Литературная сказка второй половины XIX века

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реальное и вымышленное в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Выполнил ученик 8 класса МКОУ СОШ с.Андреевка.
Advertisements

Учитель Турпаян С.Л. Сош2 Художественное своеобразие сказки Салтыкова - Щедрина.
У вас есть всё… то, что производит весёлый смех, и по содержанию любовь и потому знание истинных интересов жизни народа. Л.Н.Толстой.
Лев Николаевич Толстой ( ) Художник И.Репин 1887.
МОУ Томинская СОШ Чуйдук Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы I категории. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух.
У вас есть всё… то, что производит весёлый смех, и по содержанию любовь и потому знание истинных интересов жизни народа. Л.Н.Толстой.
«Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина literatura5.narod.ru.
Сказка «Аленький цветочек» которая была написана в России Сергеем Аксаковым, в 1858 году очень похожа на сказку «Красавица и чудовище» французской писательницы.
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин.
Сказки (1869 и 1880 – 1886) «Для детей изрядного возраста»
Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин. Жизнь и творчество. (1826 – 1889г.г.) М.Е.Салтыков-Щедрин. Портрет работы И.Н.Крамского г.
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков- Щедрин.
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Продолжив и революционно углубив традиции гоголевской сатиры, Щедрин создал высокохудожественные сатирические.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Автор Королёва Е.Н., учитель русского языка и литературы МОУ Сухо-Вязовская СОШ.
Презентация Горшковой О.А.. История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик»)
Граф Николай Ильич Толстой ( ), ОТЕЦ Л. Толстого. Первое место… занимает, хотя и не по влиянию на меня, но по моему чувству к нему, … мой отец.
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-
Лев Николаевич Толстой ( ) Жизненный и творческий путь.
Учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме: презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"
( ). «Благо людей в жизни. А жизнь в работе». А жизнь в работе».Л.Н.Толстой Крамской Н. Портрет Л.Толстого.
Транксрипт:

Литературная сказка второй половины XIX века 1

NB. В фольклоре эстетической ценностью обладают тексты, которые продолжают традицию, а не нарушают ее. В литературе Нового времени, напротив, ценится прежде всего оригинальность. Но это, разумеется, не означает отказа от творческого использования традиции, в том числе и фольклорной. 2

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин ( ) (псевдоним Н.Щедрин) 3 История одного города Роман "Господа Головлевы" ( ). Возглавлял журнал "Отечественные записки" (до 1878 года - совместно с Н. А. Некрасовым). Сказки " для детей изрядного возраста "

Сказки "для детей изрядного возраста" 4 Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Медведь на воеводстве Самоотверженный заяц Премудрый пискарь Карась-идеалист

В 9 из 32 сказок Щедрин сохраняет «сказочную обрядность». Многие персонажи его сказок заимствованы из фольклора (Иванушка-дурачок, два соседа – Богатый и Бедный; медведь, волк, лиса, заяц и др. персонажи сказок о животных). «Но, начиная говорить привычным сказочным складом и ладом, тоном, казалось бы, простодушного сказочника, автор, однако, тут же резко меняет тон и использует приёмы фольклорного сказа в целях сатирического разоблачения. Сказочные выражения неожиданно получают у него яркое сатирическое звучание». (С. Ф. Елеонский, с. 234 )

Переосмысление сказочных формул и пословиц (сатирическое или комическое) 6 Два генерала поехали «в казначейство и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать » (Повесть о том, как один мужик...). «Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать ». «мёд – пиво пил» на Подьяческой улице в Петербурге тот же мужик, но «по усам у него текло, только в рот не попало» ( омужике, накормившем генералов на необитаемом острове). « Бежит, земля дрожит » - это сказано о пустившемся вскачь косом заяце (Самоотверженный заяц) – в сказках народных – так говорится о богатырском коне. « С голого по нитке – сытому рубашка » (вместо С миру по нитке – бедному рубашка)

Сказано – сделано? 7 Сказано - сделано. Пошел один генерал направо и видит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть - ничего не вышло, только рубашку изорвал. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит. - Вот что, ваше превосходительство: вы пойдите направо, а я налево; этак-то лучше будет! - сказал один генерал, который, кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее.

«Осовременивание» персонажей и сюжетов сказок 8 Придает персонажам черты представителей царской администрации ( медведь Топтыгин – деспотический, самовластный грабитель); Вводит цитаты на французском языке, названия современных газет (например, «Московские ведомости»). Насыщает повествование пословицами, усиливающими сатирическое звучание сказок. Охотно использует гротеск, гиперболу, антитезу, эзопов язык.

Лев Николаевич Толстой ( ) 9 Детство. Отрочество. Юность.( ) Война и мир( ) Анна Каренина Воскресенье Живой труп (1900, не­ законч., опубл. 1911) После бала

Увлечение педагогикой Кому у кого учиться...? 10 В 1860-х гг. открыл у себя в уезде ряд школ, главным центром к-рых стала первая в России экспериментальная яснополянская школа, ставшая для Толстого "поэтическим, прелестным делом, от которого нельзя оторваться". Он учил детей без принуждения, видя в них таких же свободных людей, как он сам; создал оригинальную методику, не потерявшую своего значения. Азбука (1872) Новая азбука (1875)

Яснополянская школа принадлежит к числу самых оригинальных педагогических попыток, когда-либо сделанных: единственная метода преподавания и воспитания, которую он признавал, была та, что никакой методы не надо. Все в преподавании должно быть индивидуально - и учитель, и ученик, и их взаимоотношения. В Яснополянской школе дети сидели кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определенной программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Несмотря на этот крайний педагогический анархизм, занятия шли прекрасно. Их вел сам Толстой, при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих. С 1862 Толстой стал издавать педагогический журнал "Ясная Поляна". Соединенные вместе, педагогические статьи Толстого составили целый том собрания его сочинений. Радушно встретив дебюты Толстого, признав в нем великую надежду русской литературы, критика затем лет на охладевает к нему. ( )

Толстой предпочитает сказки о хивотных и басни, хотя без морализации (Стрекоза и муравей, Лев, медведь и лисица, Курица и золотые яйца) Из волшебных выбирает сказки, близкие бытовым (например, Липунюшка), сказки с детскими героями (Маша и медведь)

Ясная поляна – дом писателя 13 Музей-усадьба Л. Толстой на веранде

Гаршин Всеволод Михайлович ( ) 14 Писатель, критик. Рассказ Четыре дня (1877) – военный. Происшествие (1878) - уличная сценка, в которой писатель показывает лицемерие общества и дикость толпы в осуждении проститутки. Художники (1879) – пессимистический р. о судьбе искусства.

Лягушка-путешественница и другие сказки 15 Рассказы в духе Л. Толстого Сказание о гордом Аггее (1886) Cказка о жабе и розе Тот, кто дает счасть - бессмертен Лягушка- путешественница (1887) - последнее произведение писателя.

С. Аксаков, Аленький цветочек Аксаков Сергей Тимофеевич (20 сентября 1791 года - 30 апреля 1859 года) – из старинного дворянского рода, Автор мемуарно-автобиографической : Семейной хроники, Детских годов Багрова-внука его "сводили с ума" сказки "Тысячи и одной ночи"

Сказка Аленький цветочек» написана С.Т.Аксаковым для внучки Оленьки публиковалась в приложении к «Детским годам Багрова- внука» В письме сыну от 23 ноября 1856 года Сергей Тимофеевич сообяал: : «Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую в детстве я знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Палагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашёл во множестве разного хлама кучу обломков этой сказки, а как она войдёт в состав «Дедушкиных рассказов», то я принялся реставрировать эту сказку…» Первое изд. Аленького цветочка вышло в 1858 году. Ю.Бегунов, Источники сказки С.Т.Аксакова Аленький цветочек» (сб.: Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука ; Аленький цветочек. М.: Олимп: АСТ, 1998 )- указыжает на пеюатные истоюники –сказка Красавица и Зверь госпожой Лепренс де Бомон (ее книга«Детское училище, или Нравоучительные разговоры..., бла переведена на русский яз. в 18 в. И тогда же напечатана). Ключница по-видимому по-видимому, ее услышала и пересказала, украсив народными оборотами речи, пословицами и поговорками.