Программно-методическое обеспечение развития исследовательского потенциала школьников канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики НИУ «БелГУ» Макотрова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Белгородский государственный национальный исследовательский университет Макотрова Г.В.
Advertisements

Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Технология формирования учебно-исследовательской культуры школьников Никакие книги никогда не могут дать того, что может дать хорошая школа… Школа есть.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Учителя информатики Богачёва Г.В. Мочалова М.В.
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Аналитическая деятельность учителя иностранного языка Мозгова Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР МОУ средней общеобразовательной школы.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Транксрипт:

Программно-методическое обеспечение развития исследовательского потенциала школьников канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики НИУ «БелГУ» Макотрова Г.В.

Сущность проблемы Необходимость развития исследовательского потенциала личности обучаемого для информационного общества требует программно- методического обеспечения его развития в условиях школьного обучения

Значимые вопросы рассматриваемой проблемы Каковы составляющие ИП личности? Каким психологическим и педагогическим условиям должно соответствовать программно-методическое обеспечение развития ИП личности? Что включает в себя программно-методическое обеспечение развития ИП личности? Как использовать в практике обучения ИКТ как программно-методическое обеспечение развития ИП личности?

Составляющие исследовательского потенциала личности Учебно-исследовательская культура; Учебно-исследовательская культура; Ориентация на исследование в будущей профессии; Ориентация на исследование в будущей профессии; Интеллектуальные качества Интеллектуальные качества

Учебно-исследовательская культура личности компонент базовой культуры личности, ее интегративное качество, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие.

Критерии УИК школьника Показатели УИК школьника Мотивация исследования Интенсивность познавательной потребности, осознание ценности исследования, увлеченность исследованием Осмысление структурных звеньев элементов собственных познавательных действий, следование нормам и требованиям научного стиля мышления, обобщение предметного и операционального результатов исследования. Научный стиль мышления Технологическая готовность к исследованию Творческая активность Владение понятийным аппаратом исследуемого вопроса, умение и навыки использования методов научного познания, соблюдение правил научной организации труда учащегося Уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, степень знакомства с историей науки и ее современными проблемами, экстраверсия научного общения

Ориентация на исследование в будущей профессии способность школьника к обоснованию ценности исследования в профессиональной деятельности

Критерии и показатели ОнвБПД степень участия в исследовательской деятельности (включенность в вузовскую исследовательскую среду, успешность познавательной (исследовательской) деятельности, интенсивность исследовательской деятельности); интерес к исследовательской деятельности (желание исследовать в условиях выбора профессии, устойчивый интерес к процессу исследования, стремление к творческой самореализации в условиях исследования); интерес к вузовской науке (стремление к получению высшего образования, интерес к исследовательской деятельности в определенных вузах, желание заниматься научными исследованиями в условиях профессиональной подготовки в вузе).

Примеры расщепления исследовательских компетенций на ЗУВ с помощью конкретных действий обучающихся Мотивация к исследованию (познанию) Знания: 1. формулирует собственные цели познавательной деятельности; 2. описывает значимость изучаемого материала (данных задачи), 3.конкретизирует цель исследования с указанием на определенное эмоциональное отношение к изучаемому Умения: 1. умеет оценивать значимость определенного продукта познавательной деятельности; 2. умеет представить (описать) ценность (значимость) продукта познавательной деятельности; 3. умеет вычленять собственные цели и смыслы познавательной деятельности из предложенного списка; 4. умеет соотносить цели познавательной деятельности со своими возможностями; 5. умеет ставить нестандартные оригинальные цели… Владение: 1. способен представлять цель познавательной деятельности по определенному алгоритму; 2. готов активно проверять свои цели познавательной деятельности; 3. владеет методами и приемами формулирования оригинальных целей познания…

Примеры расщепления исследовательских компетенций на ЗУВ с помощью конкретных действий обучающихся Научный стиль мышления: Знания: 1. воспроизводит алгоритм исследовательских действий 2.описывает способы установления различий; 3. объясняет связь теории и практики в изучаемом. 4. воспроизводит предметные результаты познавательной деятельности… Умения: 1. описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных; 2. моделирует изучаемые процессы; 3. синтезирует противоположности; 4 устанавливает причинно-следственные связи; 5. выражает взаимосвязь и взаимообусловленность явлений; 6. обобщает предметные и операциональные результаты познавательной деятельности; 7. видит ошибки и упущения в логике рассуждения… Владение: 1. готов использовать алгоритм(ы) осмысления поисковых действий; 2. владеет навыками описания связи изучаемой теории и практики; 3.владеет способами моделирования; 4. владеет типовыми оборотами речи при обобщении операционального и предметного результатов исследования (познания); 5. владеет приемами обобщения результатов исследования…

Примеры расщепления исследовательских компетенций на ЗУВ с помощью конкретных действий обучающихся Технологическая готовность к исследованию Знания: 1.воспроизводит термины по теме (по решаемой проблеме); 2. воспроизводит алгоритм определенных действий; 3.воспроизводит принципы объясняет правила работы над задачей, текстом и др. 4. объясняет как используется какой-либо метод (анализ, синтез, сравнения и др.)…. Умения: 1. умеет преобразовывать словесный материал в математические выражения (химические уравнения) и др.; 2. умеет сформулировать принципы (требования) к результату поиска; 3. может составить схему решения задачи (выполнения упражнения)... Владение: 1. владеет приемами построения пересказа текста параграфа, 2. готов к быстрому определению различий между фактами и следствиями в тексте; 3. имеет навык использования алгоритма оценки соответствия выводов имеющимся данным…

Примеры расщепления исследовательских компетенций на ЗУВ с помощью конкретных действий обучающихся Творческая активность Знания: 1. называет способы выдвижения оригинальных гипотез; 2. воспроизводит конкретные процедуры нестандартных действий; 3. объясняет способы построения новых понятий; 4. знает возможности определенных методов получения творческих продуктов; 5.воспроизводит историю какого-либо открытия; 6.знает обороты речи, используемые в устном сообщении о результатах поиска (решения конкретной задачи) … Умения: 1. умеет использовать конкретные алгоритмы преобразования идей в новой ситуации; 2. умеет работать с текстами, позволяющими извлекать информацию о предыстории научных открытий; 3. критически осмысливает информацию о современных проблемах науки; 4. умеет составлять новые задачи по схемам; 5. умеет выстраивать ситуации общения… Владение: 1. владеет техниками преобразования связей между идеями; 2. владеет алгоритмом составления вопросов к тексту по истории науки; 3 владеет алгоритмом составления вопросов к научно-популярному тексту о современных проблемах науки. 4. владеет алгоритмом составления плана устного доклада…

Пример расщепления исследовательских компетенций на ЗУВ с помощью конкретных действий обучающихся Ориентация на исследование в будущей профессии Знания: 1. воспроизводит знания о конкретных профессиях, требующих исследования; 2. объясняет способы творческой реализации в условиях исследования, связанного с будущей профессией; 3. описывает условия исследовательской деятельности в будущей профессии; 4. воспроизводит конкретные факты, отражающие исследовательские деятельность в определенных профессиях; 5. объясняет правила проведения исследований… Умения: 1. умеет использовать методику исследования конкретной вузовской лаборатории; 2. умеет представлять условия решения научных проблем в конкретных исследовательских лабораториях; 3. составляет план проведения исследования в рамках изучаемой проблемы; и упущения в конкретном исследовании. 4. предлагает план проведения исследовательских действий … Владение: 1. владеет способами оценки исследовательских возможностей определенной профессиональной деятельности; 2. владение алгоритмом исследовательской деятельности в определенной области в условиях исследовательской деятельности; 3. владеет способами аргументации желания заниматься научными исследованиями в условиях профессиональной подготовки в вузе; 4. готов к обоснованию собственного интереса к определенной проблеме…

Задание А 1. Составьте свое определение понятия «исследование» на основе полученных в Сети определений, использовав предложенный алгоритм: 1.Выделите понятие, которому необходимо дать определение. 2.Используя принцип свободных ассоциаций, запишите в столбик слова ассоциации с определяемым понятием. 3.Используя выбранные слова в качестве ключевых, сконструируйте определение выбранного понятия. Используйте родовидовые отношения между понятиями. 4. Найдите в сети Интернет другие формулировки. 5. Сформулируйте синтезированное понятие, обосновав значимость используемых ключевых понятий. 2.Составьте кроссворд с использованием понятий «анализ», «синтез», «сравнение», «абстрагирование», «синтез», «функция», «модель», «аналог», «следствие», «зависимость», «несовместимость», «возможность», «явление», «причина», «следствие», «индукция», «дедукция» на основе полученных вами определений с помощью сети Интернет.

Задание Б 1. Попробуйте для ряда вопросов («Почему продукты питания не рекомендуют хранить длительное время в алюминиевых емкостях?»; Почему радуга имеет форму окружности?» «Почему в сосновом лесу чувствуем запах свежести?» и др.) дать собственный ответ, а затем составить ключевые слова и осуществить поиск информации в сети Интернет. Изменилось ли ваше мнение? Если да, то с чем вы это связываете? 2. Чтобы научиться быстро выстраивать схемы поиска информации в Сети с помощью ключевых слов для ответа на определенный познавательный вопрос, попробуйте использовать вопросы, ответы на которые вам хорошо известны, в том числе получены из учебника и основаны на хорошо усвоенных понятиях. Составьте ряд таких вопросов и потренируйтесь в поиске ответов.

Задание Б 1.Найдите в сети Интернет небольшой текст, из которого ясно, как была решена та или иная научная проблема. Сформулируйте по предложенной схеме гипотезу ученых: «Если …., то……., так как …». 2.Попробуйте составить начало гипотезы, используя ряд выражений: А)…… приведет к обострению аллергических заболеваний; Б)…., приведет к старению кожи; В) ….., то будем наблюдать повышенное облучение людей ультрафиолетом. Используйте предложенный подход для самостоятельного составления таких заданий. Эти задания могут стать частью увлекательной игры на занятии предметной секции ученического научного общества.

Задание Г 1.На основе текста сети Интернет, который имеет отношение к вашему исследованию, попробуйте представить его содержание в ходе коллективного обсуждения или индивидуально в виде другой графической схемы – «дом с колоннами»: главную идею обозначьте треугольником (это будет крыша), колоннами - факты, ее подтверждающие, прямоугольником, лежащим в основании – основной вывод. 4. Выберите из сети Интернет текст сложный по своей структуре. Его логический каркас изобразите в виде живого дерева. Главная идея пусть окажется стволом. От ствола будут идти ветки, символизирующие другие идеи-мысли. Попробуйте проверить степень логичности построения своей схемы.

Психологические условия развития ИП личности школьника Оптимальность информационной культуры; Оптимальность информационной культуры; Мотивация достижений; Мотивация достижений; Культура «Я»; Культура «Я»; Оптимальное состояние эмоциональной культуры; Оптимальное состояние эмоциональной культуры; Креативный тип мышлния (по Н.И. Исаевой) Креативный тип мышлния (по Н.И. Исаевой)

Педагогические условия развития исследовательского потенциала личности усиление в структуре содержания образования эмоционально-ценностного компонента и опыта творческой деятельности; создание экономических стимулов для использования в обучении образовательных технологий, направленных на развитие исследовательского потенциала личности; практическая разработка педагогами новых методик и образовательных технологий, развивающих компоненты исследовательского потенциала личности;

Педагогические условия развития исследовательского потенциала личности школьника повышение научно-методической готовности педагогов различных типов образовательных учреждений к развитию исследовательского потенциала личности; усиление социального партнерства школы и вуза; активизация исследовательского движения школьников; наличие необходимого научно-методического обеспечения самообразования педагогов и обучаемых; мониторинг развития исследовательского потенциала личности обучаемых и обучающих.

Программно-методическое обеспечение развития ИП личности : Учебные пособия для школьников; Учебные пособия для школьников; Материалы учебно-методических семинаров; Материалы учебно-методических семинаров; Учебно-методическая литература для учителя; Учебно-методическая литература для учителя; Образовательные ресурсы и технологии сети Интернет; Образовательные ресурсы и технологии сети Интернет; Медиатека школы; Медиатека школы; Контрольно-измерительные материалы Контрольно-измерительные материалы

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства творческого саморазвития личности в школе исследовательской культуры приводит к постановке и решению ряду задач : Разработка и апробация системы компьютерной диагностики научно-методической готовности учителей к индивидуализации развития творческих качеств старшеклассников; Разработка и апробация системы компьютерной диагностики научно-методической готовности учителей к индивидуализации развития творческих качеств старшеклассников; Апробация системы компьютерной диагностики научно-методической готовности учителей к использованию сети Интернет в развитии учебно- исследовательской культуры старшеклассников; Апробация системы компьютерной диагностики научно-методической готовности учителей к использованию сети Интернет в развитии учебно- исследовательской культуры старшеклассников; Разработка и апробация диагностического инструментария, выявляющая у старшеклассников составляющие исследовательского потенциала личности Разработка и апробация диагностического инструментария, выявляющая у старшеклассников составляющие исследовательского потенциала личности

Разработка методических рекомендаций по использованию информационно- коммуникационных технологий для педагогического сопровождения процессов творческого саморазвития школьников на основе использования компьютерной системы диагностики и выявленных типовых затруднений учителей в использовании ИКТ; Разработка методических рекомендаций по использованию информационно- коммуникационных технологий для педагогического сопровождения процессов творческого саморазвития школьников на основе использования компьютерной системы диагностики и выявленных типовых затруднений учителей в использовании ИКТ; Составление и апробация моделей индивидуальных учебных планов и образовательных программ, направленных на развитие учебно-исследовательской культуры школьников на основе использования информационно-коммуникационных технологий; Составление и апробация моделей индивидуальных учебных планов и образовательных программ, направленных на развитие учебно-исследовательской культуры школьников на основе использования информационно-коммуникационных технологий;

Апробация учебного пособия в деятельности классных руководителей и руководителей секций ученического научного общества «Портфель достижений старшеклассника», направленная на запуск процессов творческого саморазвития, с помощью использования информационно- коммуникационных технологий; Апробация учебного пособия в деятельности классных руководителей и руководителей секций ученического научного общества «Портфель достижений старшеклассника», направленная на запуск процессов творческого саморазвития, с помощью использования информационно- коммуникационных технологий; Апробация методики использования научно- популярных текстов сети Интернет для обучения школьников формулированию и решению исследовательских задач; Апробация методики использования научно- популярных текстов сети Интернет для обучения школьников формулированию и решению исследовательских задач; Оценка результатов включения современных средств оценки качества обучения (рейтинга, портфолио, мониторинга) в технологию формирования учебно-исследовательской культуры школьников с помощью современных информационно-коммуникационных технологий; Оценка результатов включения современных средств оценки качества обучения (рейтинга, портфолио, мониторинга) в технологию формирования учебно-исследовательской культуры школьников с помощью современных информационно-коммуникационных технологий;

Разработка и реализация технологии рефлексивного управления развитием учебно- исследовательской культуры школьников на основе информационно-коммуникационных средств; Разработка и реализация технологии рефлексивного управления развитием учебно- исследовательской культуры школьников на основе информационно-коммуникационных средств; Повышение уровня научности учебных исследований учащихся на основе развития дистанционных контактов с ведущими научными центрами России, диагностируемого по количественным показателям включенности школьников в эвристические конкурсы и олимпиады и по числу лауреатов конкурсов и олимпиад; Повышение уровня научности учебных исследований учащихся на основе развития дистанционных контактов с ведущими научными центрами России, диагностируемого по количественным показателям включенности школьников в эвристические конкурсы и олимпиады и по числу лауреатов конкурсов и олимпиад; Публикация результатов педагогических исследований, создание сценариев телеконференций на электронных носителях. Публикация результатов педагогических исследований, создание сценариев телеконференций на электронных носителях.

Дидактико-методическое обеспечение процесса формирования учебно-исследовательской культуры школьников Выделение учебных проблем из содержания учебного предмета ; Построение причинно-следственной системы из учебных проблем ; Разбиение учебной темы на блоки уроков по стержневым исследовательским проблемам ; Составление тематического планирования уроков ; Выделение учебных проблем из содержания учебного предмета ; Построение причинно-следственной системы из учебных проблем ; Разбиение учебной темы на блоки уроков по стержневым исследовательским проблемам ; Составление тематического планирования уроков ;

Подготовка к блоку уроков по исследовательской проблеме Выделение минимума знаний, умений и навыков; Определение типов уроков в блоке; Составление системы исследовательских задач по решению проблемы; Классификация задач и их распределение по типам уроков; Выбор форм и методов ведения уроков; Проектирование педагогической помощи в решении исследовательских задач, исходя из возможных затруднений; Обеспечение диагностики сформированности ИП обучаемых;

Как чаще используют сеть Интернет в познавательной деятельности старшеклассники ? для составления рефератов по выбранным темам 55% старшеклассников, для поиска информации при решении исследовательской задачи – 48 %, для использования ссылок на сайты при получении информации в условиях поиска – 48 %, для отбора и анализа содержания дополнительного материала в условиях поисковой познавательной деятельности – 45 %,

Как используют педагоги сеть Интернет для пополнения собственных методических материалов? 24% педагогов опираются на списки сайтов центров, организующих исследовательскую деятельность школьников, 27% - на списки сайтов научно-популярных журналов, 30 % - на методические рекомендации школьникам по культуре коммуникации в сети Интернет; 31% - на методические рекомендации школьникам по выбору, обработке и использованию информации, полученной из Сети для решения поисковых задач и проблем.

Уровень использования Интернет технологий в условиях формирования учебно- исследовательской культуры школьников 12% педагогов знакомы с опытом использования Интернет-технологий для организации учебных исследований, 25% - знакомы лишь частично, 38% - малознакомы, 25% -совсем незнакомы, 35% педагогов используют Интернет-технологии в образовательном процессе

Интернет-ресурсы – портал развития исследовательской деятельности учащихся – сайт Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского http// – сайт журнала «Исследовательская работа школьников» – рассылка новостей в рамках проекта «Развитие исследовательской деятельности учащихся в России» – сайт Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» – сайт Фестиваля наук и искусств «Творческий потенциал России» – сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся

Методики использования сети Интернет для разработки проблемного модуля Проблемные задания модуля отражают: А) использование определенных терминов; Б) проведение анализа ключевых терминов, составляющих изучаемое понятие; В)сравнения используемого количества ключевых терминов в изучаемом понятии, которые предлагают разные авторы; Г) анализ научных гипотез;

Методики использования сети Интернет для разработки проблемного модуля Д) прогнозирование дальнейшего развития научных идей, Е) соотнесение выдвинутых школьниками гипотез с имеющимися научными достижениями; Ж)использование фактов из истории науки для решения проблемы; З) помещение типовой школьной задачи в оболочку интересной информации

Методики использования сети Интернет для работы с текстом Учитель может предложить: ответить на ряд вопросов, используя готовые тексты, составить ряд вопросов к текстам по определенной методике, сократить предложенный текст, изложив его в объеме одной страницы, абзаца, представить реферат по определенному учителем плану оценить по заданным критериям готовые рефераты,

Задания к научно-популярным текстам выявить основную идею автора, его позицию по исследуемой проблеме; что особенно удалось автору в его изучении; чем отличается его позиция от традиционной, что нового внёс он в изучение этой проблемы; в чём автор полемизирует с другими исследователями; какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие не имеют должной аргументации;

Задания к научно-популярным текстам какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему; какие основные вопросы проблемы не нашли отражения в его работе; какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы; какие затруднения испытывают в решении проблемы; какие типичные недостатки отмечаются в работе по данному вопросу; каковы основные причины затруднений и недостатков.

Способы работы с информацией при составлении задач анализ синтез сравнение обобщение классификация Замещение (перестановка) комбинирование

Качественная задача В конце XIX века ученый Бернар Куртуа проанализировал ситуацию, которая произошла с ним в лаборатории. Перед ученым находилось 2 сосуда. Один из них был заполнен смесью серной кислоты с железом, другой – настойкой из морских водорослей. На плечах ученого расположилась его любимая кошка. Вдруг раздался громкий стук в дверь. От неожиданности кошка испугалась и прыгнула на стол, задев хвостом колбы. Сосуды разбились. Их них вылилось содержимое. Началась бурная реакция, в результате которой образовалось маленькое облачко. Вскоре оно осело. Полученным веществом оказался йод. (Из медиатеки: «Детская энциклопедия»)

Задания в соответствии с конструктором задач 1.Вспомните и напишите лабораторный способ получения йода (ознакомление). 2.Приведите примеры научных открытий, которые осуществлялись по воле случая (понимание). 3. Повторите опыт Куртуа (применение) 4.Объясните, почему «маленькое облачко» - газообразный йод – превратилось в кристалл (анализ). 5. Предложите способ получения йода без «помощи кошки», в школьной лаборатории, используя бромную воду и ….(синтез). 6. Оцените значимость открытия йода для медицины (оценка).

Структура учебного пособия «Сеть Интернет ученику- исследователю Гл.1. «Применение сети Интернет при изучении методик и технологий учебного исследования; Гл. 2«Возможности сети Интернет для работы ученика-исследователя с информацией»; Гл. 3. «Интернет-ресурсы для учебных исследований»; Гл. 4. «Представление результатов учебного исследования

Приложения учебного пособия включают: Советы «Как преуспеть в науке», Диагностическая анкета для самодиагностики показателей ИП личности, рефлексивные таблицы «Мои задачи использования сети Интернет», образец оформления составляющих исследовательской работы, «Заповеди юного исследователя», «Словарь пользователя сети Интернет», «Советы при поиске информации в сети Интернет»

Особенности учебного пособия Содержание учебного пособия носит интегрирующий характер, т.е способствует объединению с помощью сети Интернет знаний, учебных умений из многих предметов и сфер деятельности, что в итоге ведет к формированию у школьников целостной картины мира. Содержание сконцентрировано вокруг основных действий, которые выполняет ученик-исследователь и которые одновременно могут проходить с использованием сети Интернет. Вариативность содержания учебного пособия обеспечена указанием на перечень сайтов и технологических возможностей сети Интернет, представлением системы методических приемов и способов работы с ее поисковыми системами. В учебном пособии содержатся задания, которые предполагают поиск учеником в сети Интернет нужной информации, которой нет в тексте параграфа, но которая нужна для выполнения задания.

Содержание отражает этапы обучения: формирование мотивов как изучения целого курса, так и каждого параграфа в отдельности; сообщение информации; раскрытие способов ее использования; отработка действий во внутреннеречевой или внешнеречевой форме; отработка действий в умственной форме (репродуктивной, конструктивной и творческой); контроль и самоконтроль в процессе совершения действий; систематизация знаний по ходу всей учебной деятельности.

Уч. пособие позволяет: включать школьника в процесс целеполагания, создавать условия для систематического соотнесения целей и задач обучения с его результатами, нацеливать обучаемого на получение планируемых результатов обучения с помощью сети Интернет, использовать активные формы обучения («обучение в сотрудничестве», «проектирование» в условиях творческой познавательной работы с использованием сети Интернет и др.); применять приемы исследования, реализуемые с помощью сети Интернет, в том числе те, которые отражают умения действовать в нетипичных ситуациях, в ситуациях неопределенности.

Основная цель уч. пособия «Портфель достижений старшеклассника» помочь ученику осознать собственные цели образования в старшей школе; Программно-методическое обеспечение построения траектории творческого саморазвития в виде системы целей

Разделы уч. пособия ГЛАВА 1. Я И МОЙ УЧЕБНЫЙ ТРУД 1.1. МОИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ…………………………… 1.2.КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ МОИ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ………………………………………………………… …………. 1.3.КАК УЧЕБНЫЙ ТРУД РАСКРЫВАЕТ ОСОБЕННОСТИ МОЕГО ХАРАКТЕРА……………………………………………………… КАКИЕ ЧЕРТЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ПРОЯВЛЯЮТСЯ У МЕНЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………… НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНО Я ИСПОЛЬЗУЮ СВОИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………....

ГЛАВА 2. Я И МОЕ БУДУЩЕЕ 2.1.МОЙ ИНТЕРЕС К НАУЧНОМУ ПОИСКУ…………………………… 2.2.КАК Я ИСПОЛЬЗУЮ ВОЗМОЖНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЫБОРУ…………………………………..

ГЛАВА 3. Я И МОЕ ЗДОРОВЬЕ 3.1.МОИ ПРИВЫЧКИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 3.2. КАК Я СНИЖАЮ УЧЕБНУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ 3.3.КАК Я СОХРАНЯЮ СВОЙ СЛУХ 3.4.КАК Я СОХРАНЯЮ СВОЕ ЗРЕНИЕ 3.5.КАК Я СОХРАНЯЮ СВОЮ ОСАНКУ

ГЛАВА 4. МОИ ТЕХНОЛОГИИ 4.1.КАК Я ИСПОЛЬЗУЮ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ 4.2.ЧТО МНЕ ПОМОГАЕТ УСПЕШНО ЗАНИМАТЬСЯ ИССЛЕДОВАНИЕМ 4.3. КАК Я УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ ПРИ РЕШЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ 4.4. КАК Я УЧУСЬ СЛУШАТЬ ДРУГИХ 4.5.КАК Я УЧУСЬ УСПЕШНО ВЫСТУПАТЬ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ 4.6.КАК Я ГОТОВЛЮ СЕБЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИ 4.7. КАК Я УЧУСЬ БЫТЬ БОЛЕЕ ОРГАНИЗОВАННЫМ

ГЛАВА 5. МОИ РЕЗУЛЬТАТЫ 5.1. КАК МОИ ШКОЛЬНЫЕ УСПЕХИ ОТРАЖАЮТ ЖЕЛАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 5.2. МОЙ РЕЙТИНГ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5.3. МОЙ РЕЙТИНГ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ НА УРОКАХ 5.4. МОИ МЫСЛИ О РЕЗУЛЬТАХ РЕЙТИНГА 5.5. МОИ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ 5.6. МОИ УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

ГЛАВА 6. МОЯ ФИЛОСОФИЯ УСПЕХА 6.1.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В СОБСТВЕННОМ РАЗВИТИИ 6.2. МОИ КЛЮЧИ К УСПЕХУ 6.3. МОЙ ПУТЬ К УСПЕХУ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ КОММЕНТАРИИ И СОВЕТЫ

Основные виды деятельности школьников при заполнении портфеля достижений Осмысление и дополнение предложенных рекомендаций для достижения успеха в различных видах деятельности;Осмысление и дополнение предложенных рекомендаций для достижения успеха в различных видах деятельности; Написание кратких сочинений-эссе о проявлении личностных особенностей в познавательной деятельности;Написание кратких сочинений-эссе о проявлении личностных особенностей в познавательной деятельности; Анализ причин личностной и школьной тревожности;Анализ причин личностной и школьной тревожности; Определение философии личностного успеха;Определение философии личностного успеха; Выявление смыслов собственной познавательной и коммуникативной деятельности;Выявление смыслов собственной познавательной и коммуникативной деятельности; Характеристики особенностей осуществления познавательной деятельности, в том числе психофизиологическиеХарактеристики особенностей осуществления познавательной деятельности, в том числе психофизиологические Комментарии к различным ответам, отражениеКомментарии к различным ответам, отражение степени их выбора и реализациистепени их выбора и реализации

Структура параграфа Размышления автора по определенной проблеме; Выполнение заданий по осмыслению определенных текстов с выражением определенного отношения к ним в самом учебном пособии; Отметка даты заполнения учеником; Общий вывод по результатам работы над параграфом

Цель использования классным руководителем координация деятельности учителей-предметников на малых педсоветах, педагогических консилиумах, консультациях, получение диагностических результатов саморазвития школьников, оказание педагогической поддержки ученику, взаимодействие с семьей по проблеме индивидуализации развития школьника, включение процесса заполнения портфолио в различные формы внеклассной работы (дискуссии, познавательные игры, тестирование, классные часы и др.) отслеживание результатов развития интеллектуально одаренных школьников

Цель использования руководителем предметной секции ученического научного общества получение сведений о познавательных барьерах обучаемых, оказание помощи в условиях учебного исследования ученику, отслеживание результатов развития ИП участников исследовательской деятельности

Наличие базовых разработок по проблеме развития научного потенциала личности Портфель достижений ученика-исследователя; Компьютерные диагностические программы оценки развития научного потенциала старшеклассников и студентов; Компьютерные диагностические программы для оценки научно-методической готовности учителей к индивидуализации развития научного потенциала старшеклассников, к использованию сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников Педагогические технологии: «Использование сети Интернет в развитии учебно- исследовательской культуры старшеклассников», «Формирование учебно- исследовательской культуры старшеклассников в условиях профильного обучения» Нейропедагогическая модель индивидуализации развития творческих качеств личности старшеклассников с компьютерным сопровождением; Техники работы по созданию исследовательских задач, использования научно- популярных текстов сети Интернет, проведения телекоммуникационных проектов Научно-методические разработки по социальному партнерству между общеобразовательными учреждениями в развитии научного потенциала старшеклассников Сайт по проблеме развития научного потенциала старшеклассников ( )

Основные публикации по проблеме исследования: 1.Исследовательская культура как фактор творческого саморазвития таршеклассников в профильном обучении (монография) Моногр. / И. Ф. Исаев, Г. В. Макотрова ; Федер. агентство по образованию, БелГУ, Науч.-исслед. лаб. «Пробл. формирования проф.-пед. культуры». – Белгород : БелГУ, – Развитие творческого потенциала старшеклассников: материалы экспериментальной работы (монография)/Коллект. моногр./под ред. И.Ф. Исаева, Г.В. Макотровой. - Белгород: Изд-во БелГУ, С Школа исследовательской культуры (учебное пособие)/Г.В. Макотрова/ Учеб. пособие для студ. пед. спец./под общей ред. проф. И.Ф. Исаева. - Белгород: Изд-во БелГУ, Интернет-технологии в формировании учебно-исследовательской культуры учащихся профильных классов/Г.В. Макотрова/ Учеб. пособие для студ. пед. спец./под общей ред. проф. И.Ф. Исаева. - Белгород: Изд-во БелГУ, с 5.Портфель достижений старшеклассника/Г.В. Макотрова/Учеб. пособие для школьников. - Белгород: Изд-во БелГУ, с. 6.Социальное партнерство общеобразовательных учреждений в развитии научного потенциала старшеклассников/под ред. Г.В. Макотровой, Л.Д.Рагозиной, С.И. Тарасовой/Сб.науч.метод материалов.- - Белгород: Изд-во БелГУ, с.

Данные для связи Сведения для контакта с Макотровой Г.В. Телефоны: (4722) ; Электронный

Спасибо за внимание!