Определение и таксономия педагогических целей. 1. Теоретический блок: Иерархия целей 5 способов определения целей по М.В. Кларину Что такое «результаты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение и таксономия педагогических целей. Задачи: Какие цели ? Способы задания целей Что такое цель? Оценка качества цели.
Advertisements

Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Рекомендации по анализу урока с позиций требований ФГОС Попова Светлана Николаевна, заместитель директора по учебной работе.
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Переход к компетентностному и деятельностному способу обучения коренным образом меняет инструментарий педагога.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
Критерии анализа урока при личностно ориентированном обучении.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Анализ современного урока В помощь учителю
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Образование как общественное явление и педагогический процесс Лекция 3.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Разработка учебных занятий с учётом требований ФГОС к результатам обучения.
Моральные ценности сегодня. Есть ли они в нашей школе? Какие?.
Транксрипт:

Определение и таксономия педагогических целей

1. Теоретический блок: Иерархия целей 5 способов определения целей по М.В. Кларину Что такое «результаты обучения» Что такое цель? Методика определения цели урока Специфика педагогической цели

2.Практикум: «как определять и формулировать цели урока?» Классификация целей Анализ качества целей 3. Самопроверка

планируемые реальные = цели обучения достижения учащегося интеллектуальные когнитивные аффективные Учебные достижения - свойства личности, отражающие и способность его использовать Результаты обучения усвоенный когнитивный опыт =

Общие цели формирования личности Цели учебного предмета Цели темы Цели урока Конкретизация целей Цели обучения в школе Цели дидактического момента

М.В. Кларин : 5 способов определения целей Содержание Через что задается цель Деятельность учителя Глубина, объем, уровень содержания и т.п. Педагогические средства, методы, формы организации… Что конкретизируется Репродуктивная, продуктивная, ОУУН, активность, самост.-ть Деятельность учащихся Ориентация на возможности уч- ся,, рефлексивные моменты … Учебные достиженияРезультаты Процессы развития

Что такое цель? Цель – ожидаемый результат за определённый промежуток времени Типы целей: 1. Конкретные и абстрактные (по уровню операционализации 2. Стратегические и тактические (по уровню планирования) 3. Индивидуальные и групповые (по количеству субъектов ) 4. Постоянные и специфические (по повторяемости 5. Дидактические, развивающие, воспитательные (по функции)

Цели урока Дидактически е связаны с содержанием предмета, способами использования информации, различными видами познавательной деятельности Развивающие направлены на психологические механизмы интеллектуальных, художественных, практических способностей (развитие различных типов мышления, памяти, восприятия, эмоциональной отзывчивости, чувственных ощущений и т.д.) Воспитательные изменения личностных качеств (толерантность, этические нормы поведения, эстетических оценок, эстетического вкуса и т.д. )

1Учить работать со справочной литературой 2Сформировать знания об основных памятниках культуры Древней Греции 3Формировать представление о современном образованном человеке 4Научить анализировать литературные произведения эпического характера Иерархия целей: общие цели формирования личности ( О ) цели обучения в школе (Ш) цели предмета (П)цели темы (Т)цели урока (У) Ш Т Ш П

5Закрепить знания об основных признаках млекопитающих 6Развить способность к системному анализу явлений действительности 7Формировать уважение к людям и их мнению 8Учить составлять тезисы и конспекты 9Сформировать знания о периодической системе Менделеева 10Сформировать знания о сущности закона Ома ( О )( Ш )( П )( Т )(У) Т О О Ш Т У

Специфика педагогических целей Педагогические цели прогнозируют изменения в личностных структурах учащихся: знаниях, умениях, ценностных ориентациях, интеллектуальных свойствах Поставить пед. цель – значит определить изменения, которые должны произойти в свойствах, структуре мыслительной деятельности ребенка к концу урока

Выберите формулировки, соответствующие признакам педагогических целей 1Рассказать о проблемах, с которыми встречается каждая молодая семья 2Научить сравнивать географические объекты 3Систематизировать знания о последних достижениях экономической политики 4Раскрыть сущность изучаемого физического явления 5Обсудить возможные способы поведения при пожаре 6Подвести к выводу об ответственности за свой выбор

7 Вызвать интерес к самоанализу факторов, определяющих успехи и неудачи в учебной деятельности 8 Разъяснить основные правила работы с приборами 9Сформировать умение анализа исторического документа 10Обратить внимание на особенности творческой манеры импрессионистов

Методика формулирования цели урока Цель урока должна: 1. Отражать специфику предмета 2. Отражать приоритетные результаты (изменения в свойствах уч-ся), которые ожидаются к концу урока ( открытие новых знаний, себя, усвоение умений, развитие каких- то свойств, выявление ценностей и т.п.) 3. Соответствовать реальным возможностям (возраст, 45 минут, обеспечение и т.п.) 4. Быть конкретной, а не абстрактной (конкретизирует цель предмета, темы, школы и т.д.) 5. Быть диагностичной – проверяемой ( уровни )

1-й класс. Чтение. В. Бианки. «Заяц на дереве». 1. Воспитывать: чувство любви к Родине, чувство прекрасного, бережное отношение к природе. 2. Создать конкретное представление о ледоходе и разливе рек. 4. Учить выразительно читать картины 3. Развивать устную речь учащихся. Ввести в словарь учащихся новые слова : ледоход, половодье. Не соответствует возможностям 1-го урока. (вызвать чувство сопереживания к персонажам) Общая цель обучения

6- 6- й класс. Математика. Сложение двух чисел с разными знаками. 1. Обеспечить усвоение правила сложения двух чисел с разными знаками. 2. Сформировать умение применять это правило в типовой ситуации. 7 класс. Закон Ома 1. Сформировать понятие об электрическом сопротивлении как о физической величине. 2. Добиться усвоения всеми сути закона Ома. Доказать его справедливость экспериментально. Способ достижения цели

Специфические цели урока (СЦУ) Постоянные цели урока (ПЦУ) Указать: Охарактеризовать: Конкретность (а, к) Диагностичность (д) Реальность (реал.) Результативность (рез.) Педагогичность (п)

Обобщение Что такое цель? Какова специфика педагогической цели? Какие цели относим к постоянным? Какие – к специфическим целям урока? Какими словами могут начинаться специфические цели урока? 5 требований к формулировке цели

Система реализации педагогических целей 1. Формирование общих понятий, базовых знаний терминов, законов, признаков и т.п. 2. Формирование предметных и обще учебных умений и навыков 3. Развитие познавательных интересов 4. Формирование взглядов 5. Формирование отдельных качеств личности 6. Развитие интеллектуальных, когнитивных и аффективных свойств личности.

Как определять цели урока 1.Цели – это ожидаемые результаты деятельности, достижимые за определённый промежуток времени 2. Специфика педагогических целей заключается в том, что они лежат в сфере деятельности учащихся, прогнозируют изменения в личностных структурах. 4. Постоянными являются цели формирования нравственных качеств, интеллектуального развития, развития познавательных интересов учащихся, формирования обще учебных умений

б) формирование каких умений необходимо организовать в течение урока; 5. Определяя специфические цели урока, следует ответить на ряд вопросов: а) усвоение каких элементов знаний (фактов, сведений, понятий,закономерностей, законов, принципов, теорий, правил) предстоит обеспечить на уроке; в) какое эмоциональное воздействие, отношение (удивление, восхищение, возмущение, восторг, любопытство, сопереживание и т.п.) предполагается вызвать.

7. Формулировки целей формирования знаний могут начинаться словами: сформировать, закрепить, систематизировать,обобщить,углубить, конкретизировать 8. Формулировки целей формирования умений могут начинаться словами: научить, развить, сформировать 9. Формулировки целей формирования оценочных суждений, целей эмоционального воздействия могут начинаться словами: подвести к выводу, убедить, доказать, вызвать интерес, сочувствие (или другую эмоциональную реакцию,заставить задуматься.

10. Показателями качества формулировки цели являются: отражение специфики предмета, нацеленность на результат, конкретность, диагностичность, реалистичность,

1.Цели занятия 2.На часть вопросов было легко отвечать, потому что… 3.На часть вопросов было трудно отвечать, потому что… 4.На занятии было а) интересно б) временами скучно в) не интересно 5. Удивило… 6. В результате занятия а) изменилось представление о…. б) изменилось мнение о… в) захотелось…

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Вид управления II Разомкнутое III Цикличное Вид информацион ного процесса IV Рассеянный V Направленный VI Рассеянный VII Направленный Средства управления 1 ручн. 2 авт. 3 ручн. 4 авт. 5 ручн. 6 авт. 7 ручн. 8 авт. Название дидактической системы Традиционное(классическое) обучение Аудиовизуальныесредства (учебник I ) Консультант Обычная учебнаякнига (учебник II ) Малая группа Использование ТСО собратной связью(учебник III ) Репетитор Программноеуправление(учебник IV )

Закон сохранения в дидактике Каждый дидактический процесс обладает вполне определенными принципиальными возможностями по качеству формирования у учащихся учебных достижений за заданное время.

М.В. Кларин : 5 способов определения целей Содержание Через что задается цель Деятельность учителя уровень освоения содержания педагогические средства, методы, формы организации Что конкретизируется уровень мотивации (активность, Деятельность учащихся Познават. сам-ть, умение анализ-ть. Учебные достиженияРезультаты Процессы развития

Анализ содержания Адекватность целям урока (1-3) соответствие дидактическим (1-3) принципам: - научности - доступности - оптимальности Реализуется развивающий потенциал содержания (1-3) Реализуется воспитывающий компонент содержания (1-3) Приближено к субъектному опыту учащихся Имеет практическую направленность

Анализ деятельности учителя Целеполагание Организация УПД Здоровье сбережение Контрольно-оценочная управление

Анализ деятельности учителя Целеполагание Педагогические ( учителя ) и Задачи урока ( для учащихся) Педагогические 1.Отражают прогнозируемые результаты обучения, воспитания, развития 2.Диагностичны 3.Соответствуют реальным возможностям 4.Формулировки отражают специфику педагогической цели 5. Конкретные, а не абстрактные

Анализ деятельности учителя Целеполагание Задачи урока ( для учащихся) 1.Соответствуют теме 2.Реальные 3.Четкие, лаконичные 4.Сформулированы с учетом опыта учащихся

Анализ деятельности учителя, организация УПД Структура урока Методы Формы Здоровье сбережение Управление

Анализ деятельности учителя, организация УПД Структура урока: 1.Тип урока соответствует цели и содержанию 2.Структура урока соответствует типу и цели 3.Этапы просматриваются четко 4.Переходы обоснованы и логичны 5.Соотношение времени этапов оптимально 6.Плотность урока оптимальна ( %)

Анализ деятельности учителя Методы 1.Адекватны задачам 2.Адекватны уровню подготовки 3.Способствуют организации самостоятельности, активизации инициативы и творческого самовыражения 4.Мотивируют познавательную деятельность 5.ТСО уместно и эффективно

Анализ деятельности учителя Методы 6.Учитывают индивидуальные особенности учащихся 7.Хорошо структурированы 8.Обеспечивают оптимальное соотношение репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся 9.Направлены на формирование и развитие общеучебных умений и навыков

Анализ деятельности учителя Формы организации УПД 1.Адекватность целям урока 2.Оптимальность сочетания разнообразных форм 3.Рациональность организации УПД 4.Творческое преломление форм Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, нетрадиционная

Анализ деятельности учителя Здоровье сбережение 1.Гигиена 2.Использование разнообразных каналов восприятия 3.Разнообразие организуемых видов деятельности 4.Микроклимат благоприятный 5.Оптимальный темп

Анализ деятельности учителя Оценочная деятельность Содержание проверки адекватно реализуемым целям по объему и видам сформированной деятельности (валидность содержательная и функциональная) Функции проверки и оценки реализованы эффективно (мотивационно-воспитывающая, контрольно-учетная, обучающе-развивающая. диагностико-корректирующая) Рациональность сочетания форм и видов проверки и оценки (Самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем, консультантом; вербальная, невербальная; устная, письменная, тестирование и т.п.) Позитивность оценки, организация рефлексивной деятельности

Анализ деятельности учителя Управление Преобладающий вид управления (разомкнутое или цикличное) Преобладающий вид подачи информации (рассеянный, направленный) Преобладающие средства управления (ручные, автоматизированные)

Деятельность учащихся Активность на разных этапах урока Внимание на разных этапах урока Интерес к содержанию Самостоятельность суждений Самоконтроль Организованность Уровень познавательной деятельности (репродуктивная, продуктивная)

Анализ результативности урока Уровень усвоения содержания соответствует целям, ожиданиям, возможностям учащихся Уровень усвоенной деятельности соответствует целям ожиданиям, возможностям учащихся Воспитывающий эффект Развивающий эффект На основании диагностики