Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации РОССИЯ 2012 ДОСТОЙНАЯ ПЕНСИЯ: РАВНЫЕ ПРАВА, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации РОССИЯ 2012 ДОСТОЙНАЯ ПЕНСИЯ: РАВНЫЕ ПРАВА, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
Advertisements

Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года РОССИЯ 2012 ДОСТОЙНАЯ ПЕНСИЯ: РАВНЫЕ ПРАВА, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
Отделение по Ивановской области Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по Ивановской области Михаил Васильевич Болдин 1.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Авторы: Кольцова Татьяна Научный руководитель Петрова О. Г. Колледж индустрии.
Негосударственный П енсионный Ф онд «Промагрофонд» 2012 Стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030г. (проект) НПФ –составная часть пенсионной системы.
Пенсионный фонд Российской Федерации Управляющий ГУ – отделением ПФР по Томской области Д.Б. Мальцев Особенности современного федерального пенсионного.
Управляющий ОПФР по Ярославской области Комов В.П. Совершенствование пенсионного законодательства и повышение уровня пенсионного обеспечения.
Тарифы страховых взносов (СВ) для страхователей, производящих выплаты физ.лицам База для начисления СВ Тариф СВНа финансирование страховой части пенсии.
О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Заместитель управляющего Отделения ПФР по Красноярскому краю Шлома Лариса Витальевна.
О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАТС-СЕКРЕТАРЬ - ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Совершенствование системы формирования пенсионных прав.
Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года ДОСТОЙНАЯ ПЕНСИЯ: РАВНЫЕ ПРАВА, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ г. Омск-2012.
Новый порядок формирования пенсионных прав и начисления пенсии по старости: основные принципы и положения.
1 Круглый стол «Проблемы пенсионной системы в эпоху модернизации» 18 марта 2011 г. Реформа досрочных пенсий в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.
Совершенствование системы формирования пенсионных прав.
Учебно-методический материал на тему: Презентация к лекции Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов в РФ.
1 Об изменениях в пенсионном законодательстве Российской Федерации.
РСПП Российский союз промышленников и предпринимателей Рабочая группа по развитию пенсионных систем Проект Предложения РСПП по развитию пенсионной системы.
Оксана Филиппенкова Накопительная часть трудовой пенсии.
КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНОПРОЕКТОВ О ДОСРОЧНОМ НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЧЕНИИ.
Транксрипт:

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации РОССИЯ 2012 ДОСТОЙНАЯ ПЕНСИЯ: РАВНЫЕ ПРАВА, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

2 ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ средний размер пенсии по старости 9,7 тыс. руб. (с 2002 г. рост в реальном выражении в 2,7 раза) соотношение пенсии и прожиточного минимума пенсионера (ПМП) – 183,4 % (2002 г. – 108,5%, 2007 г. – 110,4%) коэффициент замещения – 36,2% (2002 г. – 34%, 2007 г. – 25%) отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе финансовая несбалансированность (снижение численности плательщиков страховых взносов и рост количества получателей пенсий) нарастающие риски, связанные с сохранностью накопительного элемента неразвитые финансовые институты сохранение института досрочных пенсий в солидарной системе без определения финансового источника страхового характера Достигнутый уровень пенсионной системы Нерешенные вопросы пенсионной системы:

КЛЮЧЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИНЕРЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 3

РЕЗЕРВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ ЗА СЧЕТ РАСШИРЕНИЯ ОХВАТА ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ 4

5 ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГАРАНТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМОГО УРОВНЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ УДЕРЖАНИЕ НА ПРИЕМЛЕМОМ УРОВНЕ СТРАХОВОЙ НАГРУЗКИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ адекватность пенсионных прав заработной плате / объему страховых взносов учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера

6 ТРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ трудовая пенсия в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования за счет страховых взносов (обеспечение коэффициента замещения утраченного заработка до 40 % при нормативном страховом стаже и средней заработной плате). корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом) в добровольном порядке 5% 40% 15% частная пенсия корпоративная пенсия государственная пенсия

7 ТАРИФНО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП: обязательность уплаты единого для всех категорий страхователей тарифа страховых взносов 22 % + 10 %0 % … 20 % Действующая модель единый тариф для всех Большинство плательщиков Пенсионный фонд Предлагаемая модель «Льготники» Пенсионный фонд (сверх базы)

8 САМОЗАНЯТЫЕ: ПЛАТИТЬ НАРАВНЕ С ДРУГИМИ = 14,3 тыс. руб. в год 112 тыс. руб. в год Действующая модель Предлагаемая модель Постепенное создание объективных условий формирования пенсионных прав, соотносимых с правами наемных работников Расчет исходя из 1 МРОТ пенсия 2013 г. – 32,5 тыс. руб. в год 2014 г. – 40,6 тыс. руб. в год 2015 г. – 48,7 тыс. руб. в год 112 тыс. руб. в год Пенсионный фонд выплаты Самозанятый Наемный работник Самозанятый Наемный работник

9 САМОЗАНЯТЫЕ: ПРАВО ВЫБОРА УСЛОВИЙ УПЛАТЫ ВЗНОСА обязательный минимальный платеж: меньше наемного работника Предлагаемая модель Пенсионный фонд платить, как наемный работник пенсия = средняя трудовая пенсия пенсия = ПМП

10 ИНСТИТУТ ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ: НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ МОДЕЛИ страховой стаж 60 лет период выплаты страховой стажпериод выплаты «досрочник» нет страхового основания для выплат (досрочная утрата профессиональной трудоспособности) сегодня одинаковый страховой взнос для всех организаций Необеспеченность досрочных пенсий финансовыми источниками Работодатель не несет дополнительных расходов в связи с наличием «вредных» рабочих мест Слабая заинтересованность работодателя в улучшении условий труда Назначение досрочных пенсий на основании Списков, а не реальной картины условий труда Пенсию «досрочникам» платят те, кто выходит на пенсию в общеустановленные сроки Из 3,2 млн «досрочников», получающих пенсию до достижения общеустановленного возраста, продолжают работать на прежних рабочих местах 2,4 млн или 75 % обычный работник пенсия Пенсионный фонд

ИНСТИТУТ ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ ПРЕДЛАГАЕМАЯ МОДЕЛЬ. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД Для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда предлагается установление дополнительного тарифа страховых взносов: Список 1 (Список 2 и «малый список»): 2013 г. – 4 (2) %; 2014г. – 6 (4) %; 2015 г. – 9 (6) % Права застрахованных лиц: для лиц, имеющих «полный» специальный стаж: сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования для лиц, имеющих «неполный» специальный стаж : - приобретение права на включение периодов работы в специальный стаж при уплате страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере (сохраняется право на назначение досрочной трудовой пенсии) - предоставление социальных гарантий и компенсаций в соответствии с коллективным / индивидуальным трудовым договором При этом подходе работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере для лиц, не имеющих специального стажа: работодатели предоставляют работникам социальные гарантии и компенсации, в том числе на основании аттестации рабочего места в рамках социального страхования риска утраты профессиональной трудоспособности. 11

12 ИНСТИТУТ ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ ЦЕЛЬ: создание условий для вывода в систему корпоративного пенсионного обеспечения страхования рисков досрочной утраты трудоспособности и пенсионных обязательств, формируемых по вредным и опасным условиям труда построение полномасштабной системы пенсионного обеспечения в рамках трехуровневой модели необходимо создание и развитие корпоративного пенсионного обеспечения. корпоративное пенсионное обеспечение формируется в дополнение к обязательному пенсионному страхованию на основе процедур социального партнерства. ИТОГ: для работников сохраняются льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда формирование уровня пенсий, обеспечивающих коэффициент замещения, в размере не менее 40% (в том числе для лиц с уровнем заработной платы выше среднего); модернизация накопительной составляющей пенсионной системы; развитие инструментов управления персоналом в целях повышения его мотивации и закрепления лучших работников. МЕРЫ: введение нового правового регулирования деятельности финансовых институтов (негосударственных пенсионных фондов, банков и страховых компаний), устанавливающего требования по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговые льготы для финансирования пенсионных выплат совершенствование института накопительной составляющей пенсионной системы (включая изменение правового статуса пенсионных накоплений). установление организационных, правовых и финансовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем: корпоративное пенсионное обеспечение будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте); основными участниками являются негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, кредитные организации, работодатели, работники и их представители, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти Российская трехсторонняя комиссия согласовывает условия и порядок формирования средств в рамках корпоративной пенсионной программы и требования основных параметров корпоративного пенсионного обеспечения.

13 ДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ: НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ Нарушение принципа солидарности поколений НПФ пенсионер работник

14 ДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ: ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ накопления - 31 руб. Гражданин 1966 г.р. и гражданин 1967 г.р. выходят на пенсию в 2022 году. Страховой стаж – 30 лет, в том числе 20 лет, начиная с г г.р руб. накопления руб г.р руб. Размер трудовой пенсии по старости гражданина 1966 г.р. выше, чем у гражданина 1967 г.р. на 766 руб. (9,5 %) трудовая пенсия

Инструменты, прозрачность, гарантии? 15 ИНСТИТУТ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ Предлагаемая модель: Известный и гарантированный доход Самостоятельный выбор участия в распределительной или накопительной системах Самостоятельный выбор страховщика Расширение финансовых институтов (НПФ, кредитные организации, страховые организации) Включение механизма личной ответственности за будущую пенсию Повышение финансовой грамотности населения Действующая модель: Обесценивание накоплений в реальном выражении Незначительная доля в общем размере пенсии Отсутствие гарантии сохранности, доходности и возвратности накоплений Нарушения прав застрахованных лиц Отсутствие выбора участия в распределительной или накопительной системах = + = + НПФ, УК Инструмент 1 Инструмент 2 Инструмент 5 страховые организации кредитные организации НПФ, УК Средства, накопленные в существующей системе, не изымаются

16 НОВЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ПРАВИЛА БОЛЬШЕ СТАЖ – БОЛЬШЕ ПЕНСИЯ 5 лет страхового стажа Действующая модель Полные права на весь период выплаты = Предлагаемая модель пенсия адекватность пенсионных прав заработной плате / объему страховых взносов учет продолжительности трудового стажа и уплаченных страховых взносов для обеспечения коэффициента замещения - 40% (при нормативном стаже 30 лет и нормативной стоимости страхового года) доведение в краткосрочной перспективе установленного ожидаемого периода выплаты пенсии до статистического показателя обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера обеспечение долгосрочной актуарной сбалансированности пенсионной системы. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ: Не менее 30 лет страхового стажа Полные права на весь период выплаты =

17 РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ обеспечение к 2030 году коэффициента замещения утраченного заработка до 40 % при нормативном страховом стаже и средней заработной плате и среднего размера пенсии не менее 3 ПМП достижение максимальной сбалансированности пенсионной системы увеличение уровня облагаемой зарплаты стимулирование более позднего выхода на пенсию создание трехуровневой модели пенсионной системы (солидарная, корпоративная, частная) на основе развития корпоративных и частных пенсионных систем, расширения перечня финансовых институтов