Шестернинов Евгений Евгеньевич - Кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России, Исполнительный директор Благотворительного фонда наследия Менделеева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Тренировочный урок Вводный урок Контрольный урок Урок закрепления знаний, умений, навыков Урок самостоятельной работы Урок с ТСО Урок практической работы.
Advertisements

Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя.
Что такое современный урок? Требования к современному уроку.
Образовательное пространство. Проблемы… Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышления У многих имеется высокий потенциал к развитию.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Проблемно – поисковая (исследовательская) технология Создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает.
Современный урок Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
Рефлексивная сессия Без рефлексии нет учения. Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Интерактивное обучение: процессы, условия обеспечения Интерактивное обучение: процессы, условия обеспечения.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося… Только в процессе деятельности.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Городской семинар учителей английского языка по проектной методике « Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Бернард Шоу.
Транксрипт:

Шестернинов Евгений Евгеньевич - Кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России, Исполнительный директор Благотворительного фонда наследия Менделеева. Москва ноябрь 2012 года. 1

Что такое «Современный урок»? Урок более 400 лет – основная форма обучения и воспитания! Урок – основная форма работы учителя! Ян Амос Коменский разработал классно-урочную систему более 400 лет назад. «Большинство педагогических идей Коменского не получило широкого распространения не только при его жизни, но и спустя долгое время после него. Но после победы Великой Октябрьской революции и возникновением Советского Союза, а затем возникновения стран народной демократии и в братских демократических республиках, в том числе и в Чехословакии, его учения нашли широкое применение в педагогике» марта ноября 1670,

Тренировочный урок Вводный урок Контрольный урок Урок закрепления знаний, умений, навыков Урок самостоятельной работы Урок с ТСО Урок практической работы Комбинированный урок Повторительно - обобщающий урок Традиционный урок 3

А теперь покритикуем традиционный урок… Что такое- литературно музыкальная композиция…??? Что такое «БЕСЕДА»??? Что такое фронтальный опрос…? Почему источник нового всегда учитель…? Что же надо понять… Надо понять, что урок современный отличается прежде всего организацией учебной … образовательной деятельности. 5

Что лежит в основе урока? Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося… Только в процессе деятельности могут появиться открытия и может ощущаться радость от них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности. 5

От противного….. Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать). 6

7

8

9

10

11

«Дети охотно всегда чем ни будь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».... Ян Амос Коменский Ян Амос Коменский 12

Урок-соревнование Урок фантазирования Урок открытых мыслей Урок-турнир Урок-диспут Урок-эврика Урок-зачет Урок творчества Урок спектакль Урок конкурс Урок конференция Интегрированный урок Урок-игра Урок взаимообучения Урок-КВН Урок-путешествие Аукцион знаний Нетрадиционный урок 13

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК это -СОБЫТИЕ: шаг к «образованности» это -СОБЫТИЕ:«образованности» это -СОБЫТИЕ:«образованности» выученность и обученность обязательны – но это «всего лишь» средства; выученность и обученность суть дела – целостный акт самостроения личности в ходе взаимодействия с учителем и товарищами;целостный акт самостроения отсюда – необходимость системо- дятельностного подхода. /М.В.Левит/ 14

УРОК: АКТ КАК СИСТЕМА ВСТРЕЧА МОТИВ, ИМЯ,ЦЕЛЬ АКТУАЛИЗАЦИЯ (РАЗОГРЕВ) ОРГАНИЗАЦИЯ ПОНИМАНИЯ (ИЗГОТОВЛЕНИЯ, МОДЕЛИРОВАНИЯ) ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНИМАНИЯ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) И «УПРАЖНЕНИЕ В СВОЕМ ПОНИМАНИИ» ИТОГ:«СВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ИМЕНИ», ЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МОТИВ «НА ЗАВТРА» ПРОЩАНИЕ /М.В.Левит/ 15

ГЛАВНОЕ В УРОКЕ… - Главное в уроке видеть и знать его основные законы. - Сила урока в его консервативности, в традиционных методах и приёмах. -Зная основные законы урока можно «обрастать» новыми приёмами и методами. - Они как зёрна прекрасного приживаются в этой почве и дают замечательные плоды. 16

Урок даёт учитель! Как помочь учителю расти? Кто это может сделать? Что может помочь учителю современно преподавать? УЧИТЬСЯ САМОМУ! Учитель способный учиться, а не только учить способен стать современным учителем. Жизнь заставляет это делать! 17

Чему учиться учителю? ( По М.М.Поташнику ) 1.Расширению кругозора и развитию интеллекта, 2.Формированию мировозренческой культуры, 3.Совершенствованию дидактической подготовки, 4.-»- -»- психологической подготовки, 5.-»- -»- дефектологической подготовки, 6.Подготовке к использованию ИКТ, Интернета, 7.-»- по пед. технике, ораторству, актёрскому мастерств, 8.-»- специально-методической подготовке, 9.Валеологической, медицинской, экологической, экономике, праву. 18

С чего начать? С выявлений и анализа затруднений педагога… Определите свои плюсы…. Поразмышляйте о минусах… Главная помеха … консерватизм педагога… Сила привычек…. Отсутствие критического взгляда на себя…. ДАЛЕЕ… 19

Что мы хотим получить??? Что нам надо??? - На основе понимания основ традиционного урока - составить представление о современном уроке, - Показать уникальные возможности ИКТ и интернета, - Продвинуться в овладении ИКТ, интернету, - Показать пути овладения продуктивными методиками, - Ознакомить с материально-техническими возможностями современного урока, 20

Что мы хотим получить??? Что нам надо??? - Разбудить дремлющую креативность участников, - Раскрыть уникальные возможности разнообразных методик, - Ознакомить с авторами системно-деятельностного подхода … - Пополнить знания по разнообразным моделям школы, урока, - Заинтересовать внедрением в практику нового, - Помочь пересмотреть свои взгляды на свои успехи в преподавании, - Получить положительный заряд на ближайшие годы, Это и есть те задачи которые мы ставим перед собой!!! 21

Попробуем поразмышлять над терминами… Метод Методика Технологии Приёмы ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ????? Это не бесспорно но… Технологии производства сахара, мёда, варенья… Технология – это строгий порядок действий, изменение которых приводит к изменениям результата. Компьютерные и интернет технологии…. (Ожидаемый результат только в случае действия по чётким однозначным правилам)…???? 22

Попробуем поразмышлять над терминами… А стоит ли подменять понятия методики и приёмов?… Итак… Методика – да! Метод – да! Приёмы – да! Технологии информационные, интернет-технологии «Чем больше приемов в арсенале учителя, тем он более свободен на уроке. В зависимости от класса, контингента, настроения, погоды. Приемами можно пользоваться в любом порядке и сочетании» 23

Некоторые выводы: Овладей разнообразными методами и приёмами и применяй их в любом порядке и разнообразии…» Это будет зависеть от класса, контингента, настроения, здоровья, погоды…. В ряд с этими понятиями встаёт понятие психология урока… Оно вполне правомерно… 24

Следует обратить внимание на мотивацию деятельности учащихся! Вероятно – это внутренняя убеждённая позиция человека способствующая выбору определённого вида деятельности, направленной на поиск новых знаний, открытий. Мотива́ция (от lat. movere ) 1) побуждение к действию; действию 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; человекаактивность 25

Следует обратить внимание на мотивацию деятельности учащихся! Мотива́ция (от lat. movere ) - способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности. Учащиеся сами на уроке должны захотеть открыть закон Ньютона! Учитель должен создать такие условия при которых учащиеся захотят сделать это сами. Он ими будет только восхищаться. 26

Говорим о методике коллективной творческой деятельности … Одна из лучших и эффективных форм организации деятельности работа по микрогруппам в коллективе. Каждая группа получает свой кусок нового материала. Изучает его и предъявляет на всеобщее обсуждение. Пример урока… …. 27

Говорим о методике коллективной творческой деятельности… Роль и позиция учителя в таком действии… Организатор деятельности, консультант, человек создающий условия для работы. Поддерживает, подхваливает, подталкивает, «подливает масло в огонь», консультирует, незаметно направляет, откровенно удивляется успехам и находкам. «Теневой генерал». 28

Говорим о методике коллективной творческой деятельности… Вместе с тем роль учителя усложняется тем, что он обобщает сказанное детьми, находит выход из тупиковой ситуации. Вроде бы импровизирует, но вместе с тем чётко ведёт свою линию, держит установленные рамки. Учитель повторяет то, что им же может быть и подсказано, но в такой ситуации дети выдают это как свою находку. Это другие эмоции. Это другое настроение. Они все в группе участники открытия… 29

Говорим о методике коллективной творческой деятельности… Высший пилотаж, когда учитель может вместе с детьми спланировать урок, вместе с ними готовить его и готовиться к нему. Вместе с учащимися добывать знания, и вместе проводить и, самое главное, вместе анализировать. В итоге все в классе становятся участниками удивительного открытия. Совместная деятельность проливает бальзам на раны. Вместе радуются друг за друга… 30

При каких условиях это сработает ? 1.При правильном обеспечении учащихся всем необходимым для их поисковой деятельности в каждой группе. (Пять разных задач по одной на группу. Пять формул и т.д.) 2. Техническое оснащение для каждой группы.(Компьютеры. Приборы. Реактивы и т. д.) 3. Группы сидят в кругу «глаза в глаза» а не «глаза в спины». По особому должна стоять мебель. 4.Заранее проведены инструктажи по порядку работы. Учащиеся знают основные законы коллективной деятельности. 5.Такие как «закон круга», «не перебивай говорящего», «»критикуешь предлагай» и т.д. 31

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ... По какому принципу можно формировать группы? Как часто их надо переформировывать? Может ли кто-то быть вне групп? Как учитывать уровень подготовке детей при делении на группы? Каждому ли можно давать слово в группе? Идёт ли взаимообучение в группах? Идёт ли процесс обучения друг друга? Не раскалывают ли группы коллектив? Может ли помочь социометрия при формировании коллектива? Нужен ли лидер в группе? Как быть с принципом сменяемости руководителей групп? 32

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ... Как поощрять группы и отличившихся? Всегда ли нужны «премии»? Нужно ли скупиться на похвалу? Как быть с принципом успешности в обучении? Есть ли ему здесь место? Хвалить кого и за что? (Одна похвала даёт две- три победы ещё. Одна критика – две- три проблемы с частицей «НЕ» и порождает новые проблемы). Как работают законы и правила… где есть запреты? (Пример любой больницы). 33

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ... Речь о сути методики коллективной творческой деятельности… Сами планируем, Сами готовим, Сами проводим, Сами анализируем. Приёмы работы.. Мозговая атака. Пять минут на шум. Подготовь каверзный вопрос. Расскажи этот … умышленно включая в него неточности. Остальные найдите их. …. и т. д. 34

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ... Важнейшая составная часть методики коллективной творческой деятельности… «СКВОЗНАЯ РЕФЛЕКСИВНОСТЬ» Рефле́ксия обращение внимания субъекта на содержание и функции собственного сознания рефлекси́я в философии понятие, характеризующее форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих собственных действий и всей культуры в целом….. 35

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ... Важнейшая составная часть методики коллективной творческой деятельности… Рефлексия (от лат. reflexio обращение назад) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой интроспективной психологии.. 36

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ Без рефлексии нет учения. Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. - Цели рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. - Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности способы решения практических задач.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ... «СКВОЗНАЯ РЕФЛЕКСИВНОСТЬ» 38 - Цели рефлексии вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. - Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ... РЕФЛЕКСИЯ… - Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. - Если физические органы чувств для человека являются источником его внешнего опыта, то рефлексия это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления. 39

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ... РЕФЛЕКСИЯ… Без рефлексии нет учения. Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет не учится. - Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности - способы решения практических задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса. - Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей предметной и рефлексивной. 40

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ... РЕФЛЕКСИЯ… Методика организации рефлексии обучающегося может включать в себя следующие этапы. 1. Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. Выполняемая по учебному предмету деятельность математическая, интеллектуальная, художественная или иная должна быть завершена или прекращена. Если решалась задача и возникла непреодолимая трудность, то решение приостанавливается и все внимание обращается к «разбору предыдущего полета». 41

2. Восстановление последовательности выполненных действий. Устно или письменно описывается все, что сделано, в том числе и то, что не окажется важным обучающемуся на первый взгляд. 3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных преподавателем или определяются обучающимся на основе своих целей. 42

4. Выявление и формулирование результатов рефлексии. Выделяют несколько видов таких результатов, к которым относятся: предметная продукция деятельности идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т.п.; способы, которые использовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности; гипотезы по отношению к будущей деятельности, например: по качеству и количеству то-то возрастет так-то. 43

5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности. Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс, состоит в том, что обучающиеся обычно не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности. В качестве опоры для рефлексивной деятельности обучающимся можно предложить следующие ориентировочные вопросы (для самостоятельной работы или обсуждения с преподавателем): Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? Как вы выполняли задания, какими способами? Что вы чувствовали при этом? С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали? Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателям, организаторам)? 44

Смысл рефлексивных действий (самостоятельных или под руководством преподавателя) научиться осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности других людей. - Обучающиеся учатся ставить и достигать цели по учебным предметам в соответствии с содержанием этих предметов и своими индивидуальными особенностями; отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность; анализировать успехи и трудности в достижении целей. 45

Способ первый: Релаксация. Релаксация – это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации – подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождения от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться. Способ второй: Концентрация. Концентрация – это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием. Возможно сосредоточение внимания на предмете, на ощущениях, на эмоциях и чувствах. Способ третий: Визуализация. Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций. Способ четвёртый: Самовнушение. Самовнушение – это создание установок воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение – это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. 46

Что важно в этой деятельности? -Совместная деятельность, совместные эмоции и переживания, совместный поиск, ошибки, находки… Высказал мнение …два раза даже не по делу - герой! Почувствовал себя умнее… Общение в группе продвигает всех на новый уровень…Расширяются рамки каждого… Роль учителя всё это заметить правильно и своевременно оценить. Поэтому он как челнок от группы к группе снуёт… Всё это с благодарностью оценить... П Р О А Н А Л И З И Р О В А Т Ь... 47

Коллективная творческая деятельность Методика КТД - технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик, работая в коллективе, микрогруппе, в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. 1.Понятие. Что включает? 2. Модель организации учебного процесса. Как назвать? Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через коллективное творчество". Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа организации деятельности коллектива в обучении. Принцип коллективной деятельности реализуется: как в процессе преподавания учебного предмета; так и во внеурочное время. 48

3. Технологические приемы организации учебного процесса. Как создать? 4.Результативность применения в учебном процессе. Как оценить? Результативность можно оценить с помощью критериев: а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в коллективе, микрогруппе («Надо вместе разобраться, незаметное для ученика вхождение в деятельность и проникновение в содержание), б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от коллективной деятельности, мне это интересно, у нас хорошо получилось") Принципы : -сами планируем, -сами готовим, -сами проводим, -сами анализируем, Методы и приёмы и их специфика… Мозговая атака, 5 мин на шум, любая мысль каждого важна, критикуешь – предлагай, разнообразие форм организации деятельности … 49

Сравнительные особенности традиционного и современного образовательного процесса. 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога«Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия авторитарностьдемократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Способностный» Характеристики образовательных процессов. 50

«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Способностный» Характеристики образовательных процессов. 7. Иллюстративно- объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания 51

Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Способностный» Характеристики образовательных процессов. 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12. носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность,Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствовани ю, 52

Образовательн ые методики: рефлексивная При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного процесса современного типа Как же может быть организован образовательный процесс современного типа? исследовательская проектная (проблемно-поисковая) Методика коллективной творческой деятельности имитационного моделирования (игровая) Информационно – коммуникативная методика Системно- деятельностная методика 53

Особенностью является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Коммуникативная (дискуссионная) Особенностью является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Рефлексивная Характерной чертой этой технологии является способность ученика к усвоению механизмов организации учебной деятельности, где ученик ее субъект Характерной чертой является использование информационных ресурсов в той или иной образовательной деятельности. Характерной чертой является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Характерной чертой является реализация педагогом модели "обучение через открытие», выделение гипотезы, проектирование результата, плана работы, эксперимента исследования Системно- деятельностная Информационно- коммуникативная Имитационного моделирования (игровая) Исследовательска я (проблемно- поисковая) 54

Критерием развития эмоционально- образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве Целевой установкой этой школы является формирование у учащихся знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим. Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти». 55

Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений в коллективе, группе. Школа "памяти" строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно- объяснительном методе "преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках. 56

Проблемно – поисковая (исследовательская) методика (подход) 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. 2. Модель организации учебного процесса. Как назвать? Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ". Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении. Принцип проблемности реализуется: как в содержании учебного предмета; так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе. 57

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию, б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы; в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы. 3. Технологические приемы организации учебного процесса. Как создать? Результативность можно оценить с помощью критериев: а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...), б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...") 4.Результативност ь применения в учебном процессе. Как оценить? 58

4.Результативнос ть применения в учебном процессе. (продолжение) Как оценить? в) переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон..."), г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности; ("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."), д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. 5. Признаки применения подхода в учебном процессе. Как отличить? Методы обучения проблемные: а) проблемного изложения; б) частично-поисковый; в) исследовательский. Формы организации учебного пространства коллективные: а) парное взаимодействие; б) микрогрупповое взаимодействие; в) бригадное (групповое) взаимодействие; г) межгрупповое взаимодействие. 59

Возьмём к примеру подготовку учителя по информационным технологиям… Как идёт процесс освоения ИКТ ??? Освоение компьютера как пишущей машинки… Обучение компьютерным программам, Знакомство с электронными пособиями, Овладение электронной почтой, Освоение интернета, Применение проектора и компьютера в рамках иллюстративно- объяснительного метода, Создание первых презентаций для урока, Привлечение учащихся к этой работе, Участие в работе школьного сайта, включение в работу в сети интернет, Создание сайта учителя, предмета… Обучение учащихся работе в интернете, создание совместно информационных ресурсов по предмету и сверх предмета… 60

Этапы освоения новой техники.. -Трудно сделать первый шаг. Консерватизм учителя… - Заставили. Обязали…Начал учиться … -Появляется первый интерес как к новой игрушке у ребёнка… - Первые пробы на уровне использования красивых картинок на уроке… - По сути иллюстративно – объяснительный подход и не более.. -Второй этап. Использование компьютера - подготовка презентаций самим учителем к уроку. Использование программ с уроками на дисках… -Третий этап. Выход в интернет и подборка доп. материалов из сети… 61

- Следующий этап – задания учащимся, где не обойтись без компьютера… Создание с ними презентаций уроков… Дополнительная работа с индивидуальными учащимися в рамках исследовательской и реферативной деятельности. -Затем… Использование компьютерных классов для уроков. Проведение уроков с программами и дополнительными материалами через учебные программы.. -Что же мы должны делать на современном уроке с помощью техники? 62

Проводить уроки в компьютерных класса… или иметь несколько компьютеров для совместной работы учителя с учащимися по поиску новых материалов, знаний.. - Переводить работы учащихся на интерактивную доску без всякого вызова к доске… - Работать в сети и иметь возможность обмена с учащимися, интернет на уроке и вне его. - Иметь сайт своего предмета и работать через него… - Дежурный по классу всё в ходе урока заносит всю информацию на сайт … - Домашнее задание в электронном дневнике. На уроке всё делается на компьютере не в тетрадях. Ноутбук всегда с учеником … 63

Главные принцип участия в нашем мероприятии: ДОБРОВОЛЬНОСТЬ… В этом принципе 50% успеха и результативности курсов и конкурса… Второе … (Мы знаем, что работаем с мотивированными людьми): МОТИВИРОВАННОСТЬ… Третий принцип: ВАША КРЕАТИВНОСТЬ… Мы должны вместе с Вами разбудить «дремлющую» креативность…. Какие ещё мотивы движут Вами?????………… 64

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания, М., 1990 Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел, М., 1989 Гин Анатолий Приемы педагогической техники, М.,

Учитель! Он всегда в дороге, В заботах, поиске, тревоге, И никогда покоя нет! Он сам себя всех строже судит, Он весь земной он рвётся в высь; Не счесть пожалуй сколько судеб С его судьбой переплелись! Д.С.Лихачёв. 66

По материалам работ: В.В.Давыдоса, А. В. Запорожца, Б. Ф.Ломова, А-В- Петровского, М-Г.Ярошевского Литература: 1. Бравсрман Э.М. Физика: наблюдения и эксперименты по методу "Шаги познания": Дидакт. материал. М.: Ассоц. учителей физики, Булгаков В.И. Проблемное обучение понятие и содержание //Воспитание школьников Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, Дрозииа В.В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся: теория и практика ее организации. Челябинск: Челяб. гос. ун,- т, Журавлев И К Система познавательных задач по учебному предмету //Советская педагогика Ильина Т.А, Проблемное обучение //Вестник высшей школы Ильина Т.А.. Что такое современная лекция? Как ей придать проблемный характер? //Вестник высшей школы

7 Ильина Т.А.. Что такое современная лекция? Как ей придать проблемный характер? //Вестник высшей школы Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд. Российского открытого университета, КудрявцевТ.В. Проблемное обучение итоги экскурсии //Вестник высшей школы Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.; Педагогика, Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.,

14. Матюнин Б.Г. О сущности познания. //Педагогика Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М Никандров Н.Д. Проблемное обучение// Воспитание школьников , 19. Новиков С.М //Физика в школе

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига, НПЦ "Эксперимент", с. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе, М., 1989, Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, М., Сиденко А.С. Технологизация педагогического опыта. Возможна ли она?//Народное образование Сиденко А.С. ОДИ «Создание моделей развивающего обучения для уроков физики» //Физика в школе

71

72