1 Тема 1 Экономическая педагогика как отрасль научных знаний Экономическая педагогика как отрасль научных знаний Экономическая педагогика как отрасль научных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
Advertisements

ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Презентация Тема: Взаимоотношения профессорско- преподавательского состава и студентов. Профессиональные и психологические вопросы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
Выполнила студентка 2 курса Группы СКП-ЛПБ-21 Фролова Анна.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Транксрипт:

1 Тема 1 Экономическая педагогика как отрасль научных знаний Экономическая педагогика как отрасль научных знаний Экономическая педагогика как отрасль научных знаний Проект Tempus-Tacis

2 Содержание 1Объект, предмет и функции экономической педагогики 2Цели, задачи и основные категории экономической педагогики 3Развитие отечественного экономического образования (на примере региональных программ) 4Экономическая подготовка 5Экономическая культура

3 Экономическая педагогика Основной целью экономического образования и воспитания является формирование экономического мышления, т.е. воспитание творческого, инициативного человека, умеющего делать выбор и нести ответственность за принятые решения

4 экономическая педагогика Объектом экономической педагогики – экономические и социальные механизмы влияющие на функционирование людей в конкретной социально-экономической системе Предметом экономической педагогики – фактическое экономическое поведение людей базирующегося на реальной мотивации

5 Экономическая педагогика Курс ориентирован на детализацию категориального аппарата экономической педагогики посредством углубленного изучения концептуальных достижений западных и отечественных исследователей в области экономической педагогики ХХ века;

6 Экономическая педагогика В связи с утратой старых социальных институтов необходима выработка новых технологий социализации, внедрение которых способствовало бы, во-первых, удовлетворению потребностей личности, группы, общества в целом; во-вторых, обучению человека осмысленно «обрабатывать» механизм реализации своего поведения, адекватного общим социальным условиям или конкретной социальной ситуации, в которой человек находится

7 Экономическая педагогика Актуальнейшим стратегическим направлением действий современной школы нужно признать необходимость и всеобщего экономического образования и экономического воспитания как основы формирования экономического мышления. Кроме того, надо признать необходимым использование современных педагогических технологий, которые позволят ориентировать весь учебный процесс на практичность его результатов.

8 экономическое образование - необходимое условие формирования социальных компетенций, вооружение учащихся навыками адаптации к социальным ролям в изменяющейся экономической среде, воспитания ценностных установок в поведении

9 Экономическая педагогика Человек в современном мире должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, но в то же время очень важной выступает позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции

10 Экономическая педагогика По мнению Геннадия Григорьевича Богомазова термин «экономическая педагогика». –это калька с немецкого к которой мы привыкли за годы работы над проектом- означает он методическую подготовку преподавателей- экономистов и использование знаний для более эффективного преподавания экономических дисциплин

11 Кайзер Франц-Йозеф Обучение по специальности экономической педагогики, которое осуществляется в Германии, Швейцарии и Австрии, позволяет выпускникам проводить занятия в школах, а также подготовку и повышение квалификации на предприятиях на основе современных стратегий обучения. При этом университеты должны подготовить их таким образом, чтобы они в своей профессиональной деятельности были в состоянии к быстрой адаптации к новым общественным требованиям, например, в области новых технологий, воспитания к защите окружающей среды, возрастающей интернационализации и новых форм менеджмента знаний

12 Подготовка по экономической педагогике дает квалификацию для работы в следующих областях профессиональной деятельности : Преподавательская деятельность в профессиональных школах и высших школах Подготовка и повышение квалификации на предприятиях Управление персоналом на предприятиях Подготовка и повышение квалификации, выходящие за пределы одного предприятия Повышение квалификации взрослых Управленческая деятельность на частных предприятиях

13 Экономическая педагогика Цель и задачи курса

14 Цель курса ознакомление студентов с основами теории социальных механизмов развития экономики, формирование представлений о развитии экономики как социальном процессе. Студенты знакомятся с экономической жизнью общества, рассматриваемой под углом зрения социальных и экономических понятий

15 основные задачи решаемые в процессе экономической подготовки студентов основные задачи решаемые в процессе экономической подготовки студентов Во-первых, это социально-личностное развитие, то есть формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые так или иначе определяют решение многих проблем жизнедеятельности Во-вторых, это поведенческий и ценностно- смысловой аспекты профессиональной карьеры человека, детерминирующие способы заработка и расходования денег В-третьих, это гражданское становление человека - как гражданин демократической страны человек может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов общества, включая экономические

16 Задачи курса: - дать студентам углубленное представление о предмете и методах экономической педагогике, структуре социального механизма экономических процессов как устойчивой системы поведения и взаимодействия социальных групп, комплексе встроенных в рассматриваемый механизм институциональных регуляторов, свойственных тому или иному типу хозяйственных систем;

17 Задачи курса: - познакомить студентов с «классическими» зарубежными концепциями основополагающих разделов экономпедагогики, в ходе семинарских занятий и в рамках их самостоятельной проработки материала обсудить возможности и ограничения применений «западных идей» в качестве объяснительных схем для понимания российской действительности;

18 Задачи курса: - развить у студентов экономпедагогическое мышление; научить их выделять группы экономических субъектов, распознавать мотивы их действий и интересы, определяющие то или иное экономическое явление или событие; видеть в действиях экономических субъектов проявление разных видов логики; - - в ходе практических занятий рассмотреть наиболее острые проблемы социально- экономических преобразований в России с позиции экономпедагогического подхода.

19 Программы Фонда Хайнца Никсдорфа Цель Фонда – помощь молодым российским специалистам в области экономики в деле развития ими собственной инициативы и повышения профессиональной квалификации. С 1994 года Фонд Хайнца Никсдорфа работает в России. Программы Фонда адресованы студентам и преподавателям ВУЗов.

20 Программы Фонда Хайнца Никсдорфа 1. Компьютерные обучающие системы Система имитационного моделирования управления предприятием - «Никсдорф Дельта» деловая игра коллективного типа, при помощи которой вырабатываются и закрепляются навыки стратегического управления промышленным предприятием в условиях конкуренции. Деловая игра является аналогом компьютерной учебной системы LUDUS, разработанной специалистами Германии и в 1990 году получившей премию немецких вузов в области программного обеспечения.

21 Программы Фонда Хайнца Никсдорфа Компьютерная обучающая система «Никсдорф Биржа» моделирует образование курсов на рынке ценных бумаг. Участники игры обучаются тому, как самим оказывать влияние на рынок. Игра способствует пониманию, какое значение имеет информационная политика предприятия и как важен собственный опыт при общении с биржей. деловая игра может проводиться с использованием как имитируемых фирм и курсов, так и реальных данных, действительно котируемых на бирже предприятий

22 Программы Фонда Хайнца Никсдорфа Компьютерная обучающая система «Никсдорф Трансформ» деловая игра учит тому, благодаря какой экономической политике, с помощью каких инструментов и с какими предварительными результатами можно успешно преобразовать плановую экономику в работающую рыночную.

23 Программы Фонда Хайнца Никсдорфа Компьютерная обучающая система «Никсдорф Карл» деловая игра, распространяющая знания в области создания собственной фирмы.

24 Программы Фонда Хайнца Никсдорфа Летняя школа для студентов устраивается для молодых людей, являющихся основным контингентом программ Фонда Хайнца Никсдорфа. Для Летних Школ разрабатываются специальные темы, «кейсы», базирующиеся на примерах менеджмента ведущих фирм РФ. Студенты подробно изучают кейсы, анализируют предложенные примеры, разрабатывают свои варианты решения проблем. Занятия ведутся по игровой ролевой методике, параллельно проходит психологический тренинг. 2. Летние школы

25 Программы Фонда Хайнца Никсдорфа Летняя школа для преподавателей проводится с целью повышения квалификации в области методики и дидактики обучения экономике и менеджменту 2. Летние школы

26 Программы Фонда Хайнца Никсдорфа 3. Конкурсы Мультимедийный конкурс «Молодежь и Знания » в конкурсе участвуют команды в возрасте от 12 лет до 21 года из любых образовательных Новгородского региона. Задача заключается в создании командой собственной мультимедийной презентации на немецком языке

27 Программы Фонда Хайнца Никсдорфа 3. Конкурсы Конкурсы «Никсдорф- Дельта» региональный и всероссийский этапы конкурса преследуют цель последовательного повышения квалификации участников

28 Экономическая подготовка Экономическая подготовка в большой мере сосредоточена на воспитании специфических типологических качеств личности, которое в данном случае сводится к формированию, прежде всего экономической, а точнее- экономико-педагогической направленности

29 Экономическая подготовка Экономическая направленность понимается как формирование личностных качеств человека, его экономического мышления

30 Экономическая подготовка Происходящие в России социальные изменения ставят личность в сложные психологические условия, связанные с процессом изменения общественного сознания. Это влияет на картину мотивации труда, оценку человеком собственного положения, поэтому нужны дополнительные педагогические средства, направленные на то, чтобы на основании знаний и умений, полученных через различные виды деятельности в конкретной сфере, учащиеся могли приобрести навыки самостоятельного действия и принятия решений в условиях выбора из ряда альтернативных вариантов Экономическая подготовка учащихся школ - как фактор их социально-трудовой адаптации

31 Экономическая подготовка 1Формирование нового экономического мышления, нового отношения к труду. 2. Экономическое образование и воспитание учащихся. 3. Повышение качества обучения в образовательных учреждениях как на уроках общеобразовательного цикла, так и уроках технологии. 4. Организация производительного труда учащихся во внеурочное время. 5. Подготовка учащихся к управленческой деятельности. 6. Развитие индивидуальных качеств личности для вхождения в социум. 7. Проведение деловых игр, как на уроках, так и во внеурочное время. 8. Профессиональная ориентация учащихся школ. 9. Подготовка к адаптации во время изучения основ наук.

32 Экономическая подготовка Одним из существенных вопросов экономической подготовки учащихся является формирование экономического мышления. Экономическое мышление - это процесс отражения экономических отношений в сознании людей, усвоения ими экономических знаний и их проявления в сознательной экономической деятельности

33 Экономическая подготовка Для формирования основных технико- экономических навыков, учащимся прежде всего надо научиться ценить время, рационально использовать инструменты и материалы, умело организовывать свою деятельность, рабочее место, применять передовые приёмы и методы труда, быстро и грамотно читать техническую документацию.

34 Экономическая подготовка Цель экономической подготовки педагогов профессионального образования по экономике и управлению- обеспечение личных интересов обучаемых и общественных потребностей в экономистах- педагогах, отвечающих требованиям к профессиональной подготовленности специалиста, заложенных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Цель экономической подготовки педагогов профессионального образования по экономике и управлению- обеспечение личных интересов обучаемых и общественных потребностей в экономистах- педагогах, отвечающих требованиям к профессиональной подготовленности специалиста, заложенных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования.

35 Экономическая культура Экономическая культура в нашей стране радикально меняется в связи с реформированием общества и переходом к новой концепции образования. На любом этапе развития общества экономическая культура отражает качественное состояние образования Экономическая культура как интегративное образование включает в себя направленность развития способностей индивидов и их общностей. Она проявляется и реализуется в деятельности людей, воплощающей те или иные воспринятые, усвоенные, воспроизведенные и заново выработанные образцы культуры.

36 Экономическая культура Экономическая культура включает в себя следующие составные части: знания (когнитивный компонент); умения (содержательно- операционный); самооценку (оценочно- рефлексивный); общение (коммуникации)

37 Экономическая культура Задача повышения экономической культуры общества и каждого его члена требует от высшей школы решения следующих проблем: 1.Преодоление разрозненности знаний, их интеграцию. Каждый учебный предмет имеет собственный набор понятий и операций, поэтому студенты воспринимают их не в единой логике, системе, а строят локальные системы внутри предметов. 2. Профессиональное становление должно быть непрерывным, но логически завершенным; воплощение идей непрерывного образования на основе интеграции знаний, их межпредметности.

38 Экономическая культура Для того чтобы обладать экономическим мышлением и определенным уровнем экономической культуры, не обязательно получать специальное экономическое образование. Такие элементы экономической культуры, как потребности, ценности, нормы, предпочтения, интересы, престиж, мотивация присутствуют во всех сферах общественной жизни, поэтому в образовании важно интегрировать различные знания на основе экономического мышления.

39 Экономическая культура Хотя экономическую культуру достаточно сложно представить количественно, всё-таки её необходимо измерять. Для этого используют интегральные качественные показатели Степень разнообразия Степень разнообразия – это количество образцов поведения, представляющих разные в социальном аспекте типы экономических отношений. Степень разнообразия тем больше, чем шире диапазон таких отношений, а также, чем существеннее различия между ними. Разнообразие же системы рассматривается как показатель её развитости и жизнеспособности. Чем больше разнообразие, тем больше внутренних связей, тем больше рычагов воздействия. В последние годы в России значительно увеличились показатели степени разнообразия. Появились отношения, основанные не только на государственной, но и частной собственности.

40 Экономическая культура Степень интегрированности, то есть согласованности экономических норм и ценностей, стереотипов поведения разных социальных групп. Пока она крайне низка, фактически, на настоящий момент, можно говорить даже о дезинтегрированности экономической культуры. Степень индивидуализма граждан Степень индивидуализма граждан. Данный показатель начинает постепенно повышаться. Тем не менее, людей, ставящих индивидуальные ценности выше коллективных, ещё мало. По последним исследованиям, ориентирующихся на свои силы жителей в России всего около 6%

41 Экономическая культура Степень законности экономического поведения. Растут масштабы распространения образцов поведения которые узаконены, но экономически не целесообразны (например, уплата налогов). Велики и масштабы распространения норм, которые экономически целесообразны, но либо не узаконены, либо противозаконны и потому осуществляются скрытно. Степень инновационности экономической культуры России довольно велика. В целом новые ценности, нормы, образцы поведения преобладают над теми, которые устарели и не отражают реальных потребностей общества.

42 Экономическая культура Масштабы заимствования. В годы реформ в России активно проникают и приживаются культурные ценности и нормы, которые характерны для стран Западной Европы и Северной Америки. Степень рациональности представляет собой соотношение норм, основанных на вполне осознанных целях и ценностях и таких норм, которые основаны на привычке, укоренившихся традициях и обычаях. Процессы, проходившие в обществе в последнее столетие, изменили облик общества в сторону его рациональности. Это, однако, не привело к полному уничтожению традиционализма. По отношению к экономической культуре данный показатель особенно важен, поскольку затрагивает истоки, корни социальных ценностей, от которых зависят стимулы экономической активности. Две соответствующих модели человека – традиционная и рациональная (для нашей страны иррациональная) – это два полярных типа работника с разными установками по отношению к труду, с разными типами мотивов трудовой активности. Несмотря на возрастание степени рациональности в последнее время, в России всё ещё есть значительные резервы для её повышения.

43 Экономическая культура Формирование экономической культуры населения следует начинать с обучения еще в школе и в высшем учебном заведении. Высокий уровень экономической культуры обеспечит успешную профессиональную деятельность. Однако, школьники и студенты в силу возрастного мышления и отечественных реалий редко задумываются над этими вопросами. Так возникает проблема мотивации повышения экономической культуры школьников и студентов. Решение этой проблемы следует искать в активизации учебно-познавательной деятельности студентов в области экономики, что поможет решать через активные методы обучения их жизненные экономические ситуации.

44 Экономическая культура Экономическая культура личности характеризуется взаимосвязью с другими сферами жизнедеятельности. Экономическая составляющая культуры личности взаимопроникает (присутствует и проявляется) во всех сферах жизнедеятельности и проявляется в них с учетом особенностей этой сферы.

45 Экономическая культура Экономическая культура рассматривается как часть человеческой культуры в целом. С одной стороны, она обладает определенной самостоятельностью, с другой- детерминируется, обуславливается состоянием всей культуры и ее частей. От уровня экономической культуры общества и личности зависит многое: действенность экономической политики, качество управления производственными процессами и отношениями, эффективность труда каждого человека

46 Экономическая культура Она включает в свой состав культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда. Когда предприятие выпускает бракованную продукцию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не сдерживают слово, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда хамят продавцы, говорят о низкой культуре потребления.