Федеральный государственный образовательный стандарт Рогозина Т.В., старший преподаватель кафедры управления и экономики в образовании ЛОИРО, кандидат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний,
Advertisements

Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
Методическая проблема школы: Урок, как универсальное пространство развития личности ученика.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Подготовила учитель начальных классов Батищева Г. И.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Программа развития универсальных учебных действий.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Формирование универсальных учебных действий – основа успешности обучения МОУ гимназия 1 учитель английского языка Щербакова Е.В. август 2013 г. Мозг, хорошо.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Реализация программы формирования УУД. Цели и результаты общего образования Структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт Рогозина Т.В., старший преподаватель кафедры управления и экономики в образовании ЛОИРО, кандидат педагогических наук сентябрь 2012

Что такое стандарты образования? Стандарт (от англ. standard норма, образец, мерило), в широком смысле слова образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты образования в международном понимании – это чаще всего способы управления системами образования на основе нормативных требований. Стандарты не определяют, что такое хорошее (качественное) обучение. Они влияют на обучение опосредованно, через общие рамки, задающие ориентацию, через результаты обучения (обеспечение качества путем отслеживания результатов). Когда и где впервые были применены образовательные стандарты?

Виды стандартов Стандарты содержания Стандарты результатов Стандарты условий Стандарты условий На переднем плане - цели и содержание обучения, учебные программы. Ясно описываются приобретаемые компетентности и знания. Не определяются уровни требований освоения и компетентностей На переднем плане - цели и содержание обучения, учебные программы. Ясно описываются приобретаемые компетентности и знания. Не определяются уровни требований освоения и компетентностей Регламентируются условия «на входе»: школьные программы, учебные планы, квалификация персонала, необходимые помещения и оборудование и другие ресурсы. В рамках стандартов процесса школьного обучения формулируются формы организации и характеристики «хорошего» (качественного) обучения, например, наличие групповой работы, проектов и пр. Формулировки стандартов выдержаны со средней степенью обобщенности, чтобы они позволяли оценивать и усовершенствовать учебный процесс, не давая жестких рекомендаций и тем самым не препятствуя ситуативной открытости реализации данного стандарта Регламентируются условия «на входе»: школьные программы, учебные планы, квалификация персонала, необходимые помещения и оборудование и другие ресурсы. В рамках стандартов процесса школьного обучения формулируются формы организации и характеристики «хорошего» (качественного) обучения, например, наличие групповой работы, проектов и пр. Формулировки стандартов выдержаны со средней степенью обобщенности, чтобы они позволяли оценивать и усовершенствовать учебный процесс, не давая жестких рекомендаций и тем самым не препятствуя ситуативной открытости реализации данного стандарта Определяют, какими компетентностями должны владеть школьники на определенный момент обучения (к концу учебного периода). Соблюдение этих стандартов проверяется при помощи единого государственного тестирования. Результаты тестирования служат основанием для анализа процесса или условий. Определяют, какими компетентностями должны владеть школьники на определенный момент обучения (к концу учебного периода). Соблюдение этих стандартов проверяется при помощи единого государственного тестирования. Результаты тестирования служат основанием для анализа процесса или условий.

Компетентностный стандарт Это общие нормативные предписания, определяющие и фиксирующие общие цели в виде компетентностей. Компетентность – способность индивида решать определенного рода проблемы в какой-либо области в вариативных, новых контекстах. Проблема – это сложная для данного индивида задача, являющаяся для него вызовом и требующая для своего решения размышления и осмысленного, понятого и включенного в широкий контекст знания. Компетентность = знания + умения и навыки + мотивации и ценности

Стандарты и новая парадигма управления Управление «на входе» (ресурсы) Управление «на входе» (ресурсы) Управление «на выходе» (результаты) Управление «на выходе» (результаты) Обеспечение качества путем разного рода предписаний (программ, методичек, учебных планов и т.п.), то есть ресурсов (качественные учебники, оснащение школы …) Обеспечение качества путем разного рода предписаний (программ, методичек, учебных планов и т.п.), то есть ресурсов (качественные учебники, оснащение школы …) Стремление сделать качество результатов видимым и постигаемым, то есть приведение результатов в измеримое состояние, а использование ресурсов эффективным Стремление сделать качество результатов видимым и постигаемым, то есть приведение результатов в измеримое состояние, а использование ресурсов эффективным

Стандарты как инструмент обеспечения качества образования 1.Стандарты и новые способы отслеживания результата, внедрение стандарта в практику должно понимать как процесс развития школы, сопровождающийся «порождением нового смысла» деятельности. 2.Без новых инструментов невозможно изменить практику образования, то есть данные «на выходе» должны быть подвергнуты «обратному переводу» на язык практики, стать данными «на входе». 3.Без построения новой системы обратной связи невозможно наладить эффективную коммуникацию результатов с действующими лицами на всех уровнях. Данные «на выходе» (результаты) Данные «на выходе» (результаты) Обратный перевод Обратный перевод Улучшенные данные «на входе» (ресурсы) Улучшенные данные «на входе» (ресурсы) «Важно отметить, что практически отсутствует в региональных задачах отдельная задача по корректировке деятельности школ после первого года штатного введения ФГОС в массовую практику, в том числе и в разработанную школой рабочую основную образовательную программу». Из доклада «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году» Москва, март 2012 года

Обновление содержания образования (ФГОС), развитие системы оценки качества образования; Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности; создание специальных образовательных центров и формирование творческой среды (олимпиады, дополнительное образование, портфолио); Укрепление здоровья школьников, устранение перегрузок, индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья. Опыт здорового образа жизни – питание, мед. обслуживание, оптимизация учебных программ; Современная школьная инфраструктура (опыт жизни в современной культурной среде – школа как центр образования, самоподготовки, занятий творчеством и спортом); Развитие учительского потенциала. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Ведущие функции стандарта Инструмент развития системы образования ориентирующая функция Инструмент правового регулирования взаимоотношений субъектов системы образования, государства и общества регулирующая функция Инструмент организации и координации деятельности субъектов системы образования координирующая функция Инструмент поддержания баланса между единством образовательных систем разных уровней и их многообразием стабилизирующая и развивающая функция

Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного воспитания Фундаментальное ядро содержания общего образования Основы ФГОС

Фундаментальное ядро Фундаментальное ядро содержания общего образования базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов определить: 1)систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; 2)состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования. Для реализации этих функций в Фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются: -основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры; -универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.

Государственные образовательные стандарты Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки Максимально допустимая нагрузка Требования к результатам освоения Требования к условиям реализации Требования к структуре основных образовательных программ. Закон 1992 г. Закон 2007г.

Стандарт как конвенциональная норма, общественный договор ведущий компонент ФГОС – требования к результатам, портрет выпускника; договорные отношения между участниками образовательного процесса, распределение ответственности за достижение планируемых результатов вариативность образования Особенности ФГОС

Основные характеристики нового стандарта, их отражение в ООП Новый формат стандарта (рамочный документ, нормативный документ непрямого действия ); Стандарт как общественный договор; Новое содержание стандарта (совокупность требований); Системно-деятельностный подход (обеспечение соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям); Ориентация на результаты, проектирование образовательной программы от результатов; Расширение функций и пользователей стандарта.

Основной подход в реализации ФГОС В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на достижение цели и основного результата образования развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

Универсальные учебные действия В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательного процесса.

Виды универсальных учебных действий В составе основных видов универсальных учебных Действий можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия ЛИЧНОСТНЫЕ УУД САМОПОЗНАНИЕ И САМО- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗО- ВАНИЕ И СМЫСЛО- ПОРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННО- ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Личностные УУД: Самопознание и самоопределение построение образа «Я» («Я-концепции»), включая самоотношение и самооценку; формирование идентичности личности; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе; Смыслообразование установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение». Нравственно-этическая ориентация выделение морально-этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

Регулятивные универсальные учебные действия Регуля- тивные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка

Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Волевая саморегуляция как способность: к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями; к мобилизации сил и энергии.

Познавательные универсальные учебные действия Познавательные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Познавательные УУД Общеучебные самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование знаний; произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно); смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий; Логические анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование доказательство. Постановка и решение проблемы формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные действия Коммуникация как взаимодействие Коммуникация как кооперация Коммуникация как интериоризация

Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникация как взаимодействие – действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию. Коммуникация как кооперация – согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности (необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности). договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; контролировать действия партнера. Коммуникация как условие интериоризации – действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой

Методические материалы по проблеме формирования УУД Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. Пособие посвящено одному из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения формированию универсальных учебных действий. В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов. Даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться. Представлены основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий. Пособие адресовано учителям начальных классов и родителям.

Методические материалы по проблеме формирования УУД Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) Пособие посвящено одному из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формированию универсальных учебных действий в основной школе. В пособии раскрываются виды универсальных учебных действий и пути их формирования с учетом возрастных особенностей учащихся 5 – 9 классов. Представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и др. универсальных учебных действий. Даны общие рекомендации по использованию системы задач в образовательном процессе применительно к учебным предметам. Пособие адресовано учителям основной школы и родителям.

Стандарт как совокупность требований К результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход К структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) предусмотрена интеграция учебной и внеучебной деятельнос К условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)

Содержание стандарта и содержание оценки Результаты общего образования Предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.) Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерантность)

Пути формирования трех групп результатов Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и интегрированных программ. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. Предметные результаты формируются за счет реализации программ отдельных предметов (в урочной и внеурочной деятельности).

Результаты освоения основной образовательной программы НОО Результаты, подлежащие аттестации(предметные, метапредметные) Результаты, не подлежащие аттестации (личностные) научные знания и представлени я о природе, обществе, человеке, знаковых и информацион ных системах; умения учебно-познавательной,исследовательской,практическойдеятельности;обобщенныеспособыдеятельности; коммуникативны е иинформационныеумения; умение оцениватьобъектыокружающейдействительностисопределенныхпозиций; способнос ть кконтролю исамоконтролю; способнос ть ктворческому решениюучебных ипрактических задач. ценностные ориентации выпускника характери стика социальны х чувств; индивидуал ьные психологичес кие характеристи ки личности

Стандарт как совокупность требований К результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход К структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) предусмотрена интеграция учебной и внеучебной деятельности К условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)

ФГОС и ООП Основная образовательная программа школы - практико-ориентированный документ, представляющий собой основной «инструмент» реализации ФГОС в новой российской школе. Все компоненты Программы должны быть согласованы с базовыми принципами ФГОС и обеспечивать достижение школой нового – актуального качества образования в условиях полноценного диалога всех участников образовательного процесса: семьи, государства, общества, бизнеса.

ФГОС и ООП Проблема создания основной образовательной программы школы напрямую связана с процессом внедрения новых стандартов школьного образования. Принятые в качестве главного нормативного документа, обеспечивающего модернизацию школьного образования, ФГОС представляет собой, по сути дела, долгосрочную (10-12 лет) программу перехода российской школы к новой модели функционирования. В основе этой модели – институциональные (т.е. системные, закреплённые нормативно и на практике) изменения всех сторон деятельности школы. Эти изменения затрагивают: миссию школы и реализуемые в ней новые цели общего образования; содержание образования в плане не только его «объёма», структуры понятий, изучаемых предметов (предметных областей), знаний и уровней компетентности учащихся на всех ступенях общего образования; условия осуществления образовательной деятельности: от материально- технических и санитарно-гигиенических, с одной стороны, до учебно- методических, кадровых и тех, которые принято определять как «уклад» жизни школы.

Результаты анализа данных интернет-опроса участников всероссийской видеоконференции «Какого учителя ждут в нашей Новой Школе?» (октябрь 2011 г.) В диаграмме представлены результаты ответа на вопрос: «Что ожидают от учителей сегодняшние ученики?»

Требования к структуре ООП (начальное общее образование) первый вариант Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы: ·пояснительную записку; ·планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; ·учебный план образовательного учреждения; ·программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; ·программы отдельных учебных предметов, курсов; ·программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; ·программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; ·программу коррекционной работы; ·систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внимание! Изменения в стандарте начального общего образования! (Приказ Минобрнауки России 2357 от 22 сентября 2011 года)

Требования к структуре ООП (начальное общее образование). Действующий вариант (необходимо внесение изменений в программу к ) Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы: Целевой – общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижений этих целей и результатов. пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержательный - общее содержание начального общего образования: образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу формирования универсальных учебных действий на ступени начального основного образования, программы отдельных учебных предметов, курсов, и курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития и воспитания учащихся воспитания на ступени начального основного образования; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы. Организационный (общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов основной образовательной программы.: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Требования к структуре ООП (основное общее образование) Компоненты: Целевой - пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержательный - общее содержание основного общего образования: образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы ( разрабатывается при наличии в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья). Организационный (общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.: учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Требования к структуре ООП (среднее (полное) общее образование) Компоненты: Целевой - пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; Содержательный - общее содержание среднего (полного) общего образования: программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития у обучающихся универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социальная деятельность и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; программу работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Организационный - общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.: учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Стандарт как совокупность требований К результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход К структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) предусмотрена интеграция учебной и внеучебной деятельности К условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно- методическое обеспечение)

Система условий реализации основной образовательной программы (основное общее образование) Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования Материально-технические условия реализации основной образовательной программы Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

44 Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа - нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ - приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников - определен список учебников и учебных пособий - определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС - осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

45 ФГОС - фактор, стимулирующий повышение квалификации Введение ФГОС требует : От учителей – быстрой и качественной смены профессионального мировоззрения, профессиональной позиции, освоения новых образовательных технологий и высокого уровня мотивации для осуществления всех этих изменений От руководителей – способности гибко менять организацию образовательного процесса, способности использовать весь потенциал таких управленческих технологий, как проектные, программные и т.п., быстрого усвоения новых экономических и правовых знаний, повышения уровня личной ответственности за условия и качество реализации образовательных программ Задача разработки и присвоения новых норм профессиональной педагогической и управленческой деятельности Введение ФГОС требует : От учителей – быстрой и качественной смены профессионального мировоззрения, профессиональной позиции, освоения новых образовательных технологий и высокого уровня мотивации для осуществления всех этих изменений От руководителей – способности гибко менять организацию образовательного процесса, способности использовать весь потенциал таких управленческих технологий, как проектные, программные и т.п., быстрого усвоения новых экономических и правовых знаний, повышения уровня личной ответственности за условия и качество реализации образовательных программ Задача разработки и присвоения новых норм профессиональной педагогической и управленческой деятельности

46 упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода сложившаяся устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы сложившаяся устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов) отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов) 46

«Зачем фокусироваться на этих подростках и тех, кому около двадцати? - писал Есоnоmist. «Потому что они первое молодое поколение, которое может изменить мир и изменяет его. Впервые в истории дети более грамотны, приспособлены и образованны, чем их родители, во всем, что касается важных для общества нововведений. Интернет спровоцировал первую индустриальную революцию, возглавляемую молодежью». Питерс Том «Представьте себе»

Самообразование по вопросам освоения идей и содержания ФГОС, разработки основной образовательной программы школы 1. Знакомство с текстом Стандарта, текстами Примерных образовательных программ, методическими рекомендациями. 2. Знакомство с документами в рамках Стандарта. 3. Просмотр видеолекций разработчиков Стандарта: 4. Новый ресурс для поддержки введения ФГОС в Ленинградской области : Ответы на вопросы о ФГОС

При подготовке презентации использованы материалы презентаций А.М. Кондакова, Л.Н. Феденко, В.В. Кучурина.

Спасибо за внимание!