Что за фигура? Риторическая… Автор: Ситникова Анастасия, 11 «А» класс МОУ-СОШ 201 «СОГЛАСИЕ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Перед вами громада - русский язык…» или «новояз»? Автор: Макарова Л.А., учитель русского языка МОУ СОШ 201 «Согласие»
Advertisements

АКМЕИЗМ Акмеизм(франц. acmēisme, от греч. akmē - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии начала 20 в., сложившееся в условиях.
Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности Людей неинтересных в мире нет. Е.А. Евтушенко Цели: познакомить.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Контрольный тест по творчеству Анны Андреевны Ахматовой Подготовила учитель русского языка и литературы Коршунова Татьяна Владимировна.
Книжная полка, или что читают нынешние школьники? Авторы: Водолажская Кристина, Чеботарёва Екатерина, ученицы 9 А класса, МОУ СОШ 6 г. Амурска Руководитель:
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Создание сочинения - рассуждения Пошаговые рекомендации, вариант 5. вариант 5.
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 9 ИМЕНИ М.И.НЕДЕЛИНА РОЛЬ ОБРАЗА МЕТЕЛИ В РАСКРЫТИИ ВТОРОГО ПЛАНА ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Как рождается рождается художественный художественный образ образ.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Разработка урока литературы в 9 классе «Тема поэта и поэзии в литературе XIX и XX веков» XIX и XX веков»
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить,
1 Урок-кроссворд(русский язык 5 класс.) Обобщение и закрепление темы «Синтаксис»
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
Модернизм в литературе XX века. Модернизм (от франц. moderne-современный)-термин, которым называют литературные направления xx века, использовавшие новые.
Транксрипт:

Что за фигура? Риторическая… Автор: Ситникова Анастасия, 11 «А» класс МОУ-СОШ 201 «СОГЛАСИЕ»

Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры» А.С.Пушкин Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры» А.С.Пушкин

Гипотеза: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО- ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕЮТ ТЕНДЕНЦИЮ К ИСЧЕЗНОВЕНИЮ… ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО- ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕЮТ ТЕНДЕНЦИЮ К ИСЧЕЗНОВЕНИЮ…

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: РУССКИЙ РУССКИЙЯЗЫКУМИРАЕТ?

ЦЕЛЬ: ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ ВОСТРЕБОВАННОСТИ РИТОРИЧЕСКИХ ФИГУР КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЯХ ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ ВОСТРЕБОВАННОСТИ РИТОРИЧЕСКИХ ФИГУР КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЯХ

Задачи: Провести исследование цикла стихотворений А.Ахматовой, поэта-акмеиста, с позиций частотности использования риторических фигур в стихотворениях периода Серебряного века; Провести исследование цикла стихотворений А.Ахматовой, поэта-акмеиста, с позиций частотности использования риторических фигур в стихотворениях периода Серебряного века; проанализировать стихотворения Нины Искренко, представителя модернистского направления рубежа 20-21вв; проанализировать стихотворения Нины Искренко, представителя модернистского направления рубежа 20-21вв; провести параметрический сопоставительный анализ риторических фигур у представительниц модернистских направлений в поэзии рубежа 19-20вв и 20-21вв; провести параметрический сопоставительный анализ риторических фигур у представительниц модернистских направлений в поэзии рубежа 19-20вв и 20-21вв; провести социологическое исследование по определению уровня знаний учеников по теме «Риторические фигуры»; провести социологическое исследование по определению уровня знаний учеников по теме «Риторические фигуры»; проанализировать использование риторических фигур как средства выразительности в современных публикациях. проанализировать использование риторических фигур как средства выразительности в современных публикациях. Сделать выводы о частотности и эффективности использования риторических фигур в художественном и публицистическом стилях. Сделать выводы о частотности и эффективности использования риторических фигур в художественном и публицистическом стилях. Оформить результаты исследования в электронном виде. Оформить результаты исследования в электронном виде.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ Сентябрь: изучить теоретический материал о риторических фигурах и классификации их. Сентябрь: изучить теоретический материал о риторических фигурах и классификации их. Октябрь - ноябрь: изучить биографию А.Ахматовой; познакомиться с акмеизмом как направлением модернизма в поэзии; отобрать и проанализировать стихотворения Анны Ахматовой, поэта-акмеиста; провести параметрический анализ частотности употребления риторических фигур в стихах А.Ахматовой. Октябрь - ноябрь: изучить биографию А.Ахматовой; познакомиться с акмеизмом как направлением модернизма в поэзии; отобрать и проанализировать стихотворения Анны Ахматовой, поэта-акмеиста; провести параметрический анализ частотности употребления риторических фигур в стихах А.Ахматовой. Декабрь: познакомиться с поэзией представителя модернизма в литературе 20 в – Н.Искренко; провести параметрический анализ частотности употребления риторических фигур в ее поэзии Декабрь: познакомиться с поэзией представителя модернизма в литературе 20 в – Н.Искренко; провести параметрический анализ частотности употребления риторических фигур в ее поэзии Январь: сделать сопоставительный анализ с позиций частотности употребления указанными поэтами риторических фигур и сделать заключение о качестве выразительных возможностей языка в художественном стиле (поэзии) Январь: сделать сопоставительный анализ с позиций частотности употребления указанными поэтами риторических фигур и сделать заключение о качестве выразительных возможностей языка в художественном стиле (поэзии) Февраль: провести в школе социологический опрос: «Знаешь ли ты риторические фигуры?» Февраль: провести в школе социологический опрос: «Знаешь ли ты риторические фигуры?» Март: проанализировать статьи газет с целью определения использования риторических фигур современными журналистами Март: проанализировать статьи газет с целью определения использования риторических фигур современными журналистами и, по возможности, сопоставить с публикациями начала 20века. и, по возможности, сопоставить с публикациями начала 20века.

Методы исследования: 1.Анализ художественного текста (поэзии А.Ахматовой и Н.Искренко). 2. Подбор и анализ информации по классификации риторических фигур. 3. Сопоставление результатов параметрического анализа. 4. Опрос (анкетирование) и анализ результатов.

Из словаря Что такое риторические фигуры? Что такое риторические фигуры? Фигуры стилистические – (от греч. schema, лат. figura – очертание, внешний вид; оборот речи) система сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно в пределах фразы, реализирующих экспрессивные (главным образом эмоционально-императивные) качества высказывания. Риторические фигуры используются в речи как нехудожественной, так и художественной, особенно в поэзии. Термин фигура перенесен античными учеными в риторику из искусства танца: риторическая фигура – необычный оборот речи, предназначенный для ее украшения, усиления эмоционального воздействия.

Анна Ахматова Вступила в эпоху Серебряного века человеком образованным. Была одним из создателей литературного направления, получившего название «акмеизм», цель которого - реформировать символизм. Ранняя группа акмеистов объединилась в Анна Ахматова Вступила в эпоху Серебряного века человеком образованным. Была одним из создателей литературного направления, получившего название «акмеизм», цель которого - реформировать символизм. Ранняя группа акмеистов объединилась в "Цех поэтов». Основоположники акмеизма - Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова. Во время расцвета группы литературным органом ее был журнал "Аполлон". Акмеисты называли свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Нина Искренко – один из самых ярких поэтов московской новой волны, вошедшей в отечественную литературу в середине 80-х. Нина Искренко со всеми «Гражданами ночи» (И.Иртеньев, Л.Рубинштейн) выходит на сцену поэтических вечеров. Стихи публикуются в Москве, Париже, Сан - Франциско, Новосибирске… Нина Искренко – один из самых ярких поэтов московской новой волны, вошедшей в отечественную литературу в середине 80-х. Нина Искренко со всеми «Гражданами ночи» (И.Иртеньев, Л.Рубинштейн) выходит на сцену поэтических вечеров. Стихи публикуются в Москве, Париже, Сан - Франциско, Новосибирске… Выламываясь из всех рамок, с редкой грацией мешала в стихах трамвайную лексику с библейской, Н.Искренко отстаивала право на ошибку, сбивала ритм, теряла рифмы и знаки препинания, писала поперек и по диагонали, оставляла пробелы, зачеркивания, говорила на своем, только ей присущем языке. Выламываясь из всех рамок, с редкой грацией мешала в стихах трамвайную лексику с библейской, Н.Искренко отстаивала право на ошибку, сбивала ритм, теряла рифмы и знаки препинания, писала поперек и по диагонали, оставляла пробелы, зачеркивания, говорила на своем, только ей присущем языке.

АКМЕИЗМ Принимая все основные положения символизма, они были против того, что символисты направляли «свои главные силы в область неведомого». Акмеисты указывали, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Отсюда стремление акмеистов освободить литературу от тех непонятностей, которые культивировались символистами, и вернуть ей ясность и доступность. Акмеисты старались всеми силами вернуть поэзию к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Они начали бороться, по их выражению, "за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время, за нашу планету землю". Отсюда каждый из акмеистов старался ввести в свою поэзию элементы этого земного в зависимости от индивидуальных интересов. Акмеисты старались всеми силами вернуть поэзию к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Они начали бороться, по их выражению, "за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время, за нашу планету землю". Отсюда каждый из акмеистов старался ввести в свою поэзию элементы этого земного в зависимости от индивидуальных интересов.КОНЦЕПТУАЛИЗМ Концептуализм пришел в Россию в 70-е. Первоначально существовал в виде «конкретной поэзии». Постулаты концептуализма тогда еще не были теоретически артикулированы именно как концептуалистские, но своеобразно преломились прежде всего в творчестве Некрасова. Его последователями стали Д.Пригов, Л. Рубинштейн и Н.Искренко. Концептуализм пришел в Россию в 70-е. Первоначально существовал в виде «конкретной поэзии». Постулаты концептуализма тогда еще не были теоретически артикулированы именно как концептуалистские, но своеобразно преломились прежде всего в творчестве Некрасова. Его последователями стали Д.Пригов, Л. Рубинштейн и Н.Искренко. Своеобразие концептуализма - в использовании элементов китча, акционного искусства (хэппенинга, перфоманса, инсталляции). Создавались произведения в духе подчеркнуто умозрительных, «головных» решений. Условность нового искусства скрещивала разные, часто несовместимые жанры: картину и плакат, скульптуру и схему, таблицу, рисунок и акцию, требовала освещения объекта средствами различных искусств, разными языками. Своеобразие концептуализма - в использовании элементов китча, акционного искусства (хэппенинга, перфоманса, инсталляции). Создавались произведения в духе подчеркнуто умозрительных, «головных» решений. Условность нового искусства скрещивала разные, часто несовместимые жанры: картину и плакат, скульптуру и схему, таблицу, рисунок и акцию, требовала освещения объекта средствами различных искусств, разными языками.

Стремление к природе, к "земле" привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. Кроме того, акмеисты культивируют вещность своих стихов, что определяет преобладание имен существительных и незначительную роль глагола, который во многих произведениях, особенно у Анны Ахматовой, совсем отсутствует. Далее нужно отметить ослабление стиховой напевности, а также тяготение к оборотам простого разговорного языка. Стремление к природе, к "земле" привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. Кроме того, акмеисты культивируют вещность своих стихов, что определяет преобладание имен существительных и незначительную роль глагола, который во многих произведениях, особенно у Анны Ахматовой, совсем отсутствует. Далее нужно отметить ослабление стиховой напевности, а также тяготение к оборотам простого разговорного языка. Особенности синтаксиса Ахматовой: части предложений естественно стушевываются и играют подчиненную роль, выступают как носители большой смысловой энергии и придают ее стилю совершенно своеобразный характер. В основном использовались клишированные стили и языки уходящей, а впоследствии вырождающейся советской эпохи (социально-политические идеологемы, мертвые принципы соцреализма, расхожие бытовые воззрения, канцелярии и бюрократические установления). Схематизация, примитивизм и ироническое переосмысление устаревших путей подачи материала свидетельствовали об оппозиционности концептуализма существующим способам художественного моделирования.

Из Ахматовой. (риторическое восклицание) «Пытка сильных – огненный недуг! – И в ночи бездонной сердце учит Спрашивать: о, где ушедший друг?» (Риторический вопрос)

(перечисление) (перечисление) «Холодный, белый, подожди, «Холодный, белый, подожди, Я тоже мраморною стану.» Я тоже мраморною стану.» (аллюзия) (аллюзия) «Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо, «Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо, Как будто мира наступил конец.» Как будто мира наступил конец.» (риторическое обращение) (риторическое обращение) «О, как вернуть вас, быстрые недели» «О, как вернуть вас, быстрые недели»

(парцелляция) (парцелляция) «Память о солнце в сердце «Память о солнце в сердце слабеет. слабеет. Желтей трава. Желтей трава. Ветер снежинками ранними веет Ветер снежинками ранними веет Едва-едва» Едва-едва» (анафора) (анафора) «Тот же голос, тот же взгляд, «Тот же голос, тот же взгляд, Те же волосы льняные» Те же волосы льняные»

(ассонанс) (ассонанс) «Еле слышный шелест шагов» «Еле слышный шелест шагов» (инверсия) (инверсия) «У кладбища направо пылил пустырь, «У кладбища направо пылил пустырь, А за ним голубела река» А за ним голубела река» (анафора, риторическое восклицание) (анафора, риторическое восклицание) Как хорошо в осеннем саду! Как хорошо быть совсем влюбленным! (антитеза) (антитеза) «Как будто темное сердце «Как будто темное сердце Алым огнем горит» Алым огнем горит»

(эпанафора) (эпанафора) «Я гадаю: кто там? – не жених ли мой? «Я гадаю: кто там? – не жених ли мой? Не жених ли это мой?» Не жених ли это мой?» (риторическоий диалог) (риторическоий диалог) …«И крикнул: «Что сделал с тобой любимый, …«И крикнул: «Что сделал с тобой любимый, Что сделал любимый твой?» Что сделал любимый твой?» …«Я сказала обидчику: «Хитрый, черный, …«Я сказала обидчику: «Хитрый, черный, Верно, нет у тебя стыда». Верно, нет у тебя стыда».

Хиазм (зеркало)- Хиазм (зеркало)- Тебе, Афродита, слагаю танец, Тебе, Афродита, слагаю танец, Танец слагаю тебе. Танец слагаю тебе. (Сочетание аллюзии и аллегории) (Сочетание аллюзии и аллегории) Чем хуже этот век предшествующих? Разве Чем хуже этот век предшествующих? Разве Тем, что в чаду печали и тревог Тем, что в чаду печали и тревог Он к самой черной прикоснулся язве, Он к самой черной прикоснулся язве, Но исцелить ее не мог. Но исцелить ее не мог. Еще на западе земное солнце светит Еще на западе земное солнце светит И кровли городов в его лучах блестят, И кровли городов в его лучах блестят, А здесь уж белая дома крестами метит А здесь уж белая дома крестами метит И кличет воронов, и вороны летят. И кличет воронов, и вороны летят.

Параметрический анализ риторических фигур в стихах А. Ахматовой (период Серебряного века) В процессе исследования проанализировано было 194 стихотворения Анны Ахматовой из сборника «Узнают голос мой». Наиболее употребляемые риторические фигуры – риторический вопрос и риторическое восклицание. (35%) Чуть меньше А. Ахматова использует инверсию – (29%); Чуть меньше А. Ахматова использует инверсию – (29%); анафору, эпифору и эпанафору – (17%); анафору, эпифору и эпанафору – (17%); аллитерацию и ассонанс (7%); аллитерацию и ассонанс (7%); Градацию – (5%); Градацию – (5%); парцелляцию (4%); парцелляцию (4%); антитезу – (3%). антитезу – (3%).

Поэтические строки Н.Искренко: (анафора, синтаксический параллелизм) (анафора, синтаксический параллелизм) Сколько пищи для пародий В каждой тапочке домашней Сколько скрытой симметрии Сколько скрытой теплоты (антитеза, инфинитивная цепочка) (антитеза, инфинитивная цепочка) Она бы рада пройтись и пахнуть Свистеть на ветке Высокой Моды Но эти морды Им лишь бы пухнуть От пива ….

(Эпифора, повтор, фигура перечисления, анафора, включение слов политического плаката) (Эпифора, повтор, фигура перечисления, анафора, включение слов политического плаката) Мы рады Денег нет На дорогу Денег нет На дорогу на тюрягу на парковку на тусовку И на травку денег нет И на демонстрацию денег нет И на всеобщую и полную мордоворотизацию денег нет И на известь и на трезвость И на ум честь и совесть И на гласность-безопасность денег нет нет нет ЧТО? ИЗВИНИТЕ У НАС УЧЕТ

Параметрический анализ риторических фигур в стихотворных текстах Н.Искренко

Выводы. Сравнивая А.Ахматову и Н.Искренко, необходимо помнить, что это две поэтессы рубежа веков: в их творчестве отразились переломные моменты истории. Лирика каждой из поэтесс имеет свои особенности, в том числе стилистические, соответствующие времени, литературным направлениям, кругу общения. Серебряный век – время поэтического подъёма и неподдельного интереса к творчеству любого вида. Образование и высокая культура определили особенности поэзии А.Ахматовой. Язык её точен, ясен, прост – и выразителен, что соответствовало поэтике акмеизма. Н.Искренко жила в другую эпоху. Несогласие с постулатами советского режима, поиски способов самовыражения и отражения времени производили иногда странный эффект.Эксперименты с языком не всегда, пожалуй, были оправданны. Высокая оценка друзей по цеху – вот всё общественное признание. Реплики из зала типа «Вы думаете, что это поэзия?» - голос любителя словесности, воспитанного на хороших образцах русской литературы. Н.Искренко писала в соответствии с декларацией концептуализма.

Если оценивать её творчество с этих позиций, то она - яркая личность со своеобразной поэзией, имеющей право на существование. Если оценивать её творчество с этих позиций, то она - яркая личность со своеобразной поэзией, имеющей право на существование. Не считая себя специалистом в области поэзии и не претендуя на истину, осмелюсь на примере стихов Н.Искренко сделать заключение: русский язык беднеет, синтаксис небрежен, перенасыщен речевыми и грамматическими ошибками, арсенал изобразительно-выразительных средств ограничен школьной программой. Не считая себя специалистом в области поэзии и не претендуя на истину, осмелюсь на примере стихов Н.Искренко сделать заключение: русский язык беднеет, синтаксис небрежен, перенасыщен речевыми и грамматическими ошибками, арсенал изобразительно-выразительных средств ограничен школьной программой. Виной ли тому время или общая культура – не мне судить. Замечу только, что А.Ахматова тоже жила не в простое время, однако её поэзия, её русский язык вызывают восхищение, чего, к сожалению, не скажешь о творчестве Н.Искренко. Возможно, поиски себя завели не туда? И всё же отдадим дать рядовому поэзии. Нина Искренко ушла из жизни рано, но ее судьба вполне впишется в хрестоматийную схему «Судьба поэта в России»: трагическая, короткая, яркая. Такой её видели современники. Виной ли тому время или общая культура – не мне судить. Замечу только, что А.Ахматова тоже жила не в простое время, однако её поэзия, её русский язык вызывают восхищение, чего, к сожалению, не скажешь о творчестве Н.Искренко. Возможно, поиски себя завели не туда? И всё же отдадим дать рядовому поэзии. Нина Искренко ушла из жизни рано, но ее судьба вполне впишется в хрестоматийную схему «Судьба поэта в России»: трагическая, короткая, яркая. Такой её видели современники.

Социологическое исследование. В процессе исследования был проведен опрос учеников школы «Согласие», начиная с шестых классов по одиннадцатые. В предлагаемой анкете опрашиваемым было задано несколько вопросов, связанных с фигурами речи. В процессе исследования был проведен опрос учеников школы «Согласие», начиная с шестых классов по одиннадцатые. В предлагаемой анкете опрашиваемым было задано несколько вопросов, связанных с фигурами речи. Задача опроса- выявить знание учениками риторических фигур и умение определять их в тексте – художественном или публицистическом. Задача опроса- выявить знание учениками риторических фигур и умение определять их в тексте – художественном или публицистическом. По данным статистики наиболее известные ученикам риторические фигуры: риторический вопрос (6,6); инверсия (6,2); риторическое восклицание (6,1); антитеза (5,7); повтор (5,1); градация (1,9); перечисление (1,5); ирония (1); парцелляция (0,7); тавтология – повтор лексический (0,7). Уровень знаний риторических фигур и умения их находить в тексте может быть обозначен как « близкий к критическому».

Использованные ресурсы 1. А.Ахматова. Сборник стихотворений и поэм «Узнают голос мой». 2. А.Г.Горнефиль. «Фигура в поэтике и риторике», Сборник «Вопросы теории и психологии творчества», 2 изд. Т.1, Хар., Н.Искренко. Интернет-ресурсы. «Вавилон». 4. С.Михальская. «Риторика» классы.М А.П.Чудинов. «Основы риторики»,Екатеринбург., М.А.Рыбникова. «Введение в стилистику», М.,1937