Общепсихологический практикум Занятие 6 Диагностика межличностных взаимодействий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Advertisements

Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Урок 2. Информационные процессы в обществе и природе.
Д. Дуброво д. Бортниково с. Никульское д. Подлужье д. Бакунино пос. Радужный - Песчаный карьер ООО ССП «Черкизово» - Граница сельского поселения - Граница.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Г. Москва, тел.: +7 (495) , Internet: Методы бизнес-анализа в системе Бизнес-инженер.
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
Ул.Школьная Схема с. Вознесенка Ярославского городского поселения п.Ярославский 10 2 Ул.Флюоритовая
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Результаты работы 5а класса Кл. руководитель: Белобородова Н. С. Показатель 0123 Обучаемость 1-6%4-25%8-50%3-18 Навыки смыслового чтения 1-6%12-75%3-18%
Зимние Олимпийские Игры Шамони Сочи
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Зачет по теме "Квадратные уравнения" Автор составитель: Попова Виктория Юрьевна, учитель математики высшей категории, заместитель директора МОУ гимназии.
Качество знаний, успеваемость и СОУ за I полугодие учебный год.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ Хромушин В.А., д.б.н., к.т.н., академик МАИ и АМТН 2010 г. ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТИРУЮЩИХ.

Транксрипт:

Общепсихологический практикум Занятие 6 Диагностика межличностных взаимодействий

Литература Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2000 (Занятие 14.2 стр. 497) Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ, 2003

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ

Тимоти Лири Timothy Leary 1920 – талантливый психодиагност - «отец психоделической революции» - гуманистический психолог - и многое многое другое

(Leary Interpersonal Diagnosis). Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. Направлена на выявление свойств личности, значимых для взаимодействия с другими людьми. Интерперсональный диагноз Лири

Тимоти Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих (со стороны); для самооценки; для оценки близких людей; для описания идеального Я или партнера. В соответствии с этими уровнями меняются инструкции.

Форма методики Задача испытуемого при работе с опросником состоит в соотнесении каждой из 128 лаконичных характеристик с оценкой своего «Я», другого человека или идеала. Каждая из характеристик-эпитетов имеет порядковый номер. Характеристики могут размещаться на карточках с последующей сортировкой либо в тестовой тетради с фиксацией ответа (данет) на отдельном бланке.

ИНСТРУКЦИЯ поставьте «+» против тех определений, которые соответствуют вашему представлению о себе если нет полной уверенности знак «+» не ставьте

Дополнительная инструкция для исследования самооценки Кроме представлений о себе реальном оценивается еще и идеальный образ Каждый параметр оценивается дважды: - насколько такое описание похоже на Вас - Хотели бы Вы, чтобы такое описание соответствовало Вам

Практическое задание 8 Исследование реального и идеального профиля черт личности по методике Т. Лири

Задание Прочитайте инструкцию по исследованию самооценки методом Т. Лири. Подготовьте бланк ответов (пример см. ниже) и протокол занятия (номер, пол, возраст, дату, САН) Оцените свое «я реальное» и «я идеальное - каким я хотел бы быть» в соответствии с инструкцией Стимульный материал см. ниже или в Приложении Практикума… стр. 501

IIIIIIIVVVIVIIVIII Бланк ответов

Стимульный материал Тест Т. Лири

I 1. другие думают о нем благосклонно 2. производит впечатление на окружающих 3. умеет распоряжаться, приказывать 4. умеет настоять на своем

II 4. обладает чувством собственного достоинства 5. независимый 6. способен сам позаботиться о себе 7. может проявить безразличие

III 9. способен быть суровым 10. строгий, но справедливый 11. может быть искренним 12. критичен к другим

IV 13. любит поплакаться 14. часто печален 15. способен проявить недоверие 16. часто разочаровывается

V 17. способен быть критичным к себе 18. способен признать свою неправоту 19. охотно подчиняется 20. уступчивый

VI 21. благородный 22. восхищающийся и склонный к подражению 23. уважительный 24. ищущий одобрения

VII 25. способен к сотрудничеству 26. стремится ужиться с другими 27. дружелюбный, доброжелательный 28. внимательный и ласковый

VIII 29. деликатный 30. одобряющий 31. отзывчивый к призывам о помощи 32. бескорыстный

I 33. способен вызвать восхищение 34. пользуется уважением у других 35. обладает талантом руководителя 36. любит ответственность

II 37. уверен в себе 38. самоуверен и напорист 39. деловит и практичен 40. любит соревноваться

III 41. строгий и крутой, где надо 42. неумолимый, но беспристрастный 43. раздражительный 44. открытый и прямолинейный

IV 45. не терпит, чтобы им командовали 46. скептичен 47. на него трудно произвести впечатление 48. обидчивый, щепетильный

V 49. легко смущается 50. неуверен в себе 51. уступчивый 52. скромный

VI 53. часто прибегает к помощи других 54. очень почитает авторитеты 55. охотно принимает советы 56. доверчив и стремиться радовать других

VII 57. всегда любезен в обхождении 58. дорожит мнением окружающих 59. общительный и уживчивый 60. добросердечный

VIII 61. добрый, вселяющий уверенность 62. нежный и мягкосердечный 63. любит заботиться о других 64. бескорыстный, щедрый

I 65. любит давать советы 66. производит впечатление значимости 67. начальственно-повелительный 68. властный

II 69. хвастливый 70. надменный и самодовольный 71. думает только о себе 72. хитрый и расчетливый

III 73. нетерпим к ошибкам других 74. своекорыстный 75. откровенный 76. часто недружелюбен

IV 77. озлобленный 78. жалобщик 79. ревнивый 80. долго помнит обиды

V 81. склонный к самобичеванию 82. застенчивый 83. безынициативный 84. кроткий

VI 85. зависимый, несамостоятельный 86. любит подчиняться 87. предоставляет другим принимать решения 88. легко попадает впросак

VII 89. легко попадает под влияние друзей 90. готов довериться любому 91. благорасположен ко всем без разбора 92. всем симпатизирует

VIII 93. прощает все 94. переполнен чрезмерным сочувствием 95. великодушен и терпим к недостаткам 96. стремиться покровительствовать

I 97. стремиться к успеху 98. ожидает восхищения от каждого 99. распоряжается другими 100. деспотичный

II 101. сноб 102. тщеславный 103. эгоистичный 104. холодный, черствый

III 105. язвительный, насмешливый 106. злобный, жестокий 107. часто гневливый 108. бесчувственный, равнодушный

IV 109. злопамятный 110. проникнут духом противоречия 111. упрямый 112. недоверчивый и подозрительный

V 113. робкий 114. стыдливый 115. отличается чрезмерной готовностью подчиняться 116. мягкотелый

VI 117. почти никогда и никому не возражает 118. ненавязчивый 119. любит, чтобы его опекали 120. чрезмерно доверчив

VII 121. стремиться снискать расположение каждого 122. со всеми соглашается 123. всегда дружелюбен 124. всех любит

VIII 125. слишком снисходителен к окружающим 126. старается утешить каждого 127. заботиться о других в ущерб себе 128. портит людей чрезмерной добротой

Задание Подсчитайте количество «+» в каждом столбце В соответствии с ключом – Приложение (стр. 505) Полученные оценки по 8 шкалам (для «я реального» и «я идеального» отдельно) внесите в таблицу (пример см. ниже)

Пример таблицы результатов IIIIIIIVVVIVIIVIII Я реальное Я идеальное

Задание Сравнить полученные результаты с нормами адаптивности поведения (см. ниже или стр. 497) Построить октограмму (см. ниже), наложив диаграммы «я реального» и «я идеального» на одну круговую схему Проинтерпретировать полученные результаты в соответствии с описаниями шкал (см. ниже или стр. 497) Проанализировать расхождения «я реального» и «я идеального» по каждой шкале

Нормы в целом Адаптивное поведение 0-4 – низкая выраженность черты 5-8 – умеренная Экстремальное поведение, до патологии 9-12 – высокая (акцентуированная черта) – экстремальная (явная акцентуация, до патологии)

Нормы отдельно по шкалам I – авторитарный / 9-12 / 0-8 V – подчиняемый / 9-12 / 0-8 II – эгоистический / 0-12 VI – зависимый / 9-12 / 0-8 III – агрессивный / 9-12 / 0-8 VII – дружелюбный 9-16 / 0-8 IV – подозрительный / 9-12 / 0-8 VIII – альтруистический 9-16 / 0-8

III ДРУЖЕЛЮБИЕ I II IVV VI VIII VII ПОДЧИНЕНИЕ АГРЕССИВНОСТЬ ДОМИНИРОВАНИЕ Октограмма

I. Авторитарный – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный. 0-8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный

IV. Подозрительный – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера) – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии. 0-8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации. 0-8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности

VI. Зависимый – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы. 0-8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый

VII. Дружелюбный 9-16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера). 0-8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях

VIII. Альтруистический 9-16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа). 0-8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

доминирование и дружелюбие. По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + +II – IV - VI) Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – -II – IV + VI)

Накладывая диаграммы Я реального и Я идеального на одну схему можно выявить особенности самооценки испытуемого Накладывая диаграммы Я реального разных людей можно говорить о психологической совместимости Последнее часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально- психологическом тренинге

Практическое задание 9 Исследование стратегий поведения в ситуации конфликта

Пять способов регулирования конфликта по К. Томасу Внимание к интересам другого Внимание к своим интересам Избегание Соперничество Компромисс Сотрудничество Приспособление

Позитивный смысл конфликта – возможность удовлетворения потребностей. Длительное избегание конфликта приводит к росту напряжения. Сохранение межличностных отношений – необходимое условие разрешения конфликта «Компромисс» не приводит к удовлетворению потребностей ни одной из конфликтующих сторон Позитивной стратегией разрешения конфликта является «сотрудничество» Необходимым фактором разрешения конфликта является переход от «позиций» к «интересам»

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Адаптация Н.В. Гришиной

Литература Стр Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ, 2003

Задание Представьте себе конкретную конфликтную ситуацию Постарайтесь, отвечая на вопросы опираться на представление о данной ситуации, или других наиболее типичных конфликтах в вашей жизни Вам необходимо в каждой из следующих 30 пар утверждений выбрать одно: «А» или «В»

Задание Выполните задание на основе стимульного материала, представленного на стр Подсчитайте количество баллов по каждой из 5 шкал, отражающих стратегии поведения в конфликте, в соответствии с ключом (стр. 475) Оформите протокол занятия и таблицу результатов Постройте гистограмму сравнения различных стратегий поведения (пример ниже)

Таблица результатов (пример) Соперни- чество Сотрудни- чество КомпромиссИзбеганиеПриспособ- ление

Пример гистограммы

Задание для самостоятельной работы Анализ особенностей межличностного взаимодействия ПАРЫ испытуемых

Задание Найдите себе партнера в группе для выполнения данного задания На отдельном листе составьте протокол исследования перспектив и психологических особенностей межличностного взаимодействия вашей пары Внесите в протокол данные обоих испытуемых (индивидуальный код, пол, возраст, образование, САН) Составьте сводные таблицы данных исследования особенностей межличностного взаимодействия методами Т. Лири и К. Томаса (пример ниже)

Пример сводной таблицы (по Т. Лири) IIIIIIIVVVIVIIVIII «Я реальное» испытуемого 8416 «Я реальное» испытуемого 8418

Пример сводной таблицы (по К. Томасу) Код испытуемого Сопер- ничес- тво Сотрудни- чество Компро- мисс Избега- ние Приспо соб- ление

Задание Построить сравнительную диаграмму свойств личности по Т. Лири, наложив данные «я реального» испытуемых на один круг Построить сравнительную гистограмму стратегий поведения в конфликте по К. Томасу (пример ниже)

Сравнительная гистограмма стратегий в конфликте по Томасу (пример)

Задание Проанализировав сравнительные гистограмму и диаграмму результатов методик Лири и Томаса Отметьте параметры наиболее схожие у двух партнеров Отметьте выраженность противолежащих параметров по Т. Лири (I–V, II–VI, III-VII, IV-VIII) (чем ближе общий рисунок диаграммы к кругу - тем более особенности одного партнера компенсированы свойствами другого, что приводит к более высокой совместимости при взаимодействии, снижает вероятность возникновения конфликтов)

Задание Оцените вероятность возникновения конфликтов у испытуемых в процессе выполнения совместной деятельности Сравнив наиболее характерные для испытуемых способы разрешения конфликтов (по К. Томасу) предположите, каким образом в данной паре они вероятнее всего будут разрешаться.