Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Advertisements

Ситнова А. А.1 Междисциплинарный статус лингвокультурологии лекция.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
Презентация Соболевой Т.С. «РУССКИЕ УЧЕНЫЕ – ЛИНГВИСТЫ».
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Языковая картина России. Язык существует, живет и развивается в общественном сознании, в сознании народа, говорящем на нем. Язык - это душа нации, в нем.
Термин «социология» наука об обществе (лат. societa, общество + гр. logos, слово, учение, понятие). Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 22 Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации.
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
Роль, место и средства выражения отрицания в языке (на материале белорусского, древнегреческого и латинского языков) Научный руководитель – доктор филологических.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Транксрипт:

Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений (Кун Т. Структура научных революций. М., 1977). «Понятие научной парадигмы в условиях трудно обозримого множества идей и подходов было призвано выполнить систематизирующую миссию, воссоздать и предсказать металингвистическую устойчивость и изменчивость, показать сложный и многоаспектный процесс смены способов "лингвистического философствования"» (А.Л.Факторович). © Милютина М.Г.

Кун, Томас Сэмюэл Томас Сэмюэл Кун (англ. Thomas Samuel Kuhn; 18 июля 1922, Цинциннати, Огайо 17 июня 1996, Кембридж, Массачусетс) американский историк и философ науки, считавший, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция это смена научным сообществом объясняющих парадигм.

НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ, ОПРЕДЕЛИВШИЕ СОБОЙ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: 1) ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОМПАРАТИВИЗМ, ИЛИ ЭЛЕМЕНТНО- ТАКСОНОМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА, 2) СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ ПАРАДИГМА, 3) КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА 4) ДИСКУРСИВНО-КОГНИТИВНАЯ ПАРАДИГМА. В современной лингвистике научная парадигма – «это господствующая на каждом этапе истории лингвистических учений система воззрений на язык, определяющая предмет и принципы лингвистического исследования в соответствии с культурно-историческим и философским контекстом эпохи» (Н.Ф.Алефиренко)

Алефиренко Николай Федорович Николай Федорович Алефиренко – доктор филол. наук, профессор Белгородского государственного университета. Автор более 250 научных трудов, среди которых монографии и учебные пособия: «Теоретические вопросы фразеологии» (1987), «Теория языка: Введение в общее языкознание» (1998), «Спорные проблемы семантики» (1999), «Поэтическая энергия слова: синергетика языка, сознания и культуры» (2002), «Теория языка» (2004), «Спорные проблемы семантики» (2005), «Современные проблемы науки о языке» (2005), Фразеология в свете современных лингвистических парадигм: монография. – М.: Элпис, 2008, Фразеология и когнитивистика: в аспекте лингвистического постмодернизма: монография. Белгород: Изд-во Белгородского ун-та, 2008, Фразеологический словарь: Культурно-познавательное пространство русской идиоматики. М.: Изд-во «ЭЛПИС», 2008 (соавт. Л.Г. Золотых) и др. Николай Федорович Алефиренко – действительный член РАСН (Российской Академии Социальных Наук), руководитель научным направлением «Когнитивно- семиологическая лингвокультурология».

О ПАРАДИГМАХ, СВОЙСТВЕННЫХ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ ПИШЕТ И Е.С.КУБ- РЯКОВА В СТАТЬЕ «ЭВОЛЮЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В. (ОПЫТ ПАРАДИГМАЛЬНОГО АНАЛИЗА)» (ЯЗЫК И НАУКА КОНЦА 20 В. М., 1996). СИСТЕМУ КОГНИТИВНЫХ КООРДИНАТ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ СОСТАВЛЯЮТ: 1. ЭКСПАНСИОНИЗМ; 2. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ; 3. ФУНКЦИОНАЛИЗМ, ИЛИ НЕОФУНКЦИОНАЛИЗМ; 4. ЭКСПЛАНАТОРНОСТЬ (ОБЪЯСНИТЕЛЬНОСТЬ). 5. КОММУНИКАТИВНОСТЬ. «В образе науки чётко осознаётся теперь то принципиальное обстоятельство, что научно-познавательная деятельность осуществляется всегда... в определённой системе когнитивных координат, в свою очередь определяемых соответствующими стилями мышления, парадигмами... исследовательскими программами, определёнными картами мира» (Шевырёв В.С.).

Кубрякова Елена Самойловна Доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Е. С. Кубрякова является одним из крупнейших специалистов в стране в области теоретического языкознания, ономасиологии, морфологии и словообразования, морфонологии, исследования частей речи, когнитивной лингвистики, дискурсивного анализа. Круг лингвистических интересов Е. С. чрезвычайно широк. Е. С. Кубрякова опубликовала свыше 360 научных трудов, включая 9 монографий и словарей.. Созданный ею совместно с В.З. Демьянковым, Ю.Г. Панкрацем, Л.Г. Лузиной «Краткий словарь когнитивных терминов» (1996), а также другие работы Е. С. Кубряковой, способствовали становлению когнитивной лингвистики как отдельного направления в отечественном языкознании.

ЭКСПАНСИОНИЗМ «Сам по себе феномен интердисциплинарности (междисциплинарности – М.М.), будучи достаточно постоянным свойством процесса познания, лишь принимает разное обличье в зависимости от историко- культурных состояний обществ, в которых развивается наука». (Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., С.4). Понятие экспансионизма противоположно редукционизму и было впервые выдвинуто на XIV Международном лингвистическом конгрессе в Берлине в 1987 году применительно к лингвистике текста.

Винокур, Татьяна Григорьевна Татья́на Григо́рьевна Виноку́р (10 июля мая 1992,Москва) советский и российский лингвист, доктор филологических наук, сотрудник Института русского языка АН СССР, специалист в области стилистики художественной речи, лингвостилистики, современной разговорной речи и истории языка. Татьяна Григорьевна родилась в семье известного советского лингвиста и литературоведа Григория Осиповича Винокура, одного из основателей Московской лингвистической школы. Т.Г. Винокур состояла в переписке с А.И.Солженициным, творчеству которого она посвятила свою книгу. Три неопубликованных письма представляют собой библиографическую ценность и продаются на аукционах [3]. В начале 60-х годов переписывалась с К.И.Чуковским. Из его писем следует, что он рецензировал книгу Татьяны Георгиевны «Древнерусский язык»: [3]

Экспансионизм проявляется: 1) в возникновении новых сдвоенных наук (психо-, социо- и этнолингвистика, психо- и социосемантика, прагматика, неориторика, этнориторика, когнитивная лингвистика и др.) и формировании новых областей знания внутри лингвистики (лингвистика текста, трансфрастика, теория речевых актов, семантическая грамматика, семантика синтаксиса, функциональная грамматика, коммуникативная грамматика, теория номинаций и др.); 2) в упрочении традиционных связей лингвистики с философией и логикой; свидетельство тому возникновение новых школ в лингвистике, например школы логического анализа языка под руководством Н.Д.Арутюновой, а также появление лингвистических исследований философов-аналитиков; 3) в стремлении к более полному охвату языков мира: в лингвистическую базу данных вовлекаются сведения о редких и даже экзотических языках; 4) в появлении нейрологических исследований, в тесной связи лингвистики с биологией и медициной: модели порождения речи проверяются на компьютерах, эта область знаний обозначается как симуляция когнитивных и языковых процессов; 5) в укрупнении отдельных наук, особенно когнитивной науки, или когнитологии, и интегративных процессов, связанных с ней: современные исследования языка невозможны без привлечения таких понятий, как интенция, память, действие, семантический вывод и др.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ Если Бог запечатлел свой образ в человеке, то человек запечатлел свой образ в языке. Он отразил в языке всё, что узнал о себе и захотел сообщить другому. Он передал языку своё игровое начало и свою способность к творчеству: В.фон Гумбольдт считал главным фактором, который привёл к созданию языка творческую деятельность человека, сам язык, по мнению исследователя это живая деятельность человеческого духа, единая энергия народа. Почти в каждом слове можно обнаружить следы человека.

СДВИГАЯ ИМЯ ЛИЦА В ТУ ИЛИ ИНУЮ СИНТАКСИЧЕСКИ ЗАВИСИМУЮ ПОЗИЦИЮ, РУССКИЙ ЯЗЫК ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА ТО КАК ОРУДИЕ ИЛИ ОБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ НЕВЕДОМЫХ СИЛ (НАПРИМЕР: ПОНЕСЛО; ПРОРВАЛО И Т.Д.), ТО КАК ЛОКУС, В КОТОРОМ ДВИЖЕТСЯ ПОТОК СОЗНАНИЯ, ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ, ПРЕБЫВАЮТ СВОЙСТВА ИЛИ СОСТОЯНИЯ (СР. ПРЕДЛОЖЕНИЯ: У МЕНЯ ЗАВТРА ВСТРЕЧА С ДРУЗЬЯМИ; МЫСЛИ У НЕГО РАЗБЕГАЛИСЬ; НА ДУШЕ У НЕГО ТОСКА И ПР.). ГОВОРЯЩЕЕ ЛИЦО ЯВНО ИЛИ НЕЯВНО, А ДЛЯ ЛИНГВИСТА – ВСЕГДА ЯВНО, ПРИСУТСТВУЕТ В ТЕКСТЕ, ОСМЫСЛЯЯ МИР СО СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

1.Вот бреду я вдоль большой дороги / В тихом свете гаснущего дня… (Ф.Тютчев). 2.На берегу пустынных волн / Стоял Он, дум великих полн, / И вдаль глядел. Пред ним широко / Река неслася; бедный чёлн / По ней стремился одиноко… (А.С.Пушкин). 3.Стою над снегами у края стремнины … (А.С.Пушкин) 4.И с каждой осенью я расцветаю вновь… (А.С.Пушкин)

Семантические исследования ознаменовались обращением к терминам и концептам духовной культуры человека (см. работы: В.Н.Телия, А. Вежбицка). Появилась целая серия публикаций о человеческом факторе в языке (см., например: Караулов Ю.Н. Язык и личность. М.,1989). Новым объединяющим методологическим зонтиком для смежных наук стал когнитивный зонтик. Выдвигая новую теорию языка, Ян Ньюте назвал её когнитивно-прагматической.

Основной принцип функциональной лингвистики – понимание языка как целенаправленной системы средств выражения. При широком понимании термина функция центральной проблемой функционального направления становится исследование функций изучаемого объекта, т.е. языка и речи. Функционализм ведёт, в конечном счёте, к признанию главенствующей роли значения, поэтому подход от значения к средствам его выражения является главным, основным для этого направления. Функционализм

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА Функциональный подход в целом противопоставляется формальному. Так, говорят о «функциональной ономатологии» (В.Матезиус глава Пражской школы), о «функциональной перспективе предложения» (Ян Фирбас, Чехословакия), «функциональной грамматике» (Вильгельм Шмидт, Австрия; Герхард Хельбиг, Германия; Симон Корнелис Дик, Нидерланды; А.В.Бондарко, Г.А.Золотова, Россия) и т.п. Функциональная грамматика – это разновидность грамматики «нового типа», имеющая объектом изучения функции единиц языка и закономерности их функционирования. Грамматика данного типа (иногда её называют также грамматикой речи) рассматривает в рамках единой системы средства, относящиеся к разным языковым уровням, но объединенные на основе общности их семантических функций.

В России сложилась Петербургская школа функциональной грамматики, возглавляемая членом-корреспондентом РАН А.В.Бондарко. Основателями данной научной школы являются академик В. М. Жирмунский; профессора С.Д.Кацнельсон, В.Г.Адмони, Ю.С.Маслов (профессор Санкт- Петербургского университета, некоторое время работавший по совместительству в Ленинградском отделении Института языкознания АН СССР).С.Д.КацнельсонВ.Г.Адмони Ю.С.Маслов

Понятие объяснительности, связанное с доказательностью, аргументированностью и наглядностью лингвистической теории, было выдвинуто на первый план в 60-е гг. XX века. Описание и объяснение противопоставляются друг другу, выдвигаются на передний план дедуктивные (от общего к частному) методы исследования. Экспланаторность (объяснительность)

Коммуникативность Второй когнитивной революцией (или дискурсивным переворотом) стали называть переход от акцентирования внимания на слове и предложении к тексту, к дискурсу. Диск`урс (от франц. discourse – речь) – связный текст в совокупности с экстралингвистическими параметрами (прагматическими, социокуль- турными, психологическими и др.), речь как акт, действие, как событие.

дискурс Понятие дискурса является одним из ключевых в коммуникативной лингвистике. В современной лингвистике этот термин допускает не только варианты произношения (с ударением на первом и на втором слоге), но и множество научных интерпретаций. Обзор существующих подходов к трактовке этого понятия представлен в монографии М.Л.Макарова «Основы теории дискурса» (М.:Гнозис, 2003).

Развитие понятия «дискурс» обусловило его соотношение с понятиями «речь» и «текст». Одно из распространённых решений данной проблемы представлено в трудах В.В.Богданова (Речевое общение: прагматические и семантические аспекты.Л.:Изд-во ЛГУ, 1990; Текст и текстовое общение. СПб: СПбГУ, 1993). Исследователь рассматривает речь и текст как две неравнозначные стороны, два аспекта дискурса. Не всякая речь поддаётся текстовому перекодированию, и далеко не любой текст можно «озвучить», поэтому дискурс понимается широко – как всё, что говорится и пишется. Текст (в узком смысле) понимается как «языковой материал, фиксированный на том или ином материальном носителе с помощью начертательного письма (обычно фонографического или идеографического). Т.о., термины речь и текст являются видовыми по отношению к объединяющему их родовому термину дискурс.

лингвистика текста Появилась на этой базе грамматика нового типа – коммуникативная. «Коммуникативная грамматика», как пишет Г.А.Золотова, не противопоставляет язык речи, текст системе, она наблюдает язык в речевой динамике, стремясь извлечь максимум лингвистической информации из фактов человеческой речи и на этой основе найти явлениям их место в системе. Фигура говорящего/наблюдателя с её меняющейся пространственно-временной позицией, способами познания и коммуникативными намерениями, с богатством оценок и реакций, освещает внутренний мир текста и одушевляет грамматику.