Создание вузовских основных образовательных программ Родионова С.Е., к.ф.н, доц., Башкирский государственный университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родионова С.Е., к.ф.н., доц., Башкирский государственный университет Компетентностная модель бакалавра филологии и ее реализация вузами РФ.
Advertisements

Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Родионова С.Е., к.ф.н.,доц., филологический факультет Алгоритм создания вузовской ООП магистра.
Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС-3 по направлению подготовки «Филология» Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ 12 апреля 2010 г. « П роектирование образовательных программ на основе ФГОС ВПО в области «Образование и педагогика» (бакалавриат.
Транксрипт:

Создание вузовских основных образовательных программ Родионова С.Е., к.ф.н, доц., Башкирский государственный университет

Рекомендуемое содержание ООП вуза 1. Общие положения 1.1. Основная образовательная программа (определение) 1.2. Нормативные документы для разработки ООП 1.3. Общая характеристика ООП 1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной программы

Рекомендуемое содержание ООП вуза 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП 4.1. Календарный учебный график 4.2. Учебный план 4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) 4.3. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся 5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП 6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально- личностных) компетенций выпускников 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП 8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

При составлении учебного плана подготовки бакалавров в ООП вуза необходимо учесть: Базовые части УЦ соответствуют ФГОС ВПО (трудоемкость должна соответствовать предложенной «вилке») ; Вариативные (профильные) части УЦ составляются вузом с учетом рекомендаций ПООП; Общая трудоемкость дисциплин дается в зачетных единицах и академических часах с распределением по семестрам; Одна з.е. равна 36 часам, за исключением курса Физическая культура, для которого 2 з.е. соответствуют 400 часам (последнее – из ФГОС) Для каждой дисциплины (модуля) указываются виды учебной работы и формы аттестации; На экзамен предусматривается 1 з.е. (36 часов), если он проводится в традиционной форме во время сессии; В вариативных частях УЦ указываются профильные дисциплины, в т.ч. по выбору студента. Структура учебного плана бакалавриата позволяет осуществлять подготовку бакалавра в соответствии с профилями подготовки.

При составлении учебного плана подготовки бакалавров в ООП вуза необходимо учесть: Общая трудоемкость одного учебного года 60 з.е. (из ФГОС); Максимальный объем учебных занятий не может составлять более 54 академических часов в неделю (из типового положения о вузе). Количество аудиторной недельной нагрузки не более 32 / 27 часов (из ФГОС, для разных направлений – число м.быть разным); Максимальный объем аудиторных занятий в неделю у бакалавров составляет 32 ак. часа, у магистров (в среднем за весь период обучения) - 14 ак. часов. В указанный объем не входят занятия по физической культуре Суммарное количество в учебном году зачетов – не более 12, экзаменов - не более 10 (из типового положения о вузе); Одна неделя практики соответствует 1.5 з.е.; Общая трудоемкость дисциплины не м.быть меньше 2 з.е. (за исключ. дисц. по выбору). По дисциплинам более 3 з.е. должна выставляться ОЦЕНКА (из ФГОС);

При составлении учебного плана подготовки бакалавров в ООП вуза необходимо учесть: В учебном процессе должно предусматриваться широкое использование активных (тренинги, деловые игры) и интерактивных (компьютерные симуляции и др.) форм обучения: 30% ауд. занятий у бакалавров, 40% - у магистров. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40% (50% - (из ФГОС, для разных направлений – число м.быть разным) аудиторных занятий; В рамках учебных курсов должны предусматриваться встречи с российскими и зарубежными работодателями, мастер-классы экспертов. В учебных программах дисциплин (модулей) результаты обучения должны увязываться с приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Не менее одной трети вариативной части суммарно по трем циклам д.быть дисциплины по выбору студента (из ФГОС).

Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки – Филология Квалификация выпускника - Бакалавр филологии

1. Общие положения Определение. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки – Филология (бакалавриат) является системой учебно- методических документов, сформированных на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) по направлению подготовки – Филология и рекомендуемых вузам для использования при разработке основных образовательных программ (ООП) первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриат) по направлению подготовки – Филология в части: набора профилей подготовки из числа включенных в Общероссийский классификатор образовательных программ (ОКОП); компетентностно-квалификационной характеристики выпускника; содержания и организации образовательного процесса; ресурсного обеспечения реализации ООП; итоговой государственной аттестации выпускников.

1.2. Цель разработки ПООП ВПО по направлению подготовки. Целью примерной основной образовательной программы является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и разработки высшим учебным заведением основной образовательной программы первого уровня ВПО (бакалавра).

1.3. Характеристика ПООП по направлению подготовки. Данная ПООП является образовательной программой первого уровня высшего профессионального образования. Нормативный срок освоения при очной форме обучения – 4 (четыре) года. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр.

1.4. Профили подготовки. Отечественная филология (с указанием основного языка/языков и литературы/литератур). Зарубежная филология (с указанием основного языка/языков и литературы/литератур). Преподавание филологических дисциплин (с указанием основного языка / языков и литературы / литератур). Прикладная филология (с указанием основного языка/языков).

… Преподавание филологических дисциплин (с указанием основного языка / языков и литературы / литератур). Данный профиль предназначен для подготовки преподавателей основного языка / языков и соответствующей литературы, а также иных филологических дисциплин в учреждениях среднего общего и среднего профессионального образования. В рамках данного профиля изучение фундаментальных лингвистических и литературоведческих дисциплин сопровождается освоением психолого-педагогического цикла, методик преподавания филологических дисциплин и прохождением педагогической практики.

ВУЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки – Филология Профиль подготовки Отечественная филология (Русский язык и литература) Квалификация (степень) Бакалавр Форма обучения Очная

1. Общие положения Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Башкирским государственным университетом по направлению подготовки – «Филология» и профилю подготовки «Отечественная филология (Русский язык и литература)», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы. ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки – «Филология», профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)», реализуемой в Башкирском государственном университете. Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют: Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года ) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года 125-ФЗ); Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года 71 (далее – Типовое положение о вузе); Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки – «Филология» высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» января 2010 г. 34; Нормативно-методические документы Минобрнауки России; Примерная основная образовательная программа (ПООП ВПО) по направлению подготовки – «Филология» (носит рекомендательный характер); Устав Башкирского государственного университета

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) Цель (миссия) ООП. ООП бакалавриата по направлению «Филология», профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)», имеет своей целью развитие у студентов таких личностных качеств, как ответственность, толерантность, стремление к саморазвитию и раскрытию своего творческого потенциала, владение культурой мышления, стремление к воплощению в жизнь гуманистических идеалов, осознание социальной значимости профессии филолога, способность принимать организационные решения в стандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность, умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних, и формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) компетенций.

Цель (миссия) ООП. Целью бакалавриата по названному направлению является также формирование профессиональных компетенций, таких как умение филолога работать с любыми видами текстов – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); знание русского и иностранного языков, русской и зарубежной литературы и мировой художественной культуры и умение применять их в своей научно- исследовательской, практическо-прикладной и проектной деятельности; способность осуществлять различные виды устной и письменной коммуникации.

Цель (миссия) ООП. Бакалавр филологии по профилю «Отечественная филология (Русский язык и литература)» призван быть проводником идеи культурной ценности русского языка и литературы; вести пропаганду русского языка и литературы как результата духовной деятельности нации; как феномена национальной культуры и средства вхождения в нее; как хранилища знаний, накопленных человечеством за весь период его существования; русского языка как языка, открывающего доступ к русской национальной и мировой культурам; демонстрировать понимание многогранной функциональной природы языка как основного инструмента деятельности в различных профессиональных сферах – образования, издательской, рекламной, переводческой деятельности, в сферах социальных услуг и связи с общественностью и т.д.; стремиться к использованию воздействующих механизмов языка как средства общения; прививать любовь к русскому языку как к средству внутринационального, межнационального, межгосударственного общения, как к одному из международных языков, функционирующих в самых приоритетных сферах; воспитывать у окружающих осознанное отношение к языку как показателю уровня культуры языковой и речевой личности, как показателю степени профессионализма работника в любой сфере деятельности.

Срок освоения ООП бакалавриата. Срок освоения программы бакалавриата составляет 4 (четыре) года при очной форме обучения.

Трудоемкость ООП бакалавриата. Общая трудоемкость программы бакалавриата, включая теоретическое обучение, сессии, практики, ИГА и каникулы, составляет 240 зачетных единиц (208 недель).

1.4 Требования к абитуриенту. Абитуриент, поступающий на основную образовательную программу по направлению «Филология», профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)», должен иметь документ государственного образца о полном среднем (общем или профессиональном) образовании и в соответствии с правилами приема в высшее учебное заведение, сдать необходимые вступительные испытания и/или представить сертификат о сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Правила приема ежегодно устанавливаются решением Ученого совета университета. Список вступительных испытаний и необходимых документов определяется Правилами приема в университет.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки – «Филология». 2.1.Область профессиональной деятельности: профессиональная деятельность бакалавров осуществляется в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, в учреждениях сферы образования, культуры и управления.

2.2. Объекты профессиональной деятельности: языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах; художественная литература (отечественная и зарубежная) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах; различные типы текстов – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); устная и письменная коммуникация.

2.3. Виды профессиональной деятельности: научно-исследовательская в научных, научно-педагогических и иных учреждениях; педагогическая в системе среднего общего и среднего специального образова­ния; прикладная (переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая и т. п.) в учреждениях образования, культуры, управления, СМИ; в области языковой и социокультурной коммуникации и других сферах социально- гуманитарной деятельности; проектная деятельность в образовательных и культурно-просвети­ тельских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогичес­кой, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях; организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

2.4. Задачи профессиональной деятельности: Бакалавр филологии должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки: а) научно-исследовательская деятельность: – научные исследования в отдельных областях филологии и иных гуманитарных наук с применением полученных теоретических и практических знаний…..

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. Выпускник по направлению подготовки «Филология» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК): владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)….

Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки – Филология Годовой календарный учебный график (см. приложение 1) Учебный план подготовки бакалавра (см. приложение 2) Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (см. приложение 3) Программы учебной и производственной практик (см приложение 4).

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки – Филология в Башкирском государственном университете. 5.1.Педагогические кадры. Реализация основных образовательных программ бакалавриата обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методи­ческой деятельностью. Доля преподавателей с учеными степенями и званиями составляет не менее 60 % от общего числа преподавателей, из них докторов наук не менее 10 %. Преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Доля преподавателей с учеными степенями и званиями составляет не менее 70 % от общего числа преподавателей, из них докторов наук не менее 10 %. К образовательному процессу привлекается до 5 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений: Министерства образования РБ, Пресс-центра Башкортостанской таможни, Пресс-центра Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги, редакционно-издательского центра БаГУ, редакции газет «Вечерняя Уфа», «Истоки».

5.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса. Основная образовательная программа обеспечивается наличием учебно- методи­ческой документацией и материалами (учебно-методическими комплексами) по всем учебным дисциплинам основной образовательной программы. Содержание каждой из учебных дисциплин (курсов, модулей) представлено в сети Интернет и локальной сети университета. Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Во всех учебно-методических комплексах, представленных в сети Интернет и локальной сети университета существуют специальные разделы, содержащие рекомендации для самостоятельной работы студентов. Реализация основной образовательной программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, сформированного по полному перечню дисциплин основной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет…..

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников Воспитательная среда Башкирского государственного университета в целом и филологического факультета в частности складывается из мероприятий, которые ориентированы на: формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. воспитание нравственных качеств, интеллигентности, развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры. привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления. сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемственности, формирование чувства университетской солидарности, формирование у студентов патриотического сознания. укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению. Воспитательная среда включает в себя три составляющей: – профессионально-трудовая, – гражданско-правовая, – культурно-нравственная.

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки – Филология. В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки – Филология и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся. Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП бакалавриата осуществляется в соответствии с Типовым положение о вузе.

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ООП по направлению подготовки (520300) – Филология в вузе созданы следующие фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: Матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств (см. приложение 6). Методические рекомендации для преподавателей по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости по дисциплинам (модулям) ООП (заданий для контрольных работ, вопросов для коллоквиумов, тематики докладов, эссе, рефератов и т.п.). Методические рекомендации для преподавателям по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) ООП (в форме зачетов, экзаменов, курсовых работ / проектов и т.п.) и практикам. Программы проведения практических занятий по дисциплинам учебного плана. Вопросы и задания для контрольных работ по дисциплинам учебного плана (см. приложение 7.1). Вопросы для проведения коллоквиумов по дисциплинам учебного плана. Темы рефератов по дисциплинам учебного плана. Вопросы к зачетам и экзаменам по дисциплинам учебного плана (см. приложение 7.2). Контрольные тесты по дисциплинам учебного плана (см. приложение 7.3) Примерная тематика дипломных работ (по кафедрам) (см. приложение 7.4).

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы и итоговый государственный экзамен. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения общих и специальных (профессиональных) компетенций бакалавра филологии, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, способствующих его устойчивости на рынке труда и продолжению образования в магистратуре. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Итоговая государственная аттестация проводится Государственной аттестационной комиссией (ГАК) во главе с председателем, утверждаемым Федеральным агентством по образованию. Состав ГАК утверждается приказом ректора вуза. Рекомендуется в состав ГАК вводить работодателей.

Требования к итоговому государственному экзамену. Для проверки выполнения государственных требований к уровню и содержанию подготовки бакалавра может проводиться итоговый государственный экзамен по основному языку или литературе или междисциплинарный экзамен по направлению подготовки. Выпускная квалификационная работа и итоговый государственный экзамен призваны подтвердить готовность студента к выполнению задач профессиональной деятельности. Для проверки выполнения государственных требований к уровню и содержанию подготовки бакалавра может проводиться итоговый государственный экзамен по основному языку или литературе или междисциплинарный экзамен по направлению. Рекомендуется следующая схема Государственного экзамена: междисциплинарный экзамен по основному языку и литературе для всех студентов; студенты, готовящие ВКР по литературе, сдают экзамен по основному языку; студенты, готовящие ВКР по основному языку, сдают литературу; студенты, готовящие ВКР по основному языку, сдают экзамен по основному языку; студенты, готовящие ВКР по литературе, сдают экзамен по литературе.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ «Слово о полку Игореве». Время создания «Слова». Эпическое и лирическое в «Слове». Исторический и нравственный потенциал «Слова». Сюжет и композиция. Изображение русских князей и идея «Слова». Эпичность и историзм. Авторские отступления и лирическая интонация. Книжное и фольклорное начала в «Слове». Основные направления русской литературы XVIII века. Классицизм и сентиментализм, их своеобразие. Система жанров. Просветительские тенденции. Роль сатиры в истории русской литературы XVIII в. Значение литературы XVIII в. для духовной культуры XIX–XX вв. Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума». Грибоедов в истории отечественной культуры. Драматургическое новаторство и судьба пьесы. Жанр и основные конфликты пьесы. Традиции русской комедии и образ Чацкого в пьесе. Чацкий и его ровесники. Молчалин как антагонист Чацкого. Язык и стих комедии Грибоедова. А. С. Пушкин о «Горе от ума». Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». «Горе от ума» на русской сцене. Творчество А. С. Пушкина. Литературные учителя Пушкина: Державин, Жуковский, Батюшков. Петербург в творческой судьбе Пушкина. Мотивы пушкинской лирики. Поэмы и стихи периода Южной ссылки. Трагедия «Борис Годунов». «Евгений Онегин»: автор и герои, жанровые черты «романа в стихах», онегинская строфа. «Повести Белкина» и «Капитанская дочка»: черты пушкинской прозы. Роль исторических и фольклорных источников в произведениях Пушкина. Белинский о Пушкине. «Всемирная отзывчивость» (Достоевский) Пушкина. Пушкинская традиция в русской литературе XIX – XX вв. Пушкин и русская культура. Пушкинское начало в русской культуре………

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: 1. Русский язык среди других языков мира. Генетические связи русского языка (индоевропейская семья, группа славянских языков, восточнославянская ветвь). Происхождение русского языка, его история, основные этапы развития. Типологические особенности русского языка. Русский язык как язык флективного типа. Непосредственные и опосредованные контакты русского языка с другими языками в разные периоды его развития; взаимовлияния. Функции русского языка в мировой языковой ситуации. Русский язык как национальный, государственный, средство межнационального общения, мировой язык. 2. Социальные и функциональные компоненты русского языка, их становление и тенденции развития. Литературный язык и территориальные диалекты, просторечие, жаргоны, арго, сленг. Основные критерии их противопоставления. Функции социально-функциональных компонентов русского языка. Становление и развитие социально- функциональной парадигмы русского языка. Литературный русский язык, основные этапы его становления и развития. Становление и развитие разговорной речи. Современное состояние русского литературного языка. …….

Благодарю за внимание!