижая яркость и контрастность - снизить агрессивность.

Классификация и основные характеристики визуальных полей на экране монитора Поле точного восприятия изображения: 3° вверх и вниз, по 7° вправо и влево от оси зрения, что в условиях работы в компьютерном классе 2,6-2,7 см, 4,8-5,2 см соответственно. Поле опознания взаимного расположения и изменения положения объектов: вверх 25°, вниз 35°, вправо и влево по 32° от оси зрения, что соответствует см, см. Поле высокозначимой информации: 15° во все стороны от оси зрения ( см). Поле главного объекта: 10° во все стороны от оси зрения 9-10 см.

Цветовые характеристики учебной информации

По данным ЮНЕСКО из 100 % предлагаемой информации человек при прослушивании запоминает % речевой информации при наблюдении % видимой информации при прослушивании и наблюдении одновременно %

По данным ЮНЕСКО Введение цвета в предлагаемую информацию на 40 % увеличивает интерес к ней на 73 % - понимание информации на 85 % - убедительность высказанных идей Применение цвета в обучении на достаточно высоком уровне, безусловно, полезно

Некоторые специалисты считают, что цвет увеличивает информационную емкость кадра в 5-8 раз. При этом во столько же раз затрудняется рассматривание и восприятие учебного материала. Цветная информация не должна быть доминирующей в процессе обучения!

Чтобы цвет способствовал активизации учебного процесса, не препятствовал восприятию информации, необходимо грамотно пользоваться им при создании ПС УН, а именно: учитывать влияние друг на друга цветов, расположенных рядом уметь получать гармоничные композиции цвета знать, какие сочетания цветов создают четкость изображения и способствуют улучшению восприятия учебной визуальной информации.

Выбор цвета должен осуществляться в соответствии с законом гармонии цвета, психологии восприятия цвета, его воздействия на психологию и поведение человека

Психофизическое воздействие на человека оказывает целый ряд факторов: цветовой тон насыщенность яркость цветовая адаптация цветовые контрасты гармония Воздействие цвета на психику человека основано на его свойствах иллюзорно производить впечатление простора или подавлять, создавать чувство тепла или холода, покоя или движения

Воспринимаемые цвета (цветовой тон) называются хроматическими цветами, к ним относятся все цвета, за исключением белого, черного и всех оттенков серого цвета, которые являются ахроматическими. К основным спектральным цветам относятся красный, зеленый, синий. Все остальные цвета спектра можно получить за счет смешения основных.

В цветовом круге спектральные и неспектральные цвета замкнуты в круг

Цвета, находящиеся на противоположных сторонах цветового круга, называются противоположными (например, красный и сине-зеленый). К ним можно отнести цвета, различающиеся по своим свойствам: цвет - ему противоположный цвет, светлый - темный, насыщенный - ненасыщенный, теплый - холодный.

Противоположные цвета создают всегда резкие контрасты, образуя сильные устойчивые эффекты. Чтобы резкие контрасты не мешали восприятию информации, не создавали гомогенных полей, необходимо знать, как их можно устранить.

Способы согласования противоположных цветов: 1.Сдвиг одного цвета в сторону другого. Установите, какой цвет будет ведущим (в большинстве случаев это цвет «фигуры»), а какой - подчиненным. Оба цвета должны «пойти» навстречу друг другу в сторону нейтральной зоны между ними. Но ведущий цвет сделает меньший шаг, а подчиненный - более значительный. Тогда будет создано основание для проявления гармонии, которая появится при тонкой настройке меры их сдвига в направлении середины между ними. Мера, граница между двумя полярными качествами цвета, всегда выступает как середина.

Способы согласования противоположных цветов: 2.Использование в качестве объединяющего цвет, противоположный среднему, промежуточному цвету-мере. Можно так установить гармонию между красным и зеленым, что мерой их согласования будет желто-оранжевый. Этот цвет станет тем мерилом, «цветовым камертоном», по которому будут настраиваться красный и зеленый цвета. Во втором способе согласования в качестве меры- камертона выступит уже не желто-оранжевый, а противоположный ему синий цвет. Здесь также необходимо соблюсти тонкую настройку тонов. Отметим, что в обоих случаях среднего цвета-меры может не быть в композиции, а он явится третьим цветом, образуя гармоничную триаду цветовых тонов.

Способы согласования противоположных цветов: 3.Согласование по другим свойствам: светлоте, теплохолодности. Например, чтобы согласовать очень темное и светлое по среднему тону, темное (как главное, доминирующее в кадре) должно немного «посветлеть», а светлое - значительно «потемнеть». Достичь цветовой гармонии можно цветовым равновесием при основном доминирующем цвете. Доминирующая роль цветового тона, как правило, достигается наибольшей площадью его наименьшей интенсивности. Это относится к синему цвету, в то время как ярко-красный, даже в небольшом количестве, подавляет другие цвета. Контрастный цвет не должен подавлять другие цвета, а должен лишь подчеркивать их характер, давать дополнительный акцент. Для обеспечения цветового равновесия менее насыщенные цвета должны занимать большую площадь, а более насыщенные -меньшую.

Психофизиологическое воздействие цвета на человека Наиболее активно воздействуют теплые цвета (красный, оранжевый, желтый и все родственные им цвета из цветовой гаммы, а также фиолетовый).

Теплые цвета усиливают жизнедеятельность организма: возбуждают поднимают настроение бодрят улучшают самочувствие увеличивают мышечную работоспособность влияя тем самым на трудовые процессы повышают умственную деятельность человека

Теплые цвета Однако снижают слуховую чувствительность затрудняют перенесение высоких температур зрительно приближают объект воспринимаются как более близкие, выступающие

Холодные цвета Холодные цвета, включающие все производные синего цвета (синий, голубой, желто-зеленый, зеленый) оказывают пассивное успокаивающее воздействие предрасполагают к отдыху и раздумью в некоторых случаях угнетают психику человека.

Холодные цвета Являются более удаленными, отступающими цветами. Используя эти особенности, можно зрительно отдалить предметы первого плана, приблизить фон. Предметы первого плана, окрашенные в теплые насыщенные цвета, можно зрительно приблизить, если фон обладает холодным цветом.

Активные цвета - красный и желтый - всегда имеют перевес над пассивными - синим и зеленым, поэтому они желательны только в небольших дозах

Эмоциональные воздействия цвета на человека по Р. Р. Кликсу ЦветЗрительно Физиологическ и Ассоциативн о Психологически КрасныйРезкий, яркийВозбуждение Революция, пожар, шум Горячие чувства, активность, гнев Оранжево красный Яркий, выделяющийся Возбуждение Солнце, торжество Энергичность Желто- оранжевый БлестящийНакал Восход, солнце, золото Счастье, жизнь Оранжевый Яркий, выделяющийся Напряженность Закат, осень, апельсин Беспокойство, динамичность ЖелтыйБлестящийСпокойствиеВеснаНадежда Зеленый Неустойчивост ь Покой, свежестьРастение, море Мир, уравновешенность СинийПрозрачныйПрохладаДалекие горы Равновесие, успокоение Фиолетовый Плотный, сумеречный Теплый воздухФиалка Торжественность траур ПурпурныйСочныйСтрастьВластьПышность

Физиологически оптимальные цвета занимают серединное положение между группами теплых и холодных цветов. К ним относятся цвета середины спектра (зеленые, желто-зеленые) и ахроматические (светло-серый). Также считается наиболее приятным для глаз сочетание голубого и светло-зеленого.

Тяжелые, темные цвета ( красный, фиолетовый, синий, голубой) действуют на психику угнетающе.

Легкие, светлые цвета (оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый) обладают высоким коэффициентом отражения и небольшой насыщенностью. Легкие, светлые цвета улучшают настроение, оказывают благотворное влияние на человека.

Цветовая адаптация зрения Длительное воздействие света на сетчатку уменьшает чувствительность глаза, притупляет восприятие цвета, при этом дополнительный цвет воспринимается более остро - цветовая адаптация зрения.

Цветовая адаптация зрения Каждый цвет после длительного и пристального рассмотрения превращается в свою противоположность. Например, если в течение 30 секунд смотреть на красно- оранжевый круг, то вокруг него появляется светло-сине- зеленый ореол. Длительное восприятие схожих по тону цветов приводит к цветовому утомлению (явлению «цветового голода»), к противоположному воздействию цвета.

Цвет в программных средствах учебного назначения

Соответствие цветовой палитры относительной видимости предметов изображения При создании ПС УН следует помнить, что объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне, по-разному воспринимаются человеком. Например, если разместить помидоры на фоне зеленых овощей, то они будут выглядеть красными. Если же разместить помидоры на фоне красной бумаги, то они приобретут коричневый (бледно) Цвет. В этом проявляется свойство зрительных анализаторов, которое характеризуется кривой относительной видимости

Глаз человека воспринимает электромагнитные волны в диапазоне нм. Однако чувствительность глаза к волнам различной длины неодинакова. Наибольшую чувствительность глаз имеет к волнам в середине спектра видимого света ( нм). Этот диапазон соответствует излучению желто-зеленого цвета.

Кривая относительной видимости для обеспечения одинакового зрительного ощущения необходимо, чтобы мощность синего излучения была в 16,6, а красного - в 9,3 раза больше мощности желто-зеленого излучения

цветовые сочетания рисованного объекта или шрифта с фоном в порядке ухудшения зрительного восприятия: Предмет (шрифт) Фон синий белый черный желтый зеленый белый черный белый зеленый красный красный желтый красный белый оранжевый черный черный пурпурный оранжевый белый красный зеленый

Корректность сочетания друг с другом всех остальных цветов и оттенков можно проверить с помощью одного простого правила: переведите ваше изображение в формат «grayscale» (256 оттенков серого) и посмотрите, читается ли в таком виде ваш текст, контрастно ли выглядят нарисованные элементы. Если нет, то принятое вами цветовое решение лучше пересмотреть.

В любом случае для текста рекомендуется выбирать традиционный, привычный глазу черный цвет, в качестве фона лучше всего использовать тусклую, едва различимую заливку произвольного оттенка. Наиболее «правильным», на взгляд ряда авторов, решением всегда был и остается «классический» вариант - черным по белому. Практический пример Если на странице присутствует более трех цветов в близких пропорциях, то они воспринимаются уже как единая смесь.

Параметры текста Читабельность текстов определяется соответствием оптимального соотношения основных параметров знаков высоты ширины толщины линии обводки расстоянием между знаками в тексте расстоянием между строками

Шрифт Шрифт - это рисунок, начертание букв, а также комплект литер - букв, воспроизводящий алфавит (латинский, русский, арабский, греческий и др.), а также цифры и знаки (препинания, математические, химические и пр.).

Шрифты осложняющие восприятие информации шрифты с широкими, засечками шрифты с оттенением различные стилизованные шрифты шрифты с наклоном

Наилучшие результаты по скорости и точности опознавания знаков на экране шрифт школьной гарнитуры, которым набирают учебники для младших школьников шрифт для банковской, академической и литературной гарнитур

Условия обеспечения удобочитаемости Удобочитаемость - это общая оценка пригодности шрифта. Любой шрифт должен без искажений передавать содержание текста. На удобочитаемость оказывает влияние: характер засечек и концевых элементов левый наклон букв или слишком сильный наклон вправо (желателен наклон не более 75-80° к линии строки) композиция текстовая нагруженность изобразительные элементы

Условия, обеспечивающие удобочитаемость текста 1.Индивидуальность графем каждой буквы 2.Соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета

1.Индивидуальность графем каждой буквы Не всякая простота является рациональной. Можно придать буквам наипростейшие формы, но от этого они не станут легкочитаемыми. Требуется максимальное различие в графике букв.

2. Соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета В шрифте светлого начертания следует использовать соотношение толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета в шрифтах типа гуманистической антиквы 1:6, в шрифтах рубленных - 1:4. В полужирных шрифтах лучше стремиться к соотношению 1:2, в жирных -1:1. Сверхжирные и сверхсветлые начертания снижают удобочитаемость шрифта.

3. Контрастность основных и дополнительных штрихов В шрифтах с геометрически равной толщиной штрихов горизонтальные штрихи всегда кажутся толще вертикальных, что придает шрифту некоторое беспокойство, неуравновешенность

3. Контрастность основных и дополнительных штрихов Умеренный контраст штрихов шрифта обеспечивает хорошую удобочитаемость

3. Контрастность основных и дополнительных штрихов В длинных текстах сильный контраст штрихов утомляет зрение, в коротких, напротив, может повышать удобочитаемость

3. Контрастность основных и дополнительных штрихов В отдельных случаях, например в трафаретном варианте, соединительные штрихи вообще могут быть опущены

4. Высота знака Оптимальная высота знака не менее 3 мм. На расстоянии см от экрана высота знака должна быть не меньше 3,5 мм.

4. Высота знака Практические рекомендации: Если информация носит вспомогательный характер и комментируется (или дублируется) преподавателем, лучше использовать небольшие размеры знаков. Если же она является основным учебным материалом, восприятие которого должно быть довольно длительным, то размеры знаков должны быть такими, чтобы у обучаемых не утомлялись глаза.

5. Отношение ширины буквы, цифры к высоте Оптимальное отношение в пределах 0,76- 0,8. Ширина знака - 3/4 его высоты. Отношения ширины буквы к ее высоте должны быть пропорциональными. Это соотношение в различных шрифтах неодинаково: в среднем принято для узкого 1:2, для нормального -4:5, для широкого -1:1. Читаемость снижается в буквах сверхузких и сверхшироких.

5. Отношение ширины буквы, цифры к высоте Пропорциональность отношения ширины и высоты букв: сверхузкий, узкий (1 : 2) нормальный (4 : 5) широкий (1 : 1) сверхширокий

6.Толщина линии обводки в прямом и обратном контрасте Практические рекомендации: Если освещенность аудитории низкая, экран мало загружен (демонстрируется отдельная формула, график, несколько слов), то обратный контраст дает несколько лучшие результаты по времени и точности считывания информации. Изменение знака контраста в течение лекции снижает монотонность изложения. Но злоупотреблять этим приемом не следует, т.к. резкое изменение зрительных условий неблагоприятно для наблюдателей.

6.Толщина линии обводки в прямом и обратном контрасте Практические рекомендации: Работа при прямом контрасте является более благоприятной для графической информации, для текстовой - при обратном контрасте. Если тексты длинные, черные буквы всегда лучше белых и любых других, т.е. прямой контраст эффективней обратного.

7.Расстояние между знаками Оптимальное расстояние между знаками - не менее 30 % от высоты знака. Чрезмерная разряженность букв в строке, как и неоправданная близость, мешает восприятию слов Для короткой надписи такой прием вполне пригоден, так как придает строке некую острохарактерность. Нецелесообразно применять его везде и тем более в тексте.

7.Расстояние между знаками Влияние межбуквенных пробелов на удобочитаемость шрифта

8.Расстояние между строками Оптимальное расстояние между строками - 1,5-2 высоты знака. Если текст написан строчными буквами, то междустрочное расстояние должно быть не менее двух высот строчной буквы без учета выносных элементов.

8.Расстояние между строками Для того чтобы текст, написанный прописными буквами, хорошо читался, средняя величина междустрочных расстояний, отвечающая принципу удобочитаемости таких композиций, должна составлять 0,5-1,5 высоты буквы.

9.Длина строки Оптимальная длина строки знакомест. Число знакомест в строке варьируется в зависимости от размера шрифта (ширины, высоты, толщины линии обводки и т.д.). Чем больше шрифт, тем меньше знаков помещается в сроке.

9.Длина строки Максимальное количество БЦС на экране ограничивается емкостью экрана. На индивидуальных экранах могут воспроизводиться более 30 строк текста. В вещательных справочных системах передается до строк, так как стандарт телевидения рассчитан на восприятие изображения с «оптимальной дистанции рассматривания», которая должна быть в 4-6 раз больше высоты экрана.

9.Длина строки Практические рекомендации: Слишком длинные строки утомляют взгляд. Чем меньше объем текста, тем больше он запоминается.

Способы увеличения читаемости длинных текстов Заголовки и подзаголовки Выделенный шрифтом подзаголовок между заголовком и основным текстом вызовет «аппетит» читателя перед «ожидаемым удовольствием».

Способы увеличения читаемости длинных текстов Заголовки и подзаголовки После двух или трех строчек текста ввести первый подзаголовок, далее использовать подзаголовки как можно чаще до конца текста. Некоторые заголовки дать в вопросительной форме.

Способы увеличения читаемости длинных текстов Заголовки и подзаголовки Умело выстроенная последовательность подзаголовков может поддерживать состояние заинтересованности у тех, кто слишком ленив, чтобы одолеть один текст.

Способы увеличения читаемости длинных текстов Заголовки и подзаголовки Чем больше шрифтов в заголовке, тем меньше его читают. Заголовки под иллюстрациями снижают привлекательность текста в среднем на 19 %.

Способы увеличения читаемости длинных текстов Абзацы Первый абзац должен содержать не больше 11 слов. Все абзацы должны быть как можно короче. Незаконченные абзацы увеличивают читаемость, за исключением последнего, где лучше не обрывать текст последней строки.

Способы увеличения читаемости длинных текстов Абзацы Короткие абзацы предпочтительнее длинного, не разбитого на абзацы текста. Выделять шрифтом или курсивом ключевые абзацы - избегать монотонности.

Способы увеличения читаемости длинных текстов Текст Текст, выровненный по левому, но не выровненный по правому краю, читается легче, чем текст, выровненный по обоим краям.

Способы увеличения читаемости длинных текстов Текст Неровный правый край создает дополнительную «зацепку» для взгляда читателя.

Способы увеличения читаемости длинных текстов Текст Если много несвязанных между собой фактов - не соединять их путем громоздких связующих, а просто пронумеровать.

Способы увеличения читаемости длинных текстов Текст Единственная функция слов на экране - пояснить, что показывается Уберите отрицательные слова и обороты Выделите нужное вам слово или фразу шрифтом

Способы увеличения читаемости длинных текстов Иллюстрации 1. Время от времени вставлять иллюстрации.

10.Условные обозначения В некоторых случаях слова заменяются или дополняются простыми графическими условными обозначениями, мнемознаками, символами, которые позволяет уменьшить объем текста, сделать информацию более привлекательной за счет эстетично составленного текста.

10.Условные обозначения Обучающиеся должны однозначно понимать язык этих символов (их значение): надо ли знаки перерисовывать в конспект или их следует заменить словами, предписывают ли знаки какие- либо действия (управляющие знаки) и т. п.

10.Условные обозначения Для лучшего восприятия символов нужно стремиться к максимальной выраженности отличительных признаков каждого знака

10.Условные обозначения Практические рекомендации: Лучшим по начертанию цифр обычно считается шрифт Макворта. Цифры Бергера составлены из прямых линий (вертикальных, горизонтальных и имеющих наклон 45°) и обладают одинаковой различимостью на расстоянии в условиях внешнего освещения

10.Условные обозначения Практические рекомендации: Некоторые буквы, цифры и знаки могут быть легко опознаны по основным признакам или контурам силуэта, если даже замкнутый контур представляет собой сплошное пятно (А, Б, Р, R, Я, 6, 9, 8, Δ, Ο, α, ρ, q и др.). В то же время исчезновение контура полностью или частично замкнутого элемента в ряде случаев недопустимо, так как при этом опознание знака будет затруднено или даже невозможно (θ, С, у, 3, Э, S, 5 и др.).

10.Условные обозначения Практические рекомендации: Довольно часто путают прописные и строчные буквы: Р, X, С, S, Z, U, V, W. Чтобы избежать этого следует прописные буквы снабжать засечками, а строчные писать без засечек. Желательно в ПС УН на протяжении курса придерживаться шрифта одного начертания.

10.Условные обозначения Практические рекомендации: При размещении цифр на экране следует учитывать скорость их считывания. Если учащийся должен считывать цифры последовательно, они должны следовать друг за другом не чаще двух за секунду.

Считывание БЦС в динамичных условиях На скорость чтения влияют навык чтения пользователя и степень знакомства с текстовым материалом. При слишком быстром движении текста человек не успевает его полностью прочесть; при слишком медленном его смысл хуже усваивается из-за вынужденных пауз. И то и другое вызывает раздражение пользователей, создает дополнительное психологическое напряжение. Движение текста весьма затрудняет возврат к предыдущему материалу, что ухудшает понимание и усвоение.

Условия лучшего восприятия информации: в текстовых материалах применять шрифты, обеспечивающие максимальную скорость и точность считывания с экрана Tahoma Arial

Условия лучшего восприятия информации: текст и отдельные надписи следует располагать на нейтральном бесструктурном фоне

Условия лучшего восприятия информации: Если символы вынужденно накладываются на сложный изобразительный фон, то их тоже следует выполнять на нейтральной подложке ограниченной площади.

Помните! Все детали БЦС должны выполняться с учетом пониженной динамической остроты зрения Самые неблагоприятные условия возникают, когда движущийся текст накладывается на динамичный сюжетный фон Лучше избегать движения текста Оно может быть полезно только в редких специальных случаях, например при обучении скорочтению Для информирования более эффективен статичный текст

Практические рекомендации: Шрифт должен быть достаточно большой, чтобы читатель не напрягал зрение Основной текст с прописной буквы, читается быстрее в среднем на 13 % Сочетание прописных и строчных букв воспринимается лучше, чем текст, написанный только прописными буквами.

Практические рекомендации: Скорость чтения отдельных слов, набранных только прописными буквами при прочих равных условиях выше, по сравнению со словами только из строчных букв (это относится к скорости различения отдельных знаков)

Практические рекомендации: Чтение длинного текста, выполненного прописными буквами, утомительно, и скорость чтения примерно на 10 % меньше, чем в случае текста, выполненного строчными буквами. Вывод: отдельные символы и надписи следует писать прописными буквами, а большой текст -строчными.

Практические рекомендации: Выделения (полужирный, курсив, уплотненный шрифт) нужно использовать осторожно! Избыток выделенных фрагментов может выглядеть навязчиво. Это относится и к добавочным элементам: ПРОПИСНЫМ БУКВАМ, подчеркиваниям и выделениям.

Практические рекомендации: Для усиления визуальной подчиненности главная составляющая текста (на одной части экрана) может быть выполнена прописными буквами, а подчиненная - строчными буквами. Другой метод усиления подчиненности - выполнение частей титра знаками разного размера. Конкретные размеры БЦС зависят от объема текста.

Рациональное оформление визуальной и аудиоинформации обеспечивает точное и надежное восприятие учебного материала, исключающее потерю значимой информации активизацию процессов внимания и полноценную переработку информации адекватное понимание и усвоение учебного материала оптимальное психофизическое состояние и необходимый уровень работоспособности учащихся

Рекомендации по предъявлению речевой информации Логическая стройность и ясная аргументация Интонационное выделение главного

Рекомендации по предъявлению речевой информации Помните! в устном высказывании динамику речи создают: порядок слов вместе с интонационным выделением наиболее значимых слов, движение от известного (предмета сообщения) к неизвестному (к тому, что сообщается об этом неизвестном)

Рекомендации по предъявлению речевой информации Когда изображение несет большую смысловую и эмоциональную информацию, сопровождающий текст лучше свести к минимуму слов, иногда давая только адресный план.

Рекомендации по предъявлению речевой информации Когда изображение динамично, закадровый текст может быть лишен динамики, то есть увеличивается количество безглагольных конструкций, номинативных предложений.

Рекомендации по предъявлению речевой информации Следует использовать больший словарный запас и богатые стилистические средства языка Нежелательно строить выступления только из простых предложений, которые не всегда могут раскрыть мысль во всей ее полноте и показать взаимосвязь разных явлений

Рекомендации по предъявлению речевой информации Лучше использовать фразы различной длины - увеличивают напряженность высказывания. Их следует употреблять тогда, когда в процессе развития основной мысли появляется необходимость сообщить дополнительную информацию, дать описание, оценку, характеристику и т. п.

Рекомендации по предъявлению речевой информации Значительно повышает напряженность высказывания и использование градационных предложений. Они раскрывают два однородных явления, из которых второе имеет большую значимость в сравнении с первым. Нарастание, составляющее основу их семантики, отражается и в интонации. Отношение входящей градации выражается союзными сочетаниями: не только..., ной; не то чтобы; но; мало того..., но и.

Рекомендации по предъявлению речевой информации Сравнение, сопоставление фактов, событий, явлений делает мысль выступающего понятнее, убедительнее. Эффективнее использовать вводные конструкции и формы непосредственного обращения к пользователю: «если хотите», «можно сказать», «я уверен», «вы знаете», «представьте себе»...

Рекомендации по предъявлению речевой информации Использование присоединительных конструкций создает характер непринужденной беседы, в духе живой речи. Пользователь гораздо легче воспринимает содержание предмета обсуждения, которое преподносится постепенно, по частям. Постепенному раскрытию мысли особенно помогает такое построение речи, когда выступающий не преподносит готовые мысли, а думает, размышляет. Основу таких синтаксических построений составляет речь естественная, которая формируется по мере течения мыслей, а не является заранее обдуманной и отлитой в готовые формы.

Рекомендации по предъявлению речевой информации Двучленные сегментированные конструкции, отделенные характерной серединной паузой, готовят слушателя к восприятию наиболее важного элемента высказывания, выделяя основное сообщение. Например: «Отвести руку палача - этого требует совесть мира»; «Затянувшаяся война. Кому она нужна?»; «Какой же степенью бесстыдства надо обладать, чтобы заявить такое: миллион долларов для него грань голода!».

В лекции использованы материалы ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ: Методические указания для преподавателей и слушателей ФПК и ПП / Л. В. Валуева, М. Л. Вишнекова. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004.