Теория фирмы Тема 3 Проблемы координации: рынки и менеджмент Рисунки из книги А.Моруа «Управлять по-русски». С-Пб 2005.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
Advertisements

Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
ТЕМА 1.13 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЛАНИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Лекция 10.
Тема 1 Введение в предмет управленческой экономики.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Применение функций в экономике. Функции находят широкое применение в экономической теории. Спектр используемых функций весьма широк от простейших линейных.
Основы маркетинга в сфере сервиса Доцент кафедры СТЭА Г.Л.Овсянникова 900igr.net.
М ОДЕЛЬ Э ДЖУОРТА Редок Полина, студентка 1 курса, группы э 122 б.
Концепция маркетинга Выполнила Хропина Ольга. Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого.
Совершенная конкуренция Условия совершенной конкуренции Производимые товары примерно одинаковы.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Концепция маркетинга Выполнил Рафиков Эмиль. Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого.
Организация маркетинговой деятельности. Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав: - построение (совершенствование) организационной.
Сущность и виды конкуренции Конкуренция (от лат. Concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования CSRP-системы.
Тема 2.6. Общее экономическое равновесие. Вопросы темы: Анализ общего равновесия Эффективность обмена Эффективность производства.
Ценовая политика туристского предприятия Цена – экономическое понятие, означающее «количество денег», за которое покупатель готов купить, а продавец согласен.
Транксрипт:

Теория фирмы Тема 3 Проблемы координации: рынки и менеджмент Рисунки из книги А.Моруа «Управлять по-русски». С-Пб 2005

Вопросы Цена как инструмент координации Использование ценовых механизмов внутри фирмы Провалы рынка и теория фирмы Роль менеджмента в координации экономической деятельности

Цена как инструмент координации С точки зрения неоклассической теории решение проблемы координации заключается в снабжении агентов информацией, необходимой для принятия таких решений, которые были бы связаны между собой (были бы частью общего плана) и побудить этих людей выполнять свои части этого плана Правильно определенные цены снабжают экономических агентов всей необходимой информацией для того, чтобы эффективно использовать имеющиеся ресурсы Если индивидуумы и фирмы принимают цены как данность и руководствуются только своими личными интересами, максимизируя получаемую полезность или прибыль, они предпримут именно такие действия, которые приведут к эффективному использованию ресурсов

Модель кругооборота доходов/товаров Модель кругооборота доходов/товаров – модель рынка, которая базируется на неоклассической концепции координации - Экономика состоит из потребителей/поставщиков ресурсов, чьи потребности пытаются удовлетворить фирмы - Фирм, которые покупают ресурсы у потребителей и производят для них товары и услуги При этом - Один и тот же ресурс может быть использован по-разному - Одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью разных ресурсов

Модель кругооборота доходов/товаров Координация из единого центра потребует - Сбора необходимой информации о производственных возможностях, доступных ресурсах, индивидуальных вкусах - Обеспечения точности данных - Постоянное их обновление Координация с помощью рынка требует систему «правильно определенных» цен Рынки товаров и услуг Рынки ресурсов Фирмы Потребители, Поставщики ресурсов

Фридрих фон Хайек «Никакой мыслимый центр не в состоянии всегда быть в курсе всех обстоятельств… и оперативно доводить эту информацию до сведения заинтересованных сторон» (Цит. по ОлейникА.Н. Интституциональная экономика, с.265) Механизмом, обеспечивающим всех участников сделки равным и исчерпывающим объемом информации, является ценообразование на совершенно конкурентном рынке

Пример Отдел дорожной безопасности Цель деятельности – сохранение жизней. Имеется один ограниченный ресурс – рабочее время бригады дорожных рабочих, равное 3000 часам в год Начальник отдела должен распределить ресурсы между различными проектами, призванными сократить число жертв в дорожных происшествиях У начальника есть данные за прошлый год В прошлом году проекты не отбирались на основе максимизации числа спасенных в дорожных происшествиях

Пример Номер проекта Необход имое рабочее время Сохране нные жизни Число сохранен ных жизней на 1000 час Проект принят/ Проект не принят ,50Да Да ,43Нет ,33Да ,00Нет ,00Нет 30007

Пример Две проблемы затрудняют выбор 1) Так как проекты не всегда можно сравнить из-за разных периодов их появления, то трудно выбрать эффективный проект 2) В начале года сложно сказать, какие проекты будут еще предложены, какой региональный офис их будет оценивать Начальник отдела должен координировать процесс принятия решения в различных офисах в разное время года, чтобы обеспечить выбор эффективных проектов С целью максимизации числа сохраненных жизней необходимо реализовывать такие проекты, у которых самый большой результат на единицу вложенных ресурсов (времени), двигаясь к менее эффективным, пока ресурс не будет исчерпан – определение оптимальной цены

Пример: эффективный выбор Номер проекта Необход имое рабочее время Сохране нные жизни Число сохранен ных жизней на 1000 час Проект принят/ Проект не принят ,00Да ,33Да ,50Да ,00Да ,54Нет ,43Нет

Пример: неэффективный выбор Номер проекта Необход имое рабочее время Сохране нные жизни Число сохранен ных жизней на 1000 час Проект принят/ Проект не принят ,00Нет ,33Да ,50Да ,00Нет ,54Да ,43Нет Итого30007

Пример: выводы Если выбирать на основе индекса Р – «сохраненные жизни/1000 час», то следует остановиться на проектах 5, 4, 1 и 6, которыми исчерпываются все доступные рабочие часы Это проекты, чей индекс Р больше или равен 2 Задача начальника отдела решается при помощи минимума информации – следует сориентировать офисы принимать такие проекты, у которых индекс Р2. В этом случае аллокация ресурсов будет эффективной Всегда существует такое число Р, при котором, если все проекты с Р 2 принимаются, а все проекты, у которых Р

Пример Ограничения Только один ресурс Точное совпадение часов, необходимых для реализации проектов, с количеством часов в распоряжении отдела Отменим эти ограничения Добавим материалы, стоимость которых определяется в рублях Проекты будут делимыми (можно выполнить на 50%) и неделимыми Ценовой механизм и в этом случае будет обеспечивать выбор эффективного варианта

Координация в экономике с помощью ценового механизма Ценовой механизм справляется с проблемой координации, если Каждая фирма знает цены на свою продукцию, свою производственную технологию и максимизирует прибыль Каждый потребитель знает цены, свои предпочтения и максимизирует полезность при существующих бюджетных ограничениях Цены таковы, что спрос равен предложению для каждого товара В этом случае полученное распределение будет эффективным При этом Для согласования действий и выбора фирмам и покупателям достаточно знать только цены И те, и другие должны следовать только своим интересам

Использование механизма цен внутри фирмы Для оценки деятельности подразделений и их менеджеров Для принятия решений (о затратах, доходах, прибыли, инвестиций и др.) При передачи продукта или услуги из подразделения в подразделение, из одной зоны ответственности в другую в рамках одного подразделения - трансфертные цены

Значение трансфертных цен С точки зрения подразделения трансфертные цены могут быть единственной/важнейшей детерминантой финансовых итогов его деятельности Они могут повлиять на общую прибыльность фирмы Плохо выбранные трансфертные цены могут приводить к принятию неверных решений

Модель трансфертной цены при внешнем конкурентном рынке S – кривая предложения подразделения, продающего свой продукт (восходящий участок кривой предельных затрат MS) D – кривая спроса подразделения, покупающего данный продукт (кривая предельного дохода MR) P 1, P 2, P 3 –три возможных уровня рыночной цены Если существует конкурентный рынок для внутреннего продукта (полуфабриката, комплектующих, услуг) и на этом рынке установилась цена Р, то фирма максимизирует прибыль в условиях равенства трансфертной цены цене Р

Модель трансфертной цены при внешнем конкурентном рынке: рыночная и трансфертная цены равны O CB A E A P1P1 P3P3 P Q Q D P2P2 S

O A E A P Q X1X1 Y1Y1 F G D S Модель трансфертной цены при внешнем конкурентном рынке: рыночная цена выше равновесной трансфертной цены P3P3 P2P2

Модель трансфертной цены при внешнем конкурентном рынке: рыночная цена ниже равновесной трансфертной цены O CB A E A P1P1 P3P3 P Q X1X1 Y1Y1 D S

Провалы рынка 1. Фирмы с рыночной властью устанавливают цены на уровне, отличном от конкурентного, и, следовательно, нарушают эффективную аллокацию ресурсов 2. Не существует цены, при которой предложение равно спросу. Возможно в случае большой экономии на масштабе Пример: Покупатель готов заплатить 16 евро за штуку, купив ровно 100 штук товара А. Технология производства требует покупки станка за 1000 евро и труда и материалов – по 5 евро за штуку. Мощность станка – 200 шт. При производстве 1 шт. АС равны 1005 евро, при производстве 200 шт. – 10 евро (экономия на масштабе)

10 P D 16 S D S Кривые спроса и предложения ( случай экономии на масштабе)

Выводы из примера Не существует цены, при которой спрос был бы равен предложению Существует максимизирующее решение – 100 штук. TR=1600 TC=1500 T π =100 Любой другой план ухудшит положение Знание цены не может подвести фирму к решению производить именно 100 шт. Для принятия решения необходима дополнительная информация (сколько клиент готов купить)

Провалы рынка 3. Существование экстерналий – положительных или отрицательных эффектов, производимых действиями одних экономических агентов и влияющих на благосостояние других и не регулируемых механизмом цен 4. «Отсутствующие» рынки (Не все, что интересно для покупателей и продавцов, имеет цену на конкурентном рынке) 5. Асимметрия информации (Несовершенство информации) 6. Проблемы поиска информации

Выводы Проблемы координации (планов и действий) появляются вместе со специализацией Одним из инструментов координации является ценовой механизм Его преимущество –если известны цены, то эффективная координация может быть достигнута, когда фирмы и потребители будут преследовать свои частные интересы О значении ценового механизма говорит использование трансфертных цен внутри фирм Существуют ситуации, когда ценовой механизм не справляется с координацией. Это – «провалы рынка» (рыночная власть, эффект от масштаба, экстерналии, неполнота информации и др.)

Цитата по поводу «Современные фирмы заняли место рыночного механизма в координации экономической активности и размещении ресурсов. Во многих секторах экономики «невидимая рука» рыночных сил Адама Смита была вытеснена видимой рукой менеджмента» Альфред Чендлер

Роль менеджмента в координации экономической деятельности Координация при помощи менеджмента необходима при выборе бизнес-стратегии если существует экономия на масштабе или экономия на разнообразии для создания ключевой компетенции фирмы при комплиментарности деятельности

Выбор бизнес-стратегии Каждая хорошая стратегия обычно состоит из различных предсказуемых элементов, которые должны быть подогнаны друг к другу. Следовательно требуется координация деятельности отдельных частей организации (Пример – системы управления качеством) Стратегические решения требуют многосторонних знаний, которые могут быть ограничены у отдельного лица

Экономия на масштабе Объем операций влияет на степень специализации (чем больше объем операций, тем выше степень специализации) Если объем операций большой, то требуется Более специализированное оборудование Больше дистрибуторских пунктов Больше заводов Больше программ повышения квалификации Так как управленческие решения принимаются в разных подразделениях разными людьми, которые должны оценить Динамику рынка Планы конкурентов Технические новации Наличные ресурсы, то для эффективной координации необходимы единство ожиданий и оценок

Экономия на разнообразии Фирма производит множество продуктов небольшими партиями, а экономия достигается при производстве общих для них компонентов Например, банки расширяют набор услуг, для предоставления которых используются одни и те же офисы, оргтехника, программное обеспечение, персонал Компания General Electric получает такую экономию, производя различные виды бытовой техники, в которых используется один и тот же вид электромоторов Экономия на разнообразии требует еще большей координации, чем экономия на масштабе, так как необходимо координировать не только деятельность различных подразделений, но и планы менеджеров, ответственных за разные продукты

Основная компетенция фирмы Наличие навыков, знаний и преимуществ, необходимых для создания и продвижения на рынок новых продуктов Усложнение проблемы координации, так как Менеджерам нужен план по спросу на продукцию, которой еще нет Необходимо держать цены на существующую продукцию на довольно низком уровне с тем, чтобы поддерживать большой объем продаж (и финансировать создание нового продукта)

Взаимодополняемость (1) Современные стратегии – образец комплиментарности (взаимодополняемости) Взаимодополняемость стратегий предполагает, что осуществление одного или двух видов деятельности увеличивает предельную прибыльность остальных видов в группе. Например, при производстве широкого круга связанных между собой продуктов, ориентированных на потребности клиентов, необходимы Частое внедрение новых продуктов Совершенствование уже существующих видов продукции

Взаимодополняемость (2) Гибкие производственные линии (выпуск разных видов продукции) Отсутствие складов готовой продукции (маленькие партии сразу расходятся по клиентам) Более тесная связь между производством и отделом продаж Регулярное внедрение новых продуктов, обеспечиваемое конструкторами и проектировщиками (отдел НИОКР) Возможность быстрого переключения с одного вида продукции на другой Тесный контакт НИОКР и производства Более высокие требования к рабочим (умение выполнять разные виды работ) Оплата труда, исходя из квалификации, навыков и умений, а не произведенных объемов (При работе без склада перевыполнение плана недопустимо) Координация производства и отдела по работе с персоналом

Провалы координации при взаимодополняемости Менеджер отдела маркетинга определяет количество видов продукции, которое надо предложить покупателям Кривая оптимального количества видов продукции Размер партии Виды продукции

Провалы координации при взаимодополняемости Менеджер по производству определяет размеры партий разных видов продукции Кривая оптимального размера партии Размер партии Виды продукции

Провалы координации при взаимодополняемости При стремлении обоих менеджеров максимизировать прибыль фирмы не существует единственного решения для выбора количества видов продукции и размера выпускаемых партий Размер партии Виды продукции Связанные комбинации

Типы координации Вертикальная - между организационными единицами на разных ступенях иерархической структуры Горизонтальная – организационных уровнях одного ранга или в неиерархических структурах Латеральная – смешанная (горизонтальная и вертикальная) форма

Классификация координации по времени Координация в ходе планирования Большую роль в снижении потребности в координации играет «буферизация» планируемых процессов, т.е. «закладка» в планы временных, финансовых, материальных, кадровых или иных резервов Координация в процессе исполнения - Иерархическое регулирование (общее регулирование, разовое указание) - Групповое согласование (согласование целей, вовлечение в процесс принятия решений, управление через вознаграждение, структурная координация, персональные меры, коммуникация)

Классификация координации Инструменты координации Планирование Иерархическое регулирование Отдельное (разовое) указание Общее (генеральное) регулирование Самостоятельное и групповое согласование По целямВовлечениеКоммуникации Прециальное управление Персональные и структурные меры

Эффективность инструментов координации Определяется Размерами фирмы, ее организационной структурой Применяемыми производственными и информационными технологиями Программами сбыта Рыночной ситуацией Окружением

Литература Вэриан Х. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М., Гл.35. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. Гл. 16. Уильямсон О.И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка. В сб. «Теория фирмы». Milgrom, P., Roberts, J. Economics, Organization and Management. Part II