Проблема социализации личности в образовательном процессе Сергеева Т.Ф., начальник отдела научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми ЦСР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемы социализации воспитанников детского дома и пути их решения Панова Н.В., к.п.н., доцент научный консультант детского дома.
Advertisements

Социальное проектирование как фактор социализации личности. Сучкова Е.М. заместитель директора по социально- педагогической работе ГУДО «Центр социализации.
Проблема социализации личности в детском доме Выступление на семинаре Соболева О.М., зам. дир по ВР детского дома 23, 2 декабря 2010.
Педсовет Тема: Изменение функций современного учителя.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Цели, задачи, основные направления воспитательного процесса. Модель личности выпускника.
Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности.
Проект положения об организации внеурочной деятельности на базе МОУ «_________» в условиях введения ФГОС НОО.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
«Личностный рост каждого обучающегося как результат педагогического процесса»
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ВИПКРО, кафедра теории и методики воспитания 2010.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
Образование как социокультурный феномен 1. Образование есть функция государства, осуществляемая им для достижения вполне определенных целей. Аристотель.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Построение воспитательной системы класса в среднем и старшем звене.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Проблема социализации личности в образовательном процессе Сергеева Т.Ф., начальник отдела научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми ЦСР АСОУ, д.п.н., профессор

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Важнейшей задачей воспитания является «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной социализации на рынке труда».

Цель воспитания Традиционная педагогика: формализованная передача школьникам знаний и социальных норм. Современная парадигма: свободная реализация учащимся своих возможностей, умственных и физических данных, открытость для восприятия нового социального опыта, способность сделать осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Определение личности Личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. В качестве базового определения личности используется положение С.Л. Рубинштейна о том, что личность – это прежде всего способность человека занимать определенную позицию.

Определение личности Б.Г. Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Она характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе. Личность – не весь человек, а лишь его социальные качества.

Определение личности Согласно концепции динамической функциональной структуры личности К.И. Платонова, выделяются четыре взаимосвязанных стороны личности (группы качеств): социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек); индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память); биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

Одна из главных целей образования социализация личности учащегося, которая рассматривается как процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит.

Современная трактовка социализации личности И.С. Кон: «Это усвоение индивидом социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры, в ходе которого создается конкретная личность».

Фазы жизненного пути человека (по А.В. Петровскому) Детство – адаптация Отрочество - индивидуализация Юность – интеграция

Основные этапы социализации личности: - первичная социализация или социализация ребенка; - маргинальная (промежуточная) или псевдоустойчивая социализация – социализация подростка; - устойчивая, т.е. концептуальная, целостная социализация, которая знаменует собой переход от юношества к взрослости; - социализация зрелого индивида как активного трудоспособного члена общества; - социализация пожилого человека (переход его на положение третьего поколения в семье, в обществе, выход на пенсию).

Роль сверстников в процессе социализации подростка По мнению польского политолога Е. Вятра, группа сверстников является: - первым форумом, на котором ребенок сопоставляет взгляды, усвоенные в семье, со взглядами других индивидов; - формой игрового взаимодействия, имеющей определенные социальные черты.

Факторы социализации макрофакторы; мезофакторы; микрофакторы.

Макрофакторы космос; планета; мир в целом; страна, общество, государство

Мезофакторы социально-экономическое развитие региона ментальные особенности этноса тип поселения национально-культурные традиции принятые нормы поведения

Микрофакторы учебно-воспитательный процесс социальное содержание образования школьный и классный коллективы неформальные группы учащихся школьные молодежные объединения и отряды кружки, создающие социально- психологическую атмосферу сеть межличностных отношений личность педагога характер и стиль взаимоотношений между учителями и учениками духовные традиции школьной жизни

Микрофакторы семья; экономическая и социальная структура микрорайона; образовательные и культурно просветительские учреждения; учреждения дополнительного образования; группы общения по месту жительства, друзья; национально-этническое окружение; количество и качество доступных материальных и культурных благ в микросоциуме; возможности для содержательного проведения досуга; криминогенная обстановка

Социальная компетентность Социальная компетентность - это интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.

Критерии социальной компетентности подростка Мотивация: Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности, преобладание мотивов достижения успеха, ценность творчества, ценностное отношение к себе и другой личности

Критерии социальной компетентности подростка Осведомленность в способах продуктивного взаимодействия в социуме: Знание норм и правил, общения и поведения в обществе, продуктивных способов взаимодействия в деятельности и собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха.

Критерии социальной компетентности подростка Сформированность умения ориенироваться в социокультурном пространстве: Навыки и способы социально значимой деятельности, умения эффективного общения и конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Навыки эмоциональной саморегуляции, владение средствами организации своего поведения. Навыки проблемно-разрешающего поведения

Социально-педагогические задачи образовательной системы как института социализации - освоение учащимися нормативного поведения; - построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

Состав ролевой структуры личности учеников 5 – 8-х классов Пять социальных ролей, каждая из которых необходима для соответствующей сферы социальной жизни (И.Ф. Харламов): «работник»; «субъект профессионального самоопределения»; «субъект общения»; «гражданин»; «семьянин».

Состав ролевой структуры личности учеников 9 – 11-х классов «работник»; «субъект профессионального самоопределения»; «субъект общения»; «гражданин», «семьянин»; «субъект жизненного самоопределения»; «субъект непрерывного самообразования».

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ПРЕДМЕТНАЯ И ПРОБЛЕМНАЯ ОБЛАСТЬ - проектирование – это конструирование вариантов оптимального с точки зрения целей будущего состояния объекта - проектирование – приспособление имеющихся средств для выполнения требуемой цели, координация составных частей или отдельных действий для получения необходимого результата

Социальное проектирование Социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. При проектировании социальных объектов должен учитываться субъективный фактор.

В основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры: - противоречивость социального объекта; - многовекторность развития социального объекта; - невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории; - многофакторность бытия социального объекта; - наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта; - субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования; - факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Социальное проектирование Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта.

Социальный проект Социальный проект – цель проектной деятельности как вида социального творчества. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.

Объекты социального проектирования В качестве основных объектов социального проектирования выступают социальные системы. Каждая социальная система обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы

Методики социального проектирования Методики – это способы достижения цели; построение социального проекта – это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики.

Типы проектов для формирования социальной компетентности подростков Социальные проекты историко-культурной направленности, осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут вполне успешно решить целый ряд социально- культурных проблем и педагогических задач: - восстановление и развитие культурно- исторической среды обитания, ценностей и традиций; - формирование социально и граждански активной личности одаренного подростка на основе непосредственного контакта с историей и культурой; - творческое освоение исторического и культурного опыта.

Типы проектов для формирования социальной компетентности подростков Цель оздоровительных проектов, осуществляемых на базе культурно-досуговых учреждений, заключается в том, чтобы предоставить подростку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечить широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, сформировать навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.

Типы проектов для формирования социальной компетентности подростков Социально-педагогические проекты ориентированы на нравственное совершенствование личности, должны стремиться к ликвидации образовавшегося в обществе дефицита позитивных социальных отношений, распространять и утверждать этику ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем

Типы проектов для формирования социальной компетентности подростков Проекты, ориентированные на профессиональное самоопределение должны решать образовательные и профориентационные задачи, ориентированные на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой деятельности.

Благодарю за внимание!