Филатов Александр Юрьевич Иркутский государственный университет, кафедра математической экономики Введение в экспериментальную экономику

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегическое взаимодействие фирм, действующих по Курно, и ценополучателей Филатов А.Ю. Иркутский государственный университет, Институт систем энергетики.
Advertisements

Модели олигополии: обзор. Часть 1. Олигополия без сговора Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет.
Спрос на рынке зависит от «нижней» цены: причины и последствия Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет.
Модель ценовой олигополии с дифференцированным продуктом Филатов А.Ю. к.ф.-м.н., с.н.с. ИСЭМ СО РАН, доцент ИГУ, каф. математической экономики Работа выполнена.
Васильев М.Ю., Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им. Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет Потенциальная конкуренция сетевых и генерирующих.
Статья 7 часть I НК РФ – международное законодательство об устранении двойного налогообложения Двойное налогообложение: 1.Обложение дважды одного и того.
Модели олигополии. ОЛИГОПОЛИЯ без сговора со сговором ценовая количественная Модель Курно Модель Штакельберга Борьба за лидерство Модель Бертрана Модель.
Экономическое устройство России. Страны по достигнутому уровню экономического развития Промышленно развитые страны (США, Япония, Германия и другие державы.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Хорошо там, где нас нет? В этом есть доля правды. Представляем список 20 стран мира с самым высоким уровнем жизни на 2010 год. Ежегодно журнал «Quality.
Раздел III: Микроэкономика Тема 2. Спрос и предложение Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Коррупция и ее виды. Измерение коррупции. Презентацию подготовила Ляпина Ольга.
Апрель 2010 Рынок торговой недвижимости – факты и перспективы.
Киев, октябрь 2005 Чешский национальный орган по упрощению процедур в торговле - ФИТПРО Как использовать карнеты АТА Антонин Кернер Директор секции поддержки.
Презентацию выполнила Москаленко Алена. КОРРУПЦИЯ (corruption) – использование служебного положения в личных целях. Коррупционная деятельность считается.
1 Тема 3. Вопрос 5. Ценовая конкуренция на олигополистических рынках.
Рациональность принятия решений в условиях неопределённости Выполнили студенты 4-го курса Макаров Денис Питерсен Джоджина Собко Эдуард.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Г.А.Тосунян Ноябрь 2007 г.
Выполнила: учитель начальных классов МОУ – лицей 21 г. Иванова Ранько Елена Алексеевна.
Транксрипт:

Филатов Александр Юрьевич Иркутский государственный университет, кафедра математической экономики Введение в экспериментальную экономику

«Экспериментальная экономика – это раздел экономики, посвященный исследованию человеческого поведения и тестированию предсказаний эконо- мической теории в условиях контролируемого эксперимента. Экономические эксперименты аналогичны проводимым в физике, химии и других естествен- ных науках, с той разницей, что проводятся они на людях, которые принима- ют экономические решения в условиях экспериментальной лаборатории или компьютерного класса, где люди играют в игры». Введение в экспериментальную экономику Наука – поиск закономерностей и прогнозирование на их основе Естественные науки – точные законы. Социальные науки – свобода действий участников взаимодействия. Предположение экономики – максимизация прибыли, полезности… Предположение социологии – следование нормам, правилам…

Еще механизмы, инициированные экспериментальной экономикой: Цены, оканчивающиеся на девятки: 199 < 200. Наиболее низкая цена в киосках возле метро – предпоследний от метро. «Мы продадим вам дешевле, чем конкурент» – отменяет ценовую войну. Начало XX века – поведение потребителя (Ирвинг Фишер). Убывание предельной полезности, в том числе, денег. Получить премию 5000 > получить премию потерять Получить премию потерять > потерять ХОРОШАЯ + плохая – одновременно, ПЛОХАЯ + хорошая – порознь. 1940е – поведение в условиях риска (Морис Алле – Нобелевская1988). 100% – 1 млн. > 10% – 5 млн., 89% – 1 млн., 1% – е – моделирование рынков (Эдвард Чемберлин). 1960е – двусторонние торги, аукционы (Вернон Смит – Нобелевская2002) е – методология (Амос Тверски; Дэниэл Канеман – Нобелевская2002) е – мэйнстрим. Экспериментальная экономика: истоки и примеры

Ловушки ума: 1.Фиксирующая ловушка: придаем чрезмерное значение первым мыслям. Пример: «Турция» / скидки после повышения цен. 2.Ловушка статус-кво: продолжаем продолжать. Пример: обмен подарков / известные бренды. 3.Ловушка невозвратных издержек: защищаем выбор сделанный в прошлом. Пример: купленный билет на концерт / абонемент в спортзал. 4.Ловушка подкрепления: видим то, что хотим видеть. Пример: начинающий трейдер / «информационная рекламная кампания». Эксперимент 1. «Турция» Вопрос 1. Население Турции больше 35 млн. человек? Вопрос 2. Оцените население Турции. Ловушки ума и их учет при принятии экономических решений Вопрос 1. Население Турции больше 115 млн. человек? Вопрос 2. Оцените население Турции.

Ловушки ума и их учет при принятии экономических решений Ловушки ума: 5.Ловушка неполной информации: проверяйте свои предположения. Пример: интроверт / банковская комиссия. 6.Ловушка конформизма: все так делают. Пример: присоединение к большинству / мода. 7.Ловушка иллюзии контроля: стреляем в темноту. Пример: выбрать лотерейный билет / назвать стоимость проезда в такси. 8.Ловушка совпадений: мы не сильны в оценке вероятностей. Пример: парадокс Монти-Холла / парадокс обмена валют. 9.Ловушка воспоминаний: не все воспоминания равнозначны. Пример: опасны ли авиаперелеты? / черный PR. 10.Ловушка превосходства: в среднем выше среднего.

Введение в теорию игр. Равновесие Нэша Эксперимент 2. «Гранты» Представьте себе, что Вы и Ваш сосед – представители двух коллективов, про- водящих научные исследования. Каждого из Вас вызывает руководство и пред- лагает выдать грант 1 млн. руб., либо передать 2 млн. руб. другому коллективу. Ваши действия? Игрок 1 \ Игрок 2Себе 1 млн.Другому 2 млн. Себе 1 млн.(1; 1)(3; 0) Другому 2 млн.(0; 3)(2; 2) Вне зависимости от действия напарника, каждому в одностороннем порядке выгодно выбрать «себе миллион» (получив на миллион больше). В итоге оба участника игры попадают в ситуацию (1; 1), наихудшую с точки зрения их суммарного выигрыша. Ситуация (2; 2) для «рационально действующих» участников взаимодействия недостижима без сговора.

Дилемма заключенного: Не созн.Созн. Не созн.15сут. / 15сут.10 лет / 0 Созн.0 / 10 лет5 лет / 5лет ДорогоДешево Дорого5 млн. / 5 млн.0 / 6 млн. Дешево6 млн. / 02 млн. / 2 млн. Равновесие Нэша – ситуация, в которой ни одному из участников взаимодей- ствия невыгодно в одностороннем порядке менять свою стратегию поведения. Введение в теорию игр. Равновесие Нэша Ценовая война Бертрана: Оптимальная стратегия: удешевле-ние продукции с целью захвата всего рынка при любых ценах конкурентов, превышающих себестоимость. Парадокс Бертрана: Равновесие на рынке с небольшим количеством фирм достигается при прода-же продукции по издержкам. Фирмы не в состоянии обеспечить себе положи-тельную прибыль, производя однородную продукцию.

Динамическая ценовая конкуренция Если взаимодействие фирм может продолжаться бесконечно долго, до- минирующими могут быть, по крайней мере, следующие две стратегии: Стратегия «Око за око» – изначально назначить высокую цену (предложить сотрудничество); далее повторять действия конкурента. Стратегия «хищничества» – назначать низкую цену в любой момент време- ни вне зависимости от действий конкурента. Фирмы отказываются от ценовой войны, если 1.Увеличивается вероятность дальнейшего взаимодействия. 2.Если увеличивается значимость будущих прибылей. 3.Одностороннее снижение цены приводит к незначительному увеличению прибыли, а взаимное снижение цены крайне неприятно для обеих фирм. Эмпирические исследования (Аксельрод1984). Требования к стратегиям: Добрая – не должна предавать, пока этого не сделает оппонент. Мстительная – не должна быть слепым оптимистом. Прощающая – отомстив, должна вернуться к сотрудничеству. Не завистливая – не должна пытаться выиграть больше оппонента.

Софинансирование общественных благ Общественные блага – неисключаемые (невозможно собрать плату с пользова- телей), неконкурентные (пользователи друг другу не мешают). Примеры: оборона, парки, фонари, праздничные фейерверки… Проблема: недофинансирование общественных благ при использовании рыноч- ных механизмов. Эксперимент 3. «Софинансирование общественных благ» Вам дается 20 долларов, которые можно или потратить на личное потребление, или направить на создание общественного блага. Доход от общественного блага одинаков для всех и равен трети суммы взносов. Пример 1: из 10 человек 9 направили на общественное благо всю сумму, один – не направил ничего. Общественное благо = 9*20/3 = 60$. Результат: 9 человек получают 0+60=60$, один – 20+60=80$. Пример 2: из 10 человек один направил на общественное благо 15$, остальные 9 не направили ничего. Общественное благо = 1*15/3 = 5$. Результат: один направивший получает 5+5=10$, остальные – 20+5=25$.

Софинансирование общественных благ Равновесие: нулевой взнос на общественное благо. Реальность: средние взносы часто превышают 10$, хотя уменьшаются при повторении игры. Вариация игры: после того, как индивиды сделали взносы, каждый участник узнает, сколько именно внес каждый, и может, заплатив y

Доверие и экономический рост Доверие увеличивает экономический рост: ниже транзакционные издержки; выше кооперативность, культура, ценности. Опрос (~60 стран по ~2000 чел.): «Можно ли доверять большинству людей?» Индекс доверия = доля тех, кто отвечает «да» или «скорее да». СтранаИнд.дов.СтранаИнд.дов.СтранаИнд.дов. 1.Дания Канада Россия Швеция США Греция Норвегия Ирландия3631.Израиль Нидерланды6018.Австрия Эстония Финляндия Италия Венгрия Китай Бельгия Франция Сауд. Аравия5321.Великобритания Хорватия Япония4322.Словакия Грузия Беларусь Украина Польша Исландия4124.Болгария Латвия Австралия4025.Литва Южная Корея Испания Люксембург Сингапур Германия Армения Португалия Швейцария Чехия Румыния10.1

Доверие и экономический рост

Эксперименты на выявление уровня доверия Эксперимент 4. «Игра доверия» Первому игроку в паре выдается 100 руб. Он передает напарнику некоторую ее долю – сумму x. Переданная сумма удваивается, т.е. второй получает 2x. Далее второй возвращает первому часть полученного – сумму y. Пример 1: первый передает сумму 50; второй получает 50*2=100, возвращает обратно 75. Результат: (125, 25) > (100; 0). Пример 2: первый передает всю сумму 100; второй получает 100*2=200, но не возвращает обратно ничего. Результат: (0, 200). Два аспекта эксперимента: 1.Уровень восприятия доверия (сколько передали). 2.Уровень реального доверия (сколько вернули). Другие эксперименты: Разбросать по городу кошельки с 50$ и визиткой с адресом – сколько вернется?

Опросы, выявляющие отличия культур Будете ли помогать другу, сбившему пешехода? США (5%), Франция (32%), Греция (42%), Россия (58%), Южная Корея (74%). Поделитесь ли с другом инсайдерской информацией касательно курсов акций? Япония (13%), США (17%), Франция (44%), Россия (73%), Югославия (80%). Должна ли оплата труда в группе в первую очередь зависеть от личных резуль- татов, а не от результатов группы? Непал (31%), Франция (48%), Сингапур (50%), Россия (62%), США (79%). В коллективе, выполняющем совместную работу, за возникший по недосмотру дефект ответственность несет виновный, а не весь коллектив? Индонезия (13%), Великобритания (36%), США (40%), Дания (61%), Россия (68%).

Аукционы и их виды Открытые аукционы: 1.Английский (повышающий) – «12 стульев», «Sothebys». 2.Голландский (понижающий) – тюльпаны в Голландии. Закрытые аукционы: 1.Первой цены. 2.Второй цены. 3.Аукцион со всеобщей оплатой – политическая борьба. Цели аукционов: 1.Собрать максимум денег. Частоты 3G – 615 фунт./чел. в Великобритании vs 20 евро/чел. в Швейцарии. 2.Эффективно распределить собственность. 3.Получить информацию об оценках лотов участниками. Преимущества оптимальных и эффективных аукционов: 1.Работают с «тонкими рынками», в т.ч. с экслюзивными товарами. 2.Работают при наличии частной информации. 3.Формируют цены.

Спасибо за внимание!