Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде.
Advertisements

Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения участников государственной ( итоговой ) аттестации.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 3 г. ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Педагога - психолога Костенко Елены Владимировны..
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Организация работы по профилактике суицида в МБОУ Алексеевской СОШ.
« Психолого-педагогическая поддержка личностно-ориентированного обучения и воспитания». Проблема школы:
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
Ежегодный самоанализ деятельности службы практической психологии в системе образования МР Малютина Ю.П., социальный педагог ЦДиК «Консилиум»
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Психологическая служба Психологическое консультирование Психологическая диагностика Работа с учащимися 1 -3 ступени Работа с родителями Психологическая.
«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.
Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования и в обществе в целом, требуют от современной школы новых подходов к созданию.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Республика Саха Якутия МР «Жиганский улус» МОУ «Жиганская средняя общеобразовательная школа» Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Транксрипт:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края Информационно-разъяснительная работа как одно из направлений в профилактике суицидального поведения Краснодар 2012

«Какое ужасающее противоречие в том, что ребенок, рожденный и предназначенный непосредственно для радостного и невинного наслаждения жизнью, сам на себя накладывает руки». Байер

Третичная профилактика предполагает мероприятия, снижающие последствия и уменьшающие вероятность парасуицида, социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения. Главная цель помощи при третичной профилактике – предотвратить дальнейшее развитие реакции и покушение на самоубийство. Для этого человеку требуется помощь в овладении ситуацией, а также коррекция неадаптивных личностных установок, обуславливающих развитие кризисных состояний и суицидальных тенденций. Задача: вывести участников процесса на позитивное осознание себя.

Беседа (1.5 – 2 часа) на тему: «Смысл жизни» 1 шаг: Установление контакта Чтобы я мог сделать для вас? эмоциональное принятие, открытое выражение мыслей и чувств, уменьшение напряжения с помощью выговаривания. Примите суицидента как личность. Коррекционная работа при незавершенном суициде

2 шаг: Интеллектуальное овладение ситуацией Задавайте вопросы: С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной? Как вы думаете, почему у вас появились эти чувства? Ты думаешь о самоубийстве? Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Вы раньше размышляли о самоубийстве, если да, то что вас останавливало?

3 шаг: Активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах - планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуацией и наиболее приемлемых для подростка. Основные приемы: Гипотезы о возможных способах разрешению ситуации, Побуждение к планированию и оформлению ясного, конкретного плана, Удержание паузы (одобряющее молчание), с целью стимулирования инициативы подростка и предоставление необходимого времени для проработки, Логическая аргументация, убеждение, рациональное внушение, актуализация личностных ресурсов. Обсуждение, каким образом разрешение данной ситуации, будет полезно для преодоления жизненных трудностей в будущем.

Следует иметь в виду, что потенциальные суициденты и так страдают от невыносимого чувства вины. Важно помнить, что для суицидента саморазрушение ни в коем случае не представляет собой теологической проблемы, а является результатом невыносимого эмоционального стресса. Давайте своему собеседнику возможность выговориться. Выражайте вашу заинтересованность с помощью языка тела при личном общении. Проявляйте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений. Резюмируйте наиболее важные высказывания. Не прерывайте собеседника. Не противоречьте ему. Почаще задавайте вопросы. Правила ведения беседы:

Беседа (1.5 – 2 часа) на тему: «Ценность жизни» 1 шаг: Установление контакта эмоциональное принятие; открытое выражение мыслей и чувств; уменьшение напряжения с помощью выговаривания; Работа с участниками процесса на принятие суицидента как личность. Коррекционная работа при завершенном суициде

2 шаг: Интеллектуальное овладение ситуацией на данном этапе беседы отражение и разделение чувств у участников процесса, вербализация суицидальных переживаний, поиск источников эмоций. Вопросы: Что вы чувствуете? А как бы вы поступили? А какой еще вы видите выход из ситуации?

3 шаг: Активная психологическая поддержка - с целью стимулирования инициативы участников процесса для актуализация личностных ресурсов. Обсуждение, каким образом разрешение данной ситуации, будет полезно для преодоления жизненных трудностей в будущем у подростков.

СЛЕДУЕТ: ИЗБЕГАТЬ СКАЗОК И ПОЛУПРАВДЫ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ ОБ УМЕРШЕМ, ДАВАЯ ВЫСКАЗАТЬСЯ ЕМУ САМОМУ И ВСПОМИНАЯ НЕ ТОЛЬКО О ПРОИЗОШЕДШЕЙ ТРАГЕДИИ, НО И О СЧАСТЛИВЫХ ВРЕМЕНАХ И МОМЕНТАХ, ПРОВЕДЕННЫХ С УШЕДШИМ ДАВАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОКАЗАТЬ ГОРЕ, ВЫПЛЕСНУТЬ ЭМОЦИИ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ФАТАЛИСТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ, ОБСУЖДАЯ КОНСТРУКТИВНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ КОНФЛИКТОВ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ ВНОВЬ НАЧАТЬ ЖИЗНЬ Правила работы с подростками, друг или подруга которых совершили самоубийство

В первую очередь адресатом этого профилактического уровня становятся дети или подростки, из ближайшего окружения суицидента. Наиболее опасным периодом считаются 1 – 3 –я неделя после первой попытки. Существуют три главных компонента ближайшего постсуицида: АКТУАЛЬНОСТЬ КОНФЛИКТА СТЕПЕНЬ ФИКСИРОВАННОСТИ СУИЦИДАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ОТНОШЕНИЕ К СОВЕРШЕННОЙ ПОПЫТКЕ ТРИ ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТА БЛИЖАЙШЕГО ПОСТСУИЦИДА

КРИТИЧНЫЙ МАНИПУЛЯТИВНЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ СУИЦИДАЛЬНО-ФИКСИРОВАННЫЙ ЧЕТЫРЕ ТИПА ПОСТСУИЦИДАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Конфликт утратил актуальность. Суицидальных тенденций нет. Характерно чувство стыда за суицидальную попытку, страх перед возможным смертельным исходом. Рецидив маловероятен. Занятия с несовершеннолетними должны быть направлены на проработку актуального состояния, формирование чувства принятия себя, налаживание общения со сверстниками. КРИТИЧНЫЙ

Актуальность конфликта уменьшилась, но за счет влияния суицидального действия. Суицидальных тенденций постсуицида нет. Характерно легкое чувство стыда, страх смерти. Высока вероятность того, что и впредь при решении конфликтов суицидент будет прибегать к этому способу скорее демонстративно шантажного характера. Занятия с несовершеннолетними должны быть направлены на определение альтернативных путей решения проблем устранения суицидального поведения, формирование конструктивного общения со сверстниками, снижение тревожности, стабилизацию психоэмоционального состояния. МАНИПУЛЯТИВНЫЙ

Конфликт при рассматриваемом типе постсуицида актуален, однако суицидальных тенденций нет. Характерно раскаяние за покушение. Подросток будет искать способы решения конфликта, если не найдет возможен рецидив, но уже с высокой вероятностью летального исхода. Занятия с несовершеннолетними должны быть направлены на определение альтернативных путей решения проблем, рефреминг контекста и смысла актуальной проблемы, формирование конструктивного общения со сверстниками и родителями, снижение тревожности, стабилизацию психоэмоционального состояния, формирование позитивного образа будущего. АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Конфликт актуален, причем характерно сохранение суицидальных тенденций. Отношение к суициду положительное. Это самый опасный тип, при котором необходимы тесное взаимодействие с суицидентом и жесткий контроль. Занятия с несовершеннолетними должны быть направлены на снижение депрессионного состояния, стабилизацию психоэмоционального состояния, формирование конструктивного общения со сверстниками и родителями, расширение границ восприятия мира и проведение рефреминга контекста и смысла актуальной проблемы. Суицидально-фиксированный

1. Разработка плана мероприятий по профилактике суицида, включенного в годовой план воспитательной работы ОУ и утвержденный на педагогическом совете. 2. Разработка комплексной программы психолого – педагогического сопровождения Мониторинг психологического климата коллектива (два раза в год) Мониторинг социального статуса семьи Повышение психологической компетентности участников учебно – воспитательного процесса Работа с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Создание добровольной антикризисной бригады в ОУ по преодолению последствий суицидального поведения. Активизации работы Службы Примирения Оптимальная модель профилактики

Ценность личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса. Уникальность личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса. Приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Ориентация на зону ближнего развития каждого ученика. Эмоционально-ценностные ориентации учебно- воспитательного процесса. Принципы сопровождения

Возрастные особенности учащихся 1-4 классов Основные виды деятельности с учащимися Адаптация к школе. Становление и развитие самооценки учащихся. В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти. На что обратить внимание Кризис 7 лет. Самооценка завышена или занижена рискованные поступки могут совершаться из – за интереса к смерти.

Возрастные особенности учащихся 5 классов Основные виды деятельности с учащимися Адаптация к среднему звену. Активизация интереса к коллективной деятельности. На что обратить внимание Формирование социальных навыков, способствующих успешной адаптации. Коррекция детской застенчивости. Развитие эмоциональной сферы ребенка. Развитие взаимоотношений в школьном коллективе.

Возрастные особенности учащихся 6 классов Основные виды деятельности с учащимися Активизация интереса к эмоционально – волевой сфере человеческой жизни. Активация интереса к подростковой среде На что обратить внимание Развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы. Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот». Развитие взаимоотношений в подростковой среде.

Возрастные особенности учащихся 7 классов Основные виды деятельности с учащимися Резкое падение самооценки. Повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении. Активация интереса к подростковой среде На что обратить внимание Начало подросткового кризиса, развитие навыков общения. Формирование навыков саморегуляции. Реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов)

Возрастные особенности учащихся 8 классов Основные виды деятельности с учащимися Незначительное снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой. Активизация сферы профессиональных интересов На что обратить внимание Активизация подросткового кризиса. Развитие навыков общения. Формирование навыков саморегуляции. Первичное исследование сферы профессиональных интересов

Возрастные особенности учащихся 9 классов Основные виды деятельности с учащимися Активизация сферы профессиональных интересов. Рост потребностей в психологических знаниях о себе. Поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей» На что обратить внимание Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору. Обучение построению перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе. Формировать мотивы саморазвития, личностного роста

Возрастные особенности учащихся классов Основные виды деятельности с учащимися Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях. Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков. Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу На что обратить внимание Развитие установки на необходимость самопознания и профессионального образования. Развитие навыков саморегуляции, самоконтроля. Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. Готовность педагога найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся.

Взаимодействие участников учебно – воспитательного процесса

учащихся родителей педагогов Информационно - разъяснительная работа проводится среди участников образовательного процесса:

(на темы: любовь к жизни, сплоченность коллектива, самоуважение, общение с друзьями, одноклассниками и родителями) Час творчества Коллективное творческое дело Викторина Встреча с интересными людьми Урок-исследование Урок-экскурсия Формы проведения информационно- разъяснительной работы с учащимися 1-4 класса

(на темы: любви к жизни, работа в коллективе, мир чувств и эмоций, поведение в конфликтных ситуациях, самоопределение) Психологические игры, КВН Защита проектов, творческих работ Литературно-музыкальные вечера Тренинг Урок – исследование Урок – экскурсия Урок – сочинение Театрализованная постановка Встреча с интересными людьми Формы проведения информационно- разъяснительной работы с учащимися 5-7 классов

(на темы: жизнь – одна, бесконфликтное поведение, деловой человек в обществе, взаимодействие в семье и школе, социально-правовое просвещение, ценностные ориентации личности, эмоциональное состояние и приемы саморегуляции) Психологические игры, КВН Деловая игра Тренинг Дискуссия Диспут Лекция Круглый стол Решение проблемных ситуаций Защита проектов, творческих работ Встреча с интересными людьми Формы проведения информационно- разъяснительной работы с учащимися 8-11 классов

(на темы: мотивы суицидальных поведений, формы профилактики суицидального поведения, суицид среди подростков, работа с семьей, повышение психологической компетентности, конструктивное общение) Беседа Круглый стол Диспут Дискуссия Семинар-практикум Тренинг Формы проведения информационно- разъяснительной работы с педагогами:

( на темы: детско-родительские отношения, проблемы и условия семейного воспитания, межличностные отношения со сверстниками и взаимоотношение полов, профилактика семейных конфликтов, признаки возможного суицида, факторы риска и пути действия в этой ситуации) Беседа Круглый стол Диспут Дискуссия Семинар Тренинг Встреча со специалистами Формы проведения информационно- разъяснительной работы с родителями:

Распространение информации о причинах, формах и последствиях суицидального поведения среди подростков. Формирование ценностного отношения детей и подростков к жизненной позиции. Формирование личной ответственности за свое поведение и развитие самоэффективности. Выявление подростков с суицидальным поведением и оказание им социально – педагогической и психологической помощи Обучение родителей созданию в семье психологической атмосферы, исключающей суицидальное поведение, способами заполнения досуга Обеспечение просоциальной деятельности подростков, общественно – полезной деятельности, необходимой для их полноценного развития и предупреждения девиантного поведения, путем включения подростка в группу просоциальной ориентации. В профилактической работе выделяются такие направления как: