Лекция 10.Политический анализ и публичная политика. Центры публичной политики АЛЕКСАНДР СУНГУРОВ КУРС «ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Открытый экспертный совет по развитию энергетики Свердловской области Кузьмина Анна Павловна аспирант ИИиА УрО РАН.
Advertisements

Открытый экспертный совет по развитию энергетики Свердловской области.
Александр Сунгуров Фабрики мысли и Центры публичной политики: Российский и международный опыт С-Петербург, 7 ноября 2004.
ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Иваново, 2012.
Особенности ведения бизнеса в Ленинградской области: перспективы и проблемы Принципы организации промышленных зон в Ленинградской области.
1 Общественное участие в бюджетном процессе и городских целевых программах.
Раскрытие основных понятий темы Описание уровней и виды форм общественного участия.
Менеджер по управлению персоналом: гражданин, нижегородец, профессионал Общественный комитет по трудовым ресурсам ТПП НО Областной Клуб Директоров по персоналу.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию.
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ. МЕХАНИЗМЫ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ Москва, ПУЛ АП 15 ноября 2010 г. Докладчик : д. п. н., проф. Нисневич Юлий.
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
ОБУЧАЮЩИЙСЯ ГОРОД ИРКУТСК- ОБУЧАЮЩИЙСЯ ГОРОД. Главный ресурс города – люди: человеческий ум и творческие способности.
Общественный совет по защите прав пациентов Москва, сентябрь 2010 г.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
План 1. Понятие гражданского общества. 2. Соотношение государства и гражданского общества. 3. Структура гражданского общества. 4. Функции гражданского.
Диссертация на соискание степени магистра экономики Соискатель – Андрончик И.Г. Научный руководитель – профессор, доктор экономических наук- Лемещенко.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Соблюдение прав человека и правозащитное движение в современной России. Александр Сунгуров Курс «Развитие правозащитного движения в СССР и современной.
Институт повышения квалификации государственных служащих Республики Таджикистан ЦЕНТР ОБСЕ В ДУШАНБЕ.
Транксрипт:

Лекция 10.Политический анализ и публичная политика. Центры публичной политики АЛЕКСАНДР СУНГУРОВ КУРС «ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Что такое «Публичная политика» (Public Policy)? Сам термин «публичная политика» как перевод Public Policy пока не является общепринятым в российском обществе Это относится и к термину «Public Administration» - его перевод на русский язык также еще не общепринят Иногда его переводят как «Общественное управление» или даже «Управление обществом»

На самом деле в англоязычных странах это синоним Понятия «Государственное и муниципальное управление» Однако все же понимаемое, как Администрация, действующая в интересах общества и под его контролем, осознающая себя как производное от общества» Во многих регионах может рассматриваться пока как утопия.

Определенная путаница возникает потому, что Слово «Public» у нас традиционно переводят на русский как «общественный», что неверно. В нашей стране традиционно выделялась государственная сфера и… все остальное – личность и общество. В странах Западной Европы раздел шел по другой линии – «private» и «public» И под «public» понимались как общество, так и государственная (и муниципальная) власть Т.е. все то, что не «private» - частное, личное

Русскому слову «Политика» в английском языке Соответствуют: Politics – все связанное с борьбой за власть, и Policy – как программа решения тех или иных проблем, как программы деятельности той или иной власти Часто весь негатив, накопившийся против Politics мы переносим против Policy

Куда направлен вектор публичности современной российской политики? В полицентрической системе публичный характер политического процесса обеспечивался сочетанием двух факторов – повышенной конфликтности и агрессивного информационного освещения со стороны ведущих СМИ, которые способствовали «драматизации» событий и, зачастую, сами выступали в них заинтересованной стороной. Прежний тип «политической публичности» во многом отличался демонстративностью

С утверждением нового, моноцен-трического политического режима на смену старой «публичности» приходит новая, стержнем которой становится «режим консультаций».[ 1][ 1] [1][1] Зудин А.Ю. Новая публичность? Моноцентрическая система и режим консультаций. – В кн.: Сборник программ и тезисов участников секции «Публичная политика как инструмент российского выбора» Третьего всероссийского Конгресса политологов, апреля 2003 г., Москва. – Москва, 2003, с

Критерии публичности власти Прозрачность Нацеленность на решение проблем населения Эффективность деятельности Наличие доверия населения к власти в целом и к ее отдельным ветвям и институтам

Прозрачность – это: Доступность информации о деятельности властных структур Представление информации в виде, позволяющем выявлять тенденции и закономерности Понятность информации для заинтересованных групп населения Наличие эффективных механизмов влияние позиций населения на принятие властных решений

Нацеленность на решение проблем населения включает: Эффективные способы выявления таких проблем Механизмы поиска решения этих проблем и обсуждения предлагаемых путей их решения с участием самого населения и их представителей в лице НКО. Внимание к гражданскому образованию населения

Эффективность деятельности власти Наличие работающей системы борьбы с коррупцией Применение современных методов внутриорганизационного менеджмента Наличие критериев эффективности деятельности Применение независимой оценки своей работы Постоянная переподготовка персонала Сотрудничество с независимыми Центрами публичной политики

Типы чиновников в современной России 1. Типичные «замшелые» бюрократы – нет инициативы, только вялая отработка инструкций 2. Инициативные коррупционеры 3. Умные карьеристы с инициативой, чурающиеся коррупции 4. Идейные «Государственники», типа Верещагина из «Белого солнца пустыни» 5. Первые представители «Public Administration»: в цель работы власти – благо человека.

В тексте, подготовленном Кафедрой публичной политики ВШЭ дается такое определение: «Публичная политика предполагает соответствие государственной политики общественным нуждам, взаимодействие государственных и негосударственных структур на всех стадиях принятия, реализации, контроля и оценки результатов государственных программ, проектов и решений»

Кто же формирует публичную политику? Исполнительная власть Представительная власть Бизнес - элита (деловые круги) Политические партии Неправительственные организации СМИ Криминальные структуры (?) Международные организации

В поисках определения публичной политики Политика как сфера борьбы за (государственную / публичную) власть (право распоряжаться публичными ресурсами) Политика как процесс принятия властных решений (выработки «политического курса») Политика как процесс коммуникации общественных групп по поводу целей и задач (государственной) власти ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА ?

Процесс принятия (политических) решений Выявление проблемы Поиск Реше- ния Принятие решения Испол- нение решений Обсуждение и Лобби- рование Контроль, Мониторинг Общест- венное мнение

Основные участники политического (policy) процесса Властные структуры Структуры гражданского общества (НКО различного вида) Научное и университетское сообщество

Участники и этапы процесса НКОВластьЭксперты 1. Выявл. проблемы ****** 2. Поиск решения ** *** 3. Выбор вариантов и лоббирование ***** 4.Принятие решения -***- 5. Исполнен. решения ***** 6. Контроль **

ПОЛИТИКА Политика как сфера борьбы за (государственную / публичную) власть Политика как процесс принятия властных решений (выработки «политического курса») Политика как процесс коммуникации общественных групп по поводу целей и задач (государственной) власти ПУБЛИЧНАЯ Способность выражать «общие интересы» + «прозрачность» Необходимость общественного мнения, способного формулировать цели и давать критическую оценку = «открытая, доступная для публики»?

2. Решение проблемы А. Спектр необходимых ролей: - Генератор идей - Эрудит - Скептик -Системщик - Стратег - Тактик Б. Важно не только найти решение Но и обеспечить его принятие Властью (искусство лоббирования)

3. Принятие решения Роль «политических факторов»: Близость или отдаленность выборов Потребность партии в новых идеях для предвыборных программ Как понять, когда появится «окно возможностей» Роль «заготовок в столе», Роль «хранителей проектов»

4. Исполнение решений 1. Функция контроля 2. Функция мониторинга 3. Возможность со-участия в процессе исполнения решения 4. Выявление отклонений – роль ранней обратной связи 5. Оценка эффективности 6. Выявление новых проблем

Число участники политического процесса стоит увеличить Властные структуры Структуры гражданского общества (НКО различного вида) Бизнес Научное и университетск ое сообщество СМИ

Реальная проблема: Как обеспечить взаимодействия исполнительной власти, как сущностно иерархической системой, с такой сетевой структурой, как гражданское общество?

Иерархия: эволюция понятия «движение от значения структурированной совокупности субъектов, сакральным образом обеспечивающих стабильность общества благодаря наличию священного знания, через значение структурной совокупности субъектов, фиксирующих степень приближения последних к постижению божественного порядка, к значению социальной пирамиды, взаимоположение субъектов которой обусловлено некой четкой логикой»[1].[1] [1] Сергеев В.М., Сергеев К.В. // Полис, 2003, 3, с. 6-13[1]

Сеть может быть определена как организация, не имеющая единого центра управления, основанная на разделяемых ценностях по отношению к выполняемым задачам. В отличие от сети личной взаимосвязи (древнейшего явления), используемое здесь понятие сопоставимо с сетью internet

Сетевые структуры

Основные признаки сети связанность и непрерывная коммуникация - возможность (со)общения всех-со-всеми и каждого-с-каждым; горизонтальная организация – отсутствие единого центра или полицентричность; включенность - каждый участник сети должен постоянно восполнять и доказывать свою полезность; равноправие – «каждый человек приходит в сеть свободным и равным в правах с другим, таким же пришедшим»;

Проблема взаимодействия иерархических и сетевых структур Иерархическим структурам легче и понятней взаимодействовать с аналогичной иерархической стр- рой Поэтому они либо создают квази- НКО, которое исходно включено в иерархию власти Либо стараются «выстроить» в какой-то вид иерархии сетевые, горизонтальные сети НКО

Попытку власти «выстроить структуры гражданского общества» В ходе подготовки Гражданского форума в Москве в ноябре 2001 г. Удалось трансформировать в интересную форму «переговорных площадок» Как формы диалога иерархической и сетевых структур, Которые, однако, не получили дальнейшего развития

Открытие гражданского Форума во Кремлевском Дворце Съездов

Переговорная площадка в Минюсте, представители власти

Переговорная площадка в Минюсте, представители НКО

Выходом могут стать структуры-посредники или медиаторы между обществом и властью, например, институт Уполномоченного по правам человека, которые способны быть своеобразными адапторами иерархической и сетевой структур. Другим примером таких адапторов могут служить центры публичной политики, создаваемые изнутри гражданского общества

Структура – Модератор для иерархических и сетевых структур

Подробности о создании и развитии Центров публичной политики можно найти В Виртуальной библиотеке на -Основном сайте СПб центра СТРАТЕГИЯ Подключиться к теме развития Центров публичной политики и к Общественному мониторингу Административной реформы - на сайте – Виртуальная сетевая фабрика мысли

Определим Фабрики мысли как Объединения интеллектуалов и экспертов, по заказу или по собственной инициативе, выполняющие анализ или разработки, Которые предусматривают их использование в общественной практике. В большинстве случаев в структуру таких центров входят специалисты-практики, Способные реализовать, внедрить разработанную стратегию действий.

Еще одно определение Фабрик мысли: Это – исследовательские организации в области политики (полиси), имеющие существенную автономию от правительства и групп интересов, частных фирм и политических партий. При этом понимается относительность этой автономии.

Как правило, такие структуры действуют По контракту с властными структурами Либо с бизнес-структурами Иногда они ассоциированы с политическими партиями А иногда – с крупными СМИ или медиа-концернами

Однако существуют и Фабрики мысли Действующие достаточно самостоятельно, При поддержке различных фондов И в интересах развития открытой ответственной власти и гражданского общества Именно такие структуры мы и называем Центрами публичной политики

Центры публичной политики и Фабрики Мысли Могут внести значительный вклад в управление публичной политикой и, таким образом, сыграть важную роль в формировании Открытого общества Они имеют возможность предоставить ответственным лицам, принимающим решения, независимую оценку по вопросам, которые влияют не только на судьбу отдельно взятой страны, но и общества в целом

Основные акторы публичной политики : Исполнительная власть Представительная власть Бизнес - элита (деловые круги) Политические партии Неправительственные организации СМИ Криминальные структуры (?) Международные организации

Губернаторы и мэры крупных городов используют Аналитические центры внутри администрации Консультативные группы под руководством успешных менеджеров избирательных кампаний - «политтехнологов» Иногда – университетские аналитические или консультативные центры

В сфере подготовки экономи- ческих решений в России Успешно действуют несколько «Мозговых фабрик», так или иначе связанных со структурами исполнительной власти: Это Институт проблем переходного периода Е.Гайдара и Институт экономики города в Москве А также «Леонтьевский центр» в Санкт-Петербурге

Большинство российских политических партий Обладают своими аналитическими центрами, которые иногда выходят на уровень Центров публичной политики. Классическим примером являются Эпицентр Г.Явлинского или Фонд «Духовное наследие» Подберезкина

Финансово- промышленные группы Также стали, особенно в последнее время, уделять внимание анализу и разработке технологий взаимодействия в властью и обществом. Принципиально новым явлением стал возникший после финансового кризиса 1998 г. Клуб 2015

Наиболее активным из Полпредов Президента РФ В направлении развития публичной политики был Сергей Кириенко Во многом он опирался на активное содействие Петра Щедровицкого и его школы который не только вел большую работу в Поволжье, Но и инициировал создание Центра Стратегических разработок – Северо- запад

При этом существуют и Центры, не связанные ни с какими из вышеперечисленных политических сил, А рассматривающих себя в качестве самостоятельных акторов политического процесса, причем процесса именно формирования публичной политики

Примером такого Центра является СПб гуманитарно-политоло- гический центр СТРАТЕГИЯ Учредители – депутаты Ленсовета, журналисты, предприниматели, ученые в области общественных наук. Цель – объединение интеллектуальных, финансовых, материальных и иных сил и средств СПб и Ленинградской области для решения уставных задач Центра

Санкт-Петербургский гуманитарно- политологический центр СТРАТЕГИЯ Миссия: содействие становлению в России гражданского общества и демократического правового государства путем разработки и реализации проектов и программ, направленных на развитие социального партнерства, повышение общественного участия, становления эффективной и ответственной власти.

Программы СПб центра СТРАТЕГИЯ: « Прозрачный бюджет» - развитие общественного участия в бюджетном процессе: Развитие института Уполномоченного по правам человека в регионах России Гражданские инициативы по предупреждению коррупции Проект «Публичная политика в сфере мягкой безопасности и демократического развития: Балтийское измерение» Содействие развитию Центра гражданского образования и прав человека СПбГУ Развитие Интернет-Портала центра СТРАТЕГИЯ

ЦПП как посредник между властью, ГО и наукой Властные структуры Структуры гражданского общества (НКО различного вида) Научное и университетское сообщество Центр публичной политики

Функции Центров публичной политики: Исследовательская Образовательная Креативная Медиаторская (Коммуникативная) Внедренческая «Обеспечивающие функции»

Представленность этих функций у различных ФМ, АЦ и ЦПП – различна. Университеты – исследовательская и аналитическая функции Лоббистские фирмы – внедренческая Фабрики мысли – НЕ Центры публичной политики – исследовательская, креативная, внедренческая Для ЦПП – критично наличие коммуникативной функции.

Например: Фонд ИНДЕМ: Исследовательская, креативная, внедренческая. Постепенно – коммуникативная Леонтьевский Центр – Также 4 функции, + коммуникативная Московская Школа Политических Исследований – в основном образовательная + коммуникативная

Центр ИНТЕРЛИГАЛ

Экспертный институт

Фонд ИНДЕМ

Роли и функции Фабрик мысли (Центров публичной политики) В интерпретации американских политологов (R.Kent Weaver, James G. McGann, 1998).

Роли ФМ, как структур Гр. Об-ва: 1.Играть роль медиатора между правительством и обществом 2.Идентифицировать, артикулировать и оценивать текущие или возникающие темы, проблемы или предложения 3.Трансформировать идеи и проблемы в конкретные задачи политики 4.Выполнять роль информированного и независимого голоса в дебатах по поводу конкретных политик 5.Обеспечивать конструктивный форум для обмена идеями и информацией между ключевыми стэйкхолдерами в процессе формулирования политики.

Роли (функции) фабрик мысли: Первая роль (особо свойственна ФМ, персонал которых состоит в основном из PH.D. в области общественных наук) выполнение фундаментальных исследований в области проблем и решений политики (policy) аналогично университетским исследовательским центрам. Эти исследования отвечают на вопросы типа: «Насколько значительна угроза распространения ядерного оружия в развивающихся странах?»

Вторая роль – готовить рекомендации по актуальным политическим проблемам для государственных официальных лиц Организация брифингов и семинаров для Лиц, принимающих решения и для СМИ. П убликация кратких рецензий на различные законодательные инициативы, участие в слушаниях по проектам законов Публиковать мнения или вести колонки по определенным темам в газетах

3. Фабрики мысли могут также оценивать правительственные программы. Иначе – ищутся ответы на такие вопросы, как: «Какая из систем вооружений может рассматриваться как наиболее эффективная при учете выделенного на эти системы количества денег. Четвертая роль – служить фасилитатором в создании сетей и обмене идеями. Ключевыми элементами здесь являются межличностные отношения и устные дискуссии, а не письменные тексты

5. Фабрики мысли служат важным источником персонала для государственных структур, а также местом, где оказавшиеся вне властных структур политики могли бы «перезарядить свои батареи», либо как просто синекура для отставных политиков. 6.Интерпретация текущих политических событий для электронных и печатных СМИ

Вестминстер. Английский парламент. Наше путешествие закончено…