Тема семинара Актуальные вопросы преподавания литературы в общеобразовательном учреждении ГУО «Средняя школа 15 г. Могилёва» 23 ноября 2010 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Advertisements

Разработал: Дашдиев В.А.. Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее.
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
План-конспект урока по теме: Открытый урок. Типология уроков литературного чтения. 3 курс. Гаврилова В.Ю.
Логопедическая помощь в МБДОУ ДС 26 « Жемчужинка» »
Программа курса по выбору по литературе «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста»
Литературные эпохи и художественные стили технология освоения курса (на материале одной литературной эпохи)
Художественный мир и его компоненты. Основные понятия словесное искусство Литература авторская литература Литература реальная жизнь Как сочетаются эти.
Восприятие современной литературы учениками профильной школы.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Урок – семинар в 11 классе «Развитие темы «маленького человека» в русской литературе»
теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностей.
Преемственность содержания русского языка и литературы при переходе из начальной школы в основную Корнеева А.Б. Амурский областной ИРО 2013 г.
Быть сатириком – значит совершать нравственный подвиг хирургического плана… вскрывать ножом своего пера язвы общества и конкретного человека… Бомарше.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения, обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа».
Элективный курс для обучающихся гуманитарной направленности 10 класса общеобразовательных школ.
Презентация учебника литературы В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. Литература 11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений В двух частях Москва «Русское слово»
ОШУРКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГОРОДА КОСТРОМЫ СОШ 38 Самоанализ урока «Изобразительные возможности предложений.
Транксрипт:

Тема семинара Актуальные вопросы преподавания литературы в общеобразовательном учреждении ГУО «Средняя школа 15 г. Могилёва» 23 ноября 2010 года

1 вопрос Формы организации познавательной деятельности на уроках русской литературы Руководитель МО, учитель высшей категории Корнева Инесса Владимировна

2 вопрос Взаимодействие системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико- литературных понятий учитель первой категории Гордеева Ирина Николаевна

Взаимодействие системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико- литературных понятий Основные принципы изучения теории литературы в школе: 1. Учет возрастных особенностей учащихся (принцип доступности). 2. Последовательность формирования теоретико- литературных понятий (в средних классах – от простого к сложному, от частного к общему, в старших классах – наоборот). 3. Поэтапность в изучении теоретико-литературных понятий (наблюдение и применение на практике в процессе анализа литературного произведения). 4. Системность в изучении вопросов теории литературы в школе. 5. Взаимосвязь изучения теории литературы с чтением и восприятием художественных произведений школьниками. 6. Взаимосвязь формирования теоретико-литературных понятий и развитием речи учащихся. 7. Систематическое повторение и обобщение теоретико- литературных понятий и применение их на практике.

В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности: 1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений. 2. Общее представление о признаках этого явления. 3. Определение понятия или установление его характерных признаков. 4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения. 5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления. 6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками. Взаимодействие системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико- литературных понятий

Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 56-м классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. В теорию литературы, изучаемую в этих классах, включены и вопросы, проясняющие авторскую позицию: жанры литературных произведений (сказка, легенда, миф, летопись, былина, басня, рассказ, повесть, баллада, поэма), начальное понятие о прозе и поэзии, юморе, иронии, сатире, авторе и герое художественного произведения. Взаимодействие системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико- литературных понятий

В 78-м классах основной задачей литературного образования становятся актуализация нравственной проблематики литературного произведения и систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов и жанров. Понятия, изученные в 56-м классах индивидуализируются в зависимости от рода и жанра. Вводятся понятия о творческой истории произведения, взаимодействии жизненного материала и художественного сюжета, биографии писателя и его мировоззрения.

Взаимодействие системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико- литературных понятий Теория литературы в 9-м классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров и подчеркивает связь мировоззрения и художественного стиля писателя, выявляет формы выражения авторской позиции в произведениях различных искусств. Усложняются понятия о структуре произведения, о стихотворной речи, о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле.

Взаимодействие системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико- литературных понятий В старших классах обучение эстетическому анализу и интерпретация художественных произведений требует знакомство учащихся с различными литературными категориями: - эстетических свойств и отношения искусства к действительности, - гносеологии искусства (художественный образ, метод), - аксиологии искусства (эстетические идеалы, классика), - социологии искусства (народность, общечеловеческое, национальное), - онтология искусства (стиль, художественное произведение, массовое и элитарное искусство), - антропология искусства (автор, художник, творческий путь), - морфологии искусства (роды, жанры, виды), - поэтики (художественное время, хронотоп, художественный мир, язык).

3 вопрос Система работы по развитию устной и письменной речи в процессе анализа художественного произведения учитель второй категории Ковалёва Наталья Валентиновна

4 вопрос Использование информационных технологий на уроках литературы. Презентации учитель первой категории Федина Ольга Алексеевна

5 вопрос Здоровьесберегающий аспект на уроке (физкультминутка) учитель высшей категории Брикнер Татьяна Юрьевна

6 вопрос Подготовка к ЦТ. Участие в репетиционном тестировании. Организация факультативных занятий по русскому языку методист РОО Гринёва С.В.

Практическая часть Открытый урок по литературе с использованием ИКТ «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!..» (Жизненный и творческий путь М.И.Цветаевой) учитель первой категории Лаганцова Галина Фёдоровна

Благодарим за внимание!!!