1 СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Высшее образование в странах мира в контексте международных показателей О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская, Ю.А. Вознесенская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Инновационные российские вузы – аспекты открытости и доступности информации о научных разработках вуза О.М. Карпенко,
Advertisements

1 СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Высшее образование в странах мира: анализ данных образовательной статистики и результатов глобальных рейтингов в сфере.
1 СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Роль веб-сайта в комплексной характеристике вуза: результаты международного рейтинга О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская.
1 СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Мегауниверситеты как оптимальный путь развития дистанционного образования О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская, Москва, 2008.
1 СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Россия в м еждународных рейтингах университетов О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская, Ю.А.Вознесенская Москва, 2008.
Мониторинг качества приема в российские вузы

Типовые расчёты Растворы
1 Петрозаводский государственный университет Итоги 2005/2006 учебного года и задачи на 2006/2007 учебный год Материалы к заседанию ученого совета ПетрГУ.
Перспективы взаимодействия институтов поддержки экспорта Чувашии и высших учебных заведений Чувашской Республики в сфере высшего и дополнительного образования.
Итоги самооценки деятельности вуза ( уч. год) Отчет заслушан на расширенном ректорате г. Отдел менеджмента качества образования.
Международные исследования качества образования И.К. Круглинский ФГБУ «Информационно- методический центр анализа» 1.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
ЭКСПОРТ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В.А. Мау Академия народного.
Представление РТЦ и учебного курса Вальдман И.А., директор Российского тренингового центра Учебный курс «Национальные экзамены и мониторинги учебных достижений:
Маршрутный лист «Числа до 100» ? ? ?
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Транксрипт:

1 СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Высшее образование в странах мира в контексте международных показателей О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская, Ю.А. Вознесенская Москва 2008

2 Охват населения высшим образованием с учетом фактора масштаба Граничные условия отбора стран- лидеров Граничные условия отбора стран- лидеров Доля взрослого населения (25-64 года) с высшим образованием – не менее 15% Количество студентов вузов – не менее 0,5 млн. Доля студентов вузов в населении – не менее 2% 12 стран-лидеров СШАРоссияЯпонияКореяГерманияВеликобританияФранцияИспанияКанадаАвстралияНидерландыПольша

3 Приоритетные области развития образования Экспорт образовательных услуг как отражение сложившейся репутации национальной системы образования в международном сообществе; Международные рейтинги университетов мира, позволяющие оценить национальную систему высшего образования по составляющим ее университетам ; Международное исследование качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) - состояние обучения на уровне средней школы, являющейся фундаментом вузовского образования; Международное исследование качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) - состояние обучения на уровне средней школы, являющейся фундаментом вузовского образования; Доступность высшего образования и финансовые возможности его получения; Масштабы развития дистанционного образования К 12 странам-лидерам добавляются всего четыре страны: К 12 странам-лидерам добавляются всего четыре страны: Индия и Китай, выступающие на первый план по количеству студентов в высшем образовании, по динамике роста студентов и развитию дистанционного образования Индия и Китай, выступающие на первый план по количеству студентов в высшем образовании, по динамике роста студентов и развитию дистанционного образования Финляндия, лидирующая в трех рейтингах: качество школьного обучения PISA – 2006, доступность высшего образования и финансовые возможности его получения (2-е место); Финляндия, лидирующая в трех рейтингах: качество школьного обучения PISA – 2006, доступность высшего образования и финансовые возможности его получения (2-е место); Швеция – Швеция – лидер рейтинга по финансовым возможностям получения высшего образования. лидер рейтинга по финансовым возможностям получения высшего образования.

4 Доля взрослого населения с законченным высшим образованием

5 Соотношение среднего профессионального и высшего образования

6 Распределение по странам общемировой численности студентов

7 Доля студентов вузов в населении страны (%)

8 Экспорт образовательных услуг распределение численности мобильных студентов по принимающим странам

9 Распределение по странам 200 лучших вузов мира Шанхайский рейтинг

10 Распределение по странам 200 лучших вузов мира рейтинг «Таймс»

11 Российские вузы в академических рейтингах Международный рейтинг российских университетов заметно снизился по сравнению с 2006 годом. Международный рейтинг российских университетов заметно снизился по сравнению с 2006 годом. Всего за год два ведущих вуза России (МГУ и СПбГУ), входившие в 2006 году в 200 лучших вузов мира по версии «Таймс», полностью утратили свои позиции в общем рейтинге 2007 года, хотя МГУ вошел в 50 лучших вузов по естественным наукам (27 место). Всего за год два ведущих вуза России (МГУ и СПбГУ), входившие в 2006 году в 200 лучших вузов мира по версии «Таймс», полностью утратили свои позиции в общем рейтинге 2007 года, хотя МГУ вошел в 50 лучших вузов по естественным наукам (27 место). В 2008 году позиция России в рейтинге «Таймс» несколько улучшилась, но не достигла уровня 2006 года: МГУ занял 183 место, СПбГУ не вошел в число лучших 200 вузов. В 2008 году позиция России в рейтинге «Таймс» несколько улучшилась, но не достигла уровня 2006 года: МГУ занял 183 место, СПбГУ не вошел в число лучших 200 вузов. В Шанхайском рейтинге 2008 года МГУ, как и в 2007 году, занимает 76 место (в 2006 году - 66 место), СПбГУ поделил с другими университетами мира с 330 по 334 места (в 2007 году – с 305 по 402). В Шанхайском рейтинге 2008 года МГУ, как и в 2007 году, занимает 76 место (в 2006 году - 66 место), СПбГУ поделил с другими университетами мира с 330 по 334 места (в 2007 году – с 305 по 402). Ухудшение позиций России в рейтинге, учитывающем в основном не «прошлые достижения», а современные характеристики вузов, является тревожным фактом, который нельзя не учитывать при определении стратегии развития нашего университетского образования. Ухудшение позиций России в рейтинге, учитывающем в основном не «прошлые достижения», а современные характеристики вузов, является тревожным фактом, который нельзя не учитывать при определении стратегии развития нашего университетского образования.

12 Распределение по странам лучших вузов мира в рейтинге университетских веб-сайтов первая сотня первая тысяча Июль г г. январь 2008

13 Распределение по регионам лучших вузов мира – рейтинг веб-сайтов, январь 2008

14 Рейтинг университетских веб-сайтов

15 Рейтинг университетских веб-сайтов Новый аспект лидерства - первые десять стран по количеству вузов, входящих в рейтинг 5000: Новый аспект лидерства - первые десять стран по количеству вузов, входящих в рейтинг 5000: Наряду с наиболее высокими показателями веб-сайтов (первые 20, 100, 200 вузов и т.д.) важно сопоставить общее количество национальных вузов, вошедших в число лучших 5000 из рассмотренных. Такое сопоставление позволяет судить о национальной системе высшего образования не по отдельным вузам-лидерам, а в целом, по всей совокупности входящих в нее вузов. Оно отражает и масштабность системы, и ее готовность к восприятию ИКТ. Наряду с наиболее высокими показателями веб-сайтов (первые 20, 100, 200 вузов и т.д.) важно сопоставить общее количество национальных вузов, вошедших в число лучших 5000 из рассмотренных. Такое сопоставление позволяет судить о национальной системе высшего образования не по отдельным вузам-лидерам, а в целом, по всей совокупности входящих в нее вузов. Оно отражает и масштабность системы, и ее готовность к восприятию ИКТ. Россия впервые выступила в роли лидера: 145 вузов –июль 2007 (7 место в мире), 123 вуза - январь 2008 (8-9 место), 130 вузов - июль 2008 (7-8 место) - 2,6% от 5000.

16 Рейтинг университетских веб-сайтов: июль2007-январь 2008-июль2008

17 Российские вузы в рейтинге университетских веб-сайтов

18 Динамика развития веб-сайтов российских вузов

19 Динамика развития веб-сайтов российских вузов

20 Россию можно причислить к числу лидирующих стран в международном рейтинге университетов: 7-8 место по количеству вузов, входящих в число 5000 лучших вузов мира, - показателю, характеризующему готовность системы высшего образования к использованию информационных технологий в широких масштабах; 130 лучших российских вузов распределены по всем основным регионам России, что особенно важно для обмена информацией и межрегионального общения в условиях нашей огромной страны; Для улучшения позиции России в рейтинге «Вебометрикс» 2008 в СГА разработаны практические рекомендации по организации вузовского веб-сайта на основе сравнительного анализа показателей лучших веб-сайтов России и других стран. Для стран с большой территорией, к которым относится Россия, результаты рейтинга «Вебометрикс» представляются особенно актуальными. Информация по оценке показателей веб-сайтов вузов-участников обеспечивает возможность относительно быстрого развития вуза на основе анализа результатов (в отличие от рейтингов ARWU и«Times», в которых о существенном улучшении позиций может идти речь лишь в отдаленной перспективе). Использование практических рекомендаций по организации вузовского веб-сайта позволит вузам - расширить возможности для неформального общения между учеными и формирования связей в научном сообществе; - расширить возможности для неформального общения между учеными и формирования связей в научном сообществе; - упростить процесс публикации научных работ преподавателями и исследователями вуза; - упростить процесс публикации научных работ преподавателями и исследователями вуза; - повысить доступ к научным публикациям и разработкам вуза как в собственной стране, так и за рубежом. - повысить доступ к научным публикациям и разработкам вуза как в собственной стране, так и за рубежом. Россия в рейтинге «Вебометрикс» год

21 Глобальные рейтинги в области доступности высшего образования подходы канадских исследователей Чем отличается «доступная» система от «недоступной»? Какова связь между категориями «возможности» и «доступности»? «Глобальные рейтинги систем высшего образования», предложенные канадскими исследователями (Alex Usher, Amy Cervenan), пока еще не дают ответов на эти непростые вопросы. Это скорее попытка воспринимать эти вопросы с позиций большей системности, с привлечением данных международной статистики по определенной сопоставительной схеме. «Глобальные рейтинги систем высшего образования», предложенные канадскими исследователями (Alex Usher, Amy Cervenan), пока еще не дают ответов на эти непростые вопросы. Это скорее попытка воспринимать эти вопросы с позиций большей системности, с привлечением данных международной статистики по определенной сопоставительной схеме.. На основе разделения понятий доступности (Accessibility) высшего образования и возможностей его оплаты (Affordability), проведены два самостоятельных рейтинга: - по способности оплатить высшее образование; - по способности оплатить высшее образование; - по доступности высшего образования. - по доступности высшего образования. Alex Usher, Amy Cervenan, Global Higher Education Rankings: Affordability and Accessibility in Comparative Perspective. Toronto:The Educational Policy Institute, – 77p.

22 Рейтинг стран по возможностям населения оплатить высшее образование Аffordability

23 Рейтинг стран по доступности высшего образования Аccessibility

24 Аccessibility Аccessibility

25 Рейтинги стран по доступности высшего образования и финансовым возможностям его получения – сопоставление результатов Аccessibility and Аffordability

26 PISA-2006

27 PISA-2006 – шкала оценки

28 PISA-2006 – шкала оценки

29 PISA-2003 – внутристрановая дифференциация Россия США

30 Мегауниверситет как новый тип высшего учебного заведения Формальный признак мегавуза - количество студентов не менее 100 тысяч человек. Основные качественные показатели: дистанционные образовательные технологии на основе ИКТ, открытость, доступность образования, гарантия высокого качества обучения при одновременной ориентации на массовое образование эффективная поддержка студентов. При эффективной системе поддержки студентов, характерной для мегауниверситетов, «человеческие контакты в системах дистанционного обучения часто оказываются более результативными, чем в традиционных системах» (Дж. Даниэл). При эффективной системе поддержки студентов, характерной для мегауниверситетов, «человеческие контакты в системах дистанционного обучения часто оказываются более результативными, чем в традиционных системах» (Дж. Даниэл). «Нельзя достичь качественного дистанционного образования путем модернизации традиционной технологии» - таково убеждение основателя и ректора российского мегауниверситета М.П.Карпенко. [ [ Мегауниверситет - это [ новая технология обучения новая технология обучения новая дидактика обучения новая дидактика обучения новое материальное воплощение новое материальное воплощение (распределенная формация).

31 Цифры и факты Всего в мире 24 мегауниверситета в 17 странах 24 мегауниверситета в 17 странах более 10 миллионов студентов мегауниверситетов более 10 миллионов студентов мегауниверситетов ( около 8% от общемировой численности студентов) ( около 8% от общемировой численности студентов) 8 крупнейших мегауниверситетов с количеством студентов более 400 тыс.в каждом – суммарно 7,3 млн. чел. в 7 странах развивающегося мира: 8 крупнейших мегауниверситетов с количеством студентов более 400 тыс.в каждом – суммарно 7,3 млн. чел. в 7 странах развивающегося мира: Мегавузы с количеством студентов Мегавузы с количеством студентов более 2 млн. - Китай, более 2 млн. - Китай, более 1 млн. – Индия, Турция более 1 млн. – Индия, Турция более 0,5 млн. - Бангладеш, Таиланд более 0,5 млн. - Бангладеш, Таиланд более 0,4 млн.- Пакистан, Индонезия более 0,4 млн.- Пакистан, Индонезия 16 мегауниверситетов с количеством студентов от 100 до 400 тыс. в каждом - суммарно 2,8 млн. чел. в 13 странах: 16 мегауниверситетов с количеством студентов от 100 до 400 тыс. в каждом - суммарно 2,8 млн. чел. в 13 странах: Великобритания, США, Япония, Корея, Южная Африка, Великобритания, США, Япония, Корея, Южная Африка, Россия, Иран, Испания, Франция, Канада, Индия, Китай, Таиланд Россия, Иран, Испания, Франция, Канада, Индия, Китай, Таиланд

32 Доля студентов мегауниверситетов в общемировой численности студентов

33 Уровень развития дистанционного образования в экономически развитых и развивающихся странах

34 24 мегауниверситета - распределение по странам

35 О тенденциях развития высшего образования в XXI веке Дистанционное образование уже сейчас достигло больших масштабов: в одних только мегауниверситетах обучается более 10 млн. студентов, что составляет более 7% от общемировой численности Стремительное развитие дистанционного образования в значительной степени связано с возникновением и развитием мегауниверситетов – крупных вузов дистанционного обучения, образовательная технология которых изначально нацелена на обеспечение качественного образования на месте проживания. Большая часть из них возникла во второй половине прошлого века (в основном в восьмидесятые–девяностые годы) и за относительно короткий срок обеспечила значительный прирост в общемировой численности студентов Лидирующие позиции в развитии дистанционного образования занимают развивающиеся страны. В них находятся 16 мегавузов из 24 с общим количеством студентов 8,5 миллионов (более 80% всех студентов мегавузов) Очевидна особая роль Индии и Китая в развитии дистанционного образования, в частности в развитии мегауниверситетов. В этих двух странах обучается 44% студентов всех мегавузов мира. В дальнейшем эта тенденция будет усиливаться. Общемировые тенденции развития высшего образования в XXI веке будут определяться не столько экономически развитыми странами, сколько странами с наиболее крупными системами высшего образования. Поскольку Индия и Китай уверенно лидируют по количеству студентов, избранные ими модели обучения, очевидно, будут определять экономические и технологические изменения системы высшего образования в глобальном масштабе.

36 Наш адрес: Результаты НИР в СГА Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!