Учебник истории нового века Современный учебник истории и работа с ним в общеобразовательной школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебник истории нового века Современный учебник истории и работа с ним в общеобразовательной школе.
Advertisements

Документально-методические комплексы (ДМК) по истории: принципы разработки, использования на примере вводной темы.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК Формирование навыков отбора, анализа и синтеза информации УЧЕНИК Формирование навыков отбора,
Подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ 9» Дунаева Юлия Николаевна «Использование технологии критического мышления на уроках в условиях внедрения.
1 14 октября 2015 года Диагностическая работа для 10 класса «История государства Российского» 14 октября 2015 года Работа проводится с целью определения.
УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
ПЕДСОВЕТ «Ш КОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК – ПРОБЛЕМЫ, ПОИСК, РЕЗУЛЬТАТЫ»
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Современный учебник истории Мымрина Людмила Ивановна Зав. отделом исторического и социально-экономического образования Томский областной институт повышения.
Политическая раздробленность на Руси. Время политической раздробленности в Европе Причины политической раздробленности в X – XII вв.: -Господство натурального.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Аккредитация общеобразовательных учреждений проблемы 2011 Солдатов В.Ф. начальник Центра качества образования ГОУ ВПО МО АСОУ.
Составление основной образовательной программы школы и рабочих программ по предметам.
1 Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам Выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения 2 Уметь отличать факт, который всегда.
Рабочая программа по теме: Как составить рабочую программу по предмету.
Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
Транксрипт:

Учебник истории нового века Современный учебник истории и работа с ним в общеобразовательной школе

Экспертиза учебников (новые подходы) Российская академия наук Российская академия образования Научный аспект Педагогический аспект АПКиПРО и региональные институты ПКРО Проведение апробации Допущено ? Рекомендовано Федеральный экспертный совет по экспертизе учебников

Учебник – это… Важнейший источник знаний, основа формирования мировоззрения, важнейшее орудие учителя Вариант индивидуального исторического повествования, инструмент обучения способам работы с разными историческими интерпретациями Интерпретация интерпретируемого, «безучебниковое» преподавание Моноконцептуальные учебники Поликонцептуальные учебники

Издательские вертикали Перечень [!] Гриф «Рекомендовано» или «Допущено». Гриф «Рекомендовано» или «Допущено». Учебники со своим УМК (программа, раб.тетради, кн. для учителя и др.). Учебники со своим УМК (программа, раб.тетради, кн. для учителя и др.). Реализовывают Федеральный компонент содержания образования. Реализовывают Федеральный компонент содержания образования. Соблюдают концептуальное единство дидактических подходов к реализации учебных курсов. Соблюдают концептуальное единство дидактических подходов к реализации учебных курсов. Соответствие количеству часов, отводимому БУПом Соответствие количеству часов, отводимому БУПом Перечень-каталог [+] I раздел – учебные издания, составляющие УМК (программы, пособия для учащихся, методические пособия и др.) с учебниками, вошедшими в Перечень. I раздел – учебные издания, составляющие УМК (программы, пособия для учащихся, методические пособия и др.) с учебниками, вошедшими в Перечень. II раздел – есть гриф, но не отвечают другим требованиям, предъявленным к учебникам федерального Перечня. II раздел – есть гриф, но не отвечают другим требованиям, предъявленным к учебникам федерального Перечня. III раздел – имеют гриф, но реализуют региональный и школьный компоненты III раздел – имеют гриф, но реализуют региональный и школьный компоненты Формирование региональных заказов на учебную литературу

Формирование единой вертикали школьных учебников 1.Общий научный редактор серии (А.О. Чубарьян, А.Н. Сахаров и др.). 2.Образовательная программа. 3.Общность содержательных акцентов и приоритетов. 4.Особая структура учебных книг. 5.Оригинальная обложка.

Учебники «нового поколения» Отказ от моноидеологии. Отказ от моноидеологии. В центре внимания люди – и «маленькие», и «великие». В центре внимания люди – и «маленькие», и «великие». Понятийная система сменилась образной, главная цель авторов – пробудить чувства и эмоции. Понятийная система сменилась образной, главная цель авторов – пробудить чувства и эмоции. Усиление доли фактографического материала, информационная избыточность текста. Усиление доли фактографического материала, информационная избыточность текста. Новые выразительные способы изложения. Новые выразительные способы изложения. Многоуровневая система образов. Многоуровневая система образов. Новый способ формулирования названий параграфов. Новый способ формулирования названий параграфов. Дополнительный текст – самостоятельный источник знаний. Дополнительный текст – самостоятельный источник знаний. Развернутые пояснительные тексты (комментарии, справки, словари). Развернутые пояснительные тексты (комментарии, справки, словари). Новая иллюстративная метасистема. Новая иллюстративная метасистема. Сквозная сеть вопросов и заданий. Сквозная сеть вопросов и заданий.

Носители ценностных установок и уровни диалога в учебнике истории (полисубъектный подход) Исторический персонаж Его современники 1 Авторы учебника 23 Учитель Ученики

Пример полисубъектного подхода Как относился к политике Ивана Грозного русский народ? (1) Почему вы так думаете? (6) Как относился к политике Ивана Грозного русский народ? (1) Почему вы так думаете? (6) Какие качества и действия Ивана IV привлекают авторов учебника? (2) Какие качества и действия Ивана IV привлекают авторов учебника? (2) Совпадает ли отношение авторов к Ивану Грозному с оценкой современников, которая дана в учебнике? (3) Совпадает ли отношение авторов к Ивану Грозному с оценкой современников, которая дана в учебнике? (3) Авторы учебника считают царя Ивана IV «жестоким тираном». Согласны ли вы с такой оценкой его деятельности? (4) Авторы учебника считают царя Ивана IV «жестоким тираном». Согласны ли вы с такой оценкой его деятельности? (4) Является ли, с вашей точки зрения, Иван Грозный великим историческим деятелем? (5) Является ли, с вашей точки зрения, Иван Грозный великим историческим деятелем? (5) Какие качества личности и черты характера Ивана Грозного вы хотели бы видеть в современных российских политиках? (7) Какие качества личности и черты характера Ивана Грозного вы хотели бы видеть в современных российских политиках? (7)

Новые приемы работы с учебным текстом Кластеры (опорные конспекты) Кластеры (опорные конспекты) Денотатный граф (логические схемы) Денотатный граф (логические схемы) Фишбоун (развернутые смысловые планы) Фишбоун (развернутые смысловые планы) Критическое мышление!!!

Подготовка кластера 1.Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы. 2.После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия. 3.Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам. 4.Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками. 5.После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»

Пример кластера Мидия 550 г. до н.э. ЛидияКрез Валтасар Вавилон 538 г. до н. э. Кир Великий – создатель державы Египет 525 г. до. н. э. Столица Персеполь Персидская держава «царство стран» Царская дорога Камбиз Дарий I – самый могущественный правитель Поставкисеребра 20 сатрапий Воины бессмертные

Денотатный граф 1.Выделение в тексте ключевого слова. 2.Чередование имени и глагола в графе. 3.Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак. 4.Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова-«веточки».

Пример денотатного графа Византийская культура Откуда берет начало? Античная культура Христианская культура Что характерно? Внешняя помпезность Приверженность к строгой обрядности Парадность Сознание превосходства над культурой других народов Чем отличается от европейской культуры До XII в. более высокий уровень материального производства Индиви- дуализм Отсутствие сос- ловной замкну- тости господ- ствующего класса Подотчет- ность церк- ви светской власти Устойчивое сохранение античных традиций Культ импера- тора как сакральной фигуры Унификация научного и художественно- го творчества В каких областях культура достигла наибольшего расцвета? Литература Архитектура Философия

Фишбоун («рыбий скелет») Варианты 1.На верхних косточках – причины, а на нижних – соответствующие ему следствия. 2.На верхних косточках – экономические причины, на нижних – связанные с ними социально-политические факторы. 3.На верхних косточках главные факты темы, а на нижних – самостоятельная оценка их значения. Всегда: в голове – тема, на хвосте – общий вывод. Всегда: в голове – тема, на хвосте – общий вывод.

Пример фишбоуна Каковы причины распада Руси? Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли за счет совершенствования орудий труда и роста населения Усиление экономи- ческой мощи отдельных земель Укрепление вотчинного землевладения, формирование поместного землепользования Торговый путь «из варяг в греки» потерял прежнее значение Процесс государственной раздробленности на Руси был закономерным явлением Не был определен порядок наследования киевского престола Военное и политическое могущество отдельных земель и княжеств Междоусоб- ные войны и борьба за киевский престол Сложились мощные феодальные группировки бояр, дворянства, купечества и зажиточных ремесленников

Многоуровневый анализ документа II. Историко- логический О чем говорится в тексте? III. Аксиологи- ческий Какие ценности заложены в документе? IV. Критический Объективная ли информация? Можно ли доверять этому документу? этому документу? V. Праксиологический Как использовать документ в изучении истории? Чем он полезен? I. «Паспортизация документа» Где и когда создан? Кто автор? Вид документа?

Иллюстрации – это источники! Фотографии («наблюдение», подбор подписей, озвучивание, расследование, «фотограф», «компоративизм», внешняя и внутренняя критика источника). Фотографии («наблюдение», подбор подписей, озвучивание, расследование, «фотограф», «компоративизм», внешняя и внутренняя критика источника). Плакаты (событие аудитория персонажи символика заказчик) Плакаты (событие аудитория персонажи символика заказчик) Карикатуры (главная идея что высмеивает унижение? идеология автора объект воздействия свое отношение цель). Карикатуры (главная идея что высмеивает унижение? идеология автора объект воздействия свое отношение цель). Репродукции картин (как авторская версия исторического события) Репродукции картин (как авторская версия исторического события)

Информационная избыточность Наличие текстового (основного, дополнительного и пояснительного текстов) и внетекстового (иллюстрации, методический аппарат, аппарат ориентировки) структурных компонентов. Наличие текстового (основного, дополнительного и пояснительного текстов) и внетекстового (иллюстрации, методический аппарат, аппарат ориентировки) структурных компонентов. Активная роль вспомогательных компонентов (шмуцтитулы, эпиграфы, таблицы на форзаце, сноски и т. п.). Активная роль вспомогательных компонентов (шмуцтитулы, эпиграфы, таблицы на форзаце, сноски и т. п.). Не унифицированный порядок расположения структурных компонентов. Не унифицированный порядок расположения структурных компонентов. Избыточность Перегруженность