В начале XXI века ЮНЕСКО сформулированы такие фундаментальные цели образования: научить получать знания (учиться учиться); научить работать и зарабатывать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практическое занятие по разработке программы повышения профессиональной компетентности членов педагогического коллектива «ПРОФЕССИОНАЛ» Муниципальное образовательное.
Advertisements

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Миссия методической работы в школе - это создание единого методического пространства по сопровождению и поддержке инновационной деятельности педагогов.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Николаева.
ЮВОУО ДО г.Москвы ГОУ гимназия 1566 КРУГЛЫЙ СТОЛ 27 апреля 2011 года.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
LOGO «Работа над единой научно - методической темой школы «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Транксрипт:

В начале XXI века ЮНЕСКО сформулированы такие фундаментальные цели образования: научить получать знания (учиться учиться); научить работать и зарабатывать (учиться для труда); научить жить (учиться для бытия); научить жить вместе (учиться для совместной деятельности).

«Концепция развития Российского образования до 2010 г.» КП–приоритетное направление развития Российского образования Национальный проект «Образование» Акцент на реализацию идей компетентностного подхода

К - О - М - П - Е - Т - Е - Н - Т - Н - О - С - Т - Ь Креативность (творчество)… организованность, модернизация, … планирование, … единство, … толерантность, … единомышленники новизна, … творчество, … научность, … осведомленность, сотрудничество, … терпимость, …

О сущности компетентностного подхода. «Компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность». (И.Фрумина) «Компетентностный подход – обобщённое условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций». (В.Болотов) «Компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность возникла». (В.Башев)

Возникновение нового подхода вызвано: появлением новых общественных условий; неудовлетворённостью результатами школьного обучения в части функциональной грамотности выпускников, их способности ориентироваться и адаптироваться в современной жизни; желанием преодолеть оторванность школьного образования от жизни.

Знание как сумма предметной информации Субъект – приемник знания, пользователь информации Знаниевый подход Знание как комплекс умений действовать в новой ситуации. Знание - средство преобразования ситуации Субъект – источник собственного знания Компетентностный подход Отличия КП от традиционного знания: Компетентностная модель Традиционная модель

Объем знаний, полнота, глубина, осознанность усвоения знаний Объем усвоенных умений, способность их использовать в знакомой ситуации Объект оценивания Способности работать в новой ситуации. Опыт решения проблем, использование для этого знания, умения, способности, личностный опыт Объект оценивания Компетентностная модель Традиционная модель

Носитель абсолютного знания Формирует и умения и навыки Оценивает результаты учебной деятельности Роль учителя Позиция организатора деятельности, в которой ученик самостоятельно осваивает знания и умения. Позиция педагогического взаимодействия Акцент переносится на самоконтроль и самокоррекцию Роль учитель Компетентностная модель Традиционная модель

Компетентностный подход в образовании. Предполагает усвоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной, общественной жизни. Особое значение придается умениям, позволяющим им действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе предметного)

Компетентностный подход - ориентация на формирование обобщенных умений (аналитических, исследовательских, коммуникативных и т.д.), которые школьники могут применить в различных образовательных и жизненных ситуациях. С.Д.Поляков

Основная ценность –не усвоение суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые позволили бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях. « Если вы не представляете, с какими ситуациями могут сталкиваться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях». Р. Мортен

КП – приоритетная ориентация на образование Цели-векторы образования Обучаемость Само- определение Само- актуализация социализация Развитие индиви- дуальности

План по реализации Компетентностного подхода на гг. 2006/072007/082008/092009/10 1.Нормативно- правовая база Положение о проектной деятельности Положение о портфолио учителя. Положение «Портфолио учащегося» Положение о творческих группах педагогов Положение о НОУ 2.Методическая работа 2.1.Теоретические семинары «Сущность КП в образовании» 1.«Ключевые компетентности педагогов и учеников. 2.Оценочная деятельность учителя в условиях модернизации и обновления содержания образования «Технологии проектной деятельности» Анализ урока и внеклассных мероприятий с позиции КП 2.2.Педсоветы«Реализация КП в образовании». «Личностно- ориентированный подход в пед.деят-ти». Как мы решаем проблемы обновления содержания образования Повышение квалификации педагога как одно из условий качественного образования

План по реализации Компетентностного подхода на гг. 2006/072007/082008/092009/10 3.Практическая деятельность Разработки уроков и внеурочных мероприятий с использованием современных пед.технологий Практический семинар разработка инструментария развития ОУУН школьников Пед.марафон «Опыт работы школьного МО по исполнению современных пед.технологий» Практический семинар «Проектная деятельность педагогов и учащихся в учебно- воспитательном процессе» Проведение уроков и внеурочных мероприятий с точки зрения КП 4.КонтрольИспользование активных форм обучения на уроках и внеурочной деятельности Готовность педагогов к инновационной деятельности Реализация новых подходов к оценке учебных достижений учащихся Реализация проектной деятельности Формирование ОУУН Результаты ГИА И ЕГЭ 5. РезультатыСформировать представления о КП в образовании. Наметить пути реализации КП Внедрение новых подходов к оценке учебных достижений учащихся Проекты учащихся и педагогов Сформированность ОУУН Социализация выпускников

КомпетенцияКомпетентность Совокупность того, чем человек располагает Совокупность того, чем человек владеет Включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Ключевые компетенции педагога Коммуникативная Информационная Общекультурная Личностного самосовершенствования Познавательно-творческая Социально-трудовая

Структура методической службы Директор Педсовет Зам.директора по УРВ, ВР Аттестационная комиссия Методический совет Психологическая служба МО учителей математики, информатики и физики МО учителей начальной школы МО учителей гуманитарного цикла МО учителей естественно- научного цикла МО классных руководителей Формирование ОУУН учащихся в учебной деятельности Использование ИКТ в УВП Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся Здоровьесберегающие технологии как средство формирования культурно-личностной компетентности учащихся

Семинар-практикум «Проектная деятельность как технология формирования профессиональной компетентности педагогов и ключевых компетенций обучающихся: Обобщен опыт работы по внедрению в образовательный процесс проектной технологии у 9 учителей

Критерии профессиональной компетентности учителя. Постановка и решение педагогических задач. Ориентироваться на ученика, как на активного участника учебно- воспитательного процесса. Изучать педагогическую ситуацию и принимать решения, Объединять обучающие, воспитательные и развивающие задачи, Осуществлять краткосрочное и долгосрочное прогнозирование, Владеть педагогической технологией, т.ею подчинять выбор средств целям развития учащихся, Строить содержание урока как систему познавательных задач. Организация учебной деятельности учащихся. Выделять ключевые идеи учебного предмета, Формировать общеучебные умения и навыки Осуществлять межпредметные связи Знать возрастные, психологические и индивидуальные особенности учащихся, выявлять зону ближайшего развития школьников, условия перехода с одного уровня на другой, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения, Учитывать мотивацию детей при планировании и организации УВП, Строить программу своего педагогического труда с учётом возможных изменений в психическом развитии учащихся. Применять наиболее оптимальные в данной педагогической ситуации сочетания приёмов и форм обучения и воспитания, Сравнивать и обобщать педагогические ситуации, комбинировать приёмы, Применять дифференцированный и индивидуальный подход к школьникам, организовывать их самостоятельную учебную деятельность, находить разные способы решения задач.

Девять ступеней продвижения педагога к новому ПРИЗНАК ( новое в поведении педагога) Позиция педагога 9Разрабатывает собственную методику или технологию Новатор 8Совершенствует методику или технологиюМастер 7Обучает других работать по-новомуУчитель 6Регулярно делится с другими своими результатамиАгитатор 5Получает результаты и спонтанно делится с другими Пропагандист 4Проводит уроки по-новому, получает устойчивые результаты Специалист 3Провел урок, получил устраивающие его результаты Экспериментатор 2Узнал кое-что, хочет попробовать, планирует урок по-новому Начинающий 1Не знает, но хочет узнать, интересуется, просит дать почитать Любопытный 0Педагог не знает и не хочет знать о новой модели, отстаивает и защищает старую модель Эталон прошлого (стажист)

НОРМАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ДОСТИГАЕМЫЕ ПЕДАГОГАМИ В РАБОТЕ ПО-НОВОМУ. ПРИЗНАК ( новое в поведении педагога) Позиция педагога 9Разработана собственная методикаНоватор 8Усовершенствована методика, т.е. устранены недостатки, сняты трудности Мастер 7Обучены другие, работающие по-новомуУчитель 6Новые педагоги привлечены к новому делуАгитатор 5Вызвал интерес у других педагогов к новому делу Пропагандист 4Есть устойчивые результаты у учащихсяСпециалист 3Получены устраивающие результаты – обретена уверенность Экспериментатор 2Есть план урока по-новомуНачинающий 1Есть интерес – просит дать почитатьЛюбопытный 0Отстаивает старую модель, позволяя сравнить новое со старым Эталон прошлого (стажист)

Уровень профессионализма педагогов: Имеют высшую квалификационную категорию – 16% Имеют первую квалификационную категорию – 68% Имеют вторую квалификационную категорию – 10% Не имеют квалификационной категории – 6% Прошли базовую подготовку по ИКТ – 100% Прошли подготовку по программе «Intel. Обучение для будущего» - 37% Результаты участия учителей в национальном проекте «Образование» - Региональный уровень – 1 лауреат, 1 участник - Муниципальный уровень – 5 лауреатов, 1 участник - Лауреат премии им. Н.А. Островского – 1 учитель с вручением золотой медали.

Участие МОУ СОШ 3 в районных семинарах. Семинар для зам. директоров ОУ по учебно - методической работе «Управленческая деятельность администрации школы по созданию условий для мотивации и творческой самореализиции педагогов» Декабрь 2006 год Семинар учителей химии «Интерактивное обучение» Ноябрь 2009 год Семинар учителей математики и информатики «Новые формы организации учебной деятельности в профильных классах» Декабрь 2009 год Семинар учителей биологии «Компетентностный подход в преподовании и обучении биологии» Февраль 2010 года

Качество современного образования: Под качеством современного образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. (Болотов В.А. –руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки)

Качество образования Качество результатов Качество процесса Качество условий Качество – Знаний Умений Владение ключевыми компетентностями Воспитанности Развития личности Качество – Содержания ОП Преподавания Учения и т.д. Качество – Управления ОП Научно-методической работы Кадрового обеспечения Материально- финансового обеспечения Психосоматического здоровья учащихся Стимулирования педагогического труда

Современные педагогические технологии: деятельностного метода проектного обучения коллективного обучения проблемного обучения личностно-ориентированного обучения ИКТ развивающего обучения игровые

Уровень внедрения и реализация современных образовательных технологий педагогическим коллективом. (в % от общего состава) Виды деятельности уч.год уч. год уч.год Уроки с компьютерной поддержкой Технология коллективного способа обучения Технология проектного обучения Технология критического мышления Технология проблемного обучения Технология развивающего обучения Деятельностного метода Технология личностно- ориентированного обучения

Формирование компетентностей и качеств личности посредством образовательных технологий: ТехнологииКомпетентности Качества личности школьника Информационно- коммуникационные ИнформационнаяИнформационная защищенность, умение жить в реальном мире Проектного обученияСоциальная, коммуникативная Адаптация к жизни, общение, ответственность за принятые решения, совместная деятельность ЗдоровьесберегающиеКультурно-личностнаяУмение быть здоровым

Формирование компетентностей и качеств личности посредством образовательных технологий: ТехнологииКомпетентности Качества личности школьника Игровые Социально- коммуникативная, учебно-познавательная, коммуникативная Учение через всю жизнь, непрерывность познания Развивающего обучения Личностно- ориентированного обучения Продуктивное, дифференцированное обучение

Формирование компетентностей и качеств личности посредством образовательных технологий: ТехнологииКомпетентности Качества личности школьника ЭкскурсииСпособность ориентироваться в окружающем мире, социальная, коммуникативная, информационная, толерантность Умение ориентироваться в жизни, в мире информации, на рынке труда, способность делать выбор Коллективный способ обучения Проблемного обученияКомпетентность учения (перевода обучения в самообучение, саморазвитие) Самостоятельность

Стратегия модернизации образования в РФ: « Основным результатом деятельности ОУ должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций »

Уровни компетенций: 34 1 Формируемые в рамках отдельного предмета 2 Реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов образовательной области. 3 Реализуемые на межпредметном, общем для всех предметов содержании Предметный Общепредметный Ключевые компетенции

Что такое «ключевые компетенции»? Ключевые компетенции – сочетание умений, готовностей, ценностей, мотиваций, которое даёт ключ к успешности в жизни. Ключевые компетенции = элементарные компетенции для жизни + общеучебные умения и навыки + специальные умения и навыки + ценности

Чем ключевые компетенции отличаются от общеучебных умений и навыков? сходстваразличия 1.Востребованы при изучении всех предметов; 2.Не формируются средствами одного предмета; 3.Педагогические задачи не столько обучающие, сколько развивающие. ОУУН охватывают только учебную деятельность, а ключевые компетенции - все виды деятельности, в том числе и внеурочную, внешкольную. Отличия не очевидные и, по сути, не слишком существенные. Общеучебные умения и навыки (ОУУН) – подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний на основе уже имеющихся знаний и жизненного опыта.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 Администрация Киржачского района Центр детского творчества Районный Дом Культуры Киржачский социально- реабилитационный центр ДЮКФП Художественный салон ДОУ 5 Краеведческий музей Киржачский центр занятости населения Военкомат Центральная детская библиотека ПДН Киржачская школа искусств ДОУ 2

Формирование ключевых компетенций: Формирование ОУУН Развитие мотивации к процессу познания Формирование общественно- значимых ценностей

Формирование коммуникативных способностей.

Реальные процессы коммуникации. Внутренние: -школьная газета -групповые и общественные ролевые игры -проекты учащихся -единое информационное пространство школы Внешние: -сетевые проекты -школьный сайт -средства индивидуального общения -сетевые сообщества

Программа «Одарённые дети» Основная ключевая компетентность: учебно- познавательная Компетенции: элементы логики, общеучебной деятельности, знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Ожидаемые результаты. Критерии.

Деятельностное содержание: Способы деятельности, умения и навыки Опыт деятельности Учебные достижения учащихся

Показатели образовательных достижений учащихся: интегральные показатели обученности по отдельным предметам (достижение обязательного и повышенного уровней подготовки по предмету); динамика образовательных достижений; сформированность общеучебных умений; сформированность коммуникативных умений; сформированность познавательных интересов; установки и ценностные ориентации; профессиональное самоопределение.

Количество отличников:

Аттестаты с отличием за курс основной школы:

Медалисты:

Грамоты за особые успехи в изучении отдельных предметов:

Результаты ЕГЭ: Предметы: Средний балл по школе Русский 6159 Математика 3436 Биология 6164 Литература 5654 Физика 3840 Химия 5254 Обществознание 5153 История 4342 Иностранный язык 2824

Результаты ГИА: Русский язык Средний балл выше среднего по району Математика Средний балл ниже среднего по району Средний балл выше среднего по району

Результаты участия в предметных олимпиадах: Муниципальный этап: уч. год – IIIместо в районе (1 победитель, 10 призовых мест) уч. год – I место в районе (6 победителей, 1 призовое место) уч. год – II место в районе (5 победителей, 2 призовых места) Региональный этап 4 место в олимпиаде по истории (Кузицына Анна, 10 класс)

Результаты участия в конкурсах: Конкурс «ЗОЛОТОЕ РУНО» Гольцова Юлия – 1 место по России (2010 год)

Конкурс «Кенгуру»: Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» Принимали участие (в % от контингента школы 23%30%28% Призовые места в районе I место – 2 уч. III место – 1 ученик I место – 2 уч Принимали участие (в % от контингента школы 20%25%28%

Профессиональная подготовка по специальности «Оператор ПЭВМ» Количество выпускников 11-х классов, получивших свидетельства о начальной профессиональной подготовке уч. год - 59% уч.год – 69% уч. год. – 60%

Социализация выпускников: уч.год уч.год уч.год ВУЗы79%78%84% СПО19%16%12% Трудоустройство2%6%4%

Результаты участия в конкурсе ОУ, реализующих инновационные программы: 2008 год – школа – лауреат регионального конкурса 2007, 2009 год – школа – лауреат муниципального конкурса

Проблемы: Нет четкости определений понятий, много противоречий Сложности приятия инноваций коллективом Определенные затраты времени и ресурсов Недостаточность психолого-педагогического сопровождения

КО КР КП КУ Кподход Школа компетенцийШкола компетенций Знаю Могу