ИТ в электронной коммерции Соколова В. В. История развития электронного бизнеса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н.И.Соловяненко Институт государства и права РАН Москва Электронная подпись в публичном и частном праве России и Европейского Союза.
Advertisements

Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Тема 7. Подтверждение соответствия Согласно руководству ИСО/МЭК 2"Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности"; система.
Тема лекции: « Электронная коммерция »
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА 1. Роль стандартизации в развитии.
Регламент информационного обмена в сфере жилищно-коммунального хозяйства Олег Чумаков Заместитель директора бизнес-центра межведомственных проектов Группы.
Совершенствование законодательства и стандартов в сфере информационных технологий Республики Казахстан.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Общая архитектура системы электронного правительства.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
1 Соответствие Региональной информационно- аналитической системы требованиям Концепции государственного учета Директор департамента Корпорации ПАРУС –
Электронная коммерция Понятие и содержание электронной коммерции.
МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ 2013 г. г. Москва. 2 Должно основываться на международных стандартах и рекомендациях в целях обеспечения взаимной интероперабельности.
1 директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, 2013 ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Независимая оценка качества работы образовательных организаций с участием общественности Седельников Александр Александрович к.п.н. председатель общественного.
Формирование информационно- технологической инфраструктуры «электронного государства» Росинформтехнологии Росинформтехнологии (Новосибирск, «ИнфоКоммуникации.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
П РЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : Э ЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО ( ПРАВИТЕЛЬСТВО ) Выполнила: Косолапова Юлия 4 курс, группа 252.
Транксрипт:

ИТ в электронной коммерции Соколова В. В. История развития электронного бизнеса

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции Предпосылки развития электронного бизнеса Мировая экономика существенно изменилась в последние лет. Переход от индустриального к постиндустриальному (информационному) уже совершился. Его суть заключается в том, что радикально изменилось соотношение ролей экономических агентов. В индустриальную эпоху главным товаром были материальные предметы. В постиндустриальную – информация, идеи, права, словом, нематериальные активы. Соответственно ведущая роль в индустриальную эпоху принадлежала владельцу средств производства, а в постиндустриальную эта роль переходит к владельцу прав на интеллектуальную собственность. Индустриальная эпоха завершилась, когда в основном была создана инфраструктура производства и перемещения материальных товаров. Появление и быстрое распространение Интернета положило начало развитию столь же эффективной инфраструктуры производства и перемещения нематериальных активов, потребность в которой чувствовалась в последние десятилетия XX века.

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции Предпосылки развития электронного бизнеса Эксперты связывают с этим переход от «детройтской» модели производства к «голливудской»: 1. В «детройтской» модели собственник средств производства организует рабочие места и процесс производства и нанимает персонал для выполнения несложных операций. За это он платит работникам относительно незначительное вознаграждение (незначительное в сравнении с основным доходом, получаемым собственником средств производства). Работники зависят от нанимателя (так как могут зарабатывать себе на жизнь, лишь используя в производственном процессе принадлежащие ему средства производства) и легко взаимозаменяемы; их роль в процессе производства сводится к добавлению стоимости продукта.

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции Предпосылки развития электронного бизнеса 2. В «голливудской» модели в центре производства – не процесс, а продукт (основную долю его стоимости составляют нематериальные активы). Для его создания собирается команда, состав которой, как правило, меняется от продукта к продукту, а структура может быть неформализованной. Поскольку роль работников в создании нематериальных активов существенна, каждый из них имеет права на конечный продукт, что выражается в оплате его труда через авторские гонорары – отчисления с каждого экземпляра, показа, постановки и т. д. (royalties). Работник участвует в доходах от продажи продукта в размере, сопоставимом с долей владельца средств производства (посмотрите, например, на размеры гонораров ведущих голливудских актеров и режиссеров). В «голливудской» модели работник обладает специфическими индивидуальными качествами, делающими невозможным его замену другими работниками. Материальная инфраструктура производства (студия, съемочное оборудование и т. д.) фактически предоставляется в аренду на время производства продукта, к тому же для многих категорий продуктов вообще не требуются дорогостоящие средства производства. Соответственно и доля собственника этой инфраструктуры в доходах существенно ниже, чем в «детройтской» модели. Собственник авторских прав на продукт (т. е. тот, кто получает наибольшую долю дохода) может не быть собственником объектов материальной инфраструктуры.

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции Предпосылки развития электронного бизнеса Параллельно меняется и то, за что покупатель в конечном счете платит. Если в «детройтской» модели покупатель платит за право собственности на продукт, то в «голливудской» – за право потребления продукта или пользования им. Пример – процессы, происходящие в области музыкальной звукозаписи. Появление формата MP3 и переносных плейеров для него привело к тому, что крупные фирмы звукозаписи начали терять доходы, так как потребители получили возможность не платить посредникам. Ранее основные доходы получали именно компании звукозаписи, которые приобретали права у авторов. Это обуславливалось значительными затратами на производство и распространение готовой продукции: авторы и исполнители, которым такие расходы оказывались не по карману, были вынуждены передавать свои права звукозаписывающим компаниям. Сегодня это положение радикально меняется: продукцию можно быстро и дешево доставить конечному пользователю по Интернету. Тенденция такова, что через несколько лет основные доходы будут получать авторы и исполнители, тогда как студии звукозаписи лишь фиксированную оплату за выполненную работу.

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции Основные этапы развития электронного бизнеса 60-е годы – появился термин "Электронная Коммерция", практически сразу вслед за появлением ЭВМ. Это была эпоха "Mainframe-based" приложений. Одними из первых таких приложений были программы для транспорта – заказ билетов, а также обмен данными между различными службами для подготовки рейсов год – в США был образован специальный комитет TDCC (Transportation Data Coordination Committee), задачей которого стало согласование уже сложившихся индустриальных стандартов для различных транспортных систем – авиации, железнодорожного и автомобильного транспорта. Результаты деятельности этой комиссии легли в основу нового стандарта для организации электронного обмена данными между организациями – EDI (Electronic Data Interchange). Стандарт получил название – ANSI Х.12 (host-based).

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции Основные этапы развития электронного бизнеса 70-е годы – в Англии происходит поиск стандартных решений для обмена данными с первоначальной ориентацией на торговлю. Появился набор стандартов Tradacoms для международной торговли. Европейская экономическая комиссия – UNECE (United Nations Economic Commission for Europe) принимает его в качестве международных стандартов GTDI (General- purpose Trade Data Interchange standards). Таким образом сложилась ситуация сосуществования 2-х систем стандартов - европейского и американского. Это не могло устроить торговый бизнес, который начал активное взамопроникновение через океан, поэтому началось движение по объединению EDI-стандартов.

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции Основные этапы развития электронного бизнеса 80-е годы – на базе стандартов GTDI появляется международный стандарт EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport), принятый ISO (ISO 9735). В качестве транспортной среды EDIFACT использует стандарт электронной почты Х.400 (подмножество Х.435). Вехи развития самого стандарта Х версии 1984, 1988, 1992 годов, стали и этапами развития EDIFACT. В США Х.12 по прежнему является основным стандартом для взаимодействия корпораций посредством EDI. В 1997 году было намечено окончательное объединение EDIFACT и Х.12, но реально это не произошло, т.к. на повестку дня для EDI вышла другая, более актуальная проблема – возможность проведения операций Электронной Коммерции через Интернет. 90-е годы. Бурный рост Интернет, связанный с появлением Web-технологии, заставил аналитиков EDI кардинально пересмотреть свои планы по дальнейшему развитию Электронной Коммерции. Появился новый тип бизнеса – розничная торговля через Интернет. Так как Интернет был более дешевой средой для передачи информации, чем концепция электронной почты через частные сети VAN ( Value Added Networks ), то был создан стандарт EDIINT (EDIFACT over Internet) на базе стандартов для электронной почты Интернет – SMTP/S-MIME.

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции Основные этапы развития электронного бизнеса гг. сообщество CommerceNet – организация по содействию развития бизнеса в Интернет провела ряд тестов по проверке совместимости различных коммерческих реализаций EDIINT. Тестирование прошло успешно, но был выявлен целый ряд недостатков предлагаемого стандарта (в основном это связано с вопросами совместимости стандарта S-MIME) и пока он не принят. В 1997 году появился еще один стандарт – OBI (Open Buying on the Internet). В стандарте декларируются принципы, которым должно соответствовать программное обеспечение для Электронной Коммерции, поддерживающее открытые Интернет-стандарты. OBI опирается на EDIINT, но затрагивает значительно больший класс вопросов стандартизации всех форм взаимодействия между организациями, вовлеченных в полный цикл покупки- продажи-поставки. В мае 1998г. на Женевской конференции министров стран-членов ВТО принята Декларация о глобальной электронной коммерции. В ней содержится поручение Генеральному совету ВТО разработать программу по изучению всех торговых аспектов электронной коммерции, закреплена договоренность стран-членов ВТО продолжать сложившуюся практику необложения электронных торговых операций таможенными пошлинами. Эта договоренность была продлена до очередной министерской конференции в Сиэтле, состоявшейся в ноябре-декабре 1999г.

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции Основные этапы развития электронного бизнеса 13 декабря 1999 года – принята Директива Европейского союза о правовых основах использования электронных подписей, вводящая в законоприменительную практику положения, согласно которым государства - участники интеграционного образования могут формировать систему добровольной аккредитации для повышения качества сертифицированных информационных услуг, признавать сертификаты, выданные поставщиками услуг третьих стран, и должны принимать совместные меры против мошенничества с сертификатами. 8 июня 2000 г. вступила в силу Директива Европейского Союза 2000/31/EC о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в частности электронной коммерции, на внутреннем рынке(проект Директивы был одобрен 28 февраля 2000 г. Европейским Советом, а 4 мая 2000 г. – Европейским Парламентом). Таким образом, в Европейском Союзе (ЕС) сделаны все необходимые предварительные шаги к формированию рамочных правил для развития электронной коммерции – цели, определенной двумя основополагающими документами – Европейской инициативой 1997 г. в области электронной коммерции и Предложением Комиссии ЕС 1998 г. по вопросам, рекомендуемым к включению в Директиву. Интернет-магазины в России появились в Сейчас Россия по темпам развития электронного бизнеса отстает на 3-4 года от США. За короткое время – электронный бизнес прошел большой путь развития от EDI-систем, обеспечивающих электронный обмен данными до комплексных Internet- ориентированных систем, позволяющих автоматизировать практически весь спектр бизнес-отношений. Инновационные компании начали создавать в Сети сайты, работающие по принципу «подведи курсор, щелкни и смотри», информация доставляется непосредственно в приложения заказчика и системы, решающие коммерческие задачи.

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции Основные этапы развития электронного бизнеса в России В России по планам экспертно-координационного совета при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы рабочей группой по электронной коммерции в сентябре 2000 года был принят проект программы "Организационно-правовые стандарты электронной коммерции". Определен следующий перечень базовых документов, необходимых в целях использования ИКТ: рекомендации по организации деятельности в области Интернет-коммерции; типовой контракт; типовое соглашение об использовании электронной цифровой подписи; регламент третейского суда и типовая третейская оговорка; регламент для внесения изменений в документы. Рекомендации при этом являются элементом комплексной системы поддержки электронной коммерции, предусматривающей информирование общественности, поддержку организаций, использующих практический опыт развития электронных сделок, обеспечение доказательств и защиту прав потребителей, третейское разрешение споров. В рассматривавшемся Государственной думой проекте федерального закона об электронных сделках, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, с основанием указывается на то, что, во-первых, законодательство о таких сделках должно использоваться наряду с иным законодательством, регламентирующим предпринимательскую деятельность, охрану прав потребителей и авторских прав; во-вторых, если в международных договорах предусмотрены иные правила, чем в законе об электронной коммерции, то применяются правила этих договоров. 13 декабря 2001года – принят Государственной Думой Российской Федерации Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи". Он предусматривает правовые условия для использования электронной цифровой подписи в электронных документах – условия, при которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции Основные этапы развития электронного бизнеса в России 28 января 2002 года – Правительство РФ утвердило стратегическую программу "Электронная Россия ( годы)", которая должна обеспечить формирование нормативно-правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, создать условия для подключения к открытым информационным системам (через Интернет, прежде всего) и для эффективного взаимодействия органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого использования ИКТ. В 2002 году предусматривается разработать и использовать систему мониторинга для оценки эффективности расходования средств в сфере ИКТ и эффективности существующей нормативной правовой базы, регулирующей эту сферу. В гг. планируется сформировать современную нормативную базу для электронных сделок, основы единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, материально-техническую базу для подготовки специалистов по ИКТ. В гг. предполагается завершить создание единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций и обеспечить подключение населения и субъектов бизнеса к общедоступным информационным системам через специальные общественные пункты. Важнейшим предусмотренным программой мероприятием является формирование системы электронной торговли, в том числе для осуществления государственных закупок, с подсистемой информационно-маркетинговых центров и единой базой данных о продукции и услугах, доступной (через компьютерные сети) для всех граждан, хозяйствующих субъектов и властных структур.

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции Электронный обмен данными (Electronic Data Interchange) Идея систем EDI заключается в стандартизации документов и представлении их в виде, удобном для компьютерной обработки. Существует много разных определений EDI, наиболее подходящее - "передача между информационными системами электронным способом структурированных сообщений в согласованном стандарте". При помощи технологии EDI данные из корпоративных информационных систем переводятся на понятный всем стандарт и передаются по телекоммуникационным каналам. К середине 1980-х годов в разработке стандарта EDI приняла участие Европейская экономическая комиссия ООН (UN/ECE) в лице Рабочей группы N4 по упрощению процедур международной торговли (the working Party for the Facilitation of International Trade Procedures - WP.4). И в 1987 году синтаксические правила нового языка были утверждены в виде международного стандарта ISO 9735, известного под аббревиатурой UN/EDIFACT. Аббревиатура UN/EDIFACT расшифровывается как "Правила ООН электронного обмена документами для государственного управления в торговле и транспорте" (United Nations rules for Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport). Для упорядочивания разностандартных EDI систем, в 1996 году Экономическим и Социальным советом ООН была выпущена Рекомендация 25 по использованию стандарта EDIFACT, в которой рекомендовано модернизировать существующие EDI-системы в системы, ориентированные на использование UN/EDIFACT, а вновь создоваемые системы изначально строить на основе использования UN/EDIFACT.

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции В настоящее время в системах EDI широко используются около двенадцати стандартов, но наибольшую популярность прибрели два стандарта: UN/EDIFACT и ANSI X-12. Так например, в США около 500 тыс. пользователей EDI обмена в формате UN/EDIFACT, и такое же количество пользователей формата ANSI X-12. Электронный обмен документами (EDI - Electronic Data Interchange) определяет три основные требования: 1. соблюдение единого синтаксиса обмена; 2. возможность выбора элементов данных; 3. единый формат, в котором эти элементы представлены при генерации сообщений и файлов для обмена. Мировая практика электронной коммерции и бизнеса основанных на системах-EDI осуществляется уже более 30 лет и представляет собой определенный стандарт выполнения торговых операций и представление структурированных деловых документов. Между системами EDI от системами электронного документооборота есть существенное отличие: EDI системы - это межведомственные системы обмена электронными документами, использующие строго стандартизированные правила составления электронных документов. Под системами электронного документооборота понимаются системы, как правило, разрабатываемые в рамках одной организации, обмен в которой осуществляется средствами реляционно-ориентированных СУБД типа DB2, Informix или средствами Lotus Notes Domino. Электронный обмен данными (Electronic Data Interchange)

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции XML для электронного бизнеса В настоящее время организацией CEFACT (the United Nations Centre for the Facilitation of Procedures and Practices for Administration, Commerce and Transport - Центр по упрощению процедур и практики в управлении, торговле и на транспорте) при ООН реализуется проект ebXML - "Создание единого глобального электронного рынка", который поддерживается Организацией продвижения стандартов структурированной информации (the Organization for the Advancement of Structured Information Standards ) – OASIS. ebXML (XML for electronic bisiness) – XML для электронного бизнеса. При разработке проекта ebXML использовались следующие основные принципы: 1. простое, единое и повсеместное использование ebXML в электронном бизнесе; 2. использование спецификаций XML в максимально возможных пределах; 3. обеспечение открытыми стандартами электронной торговли: B2B (business to business) и ВС (business to Customer); 4. объединение структуры и содержания компонентов расходящихся XML инициатив в единый XML бизнес стандарт; 5. минимизация затрат при обмене приложение-приложение; 6. обеспечение мультиязыковой поддержки; 7. возможность использования национальных и международных правил торговли; 8. возможность использования принципов EDI на основе стандарта UN/EDIFACT.

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции XML для электронного бизнеса Рабочая группа создания глобального электронного рынка - ebXML работает в следующих направлениях, выделенных в качестве самостоятельных проектов: · Разработка общей методологии и основных компонентов; · Разработка спецификаций технической архитектуры; · Разработка спецификаций для Репозиториев; · Разработка спецификаций пакетов и маршрутизации; · Моделирование бизнесс-процесов и создание службы сообщений. Правила обмена при проведении бизнес-операций контролируются специальной службой сообщений, которые строятся в соответствии с методологией бизнес- процессов. В качестве независимого арбитра используются Центр электронного бизнеса, который является ядром инфраструктуры, включающим Репозиторий (хранилище) и Регистр. Посредством Регистра определяется отношение участников обмена к бизнес-объектам и метаданным. Регистр должен иметь совместимый механизм запросов к индексу Репозитария посредством API. В Репозитории хранятся совместно используемые в Интернете общедоступные словари, метаданные об участниках информационного обмена и сценарии обмена. Основой введения электронного бизнеса являются обмен электронными сообщениями, на основании которых осуществляются принятие решения по проведению операций при торговых сделках. В качестве базовой структуры сообщения используется опыт при создании сообщений стандарта UN/EDIFACT. В итоге моделирования необходимо получить описания структуры сообщения в виде структуры XML/DTD или XML- схемы.

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции Cхема реализации модели сообщения

Соколова В. В. ИТ в электронной коммерции Cхема реализации модели сообщения Шаг 1 - ручное преобразование в Бизнес-модель (БМ) на основе использования Руководства по разработки сообщений EDIFACT. При этом преобразовании имеется в виду перенос синтаксиса элементов EDIFACT всех спецификаций и выделение функциональной спецификации на содержание информации и ее структуры. Шаг 2 - преобразование БМ в UML Модель сообщений. Преобразование поддерживается программным инструментарием моделирования UML. Шаг 3 - создание соответствия Бизнес-модели XML/DTD и XML-схемы. Данное преобразование осуществляется специально разработанным программным обеспечением. Document Type Definition (DTD) – описания, которые используются программой клиента при анализе документа. Шаг 4 - Возможность запомнить образ UML Модели сообщения и создание домена транспортной модели для возможного использования при разработке других типов сообщения. Точное отражение EDIFACT структуры включает имена сегментов, составных и отдельных элементов данных.