МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ГОУ СПЕЦИАЛЬНАЯ /КОРРЕКЦИОННАЯ/ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 3 VIII вида г.Улан-Удэ Программа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам. Адаптация.
Advertisements

Муниципальное образовательное учреждение Набережная средняя общеобразовательная школа Каргатского района Новосибирской области Аналитический отчёт педагога-психолога.
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.
Сохранение психического здоровья через обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, подростков в соответствии с индивидуальными.
Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога ДОУ активизация познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование.
L/O/G/O Квалификационная категория: вторая Квалификационная категория: вторая Сведения об образовании: Славянский педагогический институт Сведения об образовании:
Психологическая служба Психологическое консультирование Психологическая диагностика Работа с учащимися 1 -3 ступени Работа с родителями Психологическая.
ГБОУ СОШ 1224 с углубленным изучением английского языка «Школьная социально- психологическая служба» Повышение качества психолого- педагогического сопровождения.
МБОУ СОШ 34 ЗДВР Плужарова Н.В.. Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.
Социальная адаптация (лат. adaptatio –приспособление) – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для неё.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
Выполнила: студентка 411 группы Барсук Яна Анатольевна.
Республика Саха Якутия МР «Жиганский улус» МОУ «Жиганская средняя общеобразовательная школа» Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Психологическое сопровождение адаптации учащихся 5 классов 2007 – 2008 учебный год.
Обеспечение успешной адаптации ребенка к обучению в школе Успешность адаптации школьника к обучению зависит от реализации преемственных связей между ДОУ.
Психологическая подготовка школьников к ГИА В помощь школьному психологу.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
Коррекционная работа как один из видов работы школьного психолога. Педагог- психолог МСОШ 3 Паршинцева Е.В.
Муниципальное образовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа 1 Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог.
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Транксрипт:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ГОУ СПЕЦИАЛЬНАЯ /КОРРЕКЦИОННАЯ/ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 3 VIII вида г.Улан-Удэ Программа адаптации детей с отклонениями в развитии к школе Педагог-психолог: Бочкарёва М.А.

Пояснительная записка Каждый человек в определенные периоды своей жизни испытывает трудности в связи с освоением нового вида деятельности, переходом к новой ситуации, переходом к новым условиям жизни. Критерием успешности адаптации к новым условиям выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья. У ребенка, имеющего недостаточную ориентацию на новую систему социальных требований взрослых и сверстников, низкую учебную мотивацию, испытывающего трудности в общении, наблюдаются различные негативные эмоциональные переживания с высокой степенью вероятности развития дезадаптации. Данная программа направлена на предупреждение и устранение явления дезадаптации в сочетании с коррекцией негативных эмоциональных состояний и формирование положительной учебной мотивации у учащихся 1-5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

В связи с этим выделяются основные направления работы: Организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами). Психологическая диагностика (входная, итоговая). Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями (выступление на первом родительском собрании, индивидуальная или групповая консультация). Профилактическая и коррекционно-развивающая работа. Аналитическая работа. Программа состоит из двух блоков: первый направлен на работу с учащимися начальных классов; второй - с учащимися 5-х классов. Цели, которые ставятся в данных блоках, могут быть достигнуты лишь при совместной деятельности всех участников образовательного процесса (педагогов, психолога, администрации школы, родителей и учащихся).

БЛОК I Цель – способствовать психическому и личностному росту учащихся начальных классов, и создание условий для социально-психологической адаптации к школе. В данном блоке программы ставятся следующие задачи: Сформировать чувство принадлежности к группе; Развивать навыки социального поведения; Формировать позитивное отношение к своему «Я»; Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности; Предупреждение и снижение тревожности; Развитие коммуникативных навыков. Данный блок программы составлен для учащихся 1-4 классов. Оптимальное количество детей в группе 5-7 человек. Количество занятий: в год – 9, в неделю – 1-2, продолжительностью минут.

БЛОК II Цель - коррекция негативных эмоциональных переживаний, формирование эффективных навыков общения и адекватной самооценки. В данном блоке программы ставятся следующие задачи: Повышение самооценки учащихся; Обучение способам снятия мышечной и эмоциональной напряженности; Развитие навыков общения; Снятие личностной и ситуативной тревожности. Данный блок программы составлен для учащихся 5-х классов. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, общее количество занятий – 9. Длительность занятия минут. Оптимальное количество детей в группе 5-7 человек.

Этапы работы по программе Диагностический этап (сентябрь). Проводится входная диагностика и адаптационный тренинг «Знакомство». Цель – установление контакта, создание доверительной атмосферы. Коррекционно-развивающий этап (октябрь-ноябрь). Состоит из 7 занятий. Занятия направлены на выполнение конкретных задач программы. Заключительный (декабрь). Проводится итоговое занятие и повторная диагностика. Цель – отслеживание эффективности коррекционных занятий. Психологические игры: «Первоклассник» (1 кл.), «День рождение класса» (5 кл.)

Ожидаемые результаты: Адаптация детей к школе; Снижение уровня тревожности; Овладение эффективными навыками общения; Развитие познавательных возможностей и коммуникативных способностей; Развитие межличностных взаимоотношений. Использованные техники и методики: элементы арт-терапии, сказкотерапии; игры и упражнения на развитие навыков общения, восприятия, памяти, внимания, воображения, общей и мелкой моторики.

Тематическое планирование Количество занятий, отводимых на ту или иную тему, зависит от уровня развития детей в группе, от темпа их продвижения и т.д. В связи с этим тематическое планирование является примерным и должно корректироваться по ходу работы. Планирование каждого занятия должно предусматривать вероятность смены тем и заданий в зависимости от состояния детей на момент проведения занятия.

Направление работыДата 1Школьный ПМПкв конце I чет. 2Род.собрания: 1кл. - «Уровень готовности к школе детей с интеллектуальной недостаточностью». 5 кл. - «Ваш ребенок – пятиклассник». 2-4 кл. – Психолого-логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» Сентябрь- октябрь 3Диагностика учащихся 1-5 кл.Сентябрь 4Круглый стол «Создание психолого- педагогических условий при переходе учащихся в среднее звено школы» ноябрь 5Индивидуальная и групповая консультация родителей и педагогов 1-5 кл. в течение года 6Психологическая игра: для 5-ов «День рождение класса»; для 1-ов «Первоклассник» декабрь

1-4 классы ТемаЦель, задачиКол -во зан яти й Формы работы 1 РомашкаСпособствовать установлению контакта между детьми, помочь детям осознать свои положительные черты характера 1 Разминка. Игра «На что похоже?». Рисование «Цветик-многоцветик». Упр-ие на релаксацию 2 Создание «Лесной школы» Снизить школьную тревожность. Формировать позитивные модели поведения в социуме. Развитие мышления и воображения 1Разминка. Рассказывание сказки. Беседа. Настроение 3 Букет для учителя 1Рисование «Букет» Рассказывание сказки. Беседа. Настроение

4Ты, Я - МыУкреплять чувство единства, развивать тактильное восприятие, повышать уверенность в себе 1Упр.«Прикосновение». Игра «Найди пару». Упр.«Солнечный зайчик». Упр.«Похвали соседа» 5Путешествие по воде Повышение уверенности в себе, сплочение группы. Развитие общей и мелкой моторики. 1Упр. «Ассоциации». Графический диктант. Игра «Морская фигура». Упр. «Настроение» 6Давайте поздороваемс я Установление межличностных отношений. Развитие познавательных интересов, творческих способностей. 1Упр.«Давайте поздороваемся». Игра «Шишки, желуди, орехи». Игра «Зоопарк». Пиктограмма. 7ПутешествиеФормировать чувство принадлежности к группе. Развивать навыки социального поведения. 1Загадки. Ст. «Графическая». Станция «Пещерная». Станция «Буквенная». Станция «Цирковая». Настроение. 8Итоговое занятие Формировать позитивное отношение к своему «Я», положительное отношение к сверстникам. Развитие коммуникативных навыков. 1Упр. «Ассоциации». Пальцевая живопись. Игра «Менялки». Игра «Ласковые лапки». Групповая работа «Букет»

5-ый класс ТемаЦель, задачиКол- во заня тий Форма работы 1Тайна моего «Я» Развитие у ребенка адекватной самооценки. 1Упр.-игра «Имя». Игры: «Похвалики», «Кораблик», «Комплименты». 2Учимся сплоченно работать Отработка навыков общения и совместной деятельности 1Гимнастика на эмоциональное расслабление. «Сороконожка», коллективный рисунок. Путаница». 3Учимся общаться Формулирование навыков четкого формулирования своих мыслей при общении со сверстниками. 1Снятие мышечного и эмоц-го напряжения. Рисунок «Новая сказка». Упр. «Мой хороший попугай». 4Узнай секреты своего настроения Освоение способов повышения настроения и обучение передавать его красками. 1Упр. на снятие эмоц-го напряжения. «Походка и настроение», «На что похоже наше настроение сегодня», рисуем настроение музыки.

5 Какие бывают эмоции? Основы распознавания и владения невербальными способами самовыражения. 1Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Тренировка эмоций, классификация чувств. Раскрашивание ребенком образов или предметов, обозначающие полярные понятия. 6 Учимся справляться с гневом Научить контролировать свой гнев. 1Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Игры «Маленькое привидение», «Связующая нить», «Липучка» 7 Вместе играть веселее Повышение навыков группового общения. 1Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Игра «Большой Puzzle», «Говорили», «Дракон». 8 Итоговое занятие Выявление положительных факторов в группе, по мнению самих детей. 1Игра на снятие мышечного и эмоционального напряжения. Упр. «Прогулка по осеннему лесу», «Чудо- рисунок».

Используемая литература 1.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – М., Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Владос, Коррекционная педагогика /Под ред. В.С.Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования в работе с детьми и подростками /Под ред. Л.К.Шереметьевой. – Ярославль, Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии /в 2 книгах – М., Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003.