Лекция 4. Коммуникативный процесс Г.Б. Паршукова. Основы теории коммуникации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вербальные средства коммуникации. Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения.
Advertisements

Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
По теме самообразования: «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Вербальные средства коммуникации
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
Речевая коммуникация к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Речь. Виды речи.
Понятие Деловой Коммуникации. Понятие деловой коммуникации Деловая коммуникация представляет собой сложный и многогранный процесс, имеющий объективные.
Вербальные и невербальные средства коммуникации
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
Общение Составные элементы общения Сообщение Разговор Раппорт Точка зрения Комплименты Интересы.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
1 9. Межличностная коммуникация и ее особенности Фрик Т. Б. доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ. План. 1.Коммуникация или общение. 2.Средства общения. 3.Невербальное общение. 4.Особенности общения в современном мире.
Выполнила : Студентка 205 группы Лечебного факультета Джиоева Надежда.
Подготовил Голобородько Евгений.
Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Материал подготовил Алимбай Курмет Имашулы Студент 3 курса Университета Алматы.
Транксрипт:

Лекция 4. Коммуникативный процесс Г.Б. Паршукова. Основы теории коммуникации

ПРОЦЕСС ПРОЦЕСС (от лат. processus - продвижение) 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь. 2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (напр., производственный процесс).

Два подхода Специальные научные методы теории коммуникации, опираются на 2 специальных подхода: – 1. процессно-информационный (где коммуникация – процесс получения информации) – 2. семиотический

Информационно-процессный подход включает ряд теорий и моделей коммуникаций в первую очередь - теория коммуникаций К. Шеннона и У. Уивера, вошедшую в научный оборот в 1949 году, когда появилась их книга «Математическая теория коммуникаций»: – Коммуникация - простой линейный процесс взаимодействия источника, передатчика, сигналов посылаемых и принимаемых, приемника и оценки – содержание, смысл заключены в самом сообщении, а сам важным является процесс кодирования (а также минимизация помех, шумов)

Термин «Информация» имеет следующие смысловые варианты: сведения, сообщения о чем-либо, которыми обмениваются люди; сигналы, импульсы, образы, циркулирующие в технических устройствах; количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы; отражение разнообразия в любых объектах и процессах неживой и живой природы. Информация выступает в качестве меры энтропии, или неопределенности, непредсказуемости поведения в конкретной ситуации, то ее тем больше, чем выше неопределенность. Информация отсутствует, когда ситуация полностью предсказуема.

Информация, по Н. Винеру обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств

Еще информация рассматривается как число выборов или альтернатив, что влияет на предсказание. Чем больше выборов, тем больше информации, тем сложнее предвидеть результат. Информация здесь функция числа альтернатив. Поэтому в данном отношении демократическое общество более информативно, чем тоталитарное. В информационной теории речь идет о передаче и приеме сообщений, но не об их значении. Это особенно важно в электронной коммуникации, где сигналы передаются по линии или через медиа. Когда речь идет о социальных коммуникациях, лучше говорить об информации как сообщениях, которыми обмениваются люди.

Проблемы восприятия появляются как при кодировании, так и раскодировании информации людьми, отличающимися социально-демографическими, национальными и культурными особенностями. посылающему сообщение следует знать эти особенности и предвидеть реакцию на него определенных групп и слоев. Поэтому необходимо вести изучение сходства и различий в восприятии сообщений разной аудиторией. Принимающий информацию человек обладает ограниченной пропускной способностью восприятия сигналов, проявляющейся в следующих его свойствах: – селективность внимания не позволяет одновременно следить за содержанием двух различных сообщений; – колебания внимания ограничивают в течение продолжительного времени способность с одинаковой бдительностью следить за потоком информации; – объем непосредственной памяти затрудняет запоминание после однократного кратковременного предъявления более чем 57 несвязанных между собой объектов; – задержка внимания на втором из двух следующих друг за другом с достаточно малым интервалом (менее 250 мс) стимулов, представляющая собой психологический рефлекторный период; – при увеличении числа альтернатив замедляется время выбора.

Барьеры, создающие помехи В процессе передачи и приема информации имеются и другие многообразные барьеры, создающие помехи (шумы), которые снижают эффективность коммуникации: технические, связанные с качеством техники; географические, когда с расстоянием ослабляются полнота и достоверность информации; исторические чем дальше события во времени, тем труднее их понимание; государственно-политические ограничения на информацию; ведомственные (организационные) проблемы с информацией; экономические в частности, отсутствие средств на то, чтобы купить информацию, производить и продавать; терминологические сложности; языковые различия; культурная специфика; психологические особенности восприятия, оценки, связанные с типом личности и др.

Гуманитарное изложение структуры процесса коммуникации сделано Г. Лассвеллом, который выделил пять наиболее его значимых компонентов: Кто говорит? Что сообщает? Кому? По какому каналу? С каким эффектом? В других моделях дополняются и развиваются другие определенные аспекты процесса передачи сообщений.

Другие аспекты процесса передачи сообщений влияние социальной среды на коммуникацию (Нъюкомб, 1953); воздействие каналов на восприятие информации (Гербнер, 1956); редакторские функции при подготовке информации (Уистли, Маклеан, 1957); структура факторов и функций коммуникации (Якобсон, 1960) и др. Важнейшим условием эффективности коммуникации с позиции информационного подхода является достижение максимального совпадения принятого сообщения с посланным.

Коммуникативный процесс Коммуникативный процесс - непрерывное взаимодействие участников коммуникации. В целях анализа и описания выделяют дискретные единицы коммуникации (коммуникативные акты).

Коммуникативные процессы Системная модель информационно-коммуникационных процессов имеет следующие части: передающая коммуникант, являющийся источником сообщений; передаваемая сообщение S1(t), которое формируется (кодируется К1) с помощью символов; канал 1 путь (средство) физической передачи сообщения, в котором действует помеха E1(t) искажающая сообщение; принимающая реципиент, получающий искаженное каналом сообщение S2(t) и расшифровывающий его с помощью декодера (Д1).

Коммуникативные процессы класс процессов, обеспечивающих функционирование коммуникативной подсистемы психики и лежащих в основе межличностного взаимодействия. Включает: – эмпатию, – экспрессию, – аттракцию, – атрибуцию, – вербальное и экспрессивное взаимодействие – и др.

Компоненты процесса коммуникации выбор известных знаков из перечня отправителя и передачу их по так называемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков получателем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна только при условии, что названные два набора имеют общую часть, что передано на схеме соответствующей площадью пересекающихся кругов. По мере повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью и "статистическим" восприятием, и в частности в человеческом мозгу, восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя. Этот процесс обучения получателя показан на схеме пунктирной стрелкой справа. Множество отдельных актов коммуникации в силу их прогрессирующего влияния на состав набора приобретают кумулятивный характер. Таков, в частности, процесс освоения культуры, в особенности мозаичной культуры нашего времени. Семантемы, наиболее часто встречающиеся в сообщениях, постепенно проникают в перечень получателя и меняют его состав; в этом ключ к циклическому развитию социальной культуры.

Развитие общения в онтогенезе Развитие общения в онтогенезе происходит постепенно: – начиная с реакций сосредоточения, возникающих у младенца в первые дни жизни при контактах с матерью (появление примерно на четвертой недели жизни улыбки в ответ на ласку взрослого) – к четырем месяцам у младенцев появляется целостная реакция комплекс оживления. – к концу первого года жизни у детей формируется общение, опосредствованное предметными действиями в форме совместной игры и манипуляций – в дошкольном возрасте постепенное овладение речью позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственно воспринимаемых ситуаций, а к концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимноличностное общение. Общение ребенка со сверстниками возникает во втором полугодии первого года жизни. Общение со взрослыми служит основным средством овладения ребенком историческим опытом человечества. Особенно интенсивно развивается у ребенка в подростковом возрасте, благодаря чему сознание ребенка достигает качественно нового уровня развития.

Невербальные коммуникации. Невербальные коммуникации (лат. verbalis – устный) форма общения, которая представляет собой поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению.

Выразительные движения форма невербального общения, которая заключается в проявлении эмоциональных переживаний и намерений индивида в мимике (выражение лица, улыбка, движения глаз), пантомимике (движения тела, осанка, жесты), интонации речи. Генезис. Биологической основой выразительных движений человека являются реакции высших животных (выражения ярости, страха, родительских инстинктов), которые сопровождаются адаптивным поведением и изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции. Человеческие выразительные движения, в силу их значительной роли в социальных отношениях как своеобразного языка для передачи оттенков чувств, оценок, желаний, прошли значительный путь эволюции (дифференциация оттенков, связь с типичными социальными ситуациями). Создаются ритуализированные формы выразительных движений для передачи различных состояний и намерений (выражение недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы). В онтогенезе выразительные движения первоначально формируются как непроизвольные движения (крик, слезы, улыбка), сопровождающие эмоциональные переживания. При взрослении, когда родители начинают указывать на допустимость или недопустимость тех или иных выразительных движений, возникает их сознательный контроль, приводящий к их видоизменению (скрытый страх, виноватая улыбка).

Пантомимика Пантомимика (греч. pantomimos – все воспроизводящий подражанием) выразительные движения, которые заключаются в изменении походки, жестов, осанки и т.д. С ее помощью передается сообщение о психическом состоянии индивида, его переживаниях. Пантомимика мало контролируются сознанием. Наиболее информативным является жест (выразительное движение рук), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации. Контекст. Может сопровождаться мимикой.

Формы невербальной коммуникации: паралингвистические компоненты к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи эмоциональные индикаторы (в частности напряжения) могут выступать запинки, оговорки, паузы и молчание; мимические выражения; кинестезические выражения (поза, телодвижения); движения глаз (частота и длительность фиксации глаз другого человека); проксемика (характеристика межличностной дистанции). По мнению А. Меграбяна, все многообразие средств невербальной коммуникации может быть сведено к лежащим в их основе эмоциям (удовольствие неудовольствие, возбуждение отсутствие возбуждения, доминирование подчинение).

Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание Вербальное общение это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка. Психологи считают, что вербальное общение должно: – содержать оптимальное количество информации (оно должно соответствовать текущим целям общения, излишняя информация может отвлекать, вводить в заблуждение); – содержать правдивые высказывания; – соответствовать целям, предмету разговора; – быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности).

Речь Речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык.

Язык Язык - система знаков, которая служит коммуникативным целям и основана на универсальных правилах связывания этих знаков. В языке зафиксирована основная логика человеческой деятельности. В индивидуальном развитии служит средством общения, мышления и самоанализа. функции языка в процессе коммуникации: – коммуникативная (функция обмена информацией); – конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); – эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); – фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); – метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Семантическая функция речи Семантическая функция речи (греч. semanticos – обозначающий и лат. functio – исполнение) функция речи, которая заключается в использовании речи в качестве средства выражения мыслей, за счет чего происходит обозначение предметов, явлений, действий. При усвоении языка как общественно фиксированной знаковой системы, основанной на анализе и синтезе, сравнении и обобщении предметов и явлений действительности, человек овладевает скрытыми в них логическими операциями. В своем психическом развитии ребенок последовательно усваивает основные логические правила, зафиксированные в языке, в частности научается дифференцировать определенные виды семантической связи, а именно связи: – субъект действие (ребенок играет); – действие объект (приготавливать еда); – субъект объект (пожарный огонь); – субъект место (врач больница); – действие инструмент (резать нож); – действие завершение (вытирать делать чистым); – причинные отношения (усталый спать). выделяют такие формы речи, как автономная, эгоцентрическая и внутренняя речь (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже).

Автономная речь (греч. autonomos – самоуправляющийся), проанализированная в исследованиях Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, представляет собой один из ранних этапов развития речи ребенка. Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, т.к. ребенок еще не владеет содержанием понятия. Обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития.

Эгоцентрическая речь (лат. ego – я и centrum – центр) форма детской речи, которая представляет собой говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. По мнению Ж. Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей резко падает и практически исчезает после 7 лет.

Функция языка в процессе коммуникации В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: – сообщение, – мнение, – суждение, – рекомендация, – совет, – критическое замечание, – комплимент, – предложение, – вывод, – резюме, – вопрос, – ответ.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. контакта).

Внутренняя речь скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при мысленном решении различных задач и планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляется логическое упорядочивание воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логико–грамматической структуре, существенно определяющейся содержанием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. При столкновении с затруднениями или противоречиями внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь, в отношении которых проще осуществлять логический и социальный контроль. Наряду с внутренней речью выделяют внешнюю речь, которая может быть устной или письменной, активной (экспрессивной) или пассивной (импрессивной).

Внешняя речь Устная речь речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на слух. Письменная речь основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. За счет нее оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой. Экспрессивная речь (лат. expressio – выражение) форма речи, которая процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, переводимая затем в собственно внешнюю речь. Экспрессивная речь строится на основе активного словаря, представляющего собой некий лексический массив, при помощи которого человек строит свои высказывания и который по объему меньше, чем пассивный словарь, являющийся основой импрессивной речи. Импрессивная речь (лат impressio – впечатление) форма речи, которая представляет собой понимание устной или письменной речи. Основана на использовании пассивного словаря, который представляет собой лексический массив, элементы которого более или менее точно понимаются воспринимающим их человеком. По объему он больше, чем активный словарь. При выполнении целевых функций в структуре какого–либо специального общения, речь модифицируется, при этом она может приобретать, например, поэтическую или магическую форму.

Диалог как основа коммуникации Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). – Речевыми средствами манипуляции являются: – эмоциональное воздействие, – использование общественных норм и представлений, – лингвистическая подмена информации; – полемический; – фатический (поддержание контакта)

Образ мира понятие, предложенное А.Н. Леонтьевым как методологическая установка, которая предписывает проводить исследование когнитивных процессов индивида в контексте его субъективной картины мира, как она складывается у этого индивида на протяжении развития его познавательной деятельности. Это многомерный образ мира, образ реальности.

Лингвистическая относительность Гипотеза лингвистической относительности разработана Э. Сепиром и Б. Уорфом, основана на предположении, согласно которому процессы восприятия и мышления обусловлены этноспецифическими особенностями структуры языка: – языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, которая присуща носителям данного языка и которая выступает в качестве схемы для категоризации индивидуального опыта; – грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов окружающей действительности.

Структура коммуникативного акта В каждом акте общения можно идентифицировать несколько его элементов: 1. Адресант лицо, посылающее сообщение (субъект общения). 2. Адресат лицо, которому направлено сообщение. В организациях источниками и адресатами общения выступают сотрудники организации с их целями, мотивами, знаниями, идеями и т. д. 3. Сообщение содержание коммуникативного акта. 4. Код форма, в которой идеи и цели могут быть выражены как «сообщение». Код может включать вербальные средства (т.е. средства естественного языка), математические символы, диаграммы, жесты и т. д. 5. Цель зачем, ради чего послано сообщение. 6. Канал связи среда, обеспечивающая связь адресанта с его адресатом. Каналом связи может быть голос, текст, проводная связь, связь через эфир, информационные табло и др. 7. Результат то достигнуто в итоге общения.

Ассиметричность коммуникации С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема «адресант сообщениеадресат» асимметрична. Для адресанта смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для адресата смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом последнем случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации. Точность понимания адресатом смысла высказывания может стать очевидной для адресанта лишь тогда, когда произойдет смена коммуникативных ролей, т.е. когда адресат превратится в адресанта и своим высказыванием сообщит о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения и происходит обогащение, развитие информации. Мера известной согласованности действий адресанта и адресата в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большей степени зависит от их включенности в общий организационный контекст.

Этапы коммуникативного процесса можно разбить на пять этапов: – I этап начало обмена информацией – II этап кодирование или перевод идей адресанта в систематический набор символов – III этап выбор и передача информации через определенный канал связи – IV этап декодирование-прием – V этап этап обратной связи или оценки реакции адресата на полученную информацию На всех этапах процесса общения могут возникать помехи, искажающие смысл передаваемой информации. Контур обратной связи обеспечивает канал для реакции адресата, позволяющий адресанту определить, был ли получен сигнал, как он был понят и достигнута ли цель общения.

I этап начало обмена информацией, когда адресант должен ясно представить, что именно (какую идею и в какой форме), с какой целью он хочет передать и какую ответную реакцию получить.

II этап кодирование или перевод идей адресанта в систематический набор символов. Кодирование обеспечивает форму, в которой идеи и цели могут быть переданы адресату.

III этап выбор и передача информации через определенный канал связи: голос, жесты, мимика, текст, электронные средства связи: (компьютерные сети, электронная почта) и т. д. Теперь цель адресанта выражена в форме сигнала, которая зависит от используемого канала.

IV этап декодирование-прием. Адресат «переводит» вербальные (словесные) и невербальные сигналы и символы в свои мысли. Он интерпретирует (декодирует) сигнал на основе своего предыдущего опыта. Чем полнее достигнута цель адресанта, тем более эффективно общение.

V этап этап обратной связи или оценки реакции адресата на полученную информацию.

Общение Взаимодействие двух или более субъектов, которое состоит в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами (аффилиация), об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения. Обычно включает в себя четыре составляющие: – предметное сообщение (о чем идет речь), – самораскрытие (Я–сообщение), – отношение к слушателю (мотив коммуникации), – призыв (что надо сделать). Нарушения общения вызывают изменения личности. В отечественной психологии проблемы общения рассматривались, прежде всего, в трудах А.А. Бодалева. Им были проанализированы феноменология, закономерности и механизмы общения.

Литература: 1.Казаков Ю.Н. Инструментарий социальных технологий (психологические аспекты) (Учебное пособие)., редактор: А.А. Ильин [Электронный ресурс].– Режим доступа: 2.Демьянков В.З. Тайна диалога: (Введение) // Диалог: Теоретические проблемы и методы исследования. М.: ИНИОН РАН, С [Электронный ресурс].– Режим доступа: 3.Скаженик Е.Н. Деловое общение Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, [Электронный ресурс].– Режим доступа: Мескон М. Коммуникационный процесс // Основы менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Сайт о коммуникативных процессах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации - М., с.