Автор: Пивненко Марина Алексеевна педагог-психолог МОУ «СОШ 1» пгт. Пойковский, Нефтеюганский район
Данные аналитического центра Госдумы России 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях Ежегодно около 2 млн. детей в возрасте 14 лет избиваются родителями Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома Ежегодно регистрируется 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми Ежегодно регистрируется 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми
Что такое кризис? Кризис - это травмирующая ситуация, обычно непредсказуемая и непреодолимая для оказавшихся в ней. Она может быть взрывоопасной и может представлять угрозу для жизни человека или группы людей. …Следует что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее. Л.А. Пергаменщик
Виды кризисов переживаемые детьми и подростками Возрастные кризисы (одного года, трех лет, семи лет, подростковый кризис лет) Возрастные кризисы (одного года, трех лет, семи лет, подростковый кризис лет) Кризисы утраты и разлуки (смерть близкого человека, развод родителей) Кризисы утраты и разлуки (смерть близкого человека, развод родителей) Травматические кризисы (выделяют травмы, причиненные не другим человеком, а каким-либо стихийным или природным бедствием, и травмы, причиненные людьми, все виды насилия, жестокое обращение и т.д.) Травматические кризисы (выделяют травмы, причиненные не другим человеком, а каким-либо стихийным или природным бедствием, и травмы, причиненные людьми, все виды насилия, жестокое обращение и т.д.)
Проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы.
физическое, психическое, духовное воздействие на человека, которое неправомерно понижает его нравственный, психический и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные страдания, а также угроза такого воздействия. физическое, психическое, духовное воздействие на человека, которое неправомерно понижает его нравственный, психический и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные страдания, а также угроза такого воздействия. НАСИЛИЕ
может являться одним из подходов к профилактике зависимостей (прежде всего, самой опасной – наркотической) и укреплению психического здоровья участников образовательного процесса может являться одним из подходов к профилактике зависимостей (прежде всего, самой опасной – наркотической) и укреплению психического здоровья участников образовательного процесса Снижение психологического насилия в образовательной среде школы Снижение психологического насилия в образовательной среде школы
Психологически безопасная среда школы состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников
Развивающая работа, проектирование и реализация развивающих ситуаций в школе Приоритетное направление психологической практики Приоритетное направление психологической практики
Принцип защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса. Принцип – опора на развивающее образование Принцип – помощь в социально – психологической умелости ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Май Неделя успеха Май Неделя успеха Апрель Неделя подростка Апрель Неделя подростка Март Неделя профориентации Март Неделя профориентации Февраль Неделя психологическо й безопасности Февраль Неделя психологическо й безопасности Январь Неделя здоровья Январь Неделя здоровья Декабрь Неделя семьи Декабрь Неделя семьи Ноябрь Неделя психологии Ноябрь Неделя психологии Сентябрь Неделя адаптации Сентябрь Неделя адаптации
обеспечение успешной адаптации ребенка к школе; формирование важнейших социальных навыков; формирование позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки НЕДЕЛЯ АДАПТАЦИИ Сентябрь НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ повышение психологической компетентности учащихся Ноябрь
установление партнёрских отношений, сохранение благоприятного микроклимата в семье, возрождение семейных традиций, расширение психолого-педагогической компетентности родителей НЕДЕЛЯ СЕМЬИ Декабрь НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов и учащихся; формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний; профилактика кризисных ситуаций Январь
активизация процесса профессионального самоопределения школьников игровые акции индивидуальное и групповое консультирование стендовая презентация Комплекс мероприятий экскурсии на предприятия олимпиада по профориентации НЕДЕЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ деловые игры профессиональная проба Февраль Сущность профессионального самоопределения - это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе.
профилактика насилия во взаимодействии НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Март НЕДЕЛЯ ПОДРОСТКА Апрель содействие личностному росту и самоопределению личности ребенка, а именно, преодолению ребенком эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем
сохранение психологического здоровья школьников в предэкзаменационный и экзаменационный период НЕДЕЛЯ УСПЕХА сохранение психологического здоровья школьников в этот период развитие у них чувства уверенности, осознания своей «внутренней силы» развитие стрессоустойчивости выработка навыков поведения в трудных ситуациях
Результативность проектирования безопасной образовательной среды Снижение количества дезадаптированных школьников Овладение школьниками навыками коммуникативной культуры Конструктивное разрешении конфликтных ситуаций Улучшение межличностных отношений Улучшение психологического климата в классах Улучшение показателей психологической безопасности образовательной среды. Активизация процесса профессионального выбора Мотивированный подход к изучению учебных предметов Определение профессиональных способностей Прогнозирование и оценка собственных поступков и поведения и др.
Методика «Психологическая безопасность образовательной среды» (авторы - Баева И.А., Бурмистрова Е.В.) Цель исследования: определение качеств психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание школьников Методика адресована всем участникам УВП: ученикам, родителям, педагогам Диагностические показатели: Уровень отношения к образовательной среде Уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды Уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии Методика адресована всем участникам УВП: ученикам, родителям, педагогам Диагностические показатели: Уровень отношения к образовательной среде Уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды Уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии
Результаты исследования: Отношение к образовательной среде школы:
Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими: ПараметрыУчительУченикРодитель 1Взаимоотношения с учителямивыс. 2Взаимоотношения с ученикамисред.выс.вред. 3Возможность высказать свою точку зрения сред.выс.сред. 4Уважительное отношениесред.выс.сред. 5Сохранение личного достоинства сред.выс. 6Возможность обратиться за помощью сред.выс. 7Возможность проявлять инициативу выс. 8Учет личных проблем и затруднений сред.
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии: Защищенность от: УчительУченикРодитель 1Публичного унижения, оскорблений а) ученикамисред. - б) коллегамисред. выс. в) администрациейсред.-выс. 2Угроз а) учениками низ.сред.- б) коллегами выс.сред. в) администрацией сред.-выс. 3Принуждения делать что-либо против Вашего желания а) ученикамивыс.сред.- б) коллегамисред. выс. в) администрациейсред.-выс. 4Игнорирования а) ученикамисред.выс.- б) коллегамисред.выс. в) администрациейсред.-выс. 5Недоброжелательного отношения а) ученикамивыс.сред.- б) коллегамивыс.сред. в) администрациейсред.-
«… ребенок предпочитает жить в упорядоченном и структурированном мире, его угнетает непредсказуемость. Важно, чтобы мир был предсказуем, организован, это создает ощущение безопасности». А. Маслоу